Тема: «звук л
Содержание:
- Инструкция по применению
- Дифференциация звуков «р», «л»
- Что такое ламбдацизм и его разновидности
- Подготовительные упражнения перед постановкой звука
- Артикуляционные упражнения для постановки звука Л
- Когда обращаться к логопеду?
- Как сделать правильное произношение автоматическим
- Виды и механизмы нарушения звука [Л]
- Подготовительный этап
- Закрепляем произношение
- Мимическая гимнастика
- Постановка [Л] с механической помощью
- Календарь прививок ребенка в Украине
- Организация занятий
- Механический способ постановки
- Речевая гимнастика
- Способы постановки
- Как научить ребенка выговаривать твердый звук «Л» в домашних условиях
- Как закрепить звуки в речи?
- Упражнения для улучшения речевого слуха
- Причины нарушения произношения звука л
- Способы диагностики
- Твердый «л»
Инструкция по применению
В инструкции к препарату написано, что сведений, которые указывают о воздействии лекарства на организм, нет. В то же время клинические исследования, которые велись много лет, показали, что применение Папаверина не оказывает негативного влияния как на плода, так и само протекание беременности. Использовать свечи с папаверином гидрохлоридом можно в 1, 2 и 3 триместрах, то есть, в течение всей беременности.
Но это не означает, что препарат можно использовать без разрешения врача. Только специалист должен назначить дозировку лекарства и продолжительность применения.
Суппозитории Папаверина оказывают выраженное спазмолитическое воздействие миотропного характера, которое воздействует как на мускулатуру матки, так и на гладкие мышцы других органов, к примеру, половой, мочевыделительной, дыхательной систем, а также ЖКТ.
При воздействии на гладкую мускулатуру сосудов препарат расширяет их, благодаря чему улучшается кровоток и понижается давление.
Обычно применяется для устранения спазмов:
- внутренних органов;
- сосудов головного мозга и периферических;
- бронхов.
Также полезен препарат при гипертонусе матки и для улучшения плацентарного тока.
Дозировка
Точную дозу препарата может назвать только врач, исходя из жалоб и состояния пациентки. Как правило, в сутки назначают 2-4 суппозитория, которые необходимо использовать через равный промежуток времени. Длительность лечения зависит от состояния и симптомов пациентки, в каждом случае она индивидуальна. Средняя продолжительность терапии составляет от 2 дней до месяца, иногда дольше.
Как и куда вставлять
Суппозитории Папаверин следует вводить ректально, то есть, в анальное отверстие. Вагинально эти свечи не применяют! По возможности процедуру следует выполнять после очищения кишечника.
Руки перед лечебным сеансом следует хорошенько вымыть с мылом. После этого распечатать препарат, взять свечу и ввести ее в прямую кишку.
После проникновения в прямую кишку суппозиторий начинает таять под воздействием температуры тела, понемногу высвобождая активное вещество. Лекарственный компонент всасывается в кровоток, после чего разносится кровеносной системой ко всем органам, попутно оказывая действие на сосуды.
Под влиянием препарата снижается гипертонус матки, боль и напряжение проходят, при этом понижается АД, что особенно актуально на поздних сроках беременности. При этом общее самочувствие беременной улучшается.
Гипертонус матки — главное показание для использования суппозиториев
Дифференциация звуков «р», «л»
На завершающем этапе важно добиться, чтобы подопечный мог различать фонемы, близкие к «л» по звучанию. Это звуки «р» и «в», которые малыш должен четко дифференцировать как по отдельности, так и в составе слов
Для этого ребенку следует показывать карточки со слогами, составленными из указанных фонем. И вместе с ним четко произносить эти слоги. Для игр подойдут картинки с изображениями предметов, в названиях которых встречаются «л», «р» и «в» и которые малыш должен называть. Полезно вставлять пропущенные слоги в готовые слова и пропущенные слова в знакомые ребенку загадки, пословицы, стихи.
Эта работа потребует времени, внимания и терпения со стороны родителей. Но она обязательно принесет свои плоды. Заниматься постановкой речи у ребенка нужно, так как в будущем это позволит избежать стеснения в коллективе, проблем при общении со сверстниками и обидных «колкостей» со стороны одноклассников.
Что такое ламбдацизм и его разновидности
Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.
Различают несколько видов этого нарушения:
- Носовой — поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо «лампа» получается «нгампа».
- Двугубный — при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит «у» — «уапата» вместо слова «лопата».
- Межзубный — кончик язычка выпадает между зубами.
- Нижний — язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
- Фрикативный — вместо нужного звука получается смягченный («украинский») Г.
Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.
Наиболее частые разновидности замены:
- В — «вук» вместо «лук»;
- Д — «дожка» вместо ложка;
- Й — «йампа» вместо «лампа»;
- мягкий Л — «плет» вместо «плот».
У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова «лиса» произносится «иса».
Подготовительные упражнения перед постановкой звука
Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку. Она состоит из пяти упражнений.
- «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
- «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
- «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
- «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
- «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.
Артикуляционные упражнения для постановки звука Л
Следующие упражнения способствуют выработке необходимых движений языка. Первые две игры выполняются при любом комплексе упражнений по дифференциации звука.
Построим забор
Важно научить ребёнка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Следить, чтобы при этом верхняя губа не подворачивалась, а нижняя спокойно опускалась вниз
Сделаем трубочку
Нужно вытянуть сомкнутые трубочкой губы вперёд и удерживать их в таком положении под счёт от одного до пяти. При этом зубки ребёнка должны быть сомкнуты.
Ветерок дует
Необходимо научить малыша выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил изо рта не по центру ротовой полости, а по бокам языка. Для этого он приоткрывает рот и слегка прикусывает кончик языка зубами. Затем ребёнок дует подобно ветерку. Если упражнение выполняется правильно, то воздушная струя идёт прямо (можно поднести к ротику малыша комочек ваты).
Наказать непослушный язык
Расслабить язык, приоткрыть рот, положить его на губу и пошлёпать им со звуками «пя – пя». Проследить, чтобы края язычка касались уголков рта. Ребёнок может выполнить это упражнение на счёт от одного до пяти на одном выдохе.
Сделать язык широким
Здесь важно, чтобы ребёнок научился всё расслаблять в ротовой полости. Для этого следует улыбнуться, слегка приоткрыть рот и положить передний край язычка на губку
Считать до пяти и после выполнения упражнения немного отдохнуть.
Вкусное варенье
Можно также предложить малышу аккуратно облизываться, либо полизать дно тарелки и столовую ложку: «как кот сметану лижет».
Индюки
Широкий язык поднять вверх и двигая им вперёд – назад сделать несколько медленных движений по верхней губе. При этом стараться не отрывать его и постепенно убыстрять темп. Произнести звуки «бл – бл» (галдят индюки).
Пощёлкивание языком
Приоткрыть рот и слегка пощёлкать кончиком языка, как лошадка. Можно щёлкать неслышно. При этом учитывать положение языка и его работающий кончик.
Еще игры в прикрепленном документе.
alt: Речевые игры
Когда обращаться к логопеду?
К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:
- забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
- менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
- вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
- путать мягкую и твердую «Л».
Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.
Как сделать правильное произношение автоматическим
После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.
Мягкий Л
Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.
Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.
Примеры приведены в таблице
Слоги простые | Слоги сложные | Примеры слов | Скороговорки |
Ля | Сля, кля, пля, фля, гля | Поля, Коля, Толя, тополя | Ля-ля-ля — холодная земля |
Лю | Слю, клю, плю, флю, глю | Люся, лютик, люк | Лю-лю-лю — печь топлю |
Ли | Сли, кли, пли, фли, гли | Лида, липа, лиса, лимон | Ли-ли-ли — лимон нашли |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лена, лень, лес | Ле-ле-ле — все в золе |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лен, легкий, кулек |
Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.
Простые слоги | Примеры слов | Скороговорки |
Аль | Пальто, калька | |
Ель | Капель, кисель | Ель-ель — за окном капель |
Оль | Моль, соль | Оль-оль — залетела моль |
Уль | Куль, буль-буль | Уль-уль — повесили тюль |
Ыль | Пыль, намыль | Ыль-ыль — ладони намыль |
Юль | Июль, тюль |
Твердый Л
Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.
Упражнения для постановки звука «Л».
Осваивать правильную речь нужно поэтапно:
- Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
- Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
- После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
- Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.
Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:
- лу-лу-лу — лужа на полу;
- ла-ла-ла — мусор подмела;
- ло-ло-ло — стояло помело;
- около Лондона — логово колдуна;
- клади уголь в угол.
При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.
Виды и механизмы нарушения звука [Л]
При верном артикулировании звука губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.
Нарушенное произношение звука носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:
- Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
- Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание .
- Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на , или английский . При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
- Губно-зубной. Звучание, сходное с . Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
- Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
- Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким . Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.
Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:
- Замена на . Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
- Замена на . Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
- Замена на . При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
- Замена на . В артикулировании вместо языка задействованы губы.
- Замена на . При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.
Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы , возможно ее полное отсутствие.
Подготовительный этап
Постановка любого звука осуществляется на индивидуальных занятиях. Отрабатывается подъем кончика языка. Примерный комплекс упражнений:
рот широко открыт, кончик языка облизывает верхнюю губу;
цокать как лошадь, обращая внимание ребенка на неподвижность нижней челюсти;
пароход – рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами, длительно произносить звук «Ы»;
индюк – рот широко открыт, языком быстро проводить по верхней губе вверх-вниз;
поднимать язык за верхние и нижние альвеолы.
На отработку артикуляционной гимнастики уходит 2-3 месяца. После того как начнут получаться точные движения переходят к следующему этапу. Все упражнения нужно делать перед зеркалом!
Для произношения звука «Л» требуется сильная воздушная струя. Для ее выработки используют султанчики, ветродуйчики, специальные тренажеры
Обязательно обращают внимание ребенка на то, что воздух не должен идти в щеки
Для быстрой выработки используют способ «Идти по болоту». Кончик языка зажимается зубами, воздух идет в щеки. По ним необходимо легко ударять пальцами. Получится хлюпающий звук.
Закрепляем произношение
Закрепить произношения звука могут помочь следующие упражнения:
Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук . Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
- Лола вымыла полы.
- Всадник сидел на лошади с седлом.
- Лось стоял и вдруг упал.
- Павел сидел на стуле.
- Большая луна на небо всплыла.
- Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
- Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
- Лиса Алиса всех перехитрила.
- Волк охотился за булкой.
- Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
- Леня вымыл бокалы.
- Муслим разговаривал с Люсей.
- Любе пришла посылка.
- Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
- Сегодня полнолуние.
- Затмение Луны таинственно.
- Я взял альбом и пошел рисовать.
Малышу предлагается закончить фразу:
- У кота не красные сапожки, а мягкие (лапки).
- Сестренка рисует узор (нет, не красками, а лаком).
- Дети сели кушать кашу, не хватает (ложек).
- Лыжник встал (на лыжи).
- Подковали копыта (лошадке).
- Быстро бегают (нет, не козы, а газели).
- В доме светло, горит (лампа).
- Дождик прошел. Дети бегают (по лужам).
- Неплохой эффект дает проговаривание чистоговорок:
- ла-ла-ла: лампочка, лазурь, лай;
- ло-ло-ло: Лола, волк, Володя:
- ле-ле-ле: село, весло, лето;
- лы-лы-лы: лыжи, лыжня, лыжник;
- лу-лу-лу: луг, луна, луноход.
- После того, как ребенок научился быстро произносить чистоговорки и скороговорки, можно переходить к изучению стихотворений для детей:
Десять маленьких бельчат
Вышли маму все встречать.
У дупла они сидели
И на солнышко глядели.
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.
Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:
- Вот лосенок. Это лось. Посмотри, как он подрос (ребенок изображает удивление).
- Хомячок живет в лесу, прячет орешки за щеку (дошкольник надувает щеки, вытягивает губы в трубочку», широко улыбается).
- Киске дали молоко. Она его лакает, а Алиска в стороне просто улыбается (изобразить, как кошка лакает и как улыбается девочка).
- Старший брат Аркашка потерял сестренку Машку (ребенок поднимает брови и смотрит удивленно).
- Рассердилась Мила: «Где же наши сливы?» (изобразить сердитое лицо).
- Плачет маленькая Маша: «Где же моя каша?» (показать, как плачет девочка».
Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.
С шариком можно выполнять следующие действия:
- толкать языком;
- ловить ртом без помощи рук,
- брать в губы и выталкивать с силой;
- перекатывать во рту, как бурундук орешки;
- держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.
Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:
- маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
- попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
- легонько похлопывать ложкой по языку.
- прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
- зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
- набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.
Постановка [Л] с механической помощью
Постановку звука трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.
В таком случае могут помочь следующие задания:
- Дошкольнику следует нагнуться, вытянуть голову вперед, напрячь мышцы плечей и шеи. В таком положении следует попробовать протянуть звук .
- Иногда для поставки звука можно применить механическую помощь: положить пальцы указательные пальцы рук на шею, а безымянные приблизить к уголкам челюсти, слегка надавить. В этот момент ребенок должен произнести .
- Если у дошкольника губно-зубное произношение, то следует воспользоваться методом, который заключается в следующем: ребенок продвигает губы вперед, задерживает их на мгновение и произносит .
- Если наблюдается носовое произношение, то нужно добиться, чтобы струя воздуха выходила через уголки губ. Ребенка нужно учить, применяя описанные выше упражнения, выдвигать язык вперед, к зубам.
Календарь прививок ребенка в Украине
Организация занятий
Необходимо тщательно подготовиться к проведению уроков. Составить план тренировок с постепенным увеличением нагрузки. Приготовиться к тому, что понадобятся зеркала – большие и маленькие. Необходимо будет приобрести средства корректировки положения органов во рту – медицинские детские шпателя. Можно использовать ложку или собственный палец, обёрнутый в стерильную салфетку. Плюс ко всему приготовить пузырёк со спиртосодержащей жидкостью, для дезинфекции предметов, которые будут фиксировать положение языка во рту.
Главные этапы обучения
Проводить занятия следует при соблюдении определённых правил.
1.Упражнения выполняем два-три раза в день. Протяжённость тренировки около пяти минут.
2.Движения артикуляционных органов повторяем по 4-5 раз.
3.Усложнять тренировки нужно постепенно, не перегружая напряжение мышц.
4.Вначале отработать статические позиции языка в данных упражнениях. Достаточно 10-15 секунд по времени на каждое положение.
5.Затем эти позиции соединить с движениями других органов артикуляционного аппарата и подключить дыхательный отдел организма.
6.Связать положение или тренировку мышц с каким-либо персонажем из сказки, предметом из жизни (обезьянка, лопаточка, мостик). Ввести ребёнка в игру.
7.Новое упражнение вводить только после закрепления предыдущего.
8.Необходимо, чтобы ребёнок при выполнении данной гимнастики сидел на стуле, чтобы концентрация энергии была в верхней части организма.
9.Малыш должен сидеть перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляцию и запоминать правильные движения.
Подсказки и вмешательства
Качественное выполнение упражнений во многом зависит от педагога. Для того, чтобы понятно объяснить выполняемое движение, необходимо уметь показывать «невидимое». Взрослый перед началом занятий сам поэтапно должен отработать урок, придумать интересную игровую постановку. И уже затем в процессе тренировки учитель аккуратно вмешивается в ход занятия с помощью детского шпателя или собственного пальца, двигая язык в нужную часть полости рта. В достижении необходимой цели поможет комплекс артикуляционной гимнастики заднеязычных звуков.
Шагаем к цели
С помощью данной гимнастики, отрабатывается правильное произношение букв «к», «х» и «г». Нас интересует «к». Его сложнее произнести с точки зрения мышц языка. Перейдём непосредственно к описанию упражнений для постановки данного звука.
Механический способ постановки
В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:
- дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
- логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
- при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
- при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
- механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).
Речевая гимнастика
Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:
«Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
Улыбка
Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.
Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.
Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:
- Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
- Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
- Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
- Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
- Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.
Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.
Способы постановки
После прохождения подготовительного этапа приступают к постановке звука. Единого правильного метода не существует. Используют все возможные варианты.
Механическая постановка с использованием зонда облегчает процесс. Применяется инструмент в виде широкой проволочной рамки. Его заводят под язык, поднимают им орган и просят ребенка произнести звук «Ы». Получится искаженный вариант звука «Л». Постепенно рамку отодвигают.
Проще учиться выговаривать звук от межзубного произношения. Для этого кончик языка прикусывают, произносят длительно «Ы». Получают твердое звучание «Л». Для того чтобы убрать его за зубы, используют упражнение «Улитка спряталась». Звук тянут, после резко убирают кончик, чтобы он скользнул по зубам к альвеолам. Постепенно ребенок привыкнет к новому звучанию.
При губном произношении логопед придерживает кончиками пальцев губы и не дает им собираться. Дошкольника приучают держать улыбку и контролировать себя посредством зеркала.
Во время постановки обязательно разбирают правильную артикуляцию звука. Для этого используют специальные графические изображения. По схеме проще ориентироваться детям.
Как научить ребенка выговаривать твердый звук «Л» в домашних условиях
В этой статье хотим остановиться подробнее на постановке твердого звука «Л».
Чаще всего при произношении звука «Л» встречаются следующие недостатки: звук отсутствует совсем, заменяется другими – Ль, В, У, И. (лавка – «лявка», «уявка»). В связи с тем, что произнесение данного звука требует верхней позиции языка, нужно узнать, может ли ребенок поднять его вверх.
Для того, чтобы язык четко держал нужную позицию, предлагаем следующие упражнения, предназначенные на укрепление мышц языка:
- «Жало» – показать узкий язык
- «Жало» — «Лопатка» — показать то узкий, то широкий язык.
- «Качели» — язык касается попеременно то нижней, то верхней губы.
- «Маятник» — конец языка поворачивается в углы губ.
- «Накажем непослушный язычок» — высунуть язык, похлопать по нему губами (пя-пя-пя), чтобы он стал широким.
- «Язычок спит» — слегка прикусывать конец высунутого языка, открывая и закрывая рот, губы и язык расслаблены и неподвижны.
После того как вы заметите, что ребенок без труда справляется с предложенными упражнениями, можно приступать непосредственно к постановке звука «Л».
Первый способ вызывания Л: распластанный язык лежит неподвижно между зубами («Язычок спит»), мама предлагает спеть ААА и, не прерываясь, прикусить кончик языка, продолжая петь тот же звук, — получилось АЛЛЛ. Хочется предупредить, что не надо на данном этапе спрашивать у ребенка, какой звук у него получился. Это можно сделать только после многократного повторения упражнения, когда у него все получается.
Второй способ постановки: петь ЫЫЫЫ, при этом прикусить широкий язык. Ребенку показывается данное упражнение молча, чтобы звук Л был не слышим, иначе он произнесет его с привычным искажением.
Звук, полученный при данных приемах, закрепляется сначала в закрытых слогах (АЛ, ИЛ, ОЛ, УЛ); далее – между гласными звуками (АЛА, ИЛА, УЛО…), затем в открытых слогах (ЛА-ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ, ЛА-ЛУ, ЛО-ЛУ и т.д).
Далее, как мы говорили ранее, идет закрепление звука в словах:
- где звук Л стоит в конце слова: тыл, осёл, стул, калач, бокал и т.д.
- где звук Л стоит в начале слова: лыжи, лыко, лодка, лужа, лошадь и т.д.
- где звук Л стоит в середине слова: клык, класс, слава, глаза, блоха и т.д.
Следом вы начинаете заучивать с ребенком несложные стихи, потешки, загадки, в которых часто встречается звук Л. Это позволит автоматизировать полученный звук и ввести его в речь.
Примеры:
По глади оконной стекла
тяжёлая капля стекла.
Капля упала на синий цветок
и открыла один лепесток.
Убежало, убежало,
убежало молоко.
я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!
Всё бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Если вы не уверены в своих способностях или боитесь каким-то образом навредить малышу, то всегда есть выход обратиться в специализированные центры, которых сейчас большое множество. Посетив несколько логопедических занятий и овладев навыком произношения «трудного» звука, ваше чадо вполне сможет продолжить работу по развитию речи со своими родителями.
Предлагаем с ребенком сделать упражнения, показанные в следующем видео логопеда Натальи Гориной.
Как закрепить звуки в речи?
Обучение верному звукопроизношению происходит в несколько этапов:
- изоляция;
- слоги;
- слова;
- фразы;
- предложения;
- структурированная речь;
- беседа.
Одновременно с постановкой звуков изучаем букву Л. Произносим и читаем слоги, слова, используя карточки, логопедическое лото, набор «Говорим с пеленок». Находите вокруг слова с изучаемой буквой, определяйте ее местонахождение, мягкость или твердость.
Возьмите карточки детского лото, составляйте змейки, выкладывая друг за другом картинки с изображениями предметов, в состав которых входят слоги с буквой Л.
Исправлять дефектное произношение звуков необходимо до того, как дитя пойдет в первый класс. От того, насколько правильно говорит ребенок, зависит его грамотность, овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом.
Упражнения для улучшения речевого слуха
Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:
- Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания — маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
- Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами — тихо или громко, низким или высоким голосом.
- Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
- Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук — луг — люк).
- Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты — лимоны, яблоки, деревья — клен, липа и т.д.).
Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.
Причины нарушения произношения звука л
Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:
- малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
- для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
- двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
- подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;
В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:
- образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
- кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
- середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.
Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.
Способы диагностики
Родители могут не замечать проблем с речью ребенка. Поэтому обследование проводит логопед. Он изучает произношение всех звуков. Для облегчения процесса используют специальные пособия. В них собраны картинки с разным положением звука (в начале, середине и конце).
Следующая часть диагностики — обследование речевого слуха. Последовательно ребенку предлагается определить картинки на заданный звук, назвать первый звук в слове.
Проверяют способность делать объединение предметов, исключать лишний и рассказывать особенности использования вещей. Изучают грамматическое оформление речи, понимание предлогов и слов с разными ударениями (зАмок − замОк).
Логопед осматривает артикуляционный аппарат и делает выводы о его строении. Проверят тонус мышц: при повышенном они будут напряжены, язык стоит комом во рту. При ослабленном − он вялый и неподвижный.
На основе диагностики выносится заключение, строится коррекционный маршрут.
Твердый «л»
Если мягкий «л» ребенок может произнести, то твердый дается ему немного сложнее из-за того, что положение языка требует занимать верхнюю позицию. Обычно в таких случаях звук вообще отсутствует либо заменяется другими.
Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.
- «Язычок спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку дается задание протяжно и непрерывно повторять «а», спустя немного времени малышу дается задание периодически прикусывать кончик язычка, получается «ал».
- Другое упражнение на твердый «л», это пропеть «ы», но уже покусывая широкий язык. После этого просим произнести слова с разной расстановкой «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, лететь, летучий, лопаться, лазер, лай, лампочка, лев, лис, литься, лопнуть. В середине слова: класс, глаза, анализ. В конце слова: стол, бокал.
Следующий этап — это произнесение стишков, скороговорок, где часто встречается твердый «л».