Питание дошкольников
Содержание:
А теперь о Технологии раздачи пищи
Сначала подается 1 блюдо, когда ребенок доел – грязная тарелка сразу забирается с левой стороны от ребенка, затем ставится тарелка со 2 блюдом. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, она всегда успеет вовремя подать каждому второе.
Воспитателю желательно подачу каждого блюда сопровождать сообщением о том, как правильно его есть, в чем его основная польза; выражать уверенность ,что все дети с ним хорошо справятся, и оценивать результат.
Застольная беседа обязательна!!!
При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:
Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий.
Не говорить пока во рту пища.
Посуду дети за собой не убирают, это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол должен выглядеть всегда опрятно. Ребенок убирает чашку с блюдцем на раздаточный стол (блюдца на стопку, чашки на поднос).
После еды желательно предоставить детям возможность для самостоятельной деятельности (обязательно нужно дать разъяснения , что после еды играть следует спокойно, чтобы в «животе все улеглось на свои места»), т.е. у ребенка закладывается стереотип на здоровое поведение.
ВАЖНО:
Детей надо приучать есть суп, беря ложкой жидкость, можно разрешить слегка наклонить тарелку от себя, но не переливать остатки супа в ложку – можно запачкать стол, руки.
Вторые мясные и рыбные блюда необходимо также есть, чередуя с гарниром. Третьи блюда – кисели, компоты – следует подавать в чашках с блюдцами и чайными ложками. Надо приучать детей из компота съедать фрукты вместе с сиропом. Старшие дети косточки от компота кладут вначале в ложку, поднося её ко рту, а затем перекладывают на блюдце. Нельзя допускать, чтобы дети раскалывали косточки и съедали зёрна слив, абрикосов, в них содержится вредная для здоровья синильная кислота.
Все замечания должны быть конкретными. Для ребёнка мало понятно указание воспитателя «Ешь аккуратно». Если же он слышит: «Не наклоняйся над тарелкой», «Не набирай много пищи на ложку», ребёнок сейчас же может выполнить эти действия. Если объяснения, напоминания относятся ко всей группе, воспитатель обращается ко всем детям. Но такие отвлечения детей от еды не следует использовать часто
Во время еды следует избегать каких-то неприятных разговоров, напоминаний о проступках детей, что может отрицательно повлиять на состояние аппетита и усвоение пищи.
Некоторые вопросы, связанные с процессом питания – о дежурствах, о пользовании приборами, о поведении за столом, о том, из чего готовятся те или иные блюда, могут быть предметом специальных бесед и разговоров воспитателя с детьми не в часы приёма пищи.
Важно, чтобы и младшие воспитатели были осведомлены о программных требованиях, предъявляемых к формированию навыков детей данного возраста и об индивидуальном подходе к ним в связи с процессом питания.
ПОМНИТЕ:
недопустимо ополовинивать порции, оправдывая это тем, что «все равно не съедят!»
не заставляйте малыша есть через силу. Если ваши объяснения не помогают, понаблюдайте за ним, поищите причину /плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, вызванное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.
Не следует наказывать ребёнка, лишая его любимой пищи.
Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят, всё слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо
Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе.
Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах, но запомните, что у кого не получается, чтобы потом задать ему правильный алгоритм действий.
Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть.
Многие дети имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки лука, капусты. Необходимо объяснить им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках все съедобно.
Таким образом, уют, царящий в помещении группы, привлекательность в сервировке стола и привлекательность самой пищи , ваше корректно-заботливое отношение к детям в ходе еды помогут сформировать у них не только аппетит, но и те общекультурные навыки питания, без которых вырасти здоровым просто невозможно.
Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольного учреждения.
Меню-требование на выдачу продуктов питания
Категория: Рациональное питание
1-ый день
Завтрак
Каша молочная геркулесовая 200
Какао на молоке 180
Булка с маслом 40/10
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Салат витаминный 60
Суп с клецками 250
Котлета 80
Тушеная капуста 150
Компот из свежих яблок 180
Хлеб 50
Полдник
Суфле рыбное 80
Салат из свеклы 60
Чай с лимоном 180
Булка 40
Ужин
Ряженка 180
Булка 40
2-ой день
Завтрак
Сочник творожный с молочной подливой 160
Кофейный напиток на молоке 180
Булка с маслом 40/10
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Салат из свежей капусты 60
Рассольник со сметаной 250
Плов из курицы 200
Компот из сухофруктов 180
Полдник
Овощи тушеные 150
Булка 40
Чай 180
Ужин
Кефир 180
Пирожок с повидлом 80
3-ий день
Завтрак
Омлет 80
Икра кабачковая 70
Какао на сгущенном молоке 180
Печенье с маслом 40/10
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Салат из моркови с яблоком 60
Суп фасолевый 250
Картофельное пюре 180
Компот из сухофруктов 180
Хлеб 50
Полдник
Биточки мясные 70
Икра свекольная 170
Булка 40
Чай 180
Ужин
Ряженка 180
Булка 40
4-ый день
Завтрак
Макароны с сыром 200
Кофейный напиток на молоке 180
Булка с маслом 40/10
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Соленый помидор 60
Щи из квашеной капусты 250
Ежики в томатно-сметанном соусе 100/30
Картофель отварной 150
Компот из сухофруктов 180
Хлеб 50
Полдник
Рыбная котлета 70
Салат из свеклы 60
Чай с лимоном 180
Булка 40
Ужин
Кефир 175
Булка 40
5-ый день
Завтрак
Творожная запеканка 120
Соус сметанный 10
Какао на молоке 180
Булка с маслом 40/10
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Салат из зеленого горошка 60
Суп картофельный с фрикадельками 225/25
Голубцы ленивые 200
Компот из сухофруктов 180
Хлеб 50
Полдник
Каша манная молочная 200
Булка 40
Чай 180
Ужин
Кефир 180
Булка 40
6-ой день
Завтрак
Каша молочная рисовая 200
Кофейный напиток на молоке 180
Булка с маслом 40/10
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Салат из свеклы с чесноком 60
Суп овощной со сметаной 250
Гуляш 100
Пшенный гарнир 150
Компот из свежих яблок 180
Булка 40
Полдник
Рыба под омлетом 120
Салат из свежей капусты 60
Чай с лимоном 180
Булка 40
Ужин
Кефир 150
Булка 40
7-ой день
Завтрак
Вермишель молочная с маслом и сахаром 200
Какао на молоке 180
Булка с маслом 40/10
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Соленый помидор 60
Суп крестьянский со сметаной 250
Суфле из отварной курицы 70
Картофельное пюре 150
Компот из сухофруктов 180
Хлеб 50
Полдник
Ленивые вареники 180
Чай 180
Булка 40
Ужин
Ряженка 180
Плюшка 80
8-ой день
Завтрак
Яйцо вареное 45
Икра кабачковая 70
Кофейный напиток на сгущенном молоке 180
Печенье с маслом и сыром 40/10/15
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Соленый помидор 60
Суп картофельный с рыбными консервами 250
Колбаса отварная 70
Картофельное пюре 150
Компот из сухофруктов 180
Хлеб 50
Полдник
Капуста тушеная 150
Чай 180
Булка 40
Ужин
Кефир 150
Булка 40
9-ый день
Завтрак
Каша молочная ячневая 200
Какао на молоке 180
Булка с маслом 40/10
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Салат из свеклы с чесноком 60
Борщ со сметаной 250
Жаркое по-домашнему 230
Компот из св.
яблок 180
Хлеб 50
Полдник
Рыба с овощами 70
Банан
Чай с лимоном 180
Булка 40
Ужин
Ряженка 180
Булка 40
10-ый день
Завтрак
Пудинг творожный 130
Кофейный напиток на молоке 180
Булка с маслом 40/10
Второй завтрак
Сок 100
Обед
Салат зимний 60
Свекольник со сметаной 250
Бефстроганов в томатно-сметанном соусе 80/30
Гречневый гарнир 150
Компот из сухофруктов 180
Хлеб 50
Полдник
Яйцо 0,25
Винегрет 210
Чай 180
Булка 40
Ужин
Кефир 180
Зефир 50
Булка 40
Примечания:
- по просьбам родителей полдник и ужин были поменяны местами,
- фрукты, как правило, не указывают в меню.
Их дают 2 раза в неделю (с осени по весну), например, во вторник 1 банан, в четверг 1 апельсин,
по понедельникам меню более скудное (понедельники сразу можно различить в меню).
Меню на день в детском саду: какие продукты используются?
Примерное меню обязательно содержит отсылки к рецептам той или иной готовой пищи из сборников рецептур для питания детей.
При этом названия должны соответствовать в обоих документах. Повторное приготовление одного и того же блюда в один день не допускается.
Производство еды осуществляется согласно технологическим картам. Последние включают рецептуру, а также технологию.
Рацион для несовершеннолетних должен соответствовать примерному меню по факту.
Согласно п. 15.6 в зависимости от времени приема еды малышам рекомендуется предлагать:
- запеканку (яичную, творожную) и каши, напиток с бутербродом – на завтрак;
- салаты, овощи в качестве закуски, суп, гарниры с мясной или рыбной
продукцией, напиток – на обед; - булочку, запеканку с соком или чаем – на полдник;
- творожные продукты, салаты, мясо (рыбу), горячий напиток – на ужин.
Loading…
Taking too long?
Reload document
|
Open in new tab
Энергетическая ценность блюд в детских садах.
Суммарная ценность блюд по приемам пищи должна приравниваться к установленным СанПиН нормам.
Если в ДОУ предусмотрено восьмичасовое пребывание детей, то в примерном меню обязательно должны найти отражение:
- молочная продукция;
- мясо (рыба);
- фрукты;
- хлебобулочные изделия;
- картофель;
- сливочное и растительное масла;
- овощные культуры;
- сахар;
- соль.
При формировании меню для групп, кратковременно пребывающих в дошкольных организациях, в рацион вводится продукция с учетом фактора кратковременного посещения ДОУ.
Отсутствие продукции, необходимой для предоставления малышам сбалансированного питания, предоставляет возможность осуществить замену на аналогичные по составу.
Процедура осуществляется с учетом таблицы калорийности и содержания белков (углеводов).
Свежие овощи, фрукты можно поменять на соки либо быстрозамороженную продукцию.
Примерного меню, утвержденное руководителем образовательной организации, является основой для формирования меню-раскладки.
Последнее содержит показатели выхода блюд для несовершеннолетних разных возрастных групп.
Раскладка может формироваться в электронном виде. При заказе продуктов ДОУ рекомендовано составлять дополнительное меню-требование.
Данный шаг позволит организовать правильную логистику детского сада.
Питание аллергиков в детском саду.
Так, в специализированных учреждениях или классах для детей с хроническими проявлениями (аллергия на продукты питания, предрасположенность к инфекционным болезням, диабет) питание организуется согласно принятым принципам лечебного рациона.
Последний подбирается в зависимости от недуга ребенка и включается в меню.
Законодательство, регулирующее организацию детского питания
Все дошкольные и школьные детские учреждения России строят свою работу по организации питания на основе единых законодательных актов, главными среди них являются:
- федеральный закон «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2013г.);
- Постановление СанПиН 2.4.3049-13 утвержденное Главным сан.врачом от 15 мая 2013г. № 26;
- подзаконные акты Минобразования, Роскомнадзора, методические рекомендациями и постановления местных органов власти.
Основным законодательным актом, детально рассматривающим организацию питания на всех этапах, остается СанПиН 2.4.3049-13.
Единым контролирующим органом, в соответствии с законами РФ, выступает Роскомнадзор, в функции работников которого входит обязательная проверка процессов организации питания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях России.
Организация питания в детском саду
Прежде всего необходимо сказать, что существуют как государственные,так и частные учреждения такой направленности. Но все они подчинены такому органу как районные или областные отделы образования, и их деятельность регламентирована Конституцией Украины и Законом Украины о дошкольном образовании от 11.07.2001 №2628-III ст.35.
По поводу питания выделим несколько основных фактов:
- Список продуктов для питания детей составляется и согласовывается исполнительной властью посредствам тендерных закупок. То есть различия в продуктах в разных государственных садиках могут быть минимальные в связи с практически одинаковыми списками поставок.
- Ответственность за наличие и качество продуктов питания (независимо от формы садика – государственный или частный) лежит на органах управления образования и органах охраны здоровья.
- Взимается плата за питание ребенка в садике (все зависит от формы собственности учреждения), бесплатное питание доступно отдельным категориям семей (многодетные, сироты, полусироты, дети-инвалиды и т. д).
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как попасть в детский сад – 4 наболевших вопроса
Итак, как же организован процесс питания в дошкольном заведении?
Режим питания полностью зависит от работы учреждения. В большинстве детских садов 4-х или 5-ти разовое питание. Но есть садики с пятидневным проживанием или интернат-садики, тогда там может быть и 5-ти, 6-ти разовое питание (добавляют поздний ужин). По нормам развития детей соответственного возраста (2 – 6 лет) полезно получать еду через каждые 3 – 4 часа.Рекомендованный график приема пищи:Завтрак: 8.30 – 9.00Обед: 12.00 – 12.30Ужин: 16.00 – 16.30При расширенном питании может быть еще и второй завтрак, и полдник, и второй ужин.У каждого ребенка определено свое место за столиком как для еды, так и для занятий, чтоб детки не путались.Все занятия стараются так планировать, чтоб приемы пищи былы в одно и тоже время.
Отдельным условием стоит создание оптимального питьевого режима. То есть вода должна быть в достаточном количестве в группе. Ребенок должен знать об этом и иметь возможность попить в любое время своего нахождения в группе
Как правило, родители хотят быть уверенными в качестве и чистоте воды, поэтому на собрании сразу оговаривают наличие и закупку таковой.
Работники, которые организовывают питание малышей, должны иметь соответствующую квалификацию и допуск к работе в виде пройдённого медицинского обследования (наличие действующей медицинской книжки).
Воспитатели должны обращать внимание на культурно-гигиенические навыки воспитанников.
Обязательна информированность родителей о системе питания в садике. Часто родители позволяют малышу многие шалости в питании, а потом грешат на садиковскую еду
Желательно сильно не отступать от режима питания на выходных, а то это может быть одной из причин, почему ребенок не ест в детском саду и не хочет туда идти – дома мама дает вкусные сладости, пирожные, а в садике опять каша. Мы не призываем лишить малышей радости и следствий родительской любви и заботы, но все хорошо в меру. Кстати, об оптимальной подстройке домашнего режима к садиковскому прочти здесь.
Родители имеют возможность ознакомится с меню. Утром, когда ты приводишь ребенка в группу, на доске объявлений ты видишь актуальный перечень блюд на сегодня. Скажем по секрету, приблизительное меню составляется на 2 недели вперед.
Приоритет имеют сезонные продукты, особенно фрукты и овощи. Запрещено использование уксуса, кофе.
Продукты предоставляет компания в зависимости от срока их реализации. Например, мясные блюда могут готовить 3 – 4 раза в неделю, а рыбные – 1 – 2. Соответственно, поставки этих продуктов могут осуществляться 2 – 3 раза в неделю. А вот заказы на продукты подают, как правило, на месяц вперед, потом могут лишь немного корректировать список в зависимости от сезонности продуктов.
Выдача блюд малышам может проходить только после пробы медсестры или лица, который ее заменяет. Снятие пробы не делают для продуктов промышленного производства. Контроль питания в детском саду производится непосредственно директором и медицинским работником учреждения.
Воспитатели имеют право в ненавязчивой форме предлагать еду ребенку, но ни в коем случае не кричать и не заставлять есть.
Проверка адекватности и правильности питания оценивается по анализу физического развития детей.
В профильных садиках (садики по специфике заболевания) особое место уделено диетам №5, №7, №8. Блюда готовят тушеные, вареные, запечённые)
Документация по питанию в детском саду
При организации питания в детском саду важно грамотно вести документацию. Следует всегда следить за изменениями в законодательстве и держать картотеку документов в порядке
Нужно уделять отдельное внимание контрактам на поставку товаров, выполнению работ, оказаниям аутсорсинговых услуг. По этой ссылке можно найти образцы положения об организации детского питания, приказ об организации детского питания, приказ о создании комиссии по питанию, план работы совета по питанию, план мероприятий по контролю организации питания, положение о баркеражной комиссии, приказ о создании бракеражной комиссии, план работы бракеражной комиссии, приказ об обеспечении качества питания, приказ о назначении ответственного за отбор и хранения суточных проб
Анализ по контролю за организацией питания
Этот анализ должен включать в себя сведения о:
- Состоянии организации питания в целом по ДОУ на данный момент.
- Частоте подсчетов итогов по результатам финансирования.
- Ведении бухгалтерской деятельности, чему способствует её ведение.
- Перечислении актов и норм, по которым регулируется организация питания.
- Том, каким образом происходит составление рациона.
- Уровне обеспеченности пищеблока кадрами.
- Состоянии оборудования, на котором происходит приготовление пищи.
- Вовремя ли произвели клеймение.
- Месте хранения продуктов, соответствие ведение документации требованиям.
- Коррекции доставления ингредиентов блюд на территорию сада.
- Частоте ведение контроля энергетической ценности блюд.
- Вынесении вопросов на совещания.
- Обеспечении контроля вышестоящими органами.
- Рекомендательных моментов в отношении родителей касательно питания детей в выходные.
Далее должна следовать таблица, где анализируется питание ребят, в которой отражается соответствие или несоответствие натуральных и фактических показателей за прошлый и текущий год. Должно быть прокомментировано выполнение натуральных норм, её динамика, коррекция соотношения потребления продукциии, увеличилось ли потребление отдельных продуктов, какие наименования находятся на оптимальном, допустимом, недопустимо низком уровне.
Должен быть сделан вывод сбалансированности питания на основании 10-и дневного контроля за питанием и количества потреблённых калорий за 31-дневный период, составлены таблицы, отражающие нормальной и фактическое соотношение БЖУ и калорийности за год. Далее следует подсчитать как изменилась цена 1 дня питания на ребёнка в сравнении с предыдущим годом и тем, сколько было запланировано.
Также в отчёте следует указать взаимодействие ДОУ с родителями детей, информирование их о том, что их ребёнок употребил за весь день и в каком количестве, порекомендовать примерный рацион на вечерний приём пищи и на выходные дни.
Должны быть указаны методы корректирования проблемных ситуаций.
Образец этого анализа можно найти тут.
Аналитическая справка по контролю за организацией питания
Эта справка включает в себя следующие сведения:
- Описание нормативных документов, на которых она основана;
- Наличие картотеки технологических карт;
- Использование полезных минеральных веществ и витаминов;
- Ведение соответствующей документации;
- Средняя фактическая и плановая стоимость 1 дня питания, разница между ними;
- Соответствие нормам содержания белков, жиров и углеводов;
- Выставление проб;
- Состояние складских помещений, посуды, столов;
- Уборка пищеблока;
- Эмоциональная обстановка во время принятия пищи, обеспечение детей соответствующими условиями для принятия пищи;
- Процесс принятия пищи, дежурство;
- Обязанности воспитателей и помощников воспитателей во время питания детей;
- Рекомендации;
- Анализ выполнения контрольных норм в ДОУ.
Образец аналитической справки можно найти тут.
Рацион
В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.
Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.
Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.
Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.
Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.
Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.
Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.