Логопедический массаж для детей

Польза и виды массажа

Массажем при заикании называют логопедический массаж, с помощью которого обеспечивается устранение неврологического нарушения. Нервные окончания на коже и деятельность головного мозга являются связанными между собой. При воздействии на кожные покровы и мышечные системы обеспечивается влияние на мозг.

Если ребёнок страдает заиканием, то ему рекомендовано проведение двух видов массажа —  сегментарного и точечного. Одновременно рекомендовано проводить консервативное лечение – специальных упражнений на артикуляцию, гимнастики.

Для того чтобы снизить возбудимость нервной системы рекомендовано применение безопасных седативных лекарств. С их помощью обеспечивается снижение напряжения.

Сегментарная методика

При выполнении массажа от заикания осуществляется воздействие на определенную мышцу, с помощью которой обеспечивается речевая деятельность.

Проведение манипуляции рекомендуется в комфортном помещении, которое нужно предварительно убрать и проветрить. Перед проведением массажа логопеду нужно помыть руки.

Проведение сегментарного массажа рекомендуется ежедневно. Для достижения максимальной эффективности рекомендовано проводить манипуляцию курсами, длительность которых составляет по 2-3 недели. Курс лечения определяется в соответствии с особенностями протекания патологического процесса.

На начальных этапах проводить терапию нужно 5 минут. Постепенно нужно увеличивать длительность манипуляции. Ее максимальная продолжительность составляет 20 минут. Если у пациента протекает хроническая форма заболевания, то ему нужно периодически повторять курсы лечения.

На начальных этапах проведения манипуляции доктором проводится поглаживание. На следующем этапе проводится растирание, с помощью которого активизируется кровообращение, а также улучшаются обменные процессы. Благодаря разминанию  обеспечивается активизация рабочих процессов в мышцах.

Для снижения тонуса рекомендовано проведение вибрации или покачивания. При усиленном нажатии обеспечивается активизация обменных процессов.

Точечный массаж

Если наблюдается заикание у детей, то им рекомендовано проведение точечного массажа, который характеризуется высоким уровнем эффективности. Эта процедура положительно отображается на деятельности речевого центра, что обеспечивается снятие лишней возбудимости. С помощью точечного массажа обеспечивается восстановление речевых импульсов нервной системы.

Манипуляция характеризуется простотой, что позволяет ее применять любому желающему человеку. Массаж должен проводиться курсами по несколько недель. При возникновении необходимости курс лечения повторяется. Длительность терапии может составлять несколько лет. Проведение манипуляции рекомендуется под спокойную и релаксирующую музыку. Это позволит расслабить и успокоить ребенка.

Для обеспечения высокой эффективности массажа рекомендовано плавное и медленное его проведение. В период проведения манипуляции логопед проговаривает успокаивающие фразы. При массировании ребенок должен расслабляться. У малыша должно возникать чувство тепла.

Массаж ложками

Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:

  • Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
  • Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
  • Делаются круговые поглаживания щек.
  • Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
  • Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
  • Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
  • Кончиком изделия растирается носогубная область.
  • Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
  • Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.

Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.

Рекомендации про проведению логопедического массажа дома

Можно проводить логопедический массаж в домашних условиях

Для этого родителям важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:

Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались — полулёжа или лёжа.
Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны

Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
Важно расслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ

Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;
– от лба и вокруг глаз;
– от переносицы по бровям к зоне роста волос;
– от лба к щекам, подбородку и по шее;
– от мочки уха к крыльям носика;
– пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.
Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:
– поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;
– нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;
– от крыльев носа к уголкам рта;
– постукивать подушечками пальцев по всей площади.
Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.

Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений — энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу.Логопедический массаж лица (поглаживания):
– от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;-от лба и вокруг глаз;- от переносицы по бровям к зоне роста волос;- от лба к щекам, подбородку;- сжимание подбородка;
– движения по спирали на скулах и щеках;
– один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;
– пощипать щёчки.
Тонизирование губ (поглаживания):
– поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;
– нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;
– от крыльев носа к уголкам рта;
– пощипать губы, поколотить их слегка.

Логопедический массаж языка:

– гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;

– мягко массировать нёбо по линии середины;

– совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;

– держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево-вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.

Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.

Показания

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают

Передозировка

Формы выпуска

IV. Как проводить массаж?

Далее расскажем о том, как массировать лицо ребенка, использовать ложки и проводить артикуляционный и пальчиковый массаж для развития речи.

1. Логомассаж лица

Придерживайтесь следующих указаний, если иное вам не указал врач: при выполнении массажа двигайтесь сверху вниз, старайтесь не напрягаться. Не забывайте, что ваши руки – это настоящее лекарство!

2. Логомассаж ложками

Ложки позволяют хорошо воздействовать на речевые зоны. Обязательно убедитесь, что у ложек гладкая поверхность! Любые самые мелкие заусенцы могут травмировать кожу ребенка! Достаточно повторить все движения по 7-8 раз.

3. Артикуляционный массаж для развития речи

Данный вид массажа требует использования шпателя или зубной щетки. В принципе, его можно провести и руками. Не забудьте надеть медперчатки! Положите рядом стерильную салфетку, чтобы убирать слюну. Если ребенок почувствовал боль – прекратите сеанс.

Перед началом процедуры будет полезно расслабить ребенка: для этого массируйте воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти.

4. Пальчиковый логомассаж для развития речи

Массировать пальчики – проще всего

Здесь не нужны какие-то серьезные знания или меры предосторожности. Этим занимаются все заботливые мамы и папы

Наиболее полезен такой массаж для детей, которым еще не исполнился годик.

Все описанные процедуры действительно позволяют исправить звукопроизношение, сформировать правильное речевое дыхание, усилить голос и стабилизировать эмоциональное состояние. Поэтому рекомендуем вам выполнять разные виды процедур, чтобы ускорить коррекцию речи.

Читайте в нашей статье подробнее о том, как научиться говорить красиво и грамотно во взрослом возрасте >>>

5. Наборы инструментов для логомассажа

Впервые использовать специальные инструменты для коррекции речи придумал российский логопед, профессор и сурдопедагог Федор Андреевич Рау. Он же разработал первые формы зондов, которые используются логопедами по сей день.

Принято делить инструменты для логомассажа на постановочные и массажные. Постановочные применяются для проведения терапии Рау и Волковой, а также для промежуточных методик.

Массажные зонды применяются в методике Новиковой.

Зонды чаще всего производят из стали и проволоки. В магазинах можно купить комплекты зондов для выполнения разных методик логомассажа. Обычно в таких комплектах от семи до 12 инструментов. Стоят наборы в пределах 2-3 тыс. рублей. Для выполнения процедуры также могут пригодиться следующие инструменты:

  • массажная палочка;
  • устройство для поднятия языка;
  • зеркало (для обследования рта);
  • винная пробка (для артикуляционной гимнастики);
  • роторасширители.

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Доверить проведение данного вида массажа лучше специалисту.

Необходимо использовать шпатель, зубную щетку либо указательный палец руки. Для проведения логомассажа может понадобиться салфетка. Это нужно учитывать.

Манипуляции стоит начинать с поглаживаний продольных мышц языка.

Количество повторов — 9-10. Затем нужно произвести 5-6 надавливающих движений на орган артикуляционного аппарат. На следующем шаге переходим к поперечным поглаживаниям.

Продолжать логопедический массаж нужно поглаживанием боковых мышц органа речи. После этого необходимо перейти к разминанию языка пальцами рук. Манипуляцию нужно проводить в перчатках.

На следующем этапе выполняются растирающие движения. Затем выполняются потряхивания кончика языка. После этого необходимо перейти к надавливаниям на орган речи шпателем или другим доступным предметом.

Затем выполняются сжимания боковых мышц языка. Движения должны быть легкими. Дискомфорта и боли во время процедуры возникать не должно.

Завершается сеанс пощипываниями и похлопываниями органа речи.

Количество повторов может достигать 10.

https://www.youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Виды массажа

Существует множество разных методик. Для некоторых из них требуются зонды, для других достаточно только салфетки. Некоторые комплексы можно проводить в домашних условиях, другие подвластны только специалисту.

Средняя длительность курса – около 20 сеансов. Их проводят через день. После перерыва в месяц можно повторить. В тяжелых случаях количество процедур увеличивают.

Длительность самой процедуры зависит от:

  1. формы нарушения;
  2. индивидуальных особенностей;
  3. возраста.

Как правило, начинают с небольшого времени – от двух минут. Постепенно его увеличивают до 20 минут.

Один из основополагающих авторов методики – Дьякова. Именно она структурировала ранее известную информацию и вывела определенную последовательность действий. Они направлены на все части лица и позволяют производить как работу по активизации, так и по расслаблению.

Архипова в своей работе разработала несколько комплексов упражнений. Каждый из них направлен на решение определенных задач:

  • ригидности (плохой чувствительности) мышц;
  • гиперкинезов (непроизвольных движений);
  • параличей.

Для каждого комплекса были собраны упражнения, которые воздействовали на определенные точки лица. Например, чтобы расслабить мышцы лица нужно провести легко пальцами ото лба к вискам. Для снятия тонуса языка – делают поглаживающие движения от кончика к корню.

Зондовый массаж при дизартрии применяется не так давно. Инструменты для него были разработаны Новиковой. В стандартный комплект входит 9 зондов. Каждый из них используется для определенных целей.

Например, «Саночки» (бывают трех размеров) предназначены для активизации мышц. Их легко проводят вдоль органа и такой небольшой нажим отлично стимулирует мускулатуру. Название же произошло из-за того, что зонд напоминает полозья санок – конец инструмента также закруглен.

«Топорик» имеет сложную форму и выглядит как две сплющенные петли. Его используют для решения проблем с тонусом: если он повышен, то надавливания легкие, если понижен – сильные.

Некоторые авторы дополнили комплект Новиковой. Так, Томилина внесла зонды с су-джок-эффектом. Они обладают небольшими затупленными шипами и это оказывает дополнительное стимулирование. Свои зонды есть у Крупенчук, Микляевой и других.

Еще используется самомассаж. При правильном обучении ребенок самостоятельно выполняет необходимые манипуляции. Крупенчук разработала специальный комплекс с использованием чайных ложечек. С их помощью растираются и разглаживаются мышцы.

Техника проведения на дому

Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.

Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.

Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.

Язык

Выполняется от кончика язычка к его корню.

  1. Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
  2. Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
  3. Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
  4. Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
  5. Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
  6. Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
  7. Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.

Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.

Губы

Сюда входят также подбородок и носогубная складка.

  1. Растирание губ пальцами.
  2. Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
  3. Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
  4. Пощипывание губ и области вокруг.
  5. Надавливание на губы с круговыми движениями.
  6. Легкие шлепки пальцами.

Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.

Руки

Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.

  1. Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
  2. Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
  3. Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
  4. Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
  5. Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.

Шея

  1. Повороты и наклоны шеи влево-вправо, вперед-назад.
  2. Кручение головы.
  3. Массирование области кадыка аккуратными поглаживаниями.
  4. Массаж шейного отдела позвоночника легкими похлопываниями пальцев.

Уши

  1. Сверху к мочке и обратно совершить потирания (5 раз).
  2. Оттягивание мочки вниз.
  3. Массаж козелка уха легкими надавливаниями и круговыми движениями.
  4. Массаж обратной стороны уха протирающими движениями (30 секунд).

Массировать можно по одному уху, а затем оба ушка одновременно.

Массаж ложками

Для такого массажа требуется две ложки. Размер зависит от возраста ребенка. Малышам лучше применять детские силиконовые и пластмассовые ложечки.

  1. Выпуклой частью ложек проглаживаются верхняя и нижняя губа.
  2. Круговые движения по губам.
  3. Кончиком ложки мягко нажимать на носогубную складку.
  4. По обеим губам скребем ложечкой.
  5. Массаж подбородка и щек круговыми движениями выпуклой частью.
  6. Такой же массаж висков и глаз – по веку и обратно под глазами.
  7. Растирание межбровного пространства, скул.

Это можно сделать мягкими поглаживаниями лица, щек, волос ребенка, при этом хваля малыша за терпение и усидчивость.

Массаж в домашних условиях дает положительные результаты. Это можно увидеть, не только прочитав отзывы довольных мам, но и выслушав компетентное мнение специалистов-логопедов. Многие отмечают, что первые результаты становятся заметны уже через 4-5 занятий. У деток с тяжелыми нарушениями динамика заметна через 7-8 занятий.

Логопедический массаж в домашних условиях прекрасно справляется со многими речевыми нарушениями. Главное, быть настойчивым в этом деле и не прерывать сеансы.

О том, как правильно выполнять логопедический массаж в домашних условиях, смотрите в следующем видео.

Основные причины логоневроза

Заикание – это расстройство плавности речи. Во время болезни главное, чтобы у ребенка не появилась логофобия (страх высказывать свое мнение), поскольку она усилит тяжесть заболевания и затруднит лечение. Наследственная предрасположенность также влияет на развитие логоневроза.  Дефекты речи специалисты диагностируют в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Причины заикания:

  • острый или хронический стресс;
  • генетическая предрасположенность;
  • поражение центральной нервной системы;
  • осложнения после эндокринных и инфекционных заболеваний;
  • предрасположенность к эпиактивности;
  • раннее развитие либо задержка психомоторного развития;
  • передразнивание заикающегося ребенка (из-за таких «игр» у здоровых детей может сформироваться устойчивый дефект речи);
  • пребывание ребенка в постоянном страхе, непонимание со стороны родителей, недостаток любви и ласки.

Врачи, занимающиеся лечением речевого невроза

Терапию речевого невроза в детском возрасте следует проводить сразу с четырьмя специалистами: логопедом, психологом, психотерапевтом и педиатром.

Педиатр занимается лечением сопутствующих патологических процессов, уделяет внимание укреплению иммунной системы, профилактическим мерам, консультирует родителей, если их дети жалуются на самочувствие. Эффективными при заболевании являются физиотерапевтические манипуляции (электросон и массаж). Нередко врачи рекомендуют действенный логомассаж при заикании, дыхательные упражнения, психологические тренинги

Нередко врачи рекомендуют действенный логомассаж при заикании, дыхательные упражнения, психологические тренинги.

Психолог ищет подход к ребенку, узнает о его страхах. Только врач может изучить психическое здоровье пациента и выяснить причины заикания. В раннем возрасте консультации у психолога проводятся под присмотром родителей.

Логопед предлагает ребенку пройти ряд тестов и сделать несколько тестовых упражнений. Занятия с этим специалистом позволят за короткий промежуток времени уменьшить количество судорог гортанной и артикуляционной мускулатуры.

Прием у психотерапевта нужен для того, чтобы малыш смог избавиться от страха и дискомфорта во время общения со своими сверстниками (из-за заикания у ребенка зачастую развиваются комплексы). Консультации у доктора помогут избавиться от комплексов и чувства неполноценности.

Как проводится логопедический массаж

Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:

  1. Назначение должно происходить только после проведенного обследования
  2. Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.
  3. Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.
  4. В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.
  5. Манипуляции не должны быть болезненным.
  6. Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.
  7. Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.

Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.

Техника

Проведение логопедического массажа выполняется на мышцах речевого аппарата

Массировать обычно начинают с лица, так снимается общее напряжение организма. Начинают гладить лоб, медленно спускаются к подбородку. Двигают пальцами мягко, по горизонтали от центральной части лица к краям: от центра лба к вискам, от бровей к верхней части ушей, от век к ушным раковинам, от скул к ушным мочкам. Повторяют 2–3 раза.

Далее переходят к основному массажному комплексу. Ниже пошагово описываются процедуры для каждой части артикуляционного аппарата.

Массаж языка логопедический

Движения выполняют от края органа к корневой части.

  1. Обхватывают пальцами кончик, двигают им вверх-вниз, в левую и правую стороны, вдвигают вглубь и вытягивают изо рта.
  2. Поддерживая орган снизу, поглаживают его большим пальцем от центра к краям и круговыми движениями.
  3. Обхватывают орган большим и указательным пальцами, гладят его верхнюю и нижнюю поверхность.
  4. Осуществляют вибрационные движения: покачивают орган, несильно стучат по нему пальцем.
  5. Массируют уздечку, двигая пальцем вверх-вниз.
  6. Гладят поверхность органа тканью, имеющей разную текстуру.
  7. Зубной щёткой с мягкой щетиной рисуют на слизистой поверхности разные буквы.

Массаж губ

Эти процедуры включают также массирование носогубных участков и подбородка.

Логопедический массаж должен приносить малышу только положительные эмоции

  1. Пальцами трут губы.
  2. Делая круговые движения пальцем, перемещаются от правого уголка рта к левому и обратно.
  3. Верхнюю губу массируют вправо, нижнюю – влево, затем меняют направление движения.
  4. Щиплют губы и кожу вокруг рта.
  5. Давят на губы.
  6. Делают несильные удары пальцами.

Массаж рук

Массируют по отдельности пальцы и ладонь. Каждый пальчик прорабатывают от крайней фаланги до основания. Первый – мизинец.

  1. Давят на подушечки с усилением нажима.
  2. Прорабатывают ладонь, применяя стишок «Сорока — белобока».
  3. Рисуют пальцем на ладони спираль.
  4. Водят по ладони шипованным резиновым мячиком су-джок.
  5. Погружают пальцы в ёмкость с разной крупой.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома

Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей

Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector