Как научиться читать быстро: упражнения и советы для скорочтения
Содержание:
- Периферийное зрение
- Почему так важно уметь быстро читать?
- Инструменты для обучения быстрому чтению
- Советы по увеличению скорости чтения
- Как научиться быстро писать
- Почему человек медленно читает
- Читаем по слогам
- С какого возраста можно обучать скорочтению детей
- «Клиновидные таблицы»
- Основные трюки в быстром чтении
- 5 правил как научиться быстро читать книги
- Правила обучения
- Технологии чтения с высоким уровнем запоминания
- Причины медленного чтения
- Метод Тима Феррисса
- Что мешает быстрому чтению?
Периферийное зрение
Такой навык именуется – периферийное зрение, которое в разы увеличивает размеры воспринимаемой области с текстом. Если овладеть этим навыком, то скорость чтения утраивается и только от одного этого навыка вы начинаете читать в 3 раза быстрее.
Обычно никто не использует периферийное зрение, читая каждое слово. Но можно читать всего несколько слов в предложении, остальные слова будут автоматически восприниматься периферийным зрением
Например, на картинке представлен текст, на котором четко изображенные слова – читаемые слова, а мутно отмеченные – воспринимаются периферическим зрением.
Почему так важно уметь быстро читать?
Прежде чем осваивать искусство быстрого и вдумчивого чтения, имеет смысл задуматься о том, а нужно ли вам это?
Если нет, ознакомьтесь со статьей для общего развития и… все равно читайте! Только выбирайте тех авторов, которые вам действительно интересны и поднимают настроение. Обогащение мозга новой информацией – тоже важная задача, поддерживающая интеллект в тонусе.
Может быть, по прошествии пары-тройки лет вам захочется чего-то достичь. Тогда в вашем распоряжении будут все исходные данные. А именно более или менее тренированный мозг. Доказано, что даже чтение беллетристики заставляет его напрягаться.
Если же вы целеустремленный человек и хотите стать лучшим(ей) в сфере, требующей серьезной интеллектуальной работы, эта статья для вас (в ней будет подробно рассказано, как читать быстро и запоминать).
Инструменты для обучения быстрому чтению
Для более эффективного и удобного обучения существует множество специальных инструментов. Самыми ценными из них, помимо самой книги или текста, можно назвать только два типа – таблицы Шульте и программы для чтения по словам.
Таблица Шульте – это таблица, в ячейках которой в случайном порядке расположены объекты (чаще всего цифры). Их необходимо находить и выстраивать в определенной последовательности. Пример таблицы представлен ниже.
Таблица может быть как печатной (с шириной стандартного книжного листа), так и электронной. Видео-инструкция по работе с таблицами Шульте.
Не рекомендуется использовать таблицы на компьютере, при поиске и нажатии на цифры глаза непроизвольно следуют за курсором мыши. Лучше выбрать мобильное приложение, например, вот это или это. Начинать тренировки оптимально с таблицы 5х5, по мере развития навыков пропорционально увеличивать количество строк и колонок. Сама тренировка с таблицей крайне проста. Необходимо сфокусироваться на центральной ячейке и не отрывая от нее взгляд найти в нужной последовательности все цифры.
Программы и приложения для чтения по словам в большинстве своем похожи, поэтому выбирать можно практически любые.
Главная их цель – показывать текст в виде периодически сменяемых отдельных слов, в которых для более быстрого восприятия специально выделена одна буква. Чем лучше навыки скорочтения, тем больше можно установить скорость. Можете попробовать это приложение и разобраться во всем на практике.
Загоревшись желанием изучить скорочтение и сэкономить уйму времени, помните о приоритете качества, не скорости. Не стремитесь получить все и сразу, помните об отдыхе
Многочасовые самоистязания будут совсем не такими эффективными, как это может казаться.
Уделяйте большое внимание тренировке памяти и концентрации. Без них действительно эффективное скорочтение просто невозможно
Используйте полученную информацию в жизни, выходите на новый уровень и добивайтесь потрясающих результатов.
Советы по увеличению скорости чтения
Важное значение имеет не только умение быстро читать, но также навык понимания и запоминания материала. Полученная информация приносит пользу только в том случае, если через некоторое время ею можно воспользоваться
Даже если речь идет о художественной литературе, то смысл чтения сохраняется только при получении определенных впечатлений, возможностью поделиться ими с кем-то.
Улучшить навык быстрого чтения позволят следующие простые рекомендации:
1. Охватывайте взглядом строчку. При медленном чтении взгляд скользит от начала строки до ее конца, делая в процессе несколько остановок. Таким образом примерно 30 % времени тратится на считывание пустых полей. Делайте одну остановку в центре строки, стараясь уловить максимум слов.
2. Восприятие слов как иероглифов. Каждое слово должно восприниматься как один знак, а не складываться из букв.
3. Не озвучивайте текст мысленно. Привычка, сохранившаяся еще со школы. Она очень замедляет чтение, так как ограничивает его скоростью речи.
4. Не возвращайтесь глазами к прочитанному. Иногда нам кажется, что мы совершенно не уловили прочитанную строку или даже часть строки, поэтому мы автоматически возвращаемся обратно глазами. Делать этого не нужно, потому что мозг автоматически достроит смысл.
5. Соблюдайте ритм. Если вы привыкли читать медленно, то мозг даже при попытках ускориться, будет пытаться вернуться к неспешному получению информации. Используйте метроном, часы, ритмичную музыку для того, чтобы придерживаться одного ритма и не давать себе расслабляться.
6. Читайте каждый день. Длительные перерывы в чтении неизбежно снижают его скорость. В то время как регулярное применение навыка даже без дополнительных усилий приводит к ускорению восприятия информации.
7. Увеличивайте шрифт. Статистика показывает, что информация лучше и быстрее воспринимается, если увеличить шрифт на несколько единиц. Не доводите до абсурдно больших размеров, но ставьте шрифт больше привычного.
8. Обогащайте словарный запас. Мозг всегда тормозит на незнакомых словах, начинает разбирать их по буквам, потом пытается понять смысл. Чем меньше таких слов в тексте, тем быстрее идет процесс чтения.
9. Познакомьтесь с книгой перед прочтением. Посмотрите автора книги, почитайте аннотацию, просмотрите оглавление. Это позволит примерно представить, что ждет вас в процессе чтения и ускорит его процесс.
10. Читайте в спокойных местах. Отвлекающие факторы сильно влияют на скорость чтения. В некоторых местах, вне зависимости от интересности книги, очень сложно сосредоточиться. Например, на шумных детских площадках или в общественном транспорте. Можете заглушать посторонние звуки наушниками с инструментальной музыкой без слов.
Следует подчеркнуть, что перечисленные советы относятся исключительно к увеличению скорости чтения, никак не влияя на восприятие информации. Для того, чтобы вернуться к полноценному пониманию смысла прочитанного, нужно привыкнуть к применению новых навыков.
Как научиться быстро писать
Мы часто сталкиваемся с необходимостью быстрой записи чего-либо. Как сделать так, чтобы все нотации и записи были понятны, и они записывались не медленнее, чем их начитывают?
Команда портала «Вдохновение» поделиться секретами, как научиться быстро писать:
Научитесь быстро писать.
Как бы странно это не звучало, но большая часть людей пишет медленно, выводя каждую буковку, и чуть ли не с транспортиром контролируют ее уклон
Забудьте об этом, ваша задача написать текст, конечно, это не значить писать, как врачи, но и не стоит сильно концентрировать внимание на красоте написанного
Проводите постоянные тренировки.
Да, пишите часто и все что угодно, монологи родственников, спич диктора новостей и так далее.
Выделяйте и записывайте главное. Не нужно писать полотном все слова и фразы. Делайте цитирование. Выделяя самое главное и необходимое.
Сокращайте.
Пишите сокращено самые распространенные слова, используйте аббревиатуры. Самое главное, в быстром писании, четкое понимание того, что вы пишите, а все остальное это дело техники и практики.
Почему человек медленно читает
Не всегда даже специальные упражнения в скорочтении помогают добиться желанного результата. Существуют определенные причины, в которых методика скорочтения оказывается «бесполезной». К ним относят:
- низкий словарный запас – проблему можно устранить путем чтения интересной литературы (художественной или научной);
- отсутствие должной концентрации внимания на тексте – в данном случае проблема объясняется слабым артикуляционным аппаратом, который легко натренировать с помощью специальных упражнений;
- нетренированная память – можно развить только путем постоянного чтения книг и обсуждением или простым воспоминанием прочитанного;
- сложное содержание книги – не всегда ребенок или даже взрослый человек может воспринять запутанный сюжет или большое количество сложных предложений в тексте;
- постоянное возвращение к определенному слову – зачастую в тексте встречается какое-либо непонятное слово, его необходимо разъяснить.
Разъяснение сложного и неизвестного слова в тексте должно происходить родителями, если читает и задается вопросом ребенок. В противном случае следует обратиться к толковому словарю или интернету.
Читаем по слогам
Когда ребенок выучит всю азбуку, придет пора двигаться дальше — начинать соединять буквы в слоги. Такой процесс всегда вызывает у детей определенные трудности. Как объяснить малышу соединение букв, вы можете придумать самостоятельно или воспользоваться следующей методикой.
Заготовьте карточки с написанными на них литерами. Покажите ребенку согласный звук и предложите его немного протянуть, а затем продемонстрируйте другой – гласный, назвав который ребенок очень протяжно прочитает свой первый слог.
Например, вы показали «С», а затем сменили его на «О». Что прочтет ребенок? «Сссооо». У некоторых детей даже столь наглядная азбука может вызывать трудности. Это не значит, что малыш глупее, просто у него другая форма восприятия. В этом случае сами читаем детям. 5-6 лет – это возраст, когда дошкольник готов, как губка, впитывать информацию. Продемонстрировав один раз, как произносится слог, вы сами удивитесь, как быстро он усвоит методику и какие отличные результаты покажет.
С какого возраста можно обучать скорочтению детей
Словарный запас ребёнка значительно меньше, чем у взрослого. При чтении он задумывается, осмысливает прочитанный материал и для этого тратит гораздо больше времени. Даже на слух быструю речь дети воспринимают значительно хуже. Поэтому учить детей скорочтению можно только после того, как они научатся полностью самостоятельно осмысливать прочитанный текст. Это происходит в возрасте приблизительно 14–15 лет.
Как видите, развить скорочтение в домашних условиях — не такая уж сложная задача. Читать со скоростью больше 500 слов в минуту способны не только супергерои, но и обычные люди. Попробуйте и вы научиться этому и на своём примере убедитесь в ценности такого навыка.
«Клиновидные таблицы»
Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.
Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Основные трюки в быстром чтении
Обучение скорочтению должно начинаться с изучения основных моментов в технике. К подобным основам относят следующие моменты:
- Необходимо читать только полезные книги. Если есть желание стать успешным, значит, следует останавливать свой выбор на автобиографиях талантливых предпринимателей и так далее.
- Выбирают книги только с простым для восприятия изложением – к ним относятся рукописи современных авторов. Классика в данном случае окажется неуместной, поскольку в тексте будет присутствовать большое количество уже устаревших слов.
- Выбранную книгу необходимо прочитать быстро 2 раза. Первый раз является ознакомлением с информацией, а второй раз – это уже техника скорочтения.
- Читайте только в удобных для вас местах – желательно дома и не менее 1-1,5 часов без отрыва на важные дела.
- Не следует читать не понравившееся произведение, а также «лишнее» — не следует человеку, желающему добиться успеха, начинать чтение фантастики.
Это только основные моменты, которые помогут освоить скорочтение в домашних условиях. Далее следует изучить тонкости в методике.
5 правил как научиться быстро читать книги
С детства мы учимся быстро читать, чтобы бегом пройти школьный или университетский материал. Затем заняться другими делами. А что если у вас список из 20-30 классных книг, которые вам безумно нравятся, но банально не хватает времени? Вот здесь и спасает техника скорочтения
Важно не просто проглатывать информацию, но еще и что-то оставлять в голове после прочитанного. Далее 5 правил, которые помогут вам быстро читать
Правило 1 — сконцентрироваться
Основная цель — сосредоточить внимание на самом чтении, полное погружение в книгу. В ваш фокус не должны попадать какие-либо посторонние дела
Шум в доме или на улице, разговоры соседей, параллельное обдумывание планов, поток мыслей — все это сильно отвлекает. Как быстро научиться читать, если вы совершенно не знаете, о чем пойдет речь в книге? Главное, что помогает сосредоточиться — перед чтением ознакомьтесь с описанием и отзывами.
Это помогает на подсознательном уровне оценить, насколько важен материал и увеличить скорость чтения и усвоения. Приятный и осмысленный процесс зависит от внутреннего равновесия и полной концентрации на книге. Если вы четко осознаете, что хотите получить из книги или текста, это ускорит процесс. Ведь у каждого бывало, что вы буквально проглатывали книгу. Вас увлек сюжет и вы сами себя подгоняли, чтобы быстрее узнать развязку.
Правило 2 — не воспроизводить заново
Во время чтения часто происходит субволикация. Этот термин означает, что человек повторяет прочитанное вслух или в уме. Естественно, это тормозит процесс. Чтобы правильно читать книги, необходимо убрать эту привычку. Забудьте о повторении предложений или целых кусков текста. Когда субволикация отступит, вы будете читать легче и быстрее. Мозг начнет поглощать и лучше запоминать выбранные книги.
Правило 3 — представлять общий образ
Важный пункт скорочтения — навык концентрироваться на нескольких основных местах текста сразу. Один из секретов быстрого чтения — умение прочитывать любой материал отдельными частями. Вы можете не задумываться над каждой фразой или абзацем. Мозг обработает отдельно выбранный блок и позволит запомнить главный посыл книги или статьи.
Вас интересует, как быстро прочитать книгу? Тогда учитесь четко определять информационные блоки, чтобы улучшить скорость и качество прочтения книги. Не стоит бояться неправильно понять автора или возвращаться к определенному месту по несколько раз. Лучше крепче держите в уме нить рассказа и читайте дальше. Мозг сам проанализирует текст, когда нужно. Незачем растрачивать драгоценные минуты или часы на возвращение.
Правило 4 — оставляйте закладки
Еще один немаловажный совет — используйте линейки, стикеры, карандаши или ручки, чтобы сделать закладку. Указатель поможет быстрее восстановить в памяти прочитанное и не упустить дальнейшую нить
Ускоряет процесс, если вы будете водить закладкой по строкам — так вы удерживаете внимание
Направьте свои ресурсы, чтобы быстро читать, а с остальными задачами справится мозг. Попробуйте довериться ему, меньше контролировать его и вы будете приятно удивлены результатом.
Правило 5 — тренироваться
Регулярные упражнения учат не только как быстро читать, но и совершенствовать свои умения с каждой книгой. Начинайте, как спортсмен — с легкого и постепенно переходите к тяжелому. Сначала читайте детективы, романы, относительно простые тексты, которые не перегружены точными данными.
Постепенно привычка усваивать текст закрепиться, и вы можете переходить к сложным материалам. С каждым новым текстом смысл прочитанного начнет последовательно укладываться в голове. Когда вы разработаете память, то будете с максимальной точностью вспоминать детали, которые вас интересуют. Все книги, которые вы читали, будут всплывать в памяти по вашему желанию.
Правила обучения
Независимо от выбранной методики, следует знать и обязательно учитывать основные требования, чтобы не нанести вред малышу
Для ребенка важно все. Ошибки, совершенные родителями, всегда оставляют след в душе детей
И зачастую тормозят процесс развития крохи долгие годы.
Правильно выговариваем букву. Обучая ребенка, всегда называем только звуки, например «М». Не говорим «ЭМ». Это сильно путает детей. И на ваше предложение: «Читаем по слогам» малыш со всей серьезностью прочтет «ЭМА-ЭМА» вместо долгожданного «МА-МА».
Правильно читаем. Многие слова в русском языке произносятся совсем не так, как пишутся. Взрослые люди читают орфоэпически (так как принято). Ребенок — исключительно орфографически (только так, как пишется). Именно поэтому, когда обучаем детей, следует читать «мОлОко», а не «мАлАко». А если это просто вечерняя сказка на ночь, то можно произносить слова обычным способом.
Делим по складам. Наступает время, когда малыш начинает пытаться читать. Очень усложняют и замедляют такой процесс трудные слоги. В этом случае их можно разделить на склады, отметив легонько карандашом такое разделение. И вместо сложного, состоящего из одного слога, слова «лось» ребенок легко прочтет два легких «ло/сь».
Не привязываемся к алфавиту. Начинать изучение букв нужно, исходя из частоты употребления. Таким образом, сначала запоминаем те, из которых малыш сможет составить знакомые ему слова – свое имя, любимую игрушку, имена родителей.
Обучаем в игре. Чтобы не вызвать у дошкольника отвращения не только к чтению, но и к познанию нового, обязательно включайте в процесс ваших занятий разнообразные игры.
Ограничиваем время. Во время занятий с ребенком следует не забывать, что малыш должен читать не более пяти–десяти минут. Заставляя его сидеть за азбукой по полчаса, вы не приучаете малыша к школьным урокам — вы полностью отбиваете охоту учиться. Ведь любое занятие первоклашек состоит из постоянной смены деятельности, а не 30-минутного чтения.
Главный принцип – «не навреди». Если во время ваших занятий малыш приобретет стойкую нелюбовь к учебе, переучить его будет практически невозможно. Лучше прочитать меньше, чем вообще возненавидеть это занятие. И каждый раз, когда запланированный объем не был изучен ребенком, обязательно скажите себе: «Мы только УЧИМСЯ читать!» Для детей иногда и несколько предложений могут принести больше пользы и информативности, чем неинтересный, проработанный под нажимом текст.
Технологии чтения с высоким уровнем запоминания
Как же здорово не просто уметь много и быстро читать, но еще и запоминать прочитанное. И в этом деле вам нужно понять – прерогативой будет тренировка внимания. Это ключевое понятие высокого уровня запоминания.
Характеристика факторов внимания:
концентрация – уровень вашей собранности;
устойчивость показывает, как долго вы можете концентрироваться;
переключение внимания – как быстро вы можете сменить объект концентрации;
объем – количество предметов, охваченных вниманием при условии быстрого их предъявления.
Ежедневная обязательная норма внимания – это 2–3 газеты, 1 журнал, 100–150 страниц любой книги.
Теперь рассмотрим самые интересные технологии чтения с запоминанием.
- Пересказ. Прочитайте на предельной своей скорости страницу любого текста. Отложите книгу в сторону. Вслух перескажите прочитанное. Если сделать именно так, то вероятность того, что через 3–7 дней вы вспомните прочитанное, велика. Если игнорировать пересказ, остаточная информация через неделю может равняться паре строк.
- Приучите себя первое время вручную работать с текстом. В ход идут выделения, подчеркивания, обводки важных мест в тексте. Если вы к тому же визуал, для вас это особо ценная привычка. Лучше запоминать информацию помогает ее деление (главные мысли, важные уточнения), а выделенные фрагменты проще запоминаются зрительно.
- Прочитайте страницу текста очень быстро. Постарайтесь (можно перед зеркалом) вспомнить содержание первого абзаца, а потом последнего. Прочтите текст еще раз. Напишите на листке 5–6 тезисов текста, которые позволяют не просто понимать его смысл, а служат опорой для пересказа.
- Сделайте полезной привычкой заучивание стихов. Это подходит и взрослым, и детям. Стандартная норма – одно стихотворение в неделю (не менее 5 «столбиков»). Для детей это одна из лучших тренировок памяти, а еще развитие речи, эмоционального отношения к чтению и т. д. Взрослые тоже через пару месяцев еженедельного запоминания стихов заметят, что память их улучшилась. Поразительно, но и скорость чтения тоже вырастет.
- Читайте на ночь. В спокойной, тихой обстановке, не «приправляя» чтение чем-нибудь вкусненьким, не включая фоном телевизор. 30–60 минут сконцентрированного чтения. После этого примите душ и сразу спать. А утром попробуйте про себя воспроизвести прочитанное. Многим это помогает – текст вспоминается в подробностях.
- Пишите изложения. Повторяйте это школьное упражнение 2–3 раза в неделю. Читаете статью, одну страницу книги или одну часть учебного параграфа. Читайте быстро, один раз, после чего пишите изложение этого текста (можно и печатать). Смысл не в том, что вы должны написать близко к тексту, а в сознательной замене слов синонимами, реструктуризации текста. Это упражнение позволит научиться читать таким образом, чтобы информация запоминалась не так, как она предстает в тексте, а так, как вам удобнее ее понять и воспроизвести.
Причины медленного чтения
- Низкий словарный запас. Пополняется в ходе чтения новых книг, познания нового и общения с людьми.
- Слабая концентрация внимания на тексте.
- Слабый артикуляционный аппарат. Данная проблема устраняется специальными упражнениями, представленными в детских пособиях.
- Нетренированная память. Развивается постоянным чтением интересных текстов и выполнением смысловых упражнений к ним.
- Слишком сложное содержание книги. Не каждый школьник способен воспринять запутанный сюжет литературного произведения. Тут важным аспектом является знание родителя особенностей своего чада. Тогда проблемы с подбором книги для ребенка не возникнет.
- Возвращение к одному и тому же слову или словосочетанию (как правило, сложному). Ребенок не понимает его смысла и поэтому перечитывает вновь. Разумеется, это снижает скорость чтения. Отлично, если ребенок не стесняется спросить значение непонятного слова. А родитель, в свою очередь, способен сыграть роль толкового словаря — то есть на пальцах объяснить, что означает то или иное слово либо фразеологизм.
Как повысить скорость чтения ребенка (или как научить читать быстро) будет рассказано далее.
Метод Тима Феррисса
Известный писатель, среди работ которого имеются несколько бестселлеров, предложил технику, состоящую из двух этапов:
Начинать читать тексты, водя карандашом или пальцем по строкам. Именно так учатся читать дети, чтобы визуально воспринимать слова и ассоциировать их с собственными мыслями и картинками. Через определенное время стоит попробовать начинать чтение каждой строки с третьего слова, первые два необходимо замечать периферическим зрением. Это поможет увеличить скорость чтения.
По словам писателя, данная методика позволяет значительно улучшить восприятие текста, сократив время чтения до 25-50%. Существуют также другие методики, которые сложно выполнить самостоятельно. Для них требуется наличие специальных программ на компьютере или присмотр специалиста. Техника Тима Феррисса оптимальна для самообучения на начальном этапе.
Что мешает быстрому чтению?
Проговаривание «про себя»
Одна из самых распространенных проблем заключается в том, что ребёнок читает про себя: то есть он не просто шевелит губами и языком, но ещё и воспроизводит слова у себя в голове, при этом его глаза могут оставаться на одной точке. Такое явление существенно снижает скорость восприятия информации и прочтения.
Ограниченное поле зрения
С такой проблемой в основном сталкиваются дети. Дело в том, что детский глаз, в сравнении со взрослым, имеет относительно небольшое поле зрения, то есть ребёнок может видеть только картинку перед собой.
Возврат к прочитанному
Проблемой для детей и подростков в момент чтения зачастую становится эффект регрессии. В этом случае глаза постоянно возвращаются к материалу, который уже был прочитан ранее — это считается недопустимым. Скажем больше: такой дефект искореняется с большим трудом
Очень важно не путать регрессию с рецепцией, последняя представляет собой ту же самую регрессию, но она возникает с целью переосмысления прочитанного текста либо его лучшего усвоения. Она может быть оправдана, если у ребёнка возникают вопросы по материалу
Отвлечение от текста
Немаловажным фактором является то, что словарный запас и общий багаж знаний у детей невелики. Получается, что малыш пытается мысленно понять суть какого-то слова, значение которого ему не известно, таким образом, скорость чтения понижается
В этой ситуации очень важно сокращать путь между самим текстом и его анализом, для этого очень важно тренировать восприятие информации не через слух, а зрительно. Ну и, наконец, многие дети страдают дефицитом внимания либо гиперактивностью