12 способов стать более грамотным

Содержание:

Как научить ребенка писать без ошибок

Практика показала, что у тех взрослых, которые в детстве много писали, читали и серьезно занимались в школе русским языком и литературой, нет проблем со стилистикой и грамматикой. Поэтому лучше прививать навыки грамотного письма со школьного возраста.

К большому сожалению, современная молодежь не всегда преуспевают в этом вопросе. Это значит, что момент для обучения был упущен, а теперь придется исправлять это.

Начать можно с того же, что и взрослые – больше писать и читать. Перед покупкой книжки ребенку изучите ее на предмет ошибок. Приобретайте только качественные книги, с яркими и красивыми рисунками, которые заинтересуют ребенка и побудят начать читать эту книгу.

Пытайтесь как можно чаще тренировать ребенка в правописании. Пускай он переписывает тексты, аа вы постепенно будете усложнять их. Проводите диктанты. Больше включайте слова, которые ребенку трудно написать. Если ему трудно их правильно писать, пускай пропишет их парочку раз на отдельном листе. Проводите также диктанты из отдельных слов, в которых на три-четыре знакомых слова будет два незнакомых.

Поищите в мировой паутине тесты на грамотность, которые помогут ребенку не только узнать его уровень, но и улучшать его постепенно.

Старайтесь чаще говорить детям, что люди, умеющие грамотно писать и красиво говорить, имеют намного больше шансов получить хорошее образование и престижную работу, чем безграмотные сверстники.

Практика грамматики

После прочтения книги, Вам стоит закрепить результат в практике. Возьмите одну страницу из книги, медленно перепишите её, а самое лучшее, если Вам её кто-нибудь продиктует. Писать, как уже сказано, для начала необходимо медленно, продумывая каждое слово, стараться избегать ошибок, постепенно увеличивайте скорость. Затем сразу же проверяйте его, прочитайте два раза, первый раз для проверки знаков препинания, орфографии, а второй – на проверку правильности составления предложений, его смысла. Зачастую, ошибки в основном возникают из-за не внимательности.

Приобретите орфографический словарь, именно в печатном виде

Листая его в поисках нужного слова, Вы будите обращать внимание на другие, и, конечно же, тренируется зрительная память. Но, к сожалению, зрительная память не у всех хорошая, иногда приходить прибегать к зубрёжке

Теория, это хорошо, но пора переходить к практике.

Читайте как можно больше

Хорошо писать невозможно, если вы не проводите за книгами хотя бы несколько часов в день. Когда мы читаем, в голове откладываются новые слова и выражения, обновляются старые, перенимается стилистика и манера правильной речи.

Читайте классическую литературу

Но не забывайте почитать и что-нибудь другое — иногда полезно перенести свое внимание даже на откровенный «шлак», чтобы уметь отличать одно от другого

В начале не зазорно пытаться подражать известному автору. В этом нет ничего страшного, сам А.С. Пушкин в юности подражал, например, Байрону (известный английский поэт-романтика XIX века).

Cо временем у вас выработается собственный неповторимый стиль.

Читайте как можно больше, это расширяет словарный запас и тренирует мозг.

На самом деле, все не так сложно, как кажется. Если вы будете работать в соответствии со всеми правилами, указанными  выше, то со временем выйдете на хороший уровень письменной речи.

Подборка профессиональной литературы, которая действительно поможет писать хорошие и интересные тексты:
  • Нора Галь «Слово живое и мертвое»
  • Максим Ильяхов и Люда Сарычева «Пиши, сокращай»
  • Виктор Орлов «Суперзаголовок»
  • Денис Каплунов «80 правил копирайтинга»
  • Вадим Максимов «Стилистика и литературное редактирование»
  • Аркадий Мильчин «Справочник редактора и автора»
  • Лидия Чуковская «В лаборатории редактора»

Разумеется, это только базовые рекомендации. Есть еще тысячи тонкостей, которые учитывают настоящие мастера письма. Но начинать нужно с малого.

7 правил, которые научат вас хорошо писать:

1) Визуализируйте то, о чем пишите 2) Вступайте в диалог с читателем 3) В самом начале раскрывайте основную мысль 4) Редактируйте текст спустя сутки после написания 5) Всегда проверяйте текст на грамотность 6) Как можно больше пишите 7) Как можно больше читайте

Уверен, у вас все получится!

Вам также может быть интересно:

  1. Лучшие курсы копирайтинга
  2. Как быстро освоить навык слепой печати: 5 лучших клавиатурных онлайн-тренажеров
  3. Как стать журналистом: советы от успешных опытных журналистов

Этапы в обучении письму леворуких школьников

Левшам гораздо труднее осваивать письмо, чем их праворуким товарищам. Проблему осложняет отсутствие энтузиазма в силу их психологических особенностей. При малейшей неудаче или критике, ученик готов бросить работу и даже возненавидеть каллиграфию.

Как научить писать левшу? Чтобы сформировать стойкие навыки, нужно соблюдать алгоритм работы с новым материалом.

Знакомство с буквой

  • расскажите, из каких элементов состоит новая буква;
  • покажите, как и в каком порядке, она пишется;
  • при демонстрации написания желательно пользоваться фломастером, так как он дает более четкий след и показывает последовательность нагляднее.

Пассивная практическая часть

Узнав, как писать новую букву, левша еще не готов работать ручкой. Предложите ему поруководить Вашей рукой. Пусть он говорит, что делать, а Вы будете выполнять.

Активная практическая часть

Теперь позвольте левше писать самому. При этом зорко наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без необходимости. Комментирование вслух должно сопровождать все действия леворукого ученика, пока он не освоится достаточно, что бы работать молча.

Закрепление учебного эффекта

Учить писать левшу и закреплять материал можно таким методом, как анализ написанного. Ребенок должен подумать и рассказать, что он сделал хорошо, а где ошибся.

Для оптимизации обучения письму, полезна такая таблица, как прописной алфавит со схемами написания букв. Направление и порядок письма показаны с помощью стрелок и нумерации действий.

Эти плакаты – большая редкость. Поэтому Вы можете купить простой прописной алфавит и дополнить его самостоятельно.

Уроки письма

Для обучения базовым навыкам письма мы приготовили несколько уроков. Цель данного курса состоит в том, чтобы помочь начинающим писателям сделать первый шаг к развитию своего таланта. Уроки, которые приведены в данном тренинге, смогут развить ряд полезных компетенций, а именно:

Умение подружиться со своей музой, а затем построить с ней стабильные отношения, не так уж просто. Многие потенциальные авторы сдаются уже на первом шаге, так и не написав ни строчки. В этом занятии будет рассказано, как правильно найти стимулы, чтобы начать писать.

Написание любого текста должно начинаться с риторического позиционирования, которое подразумевает ответ на следующие вопросы: О чём я пишу? Зачем я пишу? Для кого я пишу? Как я пишу? Иными словами, риторическое позиционирование включает в себя определение темы будущего произведения, его цели, его аудитории, а также его стилистической и жанровой формы.

Языковая стилистика – это направление, изучающее выразительные возможности и средства языка, их лексическое значение, а также закономерности их употребления в различных языковых ситуациях и сферах общения

В этом уроке мы сосредоточим внимание на функциональной стилистике. Функциональная стилистика исследует использование языка в разных сферах деятельности людей, то есть анализирует функциональные стили, их признаки и особенности употребления в разных коммуникативных ситуациях

Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Можно сказать, что основными требованиями, предъявляемыми читателями к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы объясним, что это значит и как этого достичь.

Словарный запас (словарь, лексикон) – это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек. Его принято делить на два вида: активный и пассивный. Активный словарный запас – это те слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме. Пассивный словарный запас – этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. В этом уроке вы узнаете, каким должен быть объём активного и пассивного словарного запаса, как его можно пополнять и обогащать, а также правильно использовать в речи.

Наука, изучающая лексические средства языка и вырабатывающая нормы их употребления, называется лексической стилистикой. В этом уроке мы подробнее поговорим об основных принципах лексической стилистики, которые полезно знать каждому автору.

Под грамотностью традиционно понимают степень владения навыками письма и чтения на родном языке. При этом с распространением всеобщего школьного образования требования к грамотным людям повысились: речь идёт уже не просто о том, чтобы они просто умели читать и писать, но владеть письменной речью в соответствии с установленными нормами грамматики и правописания. На этом занятии мы поговорим о том, насколько важна грамотность при написании текстов и как её развивать.

Автор уроков: Ксения Галанина (+)

О программе

Данная программа осуществляет проверку в тексте орфографии, грамматики и местами пунктуации в режиме онлайн. Доступное количество символов — до 100 000 единиц.

Потенциальные ошибки в проверяемом тексте подсвечиваются ярким цветом. Если вы хотите понять какая именно это ошибка, а также, узнать правильное написание — просто подведите курсор мышки на выделенное слово. Всплывёт окошко с подсказкой.

Сервис по проверке орфографии не только считает количество ошибок, но и дополнительно подсчитывает количество символов с пробелами, сумму символов без пробелов, а также, сколько в проверяемом тексте слов, букв, знаков и цифр. В процентном соотношении указывается содержание в тексте воды и тошноты.

Пишите как можно больше

Тут все также, как с ездой на велосипеде: невозможно научиться кататься в теории. Нужно просто брать и ехать! Падать, подниматься и пытаться снова. По-другому никак.

С текстом точно так же, как с великом. Нужно писать каждый день, регулярно, постоянно. Жить этим делом. Ни дня без строчки. Тогда и только тогда вы сможете стать по-настоящему профессиональным копирайтером или журналистом.

Пишите каждый день, набивайте руку.

  • Стивен Кинг пишет 6 страниц в день,
  • Джеймс Паттерсон – 4 страницы,
  • Джеймс Джойс считал удачным день, когда он добавлял в текст 6 новых букв.
  • А вы сколько страниц (слов, знаков) пишете в день?

Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Когда нужно и не нужно писать грамотно

Возможно, многим данное утверждение покажется крамольным, но мы дадим следующий совет: пишите, не обращая внимания на грамматику. Дело в том, что часто излишняя концентрация внимания на грамматических правилах мешает писать. Человеку сложно мгновенно облечь свои мысли в идеальную с грамматической точки зрения форму. В результате, его работа застопоривается на нескольких предложениях, и продвинуться дальше он уже не в состоянии. Поэтому полезно практиковать так называемое свободное письмо (free writing), в процессе которого человек просто излагает свои мысли, не исправляя опечатки и ошибки, не думая о расстановке знаков препинания и правильном построении предложений.

Впрочем, это не означает, что о грамматике можно вообще забыть. Написанный текст – это ещё не конечный продукт, это всего лишь черновик, который подлежит многократному редактированию. Причём последний этап редактирования – проверка на соответствие языковым правилам и исправление всех возможных языковых ошибок. Таким образом, полностью наш совет звучит так: не обращайте внимания на грамматику в процессе письма, но несколько раз перечитывайте законченный текст и исправляйте ошибки.

Почему же в конечном итоге важно писать грамотно? Начнём с того, что языковые правила не являются произвольными установлениями лингвистов, придуманными для того чтобы мучать людей. Они сложились естественным образом в ходе исторического развития языка, и их роль состоит в унификации способов письма, чтобы мы могли понимать тексты друг друга

Если бы унифицированного свода грамматики не существовало, то письменная коммуникация была бы невозможна. Поэтому не нужно рассматривать соблюдение грамматических правил как одолжение, которое вы делаете учителю или учёному-лингвисту. Помните, что это условие существования писательского мастерства вообще.

Далее, неграмотно написанный текст отталкивает читателя. Во-первых, если в тексте содержится множество очевидных ошибок, это говорит о том, что автор даже не удосужился своё творение перечитать. Отсюда читатель делает правомерный вывод, что автор его не уважает, подсовывая ему незаконченную работу. А если автор на читателя не ориентировался, то зачем тогда его текст вообще читать? Во-вторых, человеческое восприятие устроено таким образом, что даже если мы сами допускаем ошибки при письме, мы непременно видим их в чужом тексте. Это означает, что многие читатели, сами того не замечая, в процессе чтения превращаются в тех самых граммар наци. При этом многие склонны рассуждать так: если автор не сумел осилить школьную грамматику, то стоит ли вообще воспринимать его текст всерьёз; скорее всего, у него есть проблемы и с логикой, с умением структурировать свои мысли, с глубиной проработки материала и т.п. Хотя подобное рассуждение далеко не всегда оказывается верным, не задумываясь о грамматике, автор может потерять значительную долю читателей.

Сверх этого, расхожий аргумент – «Важно содержание, а не форма» – является некорректным. Исследователи коммуникации уже давно сформулировали следующий принцип: «The medium is the message», т.е

«Средство передачи сообщения – это сообщение». Принцип, если задуматься, довольно очевидный. По крайней мере, писатели пользуются им с давних времён. Если применить этот принцип к нашей теме, то получается, что форма неотделима от содержания, она также работает на его производство. Наиболее простой иллюстрацией этого тезиса является то, что ошибки (особенно это касается пунктуации) затемняют смысл текста.

Наконец, несоблюдение правил русского языка может приводить к комическому эффекту, создавать который автор не намеревался. К примеру, видя надпись «Х-й съезд журналистов», все сразу понимают, что и съезд организован плохо, да и журналисты на него приехали так себе. Хотя в данном случае очевидно, что отрицательная характеристика съезда в планы автора не входила.

А также важность грамотной речи мы разбираем в этом видео:

Этапы написания подробного изложения по русскому языку

Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы проверить твою «идеальную» память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.

Наверняка ты не раз слышал от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.

1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.

2) Активно участвуй в обсуждении текста. Вызовись пересказать текст. Так он плотнее уложится в голове.

3) Затем весь класс составляет план. Запиши его пункты в черновике. Это твои будущие абзацы. Запиши каждый из подзаголовков с приличным интервалом, чтобы во время второго чтения в промежутках можно было пометить ключевые фразы.

4) Не старайся записать всё за учителем. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Запиши в пункты плана имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.

5) Теперь время подробно записать текст на черновик. Несколько раз перечитай его. Вдруг вспомнишь факты, которые ты, возможно, пропустил.

6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника. В его варианте могут быть моменты, которые ты упустил.

7) Проверь орфографию и пунктуацию. Ты ведь не хочешь получить за свою работу отметку типа 3/10. Будет обидно.

8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки. Из-за них могут снизить отметку.

Как узнать, что у ребенка дисграфия

Если родители вовремя заметят у своих малышей проблемы с письмом или чтением и вовремя окажут помощь, то это благотворно повлияет на всю дальнейшую жизнь маленького человека. Увидеть отклонения, распознать дисграфию довольно просто, необходимо лишь внимательно наблюдать за ребенком и участвовать в его жизни.

Признаки дисграфии:

1. Когда заканчивается первый год обучения, многие дети уже знают все буквы, с легкостью пишут и читают. Ребята с существующей проблемой всегда путают буквы, похожие по написанию. Например, буквы «Э» и «З», «Р» и «Ь», «Ш» и «Щ». Для этих ребятишек пары букв одинаковые, они не видят, в чем их отличие. Написание текста превращается для них в пытку, пишут они медленно. Если требовать их писать быстрее, тогда может начать формироваться плохой почерк.

2. Возможно, у ребят имеется нарушение слуха. Поэтому он не может правильно писать и читать. Очень трудно написать по звуку правильную букву, когда звуки плохо различаются из-за нарушений слуха. Иногда бывает, что дети хорошо читают, а пишут с ошибками.

3. Ребята с дисграфией неправильно пишут слова, которые слышат. Например, «дом» и «том». Происходит замена слова, поэтому может теряться весь смысл предложения.

4. Можно заметить, что школьники, пишущие неправильно слова, очень хорошо рисуют. Это связано с тем, что у них хорошо развита область мозга называемая «древней». В древности вместо слов люди изъяснялись при помощи рисунков на скалах.

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д. Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: как правильно научить ребенка писать прописи?). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква

Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней. Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова

Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму

Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова. Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector