Как научиться играть в шахматы с нуля самостоятельно

Содержание:

Соотношение силы той или иной фигуры

Давайте сейчас поговорим о силе фигур. Мы расскажем вам не только о том, кто кого сильнее, например, конь или слон, ферзь или ладья, но еще и о том, какая фигура сколько других фигур или пешек стоит. Если не понимаете, то сейчас все будет ясно… Итак…

Самая слабая фигура в шахматах – это пешка. Она такая маленькая, безобидная и ходит всего на 1-2 клеточки вперед, кушает наискосок на одну клеточку или бьет на проходе. НО!

Не стоит забывать о том, что простая пешка может превратиться в любую фигуру (кроме короля), когда дойдет до последней линии шахматной доски. Так же давайте вспоминать случаи когда пешка ставила мат и решала исход партии. А посмотрите вот сюда:

Смотря на позицию на доске, невооруженным глазом видно, что черные выигрывают. Им грозит мат на c2 ферзем. У черных есть ферзь, ладья, да еще и 2 легких фигуры – слон и конь. У белых всего лишь ладья из сильных фигур. НО! У белых есть пешка и их ход.

Вопрос – в кого превращается пешка, встав на последнюю линию доски, а именно поле f7? Все верно — в коня. И черные получают красивый сперты мат. Вот вам и слабая пешка…

Далее по слабости идут такие фигуры как слон и конь. Эти фигуры в шахматах еще называют легкие. А вот ладья и ферзь – наоборот, тяжелые.

Если говорить о том, кто сильнее, конь или слон, то здесь все зависит от позиции на доске. В какой-то позиции конь сильнее чем слон, а в какой-то наоборот. Многое еще решает то, какой слон у игрока остается, белопольный или чернопольный.

Если у игрока остается 2 коня, а у его противника 2 слона, то считается, что 2 слона сильнее 2-х коней в игре. Ну, то есть, получается у первого нет слонов, только 2 коня, а у противника нет коней, только 2 слона.

На самом деле если очень серьезно заниматься изучением теории шахматной игры и ее стратегиям, то вы будете знать все от А до Я по вопросам силы фигур в той или иной позиции.

Далее по силе фигур идет ладья. Она сильнее пешки, слона и коня.

Ну и самой сильной фигурой на доске является ферзь. И почему, вы уже, наверное, сами поняли. Потому что ферзь ходит куда хочет.

Король не является ни сильной ни слабой фигурой, он просто является фигурой ценной. Короля надо беречь и защищать.

Теперь давайте поговорим о том, какая фигура сколько других стоит. Про пешку говорить не будем. Пешка, как говорится, пешку и стоит.

Какова же цель игры в шахматы?

Любая игра имеет свою миссию. Если игрок поймет несущую концепцию такой интеллектуальной забавы, то это поможет ему не только научиться играть и ходить, но и обеспечит высокие шансы на победу.

В шахматном развлечении каждый игрок пытается захватить короляЭто защита каждым из игроков собственного короля от получения «мата». Осуществить ее возможно двумя путями. Первый вариант – это захватить наибольшего количества фигур оппонента. Второй метод – избежание захвата собственных фигур. своего оппонента. Если игроку это удается, то партия заканчивается его победой. В то время как поставить «мат» противнику – это основная цель шахмат, существует и вспомогательная миссия.

Стоит выделить еще, что не зря такую игру называют интеллектуальной аркадой

Ведь очень важно продумывать каждый ход наперед, причем не только своего «войска», но и вражеских фигур.

В этом случае важно терпение. Интерес к шахматам, как и навыки для игры в них, будет расти после каждой сыгранной партии.


Нужно защищать свои фигуры и атаковать противника

Что значат ключевые слова «шаг» и «мат»?

Кстати, это выражение часто используют и в повседневной жизни. Относится оно к поражению в любом аспекте. Но можно еще сказать, что это важнейшая миссия всей игры.

  • Также необходимо помнить, что подразумевают под понятием «шаг». Если королю объявляется «шаг», значит, он подвергается нападению одной из фигур противника. В таком случае, нужно выйти из-под удара. Чтобы сделать это существует 3 способа:
    • подвинуть короля на безопасный квадрат. Безопасный квадрат — это клеточка, где король не будет под ударом;
    • захватить вражескую фигуру, которая угрожает королю;
    • блокировать угрозу при помощи одной из фигур. Но этот способ не сработает против пешек и коней.
  • Если невозможно сохранить короля — это «мат». Партия заканчивается проигрышем игрока.


Главное — это защита короля

Как узнать победителя или система подсчета баллов?

Если человек хочет больше узнать об игре в шахматы, нужно ознакомиться с системой баллов. Каждая фигура ценная для игрока, будь то пешка или ферзь.

  • Чем ценнее фигуры, тем больше очков они стоят:

    • пешки эквивалентны 1 баллу;
    • кони же ценятся в 3 очка;
    • слоны стоят также 3 балла;
    • ладьи выросли до 5 очков;
    • а вот ферзь приравнивается к 9 баллам;
    • короли, конечно же, бесценны. Ведь если потерять своего короля, то игра оканчивается проигрышем.

WooChess

Предлагаемые видео и аудио облегчают индивидуальные и групповые тренинги, которые возможны из любой точки мира с помощью простой в использовании виртуальной доски, которая разделяет игры, созданные учителем одним щелчком мыши.

Вы найдете подробную информацию о тренерской деятельности каждого учителя. Ученик сможет выбрать того, кого захочет. Будет возможность оценить и оставить комментарии по труду тренера, что и поможет другим ориентироваться в будущем.

Зарегистрируйтесь на сайте, выберите тренера. Вы увидите на своём экране шахматную доску, где будут отображаться все действия тренера и параллельно будет возможность общаться с ним с помощью видеосвязи.

Основы шахматной игры

Дмитрий Соседов начинает обучение с важных элементов игры: координаты на доске и шахматная нотация. Далее упор делается на важных для любого новичка моментах: контроль над доской, защита короля и ферзя, дебютные принципы, стратегия и тактика миттельшпиля, основы эндшпиля. Автор делает обзор стратегических ошибок новичков, доступным языком объясняет основы связок и шахматных окончаний, знакомит учеников с тактиками «отвлечение» и «рентген». Трюки Дмитрия поймёт и сможет применять в игре даже начинающий игрок. Видеокурс обеспечивают зрителю базовый уровень знаний шахматной стратегии.

Как играть в начале партии

 

После знакомства с базовой стратегией, новичку необходимо изучить тактику отдельных частей партии. Игра начинается с дебюта — важнейшего элемента для побед для новичков. Занятие не содержит сложной терминологии, и начинающему шахматисту будет легко разобраться в теории.
 

Лучшие дебюты

Шахматист Александр Зайцев знакомит зрителей с дебютной теорией и учит правильно выбирать изначальную тактику среди огромного количества вариантов. В видео проводится разбор пяти дебютов, пользующихся наибольшей популярностью как среди гроссмейстеров, так и у шахматистов-любителей. В уроке новичок знакомится с кратким руководством к действию в Испанской, Итальянской, Шотландской и Русской партиях. 

Изучаем ловушки в дебюте

В видео проводится обзор семи шахматных решений, позволяющих победить соперника уже в первые минуты игры. Примеры рассматриваются автором на основе известных дебютов, включая Сицилианскую защиту, Испанскую и Итальянскую партии. В ролике рассмотрены все нюансы использования ловушек при игре за белые и за чёрные фигуры, учат не только применять хитрости против соперников, но и не попадаться в ловушки самому.

Как играть в миттельшпиле

По окончании дебюта начинается более сложная часть игры — миттельшпиль. В середине партии нужно выбрать правильную стратегию, ведь именно здесь зачастую решается кто выиграет. Тренер Максим Бикужин перечисляет четыре основных принципа разыгрывания миттельшпиля. Следование перечисленным правилам позволит новичку избежать ошибок и дойти до заключительной части игры без потерь.

Правила игры в эндшпиле. Советы

Эндшпиль – заключительная часть партии. Он завершается матом или ничьей. В видео предлагаются советы для новичков по плавному переходу в эндшпиль. Когда фигур на доске остаётся мало — стратегия ходов меняется. Автор ролика делится с новичками основными секретами, позволяющими правильно оценить позицию, результативно атаковать фигуры соперника, сохранить собственные фигуры и не попасть в патовую ситуацию

Особое внимание уделено «Правилу квадрата», следуя которому можно быстро просчитать выгоду или опасность следующего хода.

 

Учимся играть в блиц-шахматы

Лучший способ для новичка закрепить полученные знания – постоянно играть. Легче всего найти себе виртуального соперника. Такую возможность дают шахматные сайты. Среди огромного числа разновидностей онлайн-шахмат самым распространённым является блиц – игра с жёстким контролем времени, где нет возможности для долгих раздумий. Видео основано на советах американского гроссмейстера японского происхождения Хикары Накамуры. Шахматист учит не сдаваться даже в самых тяжёлых ситуациях, не концентрироваться на времени и правильно упрощать позицию при попадании в цейтнот.

Ставим детский и дурацкий маты

 

 
Автор обучающего ролика преподносит материал доступным языком — легко понять как поставить детский, дурацкий и мат в 3 хода.
 
— Бесплатные приложения для обучения шахматам

— Книги для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

Навигация по записям

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Программа-самоучитель Lucas Chess

Для того, чтобы попрактиковаться в игре в шахматы, лучше либо играть с опытным соперником, который вовремя сможет указать на ошибки, либо воспользоваться различными программами, имитирующими шахматную партию. Одним из наиболее распространенных тренажеров является Lucas Chess. Его единственным недостатком можно считать ориентированность на пользователей, умеющих играть в шахматы – игрок должен знать основные правила, а также ходы фигур. Также к слабым сторонам можно отнести простой интерфейс и незамысловатую визуализацию шахматной партии.

Программа содержит богатый набор обучающих функций, а также широкий спектр настроек. Ее преимуществом является абсолютно бесплатное распространение. Пользователь может самостоятельно настроить сложность игры (применяется система разнообразных шахматных движков различной силы), поставить ограничения на число подсказок, которые даются тренером. При этом программа может автоматически подстраиваться под способности игрока: каждая победа над компьютером увеличивает сложность, а при достижении максимального уровня происходит переход к более сложному движку.

Наиболее мощные движки (Rybka и Stockfish) позволяют играть на уровне ведущих мировых шахматистов. Для того, чтобы перейти на более высокую сложность, игрок должен дважды обыграть компьютер на текущей – при игре за белые и черные фигуры соответственно. При победе происходит повышение рейтинга пользователя.

Помощь тренера Lucas Chess заключается в том, что при игре на простом шахматном движке система использует более сложный движок для анализа обстановки и рекомендаций наиболее оптимальных ходов. Это позволяет избежать грубых ошибок, допускаемых новичками. Если тренер видит оптимальный в данной ситуации ход, то он предоставляет оценку текущего хода, возможную реакцию соперника на текущий ход, а также оптимальный по алгоритму тренера в данной ситуации ход. Принять сторону программы или оставить все без изменений – выбор непосредственно игрока. Однако играть на подсказках тренера не получится – их число ограничено. Каждая победа также уменьшает их количество, на высоких уровнях приходится играть самостоятельно. Также в ряде случаев можно использовать собственный ход, вместо предложенного тренером – это актуально в ситуации, когда числовая оценка хода алгоритмом незначительно отличается от совершенного хода. В таком случае число доступных подсказок не изменяется, что позволяет сохранить их для более сложных ситуаций.

Наряду с классической шахматной партией с подсказками существуют различные режимы, позволяющие отточить навыки игры, например, поиск лучшего хода, поиск доступных ходов, перемещение между позициями, мат в несколько ходов и т.д. Пользователям доступны шахматные задачи, обучающие позиции, а также отыгрыш обычной шахматной партии.

10 лучших книг для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть

Шахматы – непростая, но интересная и увлекательная игра, развивающая тактическое и стратегическое мышление. Многим людям они могут показаться нудной забавой, но погружение в мир интеллектуальной игры заставит любого человека отказаться от подобных мыслей. Основы шахматной игры можно изучить самостоятельно в любом возрасте. Главное — правильно подобрать литературу.
 

В некоторых странах всерьёз обсуждается вопрос о включении курса шахмат в обязательную школьную программу. Потому что эта игра, как и математическая наука, «ум в порядок приводит». Все Курсы онлайн подобрали лучшие книги и самоучители шахмат для начинающих, которые помогут начать самостоятельно заниматься на дому.
 

Книги для обучения детей шахматам

Детям не подойдут шахматные самоучители Нимцовича и Капабланки. К прочтению подобных пособий может приступать или взрослый человек, или подготовленный старшеклассник. А младших школьников нужно заинтересовать игрой, показать её красоту и увлекательность. И желательно сделать это в простой и наглядной форме, а лучше в виде сказки.
 

Шахматная школа № 1 (По всему городу)

Шахматы — древняя игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта, развивающая логическое мышление, умение принимать решение, математические и интеллектуальные способности.

Шахматная школа предлагает:

Групповые занятия по шахматам

Единая программа для всех филиалов от основателей школы, авторов книги «Научиться играть в шахматы? Легко!». Детские группы, по 5-6 человек различного уровня — от начинающих до 1 разряда. Домашнее задание после каждого урока.

Для новичков (принимаем детей от 4 лет)

За год ребенок проходит путь с 0 до участия в своем первом официальном турнире. Главная задача на этом этапе заинтересовать ребенка игрой и научить играть шахматную партию по-правилам, объяснить базовые принципы. Большинство учеников получают рейтинг после 1-го года обучения.

​Индивидуальные занятия.

В школе работают только профессиональные преподаватели, с педагогическим опытом и шахматными званиями. Возможны индивидуальные занятия на дому. Преподаватели могут приехать в любой район Москвы.

Книги-самоучители

Для приверженцев традиционных подходов к обучению классическим шахматам существуют различные книги, позволяющие постичь как азы шахматного искусства, так и изучить сложные комбинации, научиться избегать распространенных ошибок, анализировать обстановку на доске и многое другое. Среди них наиболее выделяются следующие издания:

1) В.Л. Хенкин – «Куда идет король».
Автор книги – известный шахматист и теоретик Виктор Хенкин. Несмотря на то, что шахматный самоучитель издан еще в 80-е годы прошлого века, книга не теряет своей актуальности и по сей день. В ней изложены основные моменты, необходимые начинающему шахматисту: информация о шахматной доске и нотации, фигурах и их расстановке, их ценности, правилах рокировки, матования различными фигурами, а также об особенностях игры на различных стадиях – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Согласно мнению автора, успех любой шахматной партии кроется не в заучивании множества вариантов дебюта, а в планомерном изучении игры с элементарных позиций эндшпиля. Своеобразный подход к обучению позволяет в кратчайшие сроки освоить азы и принципы шахматной науки.

2) Д.И. Бронштейн – «Самоучитель шахматной игры».
Книга, написанная известным шахматистом, позволяет как постичь основы шахматного искусства, так и развить творческое мышление. Однако на фоне всех аналогичных самоучителей, этот обладает определенной спецификой – он не адресован для тех, кто абсолютно не умеет играть в шахматы. Ученик должен владеть элементарными знаниями – шахматной нотацией, общими правилами игры и ходами фигур. Также самоучитель рассматривает шахматную партию как набор последовательных позиций, которые возникают после хода каждого из игроков. Это обеспечивает системный подход к обучению игре. Параллельно с этим автор рассматривает стили игры сильнейших шахматистов-современников (конец XX века), ход их мысли в различных ситуациях, нахождение оригинальных путей в изученных позициях, а также общее место шахмат в современном мире.

3) Б. Фишер – «Бобби Фишер учит играть в шахматы».
Самоучитель, написанный гениальным американским шахматистом, позволяет быстро, эффективно и увлекательно обучиться игре в шахматы без зазубривания сложных комбинаций и стратегий. При помощи книги можно научиться хорошо играть в шахматы намного быстрее, нежели при помощи учебников или различных лекций. Мировой бестселлер не обладает какой-либо узкой специализацией, а предназначен для широкого круга читателей, в том числе и тех учеников, кто впервые садится за шахматную доску. Часть книги посвящена разбору партий великого гроссмейстера с комментариями другого маэстро шахматного искусства – Э. Гуфельда.

4) Г.Я. Левенфиш – «Книга начинающего шахматиста».
Это – общепризнанная классика, по которой учились тысячи шахматистов, некоторые из которых стали именитыми гроссмейстерами и даже чемпионами мира. Книга содержит подробное руководство с теоретическим материалом и практическими упражнениями различной сложности, а также примерами выигрышных партий. Благодаря авторской методике можно освоить шахматные зрение и память, а также научиться создавать собственные комбинации. Изучать шахматное искусство по методике Григория Левенфиша необходимо неторопливо и постепенно, от раздела к разделу, полностью усваивая каждый пройденный этап. При этом книга одинаково хорошо подходит как новичкам, которые только осваивают шахматное мастерство, так и профессионалам, оттачивающим свои навыки. В ней легко найти всю необходимую информацию начиная с расстановки фигур и заканчивая разыгрыванием мата в 3 хода.

Как научиться играть в шахматы?

Шахматы – популярная игра для детей и взрослых, развивающая внимательность, интеллект, логическое мышление. Начать играть можно в любом возрасте, начиная с 3-х-4-х лет. Занятия дадут хороший результат, если тренироваться регулярно, а также уделять время получению теоретических знаний.

Как научиться играть хорошо?

Хорошо играть в шахматы невозможно без базовых знаний. Но бывает, что игрок знает правила, обладает опытом игры, однако, не доволен достигнутыми результатами. Тогда помогут следующие советы:

Начните разбираться в нюансах с эндшпиля. В шахматах существует три стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Классическое обучение начинают с эндшпиля – на этой стадии на поле немного фигур, можно детально поработать с каждой и понять ее качества, увидеть, когда сильна и слаба эта фигура.

Хорошо изучите дебюты. Шахматист, получающий мат в начале партии, вряд ли дойдет до ее поздней стадии. Лучше выбирать открытые дебюты, позволяющие развить живую комбинационную игру. Основная задача начала партии – улучшить положение своих фигур и помешать это сделать сопернику. Пешки должны захватить центр, в игру сначала вводят легкие фигуры (коней и слонов), затем тяжелые (ладьи и ферзя). В середине партии – миттельшпиле – нужно бороться за сильные позиции, не давая противнику занять их.

Играйте с соперниками сильнее себя. В партиях через интернет или вживую выбирайте противников, играющих немного лучше вас. Тогда вы сможете учиться у них навыкам игры, при этом оказывать достойное сопротивление. Не стоит играть с теми, кто значительно превосходит вас по уровню мастерства – они быстро одержат победу, а вы не сможете найти причины неудачи. Сначала выбирайте длинные партии, не нужно сразу переходить к блицам по 3 или 5 минут.

Анализируйте свою игру. После каждых двух-четырех партий оценивайте свою игру, ищите ошибки и возможности для улучшения техники. Компьютерные партии фиксируются автоматически, игры вживую нужно записывать самостоятельно, изучив шахматную нотацию. Со знакомым соперником можно обсудить партию совместно. Для анализа компьютерных партий используют программы, например, Stockfish. Такие способы, конечно, экономят время, однако, полезнее оценивать игру без их помощи.

Не играйте с компьютером. Компьютерные программы плохо подходят для обучения. На высоком уровне компьютер всегда вас обыграет, а на низком – будет допускать глупые ошибки. Старайтесь играть с живыми людьми – в офлайн или через интернет.

Решайте задачи и этюды. Они тренируют логическое мышление и готовят к реальной игре. Научившись справляться с учебными задачами, вы быстрее будете находить решение на практике. На самом начальном этапе хорошо подходят задачки на простую тактику, со временем можно перейти к сложным этюдам.Существует большое количество подборок для отработки любых элементов игры на любой стадии партии. Желательно проконсультироваться у тренера или опытного шахматиста – он подскажет, где есть недочеты и как их исправить.

Учитесь у профессионалов. Существует большое количество онлайн-курсов, рассказывающих как научиться играть в шахматы для начинающих

При выборе нужно уделить внимание квалификации преподавателей. Для хорошего результата лучше выбирать уроки с тренером по скайпу или офлайн

Живое обучение эффективнее, чем вебинары в записи, так как предполагает быструю обратную связь.

Советы для детей

Научить ребенка игре в шахматы можно с 3-х-4-х лет. Нужно понимать, что дети учатся новым навыкам не так, как взрослые. В первую очередь, их надо заинтересовать и вовлечь в игру, иначе малыши быстро потеряют интерес. Существуют специальные игровые методики обучения, помогающие объяснить правила, сложные для детского понимания.

Идеальный вариант – отдать ребенка в шахматную секцию

Важно, чтобы занятия были систематическими, а знания преподавались от простого к сложному. Перед первым занятием расскажите ребенку об игре, объясните, что партия идет только на доске, познакомьте с фигурами

Советы начинающим взрослым

Взрослые, начинающие обучения с нуля, могут получить базовые знания из онлайн-курсов, книг, обучающих роликов. Однако быстро научиться играть в шахматы поможет только тренер – самостоятельно освоить все нюансы очень сложно. Занятия в группе дадут возможность получить нужную практику и достичь хороших результатов в любом возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector