Не подкупаем, а поощряем. как управлять поведением ребенка с помощью призов и бонусов?

Правила поощрения детей для формирования желательного поведения

Основной метод формирования желательного поведения у ребенка — это поощрение его к желательным действиям. В науке формирование поведения называется положительным подкреплением. Это не только самый мягкий и гуманный, но и самый действенный способ создать необходимое вам поведение ребенка.

Если использовать методы поощрения ребенка, делать правильные и желательные вещи, то желательного поведения будет становиться больше. Поощряя желательное поведение, вы автоматически уменьшаете нежелательное, так как не могут одновременно существовать два противоположных поведения. А если хорошего поведения становится больше, то оно, естественно, вытесняет плохое.

Меры поощрения ребенка работают лучше всего, когда их используют момент совершения действия или сразу после него. То есть поощрять ребенка нужно в самый момент совершения действия, чтобы он понял, что вот именно сейчас он действует правильно. Помимо прямой информации о том, что он поступает правильно, малыш получает положительный эмоциональный опыт, закрепляющий желательное поведение. Он делает нечто — вы хвалите его, и в момент совершения действия он испытывает приятные эмоции. Это закрепляет поведение, и оно с большей вероятностью будет продемонстрировано вновь.

Существует поведение, которое никто не замечает, пока оно не исчезнет. Взрослые привыкли реагировать на неприятности, включаются только тогда, когда идет что-то не так. Некоторые виды поведения детей являются, безусловно, желательными, но никак не отмечаются взрослыми. Родители воспринимают такое поведение как нечто, что происходит в порядке вещей. И в момент такого вот правильного поведения ребенок не получает никаких сигналов от взрослых о том, что он делает хорошо и правильно. Более дальновидная политика — стратегически поощрять незаметное, но очень ценное поведение.

Вот примеры незаметного поведения:

  • ребенок играет самостоятельно;
  • способен сам себя занять, пока взрослые разговаривают или заняты;
  • играет вежливо с другими детьми, аккуратно и там, где нужно;
  • идет рядом с родителями в людном месте, стоит рядом в магазине;
  • аккуратно смотрит предметы в магазине;
  • вежливо просит;
  • слушается с первого раза;
  • старается, когда нужно.

Дополнительные плюсы от использования метода поощрения детей в семье /положительного подкрепления:

  • Поощряя ребенка, родители формируют у него внутренний образ успешного человека. Есть большая разница, сформирован ли характер человека преимущественно на замечаниях или он сформировался на основе избирательного одобрения. В первом случае самооценка будет низкой и неустойчивой, а уровень притязаний (то есть того, на что будет претендовать ребенок в своей взрослой жизни), низким.
  • Поощряя ребенка, вы обеспечиваете ему высокую самооценку и высокий уровень жизненных притязаний, то есть уровень того, что вообще ребенок хочет и готов пробовать.
  • Используя метод положительного подкрепления, вы поддерживает положительный эмоциональный фон в отношениях членов семьи.

Далее описано, как можно поощрять ребенка, чтобы выработать у него положительное поведение.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды — подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования — более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей — прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.

Рекомендации кандидата педагогических наук, данные в журнале “Семья и школа”, 1962 год

Каких правил необходимо придерживаться при применении системы одобрений?

Для того чтобы приведенная выше схема разнообразных видов поощрений была эффективна, необходимо научиться правильно использовать эти методы. Только в таком случае воспитание будет полным и достаточно эффективным. К таким правилам их применения можно отнести:

Никогда не пытайтесь применять чрезмерно преувеличенную похвалу. Чем чаще вы будете ее применять, тем невыносимее будет становиться поведение вашего малыша. При этом вы всегда должны использовать ее только тогда, когда дитя ее честно заслужило. В обязательном порядке ваша похвала должна быть только искренней, так как дети очень тонкие натуры и чувствуют всю ложь со стороны родителей.
Если вы решили применять одобрение, то оно должно быть направлено только на поступок ребенка, а не на его индивидуальность. Ни в коем случае нельзя говорить малышу, к примеру, такие фразы: «Ты настоящий помощник!», «Как бы без тебя справлялась?» и т.д. В таких словах он очень быстро может засомневаться, так как он сам знает, что не настолько идеален, как его расхваливают

Здесь лучше всего обратить внимание на сам поступок.
Не нужно применять похвалу относительно к естественным вещам.
Не старайтесь очень часто употреблять так называемую финансовую похвалу. В особенности не давайте ему деньги за его личные творческие преуспевания и за помощь именно вам по хозяйству

В таких случаях он поймет, что за каждое его действие вы в дальнейшем будете давать деньги, и самостоятельно он не захочет выполнять никаких действий.
Если у вас в семье не один, а несколько детей, то в обязательном порядке следите за тем, чтобы похвала одного не вызывала чувство оскорбления и унижения другого.
Старайтесь в качестве одобрений практически никогда не давать шоколадные конфеты или же обычные шоколадки. Чрезмерное употребление этого метода может воспитать у вашего дитя культ еды.
Ни в коем случае не обещайте заранее никаких подарков, так как они должны последовать только после того, как будет выполнен соответствующий поступок.
Старайтесь воспитывать у вашего ребенка чувство благодарности за малейшее одобрение.

https://youtube.com/watch?v=sYdjBq3vhDY

В том случае, если вы активно используете целую систему одобрений, следите за тем, чтобы приемлемость применения этих способов была оправдана. В иных же вариантах старайтесь чрезмерно не злоупотреблять подобными способами.

Снятие запретов

Конечно же, в разумных пределах. Расширение прав не должно становиться вседозволенностью. Это уже не поощрение, а разнузданность. Как делать правильно?

Например, за какой-нибудь положительный поступок (помощь по домашним хлопотам, правильное решение проблемы, выполнение домашнего задания) можно разрешить ребенку лечь спать немного позднее обычного времени. Но только здесь и сейчас, то есть сегодня, а не каждый день.

Малышу 2-4 лет рекомендуется позволить посмотреть больше мультфильмов. Чаду лет 5-7 можно разрешить купить что-либо в магазине самостоятельно, без помощи взрослых. Подростку — прийти домой с прогулки чуть позднее, чем положено. Но не забывайте золотое правило: поощрение хорошо тогда, когда оно одноразовое! Не стоит вводить снятие запретов на постоянной основе.

Совет. Прежде, чем поощрять ребенка подобным образом, изучите его привычки и желания. К сожалению, многие родители практически не знакомы с собственным чадом.

Какие варианты одобрения и наказания приемлемы в воспитательных мерах?

В воспитании детей многие специалисты не рекомендуют использовать так называемые наказания. Однако этот способ воспитания имеет право на существование, так как показывает, что родители не равнодушны к проделкам собственного ребенка, а пытаются каким-то образом исправить поведение своего чада.

Каждый родитель должен знать, что чем меньше вы будете наказывать собственного малыша, тем эффективней будут эти профилактические меры. Если вы будете очень часто в отношении ребенка использовать разнообразную систему карательных действий, то тем чаще он будет вести себя таким образом, чтобы вы систематически предпринимали подобные меры. Малыш может стать чрезмерно агрессивным и негативно настроенным в вашу сторону. Среди системы наказаний, которые часто применяются на этапе воспитания, можно найти такие варианты:

  • Лишение различных привилегий и поощрений.
  • Период вынужденного безделья, который заключается в том, что вы ограничиваете собственного ребенка в выполнении определенных действий и делаете ограниченным его круг перемещения.
  • Процесс осуждения поведения вашего малыша.
  • Народный метод, который заключается в использовании умственной и физической силы в качестве профилактических мер.

Что же касается поощрения, то здесь может использоваться как духовный, так и материальный вариант одобрения. При этом многим молодым и неопытным родителям не рекомендуется использовать материальное поощрение очень часто, так как дитя может принять это как должное, а далее без таких материальных вариантов и вовсе не будет стремиться к выполнению каких-либо действий. Чаще всего в качестве некого одобрения используется так называемая похвала. При этом ее можно поделить на несколько вариантов:

  • Компенсация. Этот вид используется тогда, когда чадо является очень неуверенным в себе. В таких случаях его нужно хвалить не за результат, а просто так, для придания ему сил.
  • Аванс. Этот вид является опережающим вариантом, который нужно говорить независимо от того, достиг малыш каких-либо результатов или же нет. Такая похвала является для вашего дитя неким стимулом.
  • Подъем. Этот вариант необходимо использовать только тогда, если вы собираетесь в дальнейшем увеличивать требования к собственному ребенку.
  • Косвенное одобрение. Эта вариация является немного скрытой, так как хвалите малыша вы не напрямую, а при общении с другими людьми, но главное, чтобы эти слова слышал именно он.
  • Взрыв любви. Этот метод применяется крайне редко и только в тех случаях, когда малыш находится в тяжелом психологическом состоянии.

Какой из вариантов одобрения и наказания вам выбрать, решать только вам. Главное в этом процессе, правильно использовать каждый из методов.

Нужно ли наказывать ребенка: советы родителям

Случается, так, что цель наказания состоит не в том, чтобы добиться изменений в поведении ребенка, а в том, чтобы упрочить ощущение своей власти над ним. Это одна из причин того, почему наказание так популярно: родители становятся зависимыми от этого метода как от средства сбросить напряжение, неизбежно возникающее в общении с детьми. Нетрудно заметить, что родители часто наказывают детей не потому, что они в самом деле рассчитывают таким способом повлиять на их поведение, а потому, что они таким образом разряжают свое напряжение. Кроме того, они удовлетворяют собственное стремление к власти, которое фрустрируется, когда ребенок не слушается. Например, накричав на ребенка, не получится добиться от него другого поведения, но негативные эмоции родителей могут быть разряжены, родительская сила подтверждена, и временно (для родителей) ситуация облегчается.

Прежде чем прислушаться к советам по поводу того, нужно ли наказывать детей, подумайте, а не является ли наказание стремлением отомстить? Наказывающего в таком случае может вообще не беспокоить, изменится ли поведение ребенка в будущем. Он попросту отыгрывает аффект. При этом расстроенный вид ребенка, его слезы и обида являются тем желательным явлением, которого добивался наказывающий. Это, в свою очередь, является положительным подкреплением (желательным событием) для наказывающего. Например, мать, пережив унижение, гнев и растерянность в результате истерики или непослушания ребенка на детской площадке, может прийти домой и отшлепать его. При этом ее действия главным образом преследуют одну цель — отомстить малышу за причиненный психологический урон. Такая мотивация может и не признаваться женщиной, быть бессознательной и оттого еще более сильной. Мать испытывает удовольствие от демонстрации власти над ребенком, но прикрываться может при этом воспитательными соображениями.

Если вы уверены, что наказывать детей нужно, задайте себе вопрос: «Действительно ли я хочу изменить его поведение?» А возможно, вам просто обидно, что ребенок не слушается, и тогда наказание — просто ваш способ показать, кто здесь главный. В первом случае, если вы хотите изменить поведение ребенка, наказание — очень слабый способ. Так что его применение имеет мало смысла. Если же вы склоняетесь к тому, что ваш ответ — второй, то это должно стать важным сигналом о собственном внутреннем состоянии. В такой ситуации разбираться нужно не с ребенком, а с самим собой.

Ниже вы узнаете о правилах поощрения детей в процессе семейного воспитания.

Как можно поощрять ребёнка?

Поощрять
ребёнка можно и нужно. Одно из лучших поощрений — это похвала. Ребёнок ищет
признания от родителей и старших детей. И заслуженная, искренняя похвала способна
повысить его самооценку. При этом, похвала должна быть искренняя и «степень»
похвалы должна быть соразмерна с достижением, которого достиг ребёнок. Если
за то, что пятилетний ребёнок сложил пирамидку, вы начинаете восхвалять его
«достижение» до небес, то он почувствует фальшь и воспримет это не
как похвалу, а как насмешку над собой.

Кроме того, не нужно хвалить ребёнка за обычные, естественные вещи

Хвалить
нужно действительно за что-то более менее важное и интересное. А если он пришёл,
помыл руки и убрал на место одежду — вряд ли стоит его хвалить

Потому что,
в таком случае, ценность от похвалы уменьшается и перестаёт быть значимой для
ребёнка. Это обычные вещи и выполняются они, что называется, «на автомате».
Но, про то, нужно ли хвалить ребёнка и как это делать, мы поговорим в отдельной
статье.

Далее, одним из видов поощрения является доверие к ребёнку, как ни странно.
Однако, не все родители это знают и недооценивают этот момент. В чём же заключается
доверие к ребёнку, о котором мы говорим? Оно заключается в наделении ребёнка
некоторой самостоятельности. Т.е. нужно доверить ребёнку выполнение тех дел,
которые он хочет выполнить или позволить ребёнку, чтобы он помогал вам.

Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведём несколько примеров. Трёхлетняя
Надя, увидев, что мама собирается поливать цветы, захотела сделать это вместо
неё. Но мама мягко, с улыбкой ей сказала: «Не нужно, ты можешь разлить
воду. Лучше я сама. А ты лучше иди, поиграй. Надя сердито взглянула на мать,
топнула ножкой и вышла из комнаты».

Своим отрицательным ответом мама показала дочке, что она ей не доверяет. Хоть
она и произнесла это ласково, но это именно так мама не доверяет девочке, потому
что боится, что она разольёт молоко. Но допустим, мама позволила бы девочке
полить цветы. Что бы случилось? Ну, разлила бы она немного воды, зато мама позволила
бы дочке проявить самостоятельность и показала бы, что она ей доверяет. И для
Нади это было бы самым лучшим поощрением.

Другой
пример. Пятилетний Максим вместе с мамой вышел гулять на детскую площадку. Сначала
он играл в песочнице, а мама сидела рядом. Затем Максим спросил: «Мама,
я покатаюсь на качелях?» Мама ответила: «Хорошо, только дай, я тебя
сама посажу, а то ты можешь удариться». Когда мама его усадила на качели,
Максим сказал: «Мама, давай, я сам раскачаюсь», но мама ответила:
«Нет, давай, я буду тебя качать, иначе ты можешь упасть». И Максим
просто сидел на качелях, а мама его раскачивала.

Вскоре это ему надоело, и он захотел прокатиться на горке. Но мама и тут лишает
его всякой самостоятельности: «Давай руку, я помогу тебе забраться на неё.
А то можешь упасть и удариться». Прокатившись пару раз, мальчик сказал,
что устал и пошёл домой. В итоге, на прогулке пятилетний малыш ни разу не пробежался,
не подпрыгнул, не повеселился.

При этом, сама эта женщина считает, что свою роль
матери в воспитании ребёнка она выполняет правильно. Ведь ребёнок вернулся
с прогулки «живой и здоровый». И никак не понять маме этого малыша,
что усилия мамы предотвратить его «травмы», на самом деле лишь подчёркивают,
что он слаб и беспомощен. Но ведь это не так. Пятилетний малыш уже вполне самостоятелен,
чтобы под присмотром взрослых, но самому поиграть на детской площадке и пообщаться
со сверстниками. И если дать ему такую свободу, то это будет лучшим поощрением
для ребёнка со стороны матери.

Итак, больше доверия и самостоятельности ребёнку. Доверяйте ребёнку и поддерживайте
его в любых начинаниях (если это не опасно для него). Это один из мощных видов
поощрения для него, но почти все родители им не пользуются. И совершенно зря.
Не бойтесь, что у ребёнка не получится. Ваша задача — понаблюдать, помочь, при
необходимости и подержать, если у него не получилось, сказав: «Ну, ничего
страшного. Мы с тобой ещё раз попробуем, и у тебя всё получится».

И для этого мамам и папам нужно развить в себе чувство смелости. Ведь они боятся
больше, чем их маленькие дети. И совершенно зря. Этот родительский страх мешает
развитию ребёнка. Родители, отбросьте излишние, ненужные опасения и помните,
что счастье детей и счастье в семье
— в ваших руках.

Нравится

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Поощрение как метод воспитания детей

Поощрение — одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.

Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:

— Лева! — умоляет мать плачущего малыша, — ну замолчи, я дам тебе конфетку.

В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:

— Мама, — спрашивает он, — будут мне подарки ко дню рождения?
— Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
— Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
— А для чего тебе?
— Если не будут, зачем хорошо себя вести?

Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.

Похвала ребенка: не все так просто

Прежде всего, известная всем и самая простая форма, не требующая никаких особых затрат, — словесная похвала. Вряд ли кто из родителей с ней незнаком. Что может быть проще, погладить свое чадо по головке и похвалить словами «умница» или «молодец»! Но, несмотря на кажущуюся простоту, обращаться с похвалой нужно очень аккуратно. При частом и неправильном применении ее значимость для ребенка снижается и воспринимается в дальнейшем как должное дело. Захвалив отпрыска, можно сделать его эгоистичным и капризным.

Редкая и скупая похвала от взрослых обижает ребенка, приводит к занижению самооценки и отсутствию мотивации к действию. Поэтому в данном случае основная задача родителей — найти золотую середину, наблюдая и подмечая изменения в поведении, а также учитывая психологические особенности ребенка.

Чего следует избегать при похвале? Нельзя хвалить ребенка, сравнивая его с другими детьми, занижая их достоинства. Правильно отметить, что именно индивидуальные достижения вашего чада прогрессируют, становятся красивее, интереснее, ярче. «У тебя с каждым разом получается все лучше и лучше!».

Избегайте часто хвалить самого ребенка, стоит делать это в отношении его поступка. Не он сам — «солнце ясное» и «красота неземная», а его поступок — «замечательный», «правильный» и «хороший».

Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?

Классики педагогики утверждали, что ни один проступок ребенка не должен оставаться безнаказанным, и что поощрение и наказание связаны неразрывно. К счастью, метод «кнута и пряника» давно подвергается критике со стороны прогрессивных педагогов.

Мудрые люди говорят, что в проступках ребенка всегда виноваты взрослые, забывшие или не сумевшие объяснить ребенку «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, прежде чем ругать и наказывать детей, взрослым нужно тщательно проанализировать собственное поведение. Большинство ошибок дети допускают именно по вине взрослого окружения. Помните:

  • Дети копируют поведение взрослых, поэтому воспитывать надо личным примером;
  • Поступки взрослых не должны противоречить долгим нравоучительным беседам: дети быстро замечают фальшь, расхождение слова и дела;
  • Прежде чем требовать, объясните столько раз, сколько нужно, чтобы быть уверенными в том, что ребенок услышал и понял;
  • Убедитесь, что плохая оценка – результат неправильного поведения, потому что ругать за непонимание темы нельзя.

Наказание присутствует в учебном процессе, скорее, как исключительная мера порицания или осуждения за дисциплинарные проступки, которые стали причиной плохой оценки. Например:

  • Ученик вместо выполнения домашнего задания пошел на футбольный матч;
  • Ребенок решил воспользоваться шпаргалкой, вместо того, чтобы выучить формулы или правила;
  • Разговаривал на уроке с соседом по парте, не слушал учителя и т.п.

Наказание должно быть соразмерным возрасту и особенностям психики ребенка. Но прежде всего оно должно быть справедливым, не вызывающим сомнения в его заслуженности.

О правилах наказаний

К правилам наказаний можно отнести следующие:

— оно никогда не должно наносить вред здоровью;

— не бывает так, чтобы ребенок не огорчал родителей, на то он и ребенок; не нужно его переделывать и допускать, чтобы он находился в постоянном страхе;

— прежде чем наказывать, родители должны подумать, для чего и зачем они это делают;

— делать выговор по прошествии длительного времени недопустимо;

— если у родителей появилось хоть малейшее сомнение в том, надо наказать или нет, не стоит этого делать;

— ни одно наказание не должно идти в паре с унижением и походить на торжество силы взрослых людей над детской слабостью;

— за один раз допустимо делать выговор только за один проступок; смешивать все вместе — не для детского понимания;

— если ребенок уже наказан, а затем был прощен, впоследствии не должно быть никаких напоминаний об этом.

И самое главное, что должны помнить все родители: нельзя карать ребенка лишением любви!

Вот такими должны быть меры поощрения и наказания ребенка в каждой семье. И при соблюдении всех правил он станет родителям еще и другом.

Как нельзя поощрять ребёнка?

Нельзя
поощрять ребёнка деньгами. Вознаграждение родителями детей за их хорошее поведение
или хорошую учёбу или выполнение каких-либо домашних обязанностей наносит огромный
вред развитию их личности.

Если постоянно награждать ребёнка деньгами, за выполнение его обязанностей,
которые он и так ОБЯЗАН выполнять, то он перестанет уважать и эти обязанности
и требования родителей, если они не подкреплены деньгами. Получается, ребёнка
нельзя ни о чём попросить. Его можно только купить. Вряд ли кто-либо из родителей
желает такой «участи» для своего ребёнка.

На самом деле, почему ребёнок должен получать вознаграждение за выполнение
домашних обязанностей? Он живёт в этом доме, пользуется удобствами и питается.
Дети должны быть равноправны со своими родителями, в том числе и в вопросе выполнения
семейных обязанностей. Если же дети не будут выполнять то, что им нужно
делать, то у них, вряд ли, разовьётся чувство ответственности.

Далее приведём диалог отца с девятилетним Кириллом, происходивший в одной из
семей после того, как ребёнок отказался сходить в магазин и купить хлеба. Отец
позвал сына и начал с ним разговор:
— Кирилл, ты отказываешься сходить в магазин, почему?
— Я не хочу.
— Ну, хорошо. А кто должен идти?
— Ты. Или мама.
— Но мама гладит бельё, она не может. А я ремонтирую кран в ванной. Слушай,
Кирилл, мы же одна семья, или нет?
— Да, одна.
— А должны ли родители и дети в семье помогать друг другу?
— Да, должны.
— Я тоже так считаю. Смотри, я для семьи зарабатываю деньги, покупаю продукты
в магазине, ремонтирую, если что-нибудь сломается. Мама кушать нам приготовила,
дом красиво оформила сегодня и вещи сейчас гладит тебе к школе. Понимаешь, мы
все работаем на благо семьи, все приносим пользу, а не только пользуемся всем,
что есть. Если человек не приносит пользу окружающим, а только живёт за счёт
них, значит, он нахлебник, и таких людей никто не любит. Ты хочешь быть нахлебником?
— Нет, не хочу. Только я маленький пока.
— Да ты маленький, верно. Т.е. ты не сможешь зарабатывать деньги и семью обеспечивать?
— Нет.
— Так, ладно. А кушать приготовить и бельё погладить? Тоже вряд ли. Ну, хорошо.
Давай посмотрим, что ты можешь сделать.
И дальше отец с сыном выяснили, что Кирилл может вынести мусор, сможет купить
молока и хлеба и забрать младшего брата из садика. И отныне эти действия стали
обязанностями мальчика, и он больше не отказывался их выполнять. Приведённый
пример показал, насколько грамотно мужчина
в этой семье исполнил свою роль
отца в воспитании сына.

Но, стоит отметить, что дети должны быть полноправными участниками во всех
направлениях жизни семьи. В том числе и в расходовании денег. Поэтому, необходимо
рез в неделю или раз в две недели выделять им какую-либо сумму денег на личные
расходы. Но, при этом, эти деньги никак не должны быть привязаны к выполнению
ребёнком его домашних обязанностей или поведения. Это не должно быть поощрением.
Дети выполняют свои обязанности, потому что должны вносить свой вклад в семью.
А получают немного денег на свои расходы, потому что являются членами этой семьи.

Вредно поощрять ребёнка не только деньгами, но и игрушками, сладостями или
другими вещами. Они также формируют в ребёнке зависимость от награды за выполненные
просьбы.

Для чего нужно поощрять детей?

Начнём с того, что ребёнок
с первого года жизни осознаёт, что он живёт в семье. Он начинает понимать,
что у него есть и мама и папа, часто в семье есть и старшие дети. И младший
ребёнок в семье понимает, что они намного самостоятельнее, могут и умеют
гораздо больше, чем он. И конечно, ребёнок стремиться «занять своё место»
в семье и стать её «полноправным членом». Именно поэтому он стремиться
заручиться одобрением и поддержкой родителей, а также старших детей, если семья
многодетная.

Их одобрение означает для него признание его навыков, способностей и его самого.
Если с их стороны нет одобрения и поддержки, то он не чувствует себя комфортно.
Ребёнок становится
агрессивным и непослушным. Его поведение словно говорит родителям: «Вы
не признаете меня, а я не признаю вас. И буду делать всё по-своему».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector