Downloads

Дисфункция неспецифических структур мозга

Первая ассоциация, сопровождающая данное понятие, означает утрату основных рефлексов, нарушение естественного, физиологически обусловленного функционирования чувствительных тонких и толстых волокон. Довольно интересным с точки зрения патофизиологии является тот факт, что преобладают двигательные нарушения, однако двигательные волокна остаются в норме. Для того чтобы определить степень тяжести патологии и локализацию очагов поражения головного мозга, необходимо провести комплекс лабораторных и инструментальных исследований. Чаще всего применяется электроэнцефалограмма головного мозга, магнитно-резонансная томография, рентгенологическое исследование. Обычно этого бывает достаточно для постановки точного диагноза и подбора соответствующего лечения.

, , , , ,

Под медиабазальным уровнем подразумевают координированную деятельность лобного и височного отделов. Повреждение этих отделов заканчивается нарушением основных процессов. Существенно страдает уровень произвольного внимания и способность к его концентрации. В противовес недостаточности произвольных форм, происходит патологическое нарушение непроизвольного внимания в сторону его увеличения. Такой дисбаланс приводит к грубым расстройствам сознательных и аналитических процессов.

, ,

Дифференциальная диагностика

Занимается данным заболеванием врач-невролог, который должен определить характер церебральных нарушений. Он собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы. Параллельно ребенок наблюдается у педиатра, который оценивает его психическое состояние, исключает наличие воспалительных заболеваний. Лабораторные методы исследования не выявляют отклонения от нормальных значений. Невролог назначает инструментальные методы:

  • ЭЭГ. Электроэнцефалография позволяет обнаружить нарушения в передаче нервных импульсов;
  • Реоэнцефалография. Позволяет оценить кровоток головного мозга;
  • Эхоэнцефалография. Оценивает состояние структур головного мозга;
  • КТ и МРТ. Также позволяет визуализировать структуры головного мозга и исключить их патологию.

1) часто переспрашивает; 2)легко отвлекается; 3) плохо концентрируется; 4) часто путается; 5) берется сразу за несколько дел, но не доводит их до конца; 6) не хочет слышать; 7) относительно хорошо работает в спокойной обстановке.

1) мешает на уроке учителю и ученикам; 2) эмоционально-лабилен; 3) плохо переносит очереди; 4) болтлив; 5) обижает других детей.

1) любит карабкаться на возвышающиеся предметы; 2) не сидит на месте; 3) суетливый; 4) издает громкий шум при выполнении любой деятельности; 5) всегда находится в движении.

Учитывая то, что ММД является преходящим нарушением функций центральной и вегетативной системы, необходимо его дифференцировать с более серьезными патологическими состояниями, в частности:

  • Нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • Психические заболевания – биполярное расстройство личности, шизофрения, другие психозы;
  • ДЦП;
  • Отравление;
  • Онкология.

Причины

Причины малой мозговой дисфункции (ММД):

  • генетические влияния;
  • проблемы со здоровьем матери при беременности;
  • тяжелые роды;
  • энцефалит (подкорковый, корковый, мозжечковый, стволовой);
  • раннее детское бессознательное состояние;
  • травмы с поражением медиобазального или мезенцефального отдела головного мозга;
  • диэнцефальный синдром;
  • влияние питания.

Продукты, поддерживающие гиперактивность, усталость, расстройства поведения и активность у детей:

  • пища, содержащая красители и искусственные ароматизаторы (их много, большинство производится из каменноугольной смолы);
  • обычные пищевые компоненты (в химически обработанных фруктовых соках, шоколаде, готовых хлопьях и т.п.);
  • различные лакомства (десерты, мороженое, орехи, молоко);
  • трудно перевариваемые продукты (яйца);
  • простые сахара (торты, конфеты, шоколад, мороженое, печенье).

ЭЭГ-БОС

ЭЭГ-биологическая обратная связь – это очень специфический метод для усиления желаемой активации нервной системы. Действие терапии:

  • тренировка внимания и концентрации, самоконтроля и самодисциплины (успокоение импульсивности, гиперактивности);
  • улучшение интеллектуальных показателей;
  • самообучения мозга посредством БОС.

Когда мозг получает мгновенное сообщение о расстройстве своих волн, он может научиться исправлять их.

Прикрепленные к голове электроды регистрируют мозговые волны. Мозговая волна видна на экране. Она переводится в вид видеоигры, в которую пациент «играет» только силой своей мысли, воли, без клавиатуры или мыши. Игра контролируется активностью мозга. Когда увеличивается активность в желаемой мозговой волне, «игрок» получает успешные результаты. При возрастании активности в нежелательной структуре, успех в игре нивелируется. Мозг постепенно реагирует на мотивационные указания, которые ему дает компьютер, вознаграждая за хорошие результаты в игре. Так в мозге развивается процесс обучения новым, более подходящим частотам мозговых волн. Это работа самого мозга над собой.

Минимальная мозговая дисфункция у детей (код по МКБ-10 – G96.9) – это термин, обозначающий сочетание разнообразной симптоматики, основанной на структурных изменениях ЦНС. Эти изменения отклоняются от нормы, кажутся необычными и странными. Синоним расстройства – легкая детская энцефалопатия (ЛДЭ) или специфические нарушения обучения и поведения (СНОП).

Текущее современное название – СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Свежая и нужная информацияУже ранее знал(а)

Что такое минимальная мозговая дисфункция?

Небольшой экскурс в историю неврологии. Впервые, легкое рacстpoйство поведения и обучения у детей, сопровождающее импульсивностью, двигательной рacторможенностью и невнимательностью, в сочетании с невpoлогической микросимптоматикой и нормальным интеллектом,  детские неврологи стали официально обозначать термином «минимальная мозговая дисфункция» или «ММД» еще в середине 20-го века. В то время диагноз ММД принес немало пользы, благодаря данному термину, неврологи четко обозначили совокупность актуальных проблем детского поведения и обучения, сформировали направления дальнейшего движения передовой научной мысли.

Но данный диагноз быстро устарел, он совершенно не раскрывал сути проблемы, и в переводе на понятный язык означал только одно: «где-то и что-то слегка нарушено в работе головного мозга».

Представляю ваше выражение лица, если в автосервисе после тщательного осмотра любимого автомобиля на ваш законный вопpoс «Так что с машиной?» получаете глубокомысленный ответ механика, убедительно машущего рacпечатками компьютерной диагностики «Мы полностью разобрались! Похоже, что-то, где-то и как-то, малость несильно, но нарушена работа двигателя…».

В СССР этот удобно-замечательный диагноз стремительно рacпpoстранился в детской невpoлогии и педиатрии в 60-годах пpoшлого века, так как, без особого умственного напряжения, свободно позволял манипулиpoвать клиническими сведениями и обозначать пpaктически любые, нacтоящие или мнимые, нapушения детского поведения в сочетании с минимальными невpoлогическими симптомами.

Выигрышный термин всем понравился, и с легкой руки отечественных неврологов удобный диагноз ММД быстpo превратился большую гоpoдскую свалку, на котоpoй можно было встретить практически все:  от варианта нормы до специфических рacстройств развития учебных навыков и моторной функции, а также синдpoма дефицита внимания и гиперактивности.

С помощью ММД, можно было непринужденно, не вникая в суть пpoблемы, объяснить poдителям с позиции «науки» все вышеперечисленные моменты жизни и поведения их ребенка. На ковapный родительский вопpoс о причинах ММД следовал изящный ответ: виновата перинатальная энцефалопатия (ПЭП)!

Особо въедливые poдители получали, в качестве «последней пули», данные инструментальных методов исследования с таинственными научными гpaфиками и цифpaми.

Устapевшие и неинфopмативные эхоэнцефалогpaфия (ЭХО-ЭГ) и реоэнцефалогpaфия (РЭГ), современные, но ненужные в данном случае, электpoэнцефалогpaфия (ЭЭГ) и транскраниальная допплеpoграфия (ТКДГ), служили неопpoвержимым доказательством правильности поставленного диагноза.

Но caмое неприятное даже не в этом, диагноз ММД почти всегда автоматически приводил к назначению горстей бесполезных, а иногда и пpoсто вредных, медикаментов.

Сначала такие назначения пpoизводились исключительно с благородной лечебной целью, в нacтоящее время не последнюю роль в этом играет агрессивная политика фapмацевтических компаний. И до сих пор, многие мамы школьников начинают свой рacсказ в моем кабинете с гордого заявления: «У нac ММД! И мы активно лечимся…».

Внимание! Во всем мире уже в 1968 году детские невpoлоги и психиатры от неудачного диагноза ММД отказались, заменив его во втоpoй редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-II) на термин “гиперкинетическая реакция детства”. Окончательное превращение ММД в синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) произошло в 1994 году в четвертой редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-IV)

В конце экскурсии возникает  логичный вопpoс: «Если ММД это миф, устаревший термин, тогда что делать с вышеперечисленными жалобами? Может быть это норма?»

Ответ: «Нет, конечно! Это пpoблема, иногда достаточно серьезная, требующая тщательного разбирательства». Только маленькая просьба: «не нужно ее прятать в стapом чулане ММД» .  А начинать решение этой пpoблемы нужно не с инструментальных обследований и горсти таблеток, а с грамотной консультации детского психолога и логопеда, и только затем приходить на консультацию невpoлога, который и определит необходимость дальнейшего обследования и лечения.

Зайцев Сергей Владимирович

Детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории

Детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории.
Cтаж работы по специальности более 20 лет.
Консультирует детей всех возрастов с любыми заболеваниями нервной системы; основные направления научно-практической деятельности: диагностика и лечение неврологической патологии детей первого года жизни, психосоматические и поведенческие расстройства у детей.

Прогноз

Прогнозы довольно оптимистичны — до 50 % детей с таким диагнозом попросту «перерастают» этот недуг уже в подростковом или более зрелом возрасте. При этом медикаментозное лечение сводится к минимуму, а основной упор делается на физиотерапию и физкультуру.

Еще один частый вариант — болезнь «утихла», но отдельные признаки периодически проявляются. Это может выражаться в резкой смене настроения, неуверенности в своих силах или отсутствии контакта с другими людьми. Все это неприятно, но сотрудничество с врачами иди психологами поможет избавиться от подобных проблем.

«Остаточные» проблемы с психикой после лечения дисфункции — большая редкость (единичные случаи отмечаются только у взрослых людей, не брезгующих вредными привычками).

Не забываем и о профилактике.

Узнайте больше, о таких патологических заболеваниях у детей как: синдром Эдвардса, аутизм, лейкоз, синдром Патау, синдром Рея, алалия, гемангиома, синдром Дауна, дизартрия, сахарный диабет

2. Механизмы развития заболевания

В связи с разнообразием причин заболевания существует целый ряд концепций, описывающих предполагаемые механизмы его развития.

Сторонники генетической концепции предполагают наличие врождённой неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль. Кроме генетической выделяют также нейропсихологическую теорию

У детей с синдромом отмечают отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Нарушение этих «исполнительных» функций, отвечающих за организацию деятельности, может приводить к развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Кроме генетической выделяют также нейропсихологическую теорию

У детей с синдромом отмечают отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Нарушение этих «исполнительных» функций, отвечающих за организацию деятельности, может приводить к развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Существует еще множество гипотез, описывающих механизмы ММД, но окончательного ответа на вопрос о патогенезе заболевания пока не найдено.

Используемая литература

1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок. М.: Издательство института психотерапии, 2003.

2. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Просвещение, 1982.

3. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. М.: Наука, 1983.

4. Заваденнко Н. Н., Петрухин А. С., Соловьёв О. И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. Церебролизин в лечении минимальных мозговых дисфункций. М.: ЭБЕВЕ, 1997.

5. Корнев А. Н. О влиянии фактора половой принадлежности на распространённость и клинические симптомы резидуально-органических поражений мозга у детей //Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии / Под редакцией Д. Н. Исаева. М., 1986.

6. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Рос. пед. агентство, 1997.

7. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. М.: НИИ семьи, 1997.

8. Крыжановский Г. Н. Общая патофизиология нервной системы. М.: Медицина, 1997.

9. Кучма В. Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М.: Олег и Павел, 1994.

10. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространённость, факторы риска и профилактика. М.: РАРОГЬ, 1997.

11. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Просвещение, 1973.

12. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М.: Знание, 1991.

13. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.

14. Трошин В. М., Радаев А. М., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1994. № 2.

15. Фарбер Д. А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающего мозга // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 5.

16. Халецкая О. В., Трошин В. М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. Кормакова. 1998. Т. 98, № 9.

17. Халецкая О. В., Трошин В. М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995.

18. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.: Знание, 1998.

19. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб: ИМАТОН, 1997.

Как помочь ребенку с ММД.

Дети с ММД по-другому, чем все остальные, воспринимают и усваивают информацию, они по-другому мыслят. Для того, чтобы помочь им, нужно: ребенок должен соблюдать режим дня, терпеливо и планомерно заниматься с ребенком и не расстраиваться, если он не усваивает материал сразу же, давайте ребенку только четкие и краткие инструкции, которые будут сопровождены физическими указаниями. Ваше присутствие при выполнении домашних заданий – залог его успеха, так как именно ваша поддержка зачастую нужнее ему, чем ваша непосредственная помощь. Во время занятий полезно устраивать физкульт-минутки, часто у детей с ММД может быть нарушена диафрагма и им трудно дышать. Ребенок должен спать не меньше 9 часов в сутки, желательно позволить ребенку поспать часок-другой и в течение дня. Нельзя перегружать ребенка занятиями, особенно по вечерам. Умственное переутомление вызывает бессонницу, поэтому вы можете смело загружать ребенка физическими занятиями (спортом).Ребенку нужны творческие занятия: лепка, конструктор, аппликация. Эти занятия помогают разрабатывать мелкую моторику рук, развивать зрительную память, усидчивость. Создавайте рацион для ребенка с высоким содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями).Помочь малышу справиться с ММД помогут лечебные ванны: солевые или же с пустырником.Также нужно установить доброжелательную атмосферу в семье, проявлять терпение и не ссориться при малыше.Ребенок с ММД отличается от своих сверстников, но не позволяйте ребенку согласиться с ярлыками, которые одаривают его учителя и сверстники, объясните ребенку, что он талантлив, единственно, понадобиться больше количество времени, чтобы талант развить. (с) vitapower.ru

Профилактика

В силу своей природы, ММД легче предупредить. Правда, это потребует усилий не только со стороны ребенка, но и матери (да-да, еще при беременности).

  • рациональный режим дня и приема пищи;
  • своевременное лечение патологий, которые со временем могут перерасти в более серьезные проблемы;
  • отказ от нездоровых привычек (в том числе и переедания);
  • умеренные физические нагрузки, включающие упражнения на координацию;
  • очень важна благожелательная атмосфера в семье.

Для полной уверенности в здоровье стоит периодически проходить медосмотры (это касается как будущих мам, так и уже родившихся детей).

Исключаются самолечение и разного рода народные рецепты — никаких «травок», только консультации специалистов.

Теперь вы знаете, что такое минимальная дисфункция мозга у детей. Надеемся, эти данные пригодятся нашим читателям разве что в ознакомительных целях, и такие проблемы обойдут стороной. Здоровья вашим семьям!

&nbsp &nbspВнешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих
проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием. &nbsp &nbspДля ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

&nbsp &nbspДля ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

&nbsp &nbsp1. Невнимательность:

&nbsp &nbsp — слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

&nbsp &nbsp — не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии;

&nbsp &nbsp — с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

&nbsp &nbsp — имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

&nbsp &nbsp — избегает скучных и требующих умственных усилий занятий;

&nbsp &nbsp — часто теряет вещи;

&nbsp &nbsp — очень забывчив.

&nbsp &nbsp2. Сверхактивность:

&nbsp &nbsp — мало спит, даже в младенчестве;

&nbsp &nbsp — находится в постоянном движении;

&nbsp &nbsp — ёрзает, не может усидеть на месте;

&nbsp &nbsp — проявляет беспокойство;

&nbsp &nbsp — очень говорлив.

&nbsp &nbsp3. Импульсивность:

&nbsp &nbsp — отличается резкими сменами настроения;

&nbsp &nbsp — отвечает до того, как его спросят;

&nbsp &nbsp — не способен дождаться своей очереди;

&nbsp &nbsp — часто вмешивается, прерывает;

&nbsp &nbsp — не может ждать вознаграждения (требует его здесь и сейчас);

&nbsp &nbsp — не подчиняется правилам (поведения, игры);

&nbsp &nbsp — по-разному ведёт себя при выполнении заданий (иногда спокоен, а иногда — нет).

&nbsp &nbspСпециалисты полагают, что причины ММД у детей весьма разнообразны:
перинатальная патология , недоношенность,
токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма и так далее.
Однако до конца так и не установлено, как именно эти факторы приводят к различным
ММД.

&nbsp &nbspПарадокс заключается в том, что малыш с ММД, по большому счёту, здоров. Потому что это не болезнь. ММД — это
функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются
медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

&nbsp &nbspВсё лечение при ММД у детей (хоть годовалый ребёнок, хоть
в возрасте 7-ми лет) сводится к трём назначениям: ноотропные препараты
и витамины (для улучшения работы мозга), настои трав на ночь (чтобы сон малыша был спокойным) и
терпение (это совет родителям). А ещё наблюдение и функциональное обследование у невропатолога (раз в год или чаще).

&nbsp &nbspВсе эти назначения не лечат, но предохраняют от воспаления, то есть от более серьёзных последствий для организма,
которые уже действительно придётся лечить.

&nbsp &nbspВ 90% случаев ММД у детей примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у
малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как
о трудном и плохом ребёнке.

&nbsp &nbspЧасто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно
отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.

Подбор схемы лечения

Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.

Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:

Педагогические методы позволяют минимизировать последствия социальной и педагогической запущенности, способствуют адаптации ребенка в коллективе. Социальные педагоги ведут работу не только с ребенком, но и его родителями

Они советуют поощрять ребенка, акцентировать внимание на его успехах и достижениях, меньше употреблять слова «нельзя» и «нет», разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно и мягко. Просмотр телевизора и игра на компьютере должны занимать не более 40—60 минут в день

Следует отдавать предпочтение таким играм и занятиям, в ходе в которых задействуется внимание и концентрация (пазлы, конструкторы, рисование и т.д.).
Психотерапевтические методы направлены на коррекцию задержки психического развития. Психолог и психотерапевт выбирает способы воздействия на своего маленького пациента исходя из его возраста. Если ребенок еще слишком мал, чтобы пойти с врачом на контакт, то работа ведется в основном с его родителями. Необходимо чтобы в семье был установлен положительный психологический микроклимат — от этого в большей степени зависит исход лечения.
Медикаментозное лечение назначается крайне редко. Прием препаратов позволяет купировать отдельные симптомы, например, снотворные препараты помогают нормализовать сон, седативные — успокоить излишне возбудимого малыша и т.д. В отдельных случаях могут быть рекомендованы к приему стимулирующие средства, транквилизаторы и антидепрессанты.
Физиотерапия позволяет улучшить функционирование нервной системы как центральной, так и периферической, а также максимально восстановить их работу. Наиболее эффективны при коррекции этого вида расстройства различные виды массажа, гидрокинезотерапия, комплекс лечебных упражнений. Полезны будут занятия такими видами спорта, как бег, езда на велосипеде или катание на лыжах, а также плавание. Во время спортивных занятий ребенок должен концентрироваться и проявлять ловкость, а это также положительно сказывается на процессе лечения ММД.

Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.

Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.

Как выявить у ребенка ММД?

Нарушения в развитии нервной системы не проходит бесследно для мышечной, костной, сердечнососудистой системы. ММД проявляет себя не через единичные симптомы, а через комплекс симптомов, целый набор проблем, при этом каждый ребенок имеет свой набор проблем. Чтобы выявить у ребенка ММД, нужно оценить его поведение. Нарушение мышечного тонуса в младенческие годы, беспокойство, сильный и долгий плач, который часто повторялся, были нарушения в двигательном аппарате (малыш не мог научиться ползать, сидеть, вставать, говорить слова, строить предложения).Форма головы также может сказать о ММД – голова у малыша вытянутая или нестандартной формы, лицо ассиметричное, наблюдается лопоухость.Проблемы в психологическом развитии – малыш не дослушивает инструкции, делает множество ошибок, но не хочет исправлять их, капризничает по пустякам, трудность в сосредоточении на книгах, настольных играх.Проблемы с иммунной системой – часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год насморк, часты отиты, носовые кровотечения. У крохи проблемы с пищеварением: дисбактериоз, запоры, боли в животе, метеоризм.Проблемы с двигательной системой человека – косолап, есть плоскостопие, нарушения осанки, Х-образная форма ног.Проблемы в развитии: заикания, плохо запоминает детские стихи, ему плохо удаются спортивные игры, он не может научиться кататься на велосипеде, плохо развита мелкая моторика: застегивание пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, проблемы при пользовании ножницами.Если некоторые из этих проблем есть у вашего ребенка, то нужно посетить врачей. Лечить ребенка с ММД нужно комплексно: наблюдаться у невропатолога, логопеда, ортопеда. Нужно следовать назначениям врачей, строго выполнять инструкции, чтобы не произошло усиление симптоматики. Главное в процессе лечения ММД – хорошая атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector