Потешка

Просыпаемся с потешками

Вместе с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем!* * *Вот проснулись,Потянулись,С боку на бокПовернулись!Потягушечки!Потягушечки!Где игрушечки,Погремушечки?Ты, игрушка, погреми,Нашу детку подними!* * *Котик серенький приселНа печурочкеИ тихонечко запел Песенку дочурочке:Вот проснулся петушок,Встала курочка,Поднимайся мой дружок,Встань, моя дочурочка!* * *Кто, кто в этой комнате живет?Кто, кто вместе с солнышком встает?Это Машенька проснулась,С боку на бок повернулась,И, откинув одеяло,Вдруг сама на ножки встала!(А. Барто)* * *Мы проснулись, Мы проснулись.Сладко, сладко потянулись.Маме с папой улыбнулись.* * *Мы проснулись,Потянулись,Вместе солнцу улыбнулись.Здравствуй, солнышко,Колоколнышко!* * *Потягуни-потягушечкиОт носочков до макушечки!Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся!Вот уже растем, растем, растем!(Нина Пикулева)* * *Потягуси, потягуси, Пролетали низко гуси, Потягуси, потягушечки, Перья мягкие в подушечке, Эти перья-потягушеньки Подарили гуси Мишеньке.* * *Потягушечки, потянись, Поскорей, скорей проснись.* * *Потягушки-порастушки:В рученьки — хватушки,В ноженьки — ходушки, В роток — говорок,А в головку — разумок!* * *Ручки-ручки — потягушкиИ ладошки — похлопушки.Ножки-ножки — топотушки,Побегушки, попрыгушки.С добрым утром, ручки,Ладошки и ножки,Щёчки-цветочки -Чмок!* * *Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки — Очень рады солнышку.

Шагаем с потешками

А лады, лады, лады,Не посажены сады.А мой Сашенька пойдет,Он посадит и польет,Топ, топ, топ…* * *Большие ноги Шагали по дороге:ТОП, ТОП, ТОП!Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ-топ-топ-топ-топ!* * *Встань, малыш, ещё разок,Сделай маленький шажок.Топ-топ!Ходит мальчик наш с трудом,Первый раз обходит дом.Топ-топ!* * *Катя, Катя маленька,Катенька удаленька,Пройдись по дороженьке,Топни, Катя, ноженькой.* * *Киска, киска, киска, брысь!На дорожку не садись:Наша деточка пойдёт,Через киску упадёт.* * *Наша Женя по полуВ первый раз затопала.Стала на коленки,Доползла до стенки,Обе ручки подняла,Покачнулась – и пошла.Топай, топай ножками,Новыми сапожками!Топ-топ до угла,Постояла – и пошла.Далеко в другом углу,Мяч и мишка на полу.Взять их Женя хочет,Ножками топочет.Побежала, покачнулась,Шлёп – и сразу растянулась.Плакать Женечка не стала,Потихонечку привсталаИ до самого углаПо всей комнате прошла.Мишку за ногу схватила,Мячик ножкой покатила,А потом пошла опятьВдоль по комнате гулять –До дивана, до окошка,Под столом прошлась немножкоТемновато под столом –Скатерть длинная кругом.А на стуле – Мурка,Серенькая шкурка.Приподняв ладошку,Женя гладит кошку.Говорит ей: «Пай-пай».Говорит ей: «Бай-бай».Мурка жмурится слегка –Знает, чья это рука.Постояв у стула,Женя отдохнулаА потом пошла опятьВдоль по комнате гулять.Добрела она до шкафаИ кряхтя, уселась на пол.Надо снова отдохнуть –Впереди далёкий путь.* * *По ровненькой дорожкеШагают наши ножки. Раз-два, раз-два, раз-два!По камешкам, по камешкамШагают наши ножки. Раз-два, раз-два, раз-два!* * *Топ, топ, топотушки…Удивляются игрушки,На окошко прыгнул кот:Оля по полу идет!Ходит не ладошками,А топочет ножками .Маленькими ножками,Красными сапожками.И сама удивлена,Что не падает она!(З. Александрова)* * *Топ, топ, топ, топ, Ходи-ходи ножкой Твердо по дорожке.* * *Уходи с дороги, кот, Наша Танечка идет. Топ-топ, топ-топ, Наша Танечка идет, Ни за что не упадет. Топ-топ, топ-топ, Вот какая Танечка.* * *Что за ножки, что за ножкиУ тебя, у нашей крошки!Ни собачке и ни кошкеНе дадим твои мы ножки.Эти ножки, эти ножкиБудут бегать по дорожке.

Потешка

Следующим жанром является потешка.

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

Едим с потешками

Ай ду-ду, ду-ду, ду-дуПотерял пастух дуду.А я дудочку нашла,Пастушку я отдала:- На-ка, милый пастушок,Там коровка лежит,На теленка глядит,А домой не идет,Молочка не несет -Надо кашу варить,Кашей Сашу кормить.* * *Ай, ту-ту, ай, ту-ту, Вари кашку круту, Подливай молочка, Накорми казачка.* * *В печи калачи,Как огонь горячи.Для кого печены?Для Машеньки калачи,Для Машеньки горячи.* * *Ванечка, Ванюша,Кашку всю ты скушай.Стукни ложкой,Топни ножкой.Хлопни ты в ладоши,И погладь ты кошку.* * *Варись, варись, кашка,В голубенькой чашке,Варись поскорее,Булькай веселее.Варись, кашка, сладка,Из густого молока,Из густого молока,Да из манной крупки.У того, кто кашку съест,Вырастут все зубки!* * *Глубоко — не мелко,Корабли в тарелках.Луку головка,Красная морковка,Петрушка, картошка,Крупки немножко.Вот кораблик плывет,Заплывает прямо в рот!* * *Горячая каша, Холодная каша, Томится в горшочке Любимица наша. Давно уж, давно Подружились мы с нею, Но выбрать не можем — Какая вкуснее? И с пылу и с жару Прекрасна она, И каша холоднаяТоже вкусна. Не будем мы медлить С вопросом таким И кашу любую Быстрее съедим.* * *Гу-гу-гу, гу-гу-гу,На зеленом на лугу,На зеленом на лугуСтоит чашка творогу.Прилетели две тетери,Поклевали, улетели.Как они летели,Мы на них глядели.Ам!* * *Кастрюля-хитруляНам кашку сварилаПлаточком накрыла.И ждет, пождет,Кто первым придет?* * *Каша вкусная дымится,Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку.* * *Кто у нас любимый самый?- Ложку первую за маму, А вторую за кого?- Да за папу твоего, За кого же третью ложку?- За веселую матрешку, Сьешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку — за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше, не жалей!Съешь за праздник,Шумный, яркий, За гостей и за подарки,За котёнка, за ТимошкуЭту маленькую ложкуИ за рыжего кота,Вот тарелка и пуста!* * *Ладушки, ладушки,Испечём оладушки.На окно поставим.Остывать заставим.А остынут — поедим, И воробышкам дадим.* * *Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала.Даше — два,Паше — два,Ване — два,Тане — два,Саше — два,Маше — два,Хороши оладушкиУ нашей доброй бабушки!* * *Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам Машеньку кормить?» Один скажет: «Кашкою», Другой: «Простоквашкою», Третий скажет: «Молочком, И румяным пирожком».* * *На моей тарелочкеРыженькая белочка.Чтоб была она видна,Все съедаю я до дна!* * *Ой, люли, люли, люли,В море плыли корабли,Насте кашку привезли.Кашенька молочненькаДля любимой доченьки.Настя, ротик открывай,Кашку сладкую глотай.А кто кашку кушает,Маму с папой слушает,Вырастает сильным,Здоровым и красивым.* * *Пышка, лепёшкаВ печи сидела,На нас глядела,В рот захотела.* * *Ручки, спляшите разок —Будет вам завтра пирог!Ах, вы мои мастерички,Быстрые ручки-сестрички!Яблочный будет пирог,Только спляшите разок.* * *Серый еж-ежокИспек пирожок,Лисица-лисаКалачей принесла,Старик кабанНалил меду жбан,Идут Машеньку зватьНа полянке пировать!* * *Сорочка, сорочка,Бело-белобочка,На порог скакала,Гостей созывала.Гости, на двор -Кашка, на стол,Гости со двора -Кашка со стола.* * *Сорока, сорока,Где была?- Далеко:В лесу на опушке,На попрядушке,Кашу варила,на порог становила,Деток кормила,Гостей собирала,Всех угощала:Одному — ложечку,Другому — ложечку,А третьему — целую поварежечку!* * *Супик жиденький, Но питательный!Будешь худенький, Но пузатенький!* * *Тили-час, тили-час!Подоспел обед у нас.Скушаем за маму ложку,Скушаем за папу ложку,За собачку и за кошку,Воробей стучит в окошко:»Дайте ложечку и мне!»Вот и кончился обед.* * *Травка-муравка со сна поднялась,Птица-синица за зерно взялась,Зайки – за капустку,Мышки – за корку,Ребятки – за молоко.* * *Трушки ту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Молоко вкусненько,Ватрушки сладеньки!* * *У котенка в чашке Было много кашки. Две тетери прилетели, Две тетери кашку съели. И кричат они котенку: — Ротозей ты, ротозей! Если дали тебе кашку, нужно съесть её скорей!* * *Умница, Маришка,Ешь кашку сладеньку,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую.* * *Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко!* * *Это — ложка,Это — чашка.В чашке — гречневая кашка.Ложка в чашке побывала -Кашки гречневой не стало!

Народный фольклор для детей

Особенностью творений всех фольклорных жанров народной педагогики для самых маленьких является незатейливость по содержанию и простота формы. Но в них таятся внушительные дидактические (от греческого didaktikys — «поучающий»), а также эстетические достоинства

Простые рифмы, повторы сочетаний звуков и слов, восклицания, вопросы и эмоциональные обращения в них призваны заставлять малыша прислушаться, замереть и сконцентрировать свое внимание на лице говорящего. Особенно ценны подобные фольклорные творения в тот период, когда у ребенка еще не сформировались произвольные движения, внимание, ответная реакция на слова

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Народная мудрость

Фольклорная поэзия для малышей впитала в себя многовековую народную мудрость. Не может быть бессмыслицей то, что любовно передавалось из поколения в поколение, что дошло почти в неизменном виде до наших дней. Как еще иначе объяснить феномен «Ладушек» иди «Сороки-вороны»? Ведь при всем разнообразии малышовых игр и игрушек, современных авторских стихов и разработок, трудно отыскать что-либо более полезное и развивающее для полугодовалого крохи, чем подобные незамысловатые народные игры. Так забавляли нас мамы и бабушки, так забавлялась детвора на Руси много веков назад. И точно так же теперь играем мы со своими малышами.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример целовальной игры:

Селезень

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Потешка знакомит с животным миром

Прибаутка — это тоже яркая потешка. Определение ее можно дать как одно из направлений устного народного творчества, которое было утехой для старого и малого. Родители, увлекаясь не меньше, чем их дети, увидев улитку, уговаривают ее:

Улитка, улитка,Высунь рожки!Дадим каши горшокДа хлеба ворошок!

А разве не увлекает всех маленькая, пятнистая букашечка, которую нельзя отпускать, пока не попросишь:

Божья коровка,Улети не небко.Там твои деткиКушают котлетки.

В такие минуты мы становимся чистыми сердцем. Надеемся, что божья коровка улетит к своим деткам. Мысленно утешая это насекомое, что ее дети сыты, понимаем, что любые дети более счастливы, если их мама будет с ними рядом.

Простые и знакомые нам незамысловатые детские потешки, оказывается, способны заставить маленького и большого человека быть внимательным, добрым, сердечным, справедливым.

Развлекаемся и развиваемся

Малыш потихоньку растет. Каждый день приносит множество новых открытий и для него, и для его близких. И постепенно малышовые пестушки заменяются потешками. Нужны они для того, что бы развлекать, «тешить» кроху (потому и «потешка»). Это ритмичные и мелодичные веселые стишки для всевозможных игр с ручками, ножками, пальчиками малыша.

Как же можно развивать кроху при помощи потешек? Очень просто! Играйте с ним почаще в веселые игры, а он сам почерпнет для себя все важное и необходимое. Многие подобные забавы вы прекрасно знаете

Это и «Ладушки», и «Сорока-ворона», и «Коза рогатая». Все это самые настоящие развивающие игры! Поиграйте с малышом в «комариков», и вы сами в этом убедитесь. Для этого соедините большой, средний и указательный пальцы в щепоть и «кружите» ими над малышом, приговаривая:

Дарики-дарики,

Злые комарики

Вились, кружились,

Да в ушко вцепились –

Кусь!

Попалось ушко! Первые три строчки говорите медленно, а последние быстро, с азартом. Это будто команда к действию для малыша: прячь ушко! Потом комарики кусают за ножку, ручку, носик, щечку, локоток, коленочку — любые части тела. Очень скоро малыш не только запомнит, где у него что и как это называется, но и будет с радостным визгом прятать желанную для комариков часть тела, едва вы ее назовете. Вот сколько пользы для малыша «в одном флаконе»: играем, общаемся с любимой мамочкой, пополняем словарный запас, развиваем эмоции, изучаем собственное тело, тренируем память. И все это весело и очень просто!

Пестовать – значит любить

Самые первые малышовые стишки и песенки называются пестушками. Это сейчас мы говорим «нянчить, растить, любить, ласкать, ухаживать». А раньше все это называлось одним емким словом «пестовать». От него-то и пошло название «пестушка». Их приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения. Интересно, что наши предки вкладывали в пестушки несколько иной смысл, чем мы сейчас. Они считали, что подобные ритмичные напевы — магическая и лечебная процедура для малыша. Происходит как бы синхронизация маминых и деткиных биоритмов с биоритмами Природы. Этакие заговоры на здоровье, силу, счастье. И даже если вы относитесь к подобной теории скептически, попробуйте начинать утро малыша с простой пестушки. Это доставит массу приятных минут и вам, и крохе (бабушка тоже может участвовать). Вот увидите, как будет радоваться малыш веселым и ритмичным строкам, как будет узнавать знакомые стишки. А для вас это еще один дополнительный способ выразить малышу свою ласку и любовь.

Итак, просыпаемся. Малыш потягивается после сна, а мы гладим его бочка и животик, чуть потягивая и приговаривая:

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись!

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

Сразу захотелось и самому улыбнуться солнышку, порадоваться приходу нового дня! А можно приговаривать и так:

Потягушки, потягушечки!

От носочков до макушечки!

Мы потянемся, потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем, растем, растем…

Ну, разве могут не сбыться такие замечательные и добрые мамины (или бабушкины) слова?

Как придумать потешку или прибаутку

Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.

  • Для потешки важны игровые движения. Возьмите за основу любую пальчиковую игру или известную потешку. Поменяйте в ней персонажей и текст, а движения оставьте. Например: не сорока, а белка, варила не кашу, а суп… И т.д.
  • Вообще потешкой может считаться любой короткий стишок. Главное — сохранить бодрый ритм, лаконичность, упоминать характерных для фольклора персонажей: зверей, птиц, членов семьи и детей с русскими именами.
  • Прибаутку написать еще проще. Главное, чтобы в ней было больше действий, чем описания, и законченный веселый сюжет. Прибаутка может быть и без рифмы (в этом случае хорошо сделать ее в виде диалога).
  • Как достичь комического эффекта? Сочетайте несочетаемое, переверните привычный ход вещей с ног на голову, заставьте героев делать то, что они никогда не делали. Эти приемы у народной прибаутки широко заимствует и детская поэзия («В огороде-то на грядке вырастают шоколадки…»).
  • Частые сюжеты прибауток: звери выполняют работу по хозяйству; все едут на странном транспорте (на курице, на клюке и т.д.); все играют на разных музыкальных инструментах; один персонаж выясняет у другого подробности какой-то странной ситуации.

Tonje

25.09.2020

  
  Стихи, Школа  Другие статьи автора

Забавные и веселые потешки малышам

Ладушки

—Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши), Где были?— У бабушки.— Что ели?— Кашку.— Что пили?— Бражку.Кашка масленька,Бражка сладенька,Бабушка добренька,Попили, поели,На головку сели!Ладушки запели.Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи, 

В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. (Поочередно касаемся головы, рук, ног, а в конце поднимаем руки вверх, имитируя дерево).

Погремушечки

Вот проснулись, потянулись,С боку на бок повернулись!Потягушечки! Потягушечки!Где игрушечки, погремушечки?Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Проснулись

— Мы проснулись, мы проснулись. (Ручки в стороны, потом скрестить их на груди).— Сладко, сладко потянулись.(Потянули ручки вверх)— Маме с папой улыбнулись. (Улыбаемся малышу).

Мини зарядка

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем,

Растем!

Сорока-белобока

Сорока, сорока,На порог скакала,Гостей поджидала:Не приедут ли гости,Не съедят ли кашку?Приехала Агашка,Всю съела кашку.Этому дала на тарелочке,Этому на ложечке,Этому на мутовочке,Этому весь горшочек,Пальчику-мальчикуНе досталось.Пальчик-мальчикТолчет, мелет.По воду ходит,Квашню творит:Вода на болоте,Мука не молота.Квашенка на липе,Мутовка на сосне.Взял коробичку,Пошел по водичку.Тут ступил – nепленько,Тут – горяченько,Тут пень да колода,Тут белая береза,А тут ключики кипят-кипят.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)Идет коза рогатаяИдет коза бодатая,Ножками топ-топ,Глазками хлоп-хлоп.Кто каши не ест,Молока не пьёт, —Забодает, забодает, забодает.(показываем, как бодается коза)мультик

У нашей бабушки

У нашей бабушкиДесять внучат:Две Акульки сопят в люльке,Две Аринки спят на перинке,Две Аленки глядят из пеленки,Два Ивана на лавках сидят,Два Степана учиться хотят.Десять внуков, а бабушка одна.

Играем вместе

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

А мужик ругается-ругается-ругается!

* * *

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух.

Раздавили сорок мух.

* * *

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

* * *

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите.

* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!

* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!

* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Массаж спины для деток постарше

Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами
ладоней)
Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками
пальцев) 
Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения
пальцами) 
Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения
ладонями)

***
Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

***
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии
вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона 
Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами
обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными
пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Прошёл слон, потоптал («идём» по спине тыльной
стороной кулаков)
Прошла слониха, потоптала («идём» кулаками, но с
меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами,
сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя
пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину
ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке, 
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем
бочок)
Шлю вам чулочки, 
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щиплем, а затем поглаживаем
спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил, 
Отправил. («кладем письмо» за шоворот)

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возраста

Ай, Ванька-дружок,

Ай, Ванька-дружок,

Подкуй сапожок!

А мне некогда ковать,

Надо мост мостить,

Серебром гвоздить.

А по городу вода разливается,

А царь на коне разъезжается,

А царица над окном наряжается,

А цареночек в люлечке качается!

Ай, качи-качи-качи!

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи

С пылу, с жару из печи!

С пылу, с жару из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Ай, не плачь, не плачь, не плачь

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Ах ты, моя деточка

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.

Бай, бай, бай, бай

Бай, бай, бай, бай,

Поскорее засыпай.

Иди, котик, на Торжок,

Купи, котик, пирожок —

Да сладенький,

Да румяненький.

Надо Оленьке отдать,

Оля съест и будет спать.

Бежала лесочком

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки,

Грибочки — груздочки

Для сына, для дочки.

Дождик, дождик, пуще

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

Заяц Егорка

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Идет Бай по стене

Идет Бай по стене,

Несет короб на спине.

В коробе сапожки —

Ване на ножки,

Топать по дорожке.

Из-за леса, из-за гор

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке.

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Куй, куй чеботок

Куй, куй чеботок,

Подай, Ваня, молоток!

Не подашь молоток,

Не подкуешь чеботок!

Наша Маша маленька

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Наши уточки с утра

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам сгюет: «Ку-ка-ре-ку!»

Ну-ка, милый пастушок

Ну-ка, милый пастушок.

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить.

Ночь пришла

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…

Огуречик, огуречик!

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Ой, заинька, по сеничкам

Ой, заинька, по сеничкам

Беги, беги, беги!

Ой, серенький, по новеньким

Скачи, скачи, скачи!

Ой, некуда заиньке

Выбежати.

Да некуда серому

Выскакати.

Ой, были трое

Ворота,

Да все призаперты

Стоят.

Призаперты да

Все призамкнуты.

Ой, матушка пришла,

Ворота отперла.

Ой, выпустила заиньку

На улицу.

Поехали, поехали

Поехали, поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенечкам и кусточкам,

Зелененьким листочкам.

В ямку — бух!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо деточке снесть?

Я и сам укушу

Да и деточке снесу.

Привяжу я козлика

Привяжу я козлика

К белой березке.

Привяжу рогатого

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая береза,

Стой, не качайся.

Солнышко-ведрышко

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Сорока, сорока

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке.

На попрядушке.

Кашу варила,

На порог становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Другому—ложечку,

А третьему—целую поварежечку!

Травка-муравка

Травка—муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Ребятки — за молоко.

У Ален ни в гостях

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курица в сережках.

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Уж я Танюшке пирог испеку

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке — румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Чики, чики, кички

Чики, чики, кички,

Березовые лычки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели —

Все люди глядели.

Как они садились —

Все на них дивились.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример целовальной игры:

Селезень

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Потешки для веселого массажа

Потешки-щипалки или потешки для массажа порадуют малыша, окажут пользу его организму и разрядят любую ситуацию.

Где ручки?  

— Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Тимин (Машин, Васин) нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Тимин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки — толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.

Стенка — стенка

Стенка, (прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)
Стенка, (прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)
Потолок, (прикоснулись к лобику)
Окна, (показали на глазки)
Двери, (показали на ротик)
И Звонок Пи-иииииииии-ип! (нажимаем на носик)

Паучок  

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

Рельсы, рельсы…  

Рельсы, Рельсы (надавливаем пальцами рук вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим руками поперек спинки)
Ехал поезд запоздалый (Кулаком руки проводим вдоль позвоночника  снизу вверх)
Из последнего вагона вдруг посыпался горох (мягкие поколачивания)
Пришли куры: поклевали-поклевали (движения пальцами рук, как куры клюют по спинке)
Пришли утки: пощипали, пощипали (слегка пощипываем)
Прошел слон (удары рукой, редкие, но тяжелые)
Пробежал слоненок (быстрые и легкие удары кулаком)
Пришел дворник все подмел, все убрал (поглаживания)
Поставил стол (хлопок),
Поставил стул (хлопок)
Сел и начал писать:
«Дорогие мои дочки
Дзин — дзин точки (сначала «пишем» по спинке, при словах «Дзин — дзин точки» щекочим ребенка)
Пришлите мне носочки,
Дзин — дзин точки
А то мои носочки
Дзин — дзин точки
Порвались на клочочки
Дзин — дзин точки.

Точка, точка, два крючочка  

Точка, (показываем на правый глазик)
Точка, (показываем на левый глазик)
Два крючочка, (проводим по бровкам)
Носик, (показываем на носик)
Ротик, (показываем на ротик)
Оборотик, (обводим личико)
Палки, (проводим по ручкам)
Палки, (проводим по ножкам)
Огуречик, (показываем туловище)
Вот и вышел человечек. (Щекочем ребёнка)

Куй, кова-лек!  

Куй, куй, кова-лёк!
Под-куй сапо-жок.
Гвоз-доч-ка-ми, моло-точ-ка-ми!
(ритмично постукиваем по пяточке в такт стихотворению)
Дззззззззззз!!!
(щекочем пяточку)

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту рубим, рубим  (рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём  (трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим  (точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём  (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём  (поглаживающие движения ладонями)

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,  (круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому —  (проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке —
воробью — синичке
Кому в роток,  (гладим большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку. (Пощекотали стопу)

Тушки-татушки

Тушки-татушки,
Испекли ватрушки  (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющего на тарелках),
На окно поставили  (руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили  (машем ручками)
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён  (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок!  (Ручки поднимаются к макушке)

На лугу, на лугу

На лугу, на лугу  (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу   (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери  (пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали  (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели  (поглаживаем малыша)

Прибаутки

Исследования поэтического фольклора для детей свидетельствуют о том, что пестушки и потешки для малышей вобрали в себя все важнейшие игровые компоненты: ритмичность, словотворчество, изобразительность и наставительность. Но существует еще один жанр, обладающий такими же свойствами, — это прибаутки.

«А чем отличаются пестушки и потешки для малышей от прибауток?» – спросите вы. Все дело в том, что прибаутки не подразумевают каких-то игровых движений, и в них обязательно присутствует определенный сказочный сюжет. Такие произведения народного творчества ориентированы на деток 2-3 лет, имеющих определенное представление о мире. В этом возрасте все знания малыша об окружающих его явлениях и предметах напрямую связаны с его познаниями о людях и их деятельности. Именно поэтому в народных произведениях животные действуют и совершают такие же поступки, как и люди:

Кошечка на кухне пироги печет.А пес в углу сухари толчет.Мышка в окошке платье шьет.А уточка в сапожках избушку метет.

Такие произведения требуют эмоционального, даже артистичного прочтения со сменой силы и высоты голоса и интонационным выделением смыслового содержания

Малыш должен понять, какую мысль вы хотите ему передать, на что именно обращаете его внимание. Безусловно, нелишними будут и картинки, красочные иллюстрации, поддерживающие на зрительном уровне интерес малыша к стихотворному тексту

Таким образом, прибаутки становятся голосовым отображением динамических картинок из жизни птиц, зверей или насекомых, но отражающих при этом человеческие взаимоотношения. Поэтому прибаутки как жанр представляют собой прекрасный способ для ознакомления с окружающим миром, а также для социального развития маленького ребенка, ведь с их помощью малыш в иносказательной, занимательной и игровой форме получает представления о жизни.

Заклички

Следующий вид малого жанра фольклора — это заклички. Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector