Публицистический стиль речи

Лексические особенности публицистических текстов

Публицистический стиль выделяется наличием слов и сочетаний, которые характеризуются образностью и представляют собой лексические клише: коренные преобразования, радикальные реформы и др.

Нацеленность публицистических текстов на читателя и слушателя является основой для применения в них оборотов, создающих связь между писателем (или оратором) и адресатом, которому передается информация: Дорогой читатель… Уважаемые зрители…

В зависимости от конкретной темы, публицистические тексты могут содержать военные, социологические, экономические или исторические термины.

Форма выпуска

Как различать стили?

Чтобы вам было проще ориентироваться в описанных выше стилевых чертах, мы представили их основные характеристики в виде краткой таблицы.

Стиль

Жанры

Особенности

Языковые средства

Разговорный

Беседа, рассказ, письма, дневники, заметки, пословицы, поговорки

Непринуждённость, простота, эмоциональность, образность, конкретность

Разговорная лексика, фразеология, простые предложения, неполные предложения, использование междометий, вопросительные и восклицательные конструкции

Официально-деловой

Законы, приказы, инструкции, отчёты, постановления, канцелярские бумаги

Точность, стандартность, эмоциональная и оценочная нейтральность

Канцеляризмы, штампы, официально-деловая терминология, сложные предложения

Публицистический

Статья, очерк, эссе, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, прокламации, листовки

Документальная точность, логичность, оценочность, эмоциональность

Сочетание книжной и разговорной лексики, социально-политическая лексика, газетизмы, риторические вопросы и восклицания, использование тропов

Научный

Статья, доклад, лекция, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь

Точность, абстрактность, логичность, эмоциональная нейтральность

Терминология и профессиональная лексика, абстрактная лексика, сложные предложения, обороты связи, пассивные и безличные конструкции

Художественный

Роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, стихотворение

Художественная образность, эмоциональность, оценочность

Тропы, метафоричность, образность, смешение разных стилей, языковые игры

Лексическая сторона публицистики

Для публицистики свойственно использование понятий, связанных с моралью, этикой, культурой, экономикой. Нередко в текстах можно встретить слова, обозначающие эмоциональные переживания человека.

В публицистике часто используются сложные/сложносокращенные понятия, а также устойчивые обороты. Находят применение приставки анти-, а-, де-, раз(с), меж- (антимонопольный, апатия, межведомственный); суффиксы -и(я), -изаци(я), -ци(я) (приватизация); сходные по значению к приставкам корни сверх-, все-, обще- (сверхзадача, всеобщий).

В статьях, написанных в публицистическом стиле, нередко встречаются готовые языковые шаблоны, называемые газетизмами: парламентское расследование, оживлённая дискуссия, коалиция,  общественное согласие, демократия, предвыборная кампания, рейтинг и др.

Экономистами при написании текстов используются такие понятия, как: таможенные пошлины, бюджет, аудит, курс акций,  банкротство, рынок труда, инфляция и т.д.

В материалах, связанных с темами образования, соцзащиты и здравоохранения находят применение такие обороты, как: уровень жизни, государственная поддержка, разгрузка школьной программы, медицинское страхование, льготы на лекарства и др.

Тематика состояния общественного порядка предполагает использование собственной терминологии, в которой имеются свои устоявшиеся словосочетания: прокурорская проверка, охрана прав граждан, судебное разбирательство и т.п.

Публицистика в жизни современного человека занимает значимое место. Она помогает почувствовать дух времени, быть в центре событий, ощущать сопричастность к происходящему в стране и мире, формироваться как личность. Кроме того, изучение статей и очерков, просмотр репортажей способствует на подсознательном уровне усвоению языковых средств выразительности стиля, что положительно отражается на уровне культуры речи.

§ 2. Языковые и речевые особенности газетно-публицистического стиля

В
рамках публицистического стиля наиболее
широкое распространение получила его
газетно-журнальная разновидность. По
мнению Д.Э.Розенталя, к основным чертам
языка газеты относятся:

1)
экономия языковых средств, лаконичность
изложения при информативной насыщенности;

2)
отбор языковых средств с установкой на
их доходчивость (газета — наиболее
распространенный вид массовой информации);

3)
наличие общественно-политической
лексики и фразеологии, переосмысление
лексики других стилей (в частности,
терминологической) для целей публицистики;

4)
использование характерных для данного
стиля речевых стереотипов, клише;

5)
жанровое разнообразие и связанное с
этим разнообразие стилистического
использования языковых средств:
многозначности слова, ресурсов
словообразования (авторские неологизмы),
эмоционально-экспрессивной лексики;

6)
совмещение черт публицистического
стиля с чертами других стилей (научного,
официального, делового,
литературно-художественного, разговорного),
обусловленное разнообразием тематики
и жанров;

7)
использование изобразительно-выразительных
средств
языка, в частности средств
стилистического синтаксиса (риторические
вопросы и восклицания, параллелизм
построения, повторы, инверсия и т.д.)
(Розенталь Д.Э. Практическая стилистика
русского языка. М., 1987. С. 44-46, 50).

В
публицистике широко используется
книжно-письменная лексика, выражающая
абстрактные, обобщенные понятия
(деятельность,
обсуждение, применение, доминирует,
процесс, система

и др.). Имеют место стандартные,
клишированные построения (в
ходе дипломатического визита
,
нанести
ущерб, негативные последствия
),
которые позволяют быстро и четко передать
информацию. Они составляют основу языка
газеты.

В
публицистическом стиле также используется
общественно-политическая лексика и
фразеология (социум,
общество, государство, партия,
демократический; ветви власти,
демократические силы, правящая верхушка
),
заимствованная лексика (коррупция,
дефолт, саммит, мониторинг, брифинг

и др.), в том числе научные термины и
профессионализмы, а также семантически
переосмысленные слова, т.е. слова в
переносном значении (модель,
периферия).

Социальная
оценочность, призывность, побудительный
характер публицистических текстов,
присутствие в нем открытого авторского
“я” вызывают активное использование
в средствах массовой информации
экспрессивных, выразительных, эмоционально
воздействующих на аудиторию средств
языка. Так, для современной газетной
публицистики характерно смешение
высокойкнижной
лексики (свершение,
чаяние, начинание, отчизна, претворять
)
с разговорной и даже просторечной,
стилистически сниженной (шумиха,
показуха, кайф, разборка, тусовка, мочить

и др.). На страницах газеты разговорная
речь является как бы противовесом
книжному языку.

В
целях повышения выразительности
публицистической речи используются не
только языковые, но и композиционные,
логико-стилистические формы и приемы:
броские заголовки, характер чередования
повествования, описания и рассуждения,
вводные эпизоды, цитирование, введение
разных типов чужой речи. Постоянное
стремление к новизне выражения, нацеленное
на привлечение внимания аудитории,
проявляется в привлечении слов и
выражений из различных пластов языка,
создание газетных метафор.

Для
синтаксиса публицистического стиля
характерны эллиптические конструкции,
т.е. конструкции с пропущенными членами
предложения, номинативные предложения,
сегментированные конструкции. Все это
связано с большим влиянием на
газетно-публицистический стиль
разговорной речи, поскольку разговорная
речь является наиболее массовой формой
языка как средства общения.

Наиболее
общие языковые особенности публицистического
стиля можно представить в таблице:

Межстилевые связи

Для создания реальной картины событий и передачи читателю или зрителю всех впечатлений журналиста используется художественно-публицистический стиль речи. Одни и те же словосочетания звучат иначе в полицейском протоколе, научной монографии или телевизионном репортаже. Многие слова из данных примеров употребляются и в научном, и в официально-деловом стилях.

Происшествия, стихийные бедствия, аварии освещаются с применением таких слов и готовых клише: тайфун, ураган, наводнение, землетрясение, теракт, захват заложников, столкновение автомобилей, спасательная операция, экологическая катастрофа.

У военных корреспондентов свой словарь: взрывчатка, боевик, минирование, фугас, столкновение, снайпер, бомбардировка, обстрел, тяжёлое ранение, боевой вылет, мирное население, жертвы, разрушения и так далее.

Международная тематика легко отличима от любой другой по использованию таких слов и сочетаний: переговоры, мирное урегулирование, официальный визит, мировое сообщество, многосторонние консультации, напряжённая обстановка, европейская интеграция, стратегическое партнёрство, миротворческие силы, глобальные проблемы, территориальная целостность и тому подобное.

Неограниченность тематики публицистического стиля определяет и разнообразие лексики, поэтому публицистика и является в этом смысле богатейшей из разновидностей литературы.

Тема 11. Публицистический стилЬ, основные жанры его реализации

Слово
— одно из величайших орудий человека.
Бессильное само по себе, оно становится
могучим и неотразимым, сказанное
умело, искренне и вовремя.

Оно
способно увлекать за собой самого
говорящего и ослеплять его и окружающих
своим блеском.

(А.Ф.
Кони)

План
занятия:

Теоретический
блок

  • Понятие
    о публицистическом стиле.

  • Основные
    признаки публицистического стиля речи.

  • Основные
    функции текстов публицистического
    стиля (информационная, воздействующая).

  • Жанры
    публицистического стиля речи

  • Типы
    текстов публицистического стиля

Практический
блок

  • Выделение
    в текстах основных черт публицистического
    стиля.

  • Различение
    жанров публицистического стиля.

Задания
для СРО

Список
литературы:

  1. Русский
    язык: учеб. пособие для для студентов
    казахских отделений университетов
    (бакалавриат)/ Под ред. К.К. Ахмедьярова,
    Ш.К. Жаркынбековой. — Алматы: Изд-во
    «Қазақ
    ун-ті»,
    2008. — 226 с.

  2. Имангалиева
    Г.С. Русский язык для студентов
    гуманитарных вузов: Учебное пособие.-
    Астана: ИД «Сарыарка», 2006.-156 с.

  3. Русский
    язык и культура речи: курс лекций/ Г.К.
    Трофимова. – М: Флинта: Наука, 2004. – 160
    с.

  4. Федосюк
    М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А.,
    Николина Н.А. Русский язык для
    студентов-нефилологов.(Учебное пособие).-
    М.: Флинта: Наука, 2000.- 256с.

  5. Зарва
    М.В. Слово в эфире. О языке и стиле
    радиопередач: Произношение в радио- и
    телевизионной речи: справочное пособие
    / М.В. Зарва.- М.: Флинта: Наука, 2011.- 376 с.

  6. Ильясова
    С.В., Амири Л.П. Языковая игра в
    коммуникативном пространстве СМИ и
    рекламы / С.В. Ильясова, Л.П. Амири.- 2изд.-
    М.: Флинта: Наука, 2012.- 296 с.

Т


Публицистический
стиль —

один из функциональных стилей
литературного языка, который
обслуживает широкую область общественных
отношений: политических, экономических,
культурных, спортивных и др. Он
используется в средствах массовой
информации (СМИ) — журналах, газетах, на
радио и телевидении.

еоретический блок

Главная
функция публицистического стиля —
сообщение социально значимых новостей
и их комментирование, оценка событий и
фактов.

Аналитический обзор

Текст публицистического стиля речи бывает противоречив и неоднозначен. Одна из главных его функций — «промывка мозгов» читателя с помощью СМИ. Автор использует крайнюю доступность изложения и, безусловно, субъективную оценку ситуации, которая, впрочем, безусловно, украшает публицистический стиль речи. Примеры аналитического жанра:

  • Дано: село Эксперименталовка. Местный житель испытал определённый химический препарат на своей курице, в итоге чего она снесла золотое яйцо.
  • Первый вариант: Открытие века! В страшном захолустье, при почти полном отсутствии самой элементарной цивилизации житель села Эксперименталовки придумал препарат, с помощью которого можно заставить кур нестись золотыми яйцами! Наши кулибины могут всё, даже самые величайшие алхимики всех времён и народов не сумели изобрести способ лучше! Экспериментатор от комментариев пока отказывается, поскольку от радости открытия внезапно запил. Однако можно с уверенностью сказать, что именно на таких героях держится земля наша! Впереди стабилизация экономики, более того — лидерство в добыче золота и производстве изделий из него!
  • Второй вариант: Апокалипсис! Мир потрясён открытием запойного живодёра из Эксперименталовки! Корыстные цели привели этого маньяка к бесчеловечной жестокости по отношению к бедным, беззащитным созданиям! Житель захолустного села напичкал своих куриц неизвестным химическим раствором, пытаясь заполучить философский камень. Золото куры снесли, но этим не кончились куриные мучения. Аморальный экспериментатор ничем не помог жертвам своих опытов, уйдя в запой. Такое открытие чревато многими событиями, которых избежать уже не удастся. Судя по характеру поступков новоиспечённого «учёного», он попытается захватить мир.

Пример текста публицистического стиля

Чтобы более точно понимать, что именно собой представляет описываемый стиль речи, необходимо использовать примеры текстов

Так проще проводить анализ и обращать внимание на ключевые моменты. Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг»

Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.

Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.

В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней…

Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

Это следует знать! Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?

  1. Определить, реализована ли задача информирования, воздействия.
  2. Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
  3. Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
  4. Найти языковые средства, присущие данному стилю.

Аналитические жанры публицистического стиля речи

Аналитические тексты воздействуют на человека. Это анализ журналистом какого-либо факта, события, явления или личности.

Аналитическим жанром являются статьи, беседы, рецензии, корреспонденция.

Как и интервью, беседа ведётся между двумя (иногда более) людьми.

У беседы и интервью есть отличия:

Интервью

Задающий вопросы не высказывает своих предположений, выводов по поводу обсуждаемого вопроса.

Журналист имеет право не изучать тему, по которой он будет задавать вопросы, лишь составить их список.

Статья после интервью содержит чёткое мнение опрашиваемого.

Беседа 

Оба партнёра равноправны и могут как задавать вопросы, так и отвечать на них.

Журналист должен быть в курсе тематики беседы, чтобы дискуссия была интересной, оба участника должны быть хотя бы частично компетентны в вопросе.

В изложенном тексте вопрос рассмотрен полностью и содержит мнения каждого участника. А читатель уже может сам делать определённые выводы по поднятой в ходе беседы проблеме.

Статья как аналитический жанр публицистического стиля речи содержит подробный обзор события, ситуации или факта. Автор исследует разные источники информации, раскрывает свою точку зрения на проблему и вызывает читателя на размышление над темой.

Различаются следующие формы статей в аналитическом жанре публицистики:

  • общеисследовательский – анализируется ряд вопросов, например, экономической направленности страны, нравственного развития членов общества и т.п. В статье должна быть чёткая грань между дозволенным текстом и своими личными взглядами, которые не должны никак отражаться. Автор, как правило, излагает мнение того, кто анализирует информацию, не добавляя ничего от себя;
  • практико-аналитический – описываются рядовые повседневные проблемы, например, в какой-то промышленной отрасли, также даются рекомендации по устранению проблемы;
  • полемический – текст пронизан конкретной полемикой по предложенной теме. Обозреваются разные взгляды, как правило: взгляды учёных, политиков, психологов и др. Такой текст пишется специалистом, уполномоченным представить достоверную и проверенную информацию. Не допускается изменять смысл слов и искажать факты в угоду собственному мнению. Автор статьи обязан излагать материал правильным литературным языком.

Корреспонденция, как и репортаж, рассказывает и истолковывает событие. В ней объясняются причины случившегося и анализируется факт, также оценивается значимость его, прогнозируется дальнейшее развитие.

Но если в репортаже могут быть представлены несколько фактов, то корреспонденция опирается лишь на одном. Всё рассуждение строится вокруг этого одного факта. Остальная информация лишь дополняет и подверждает главное утверждение.

Рецензия представляет собой подробный обзор, например, книги. Рецензент выражает своё мнение по поводу произведения таким образом, чтобы читающий, даже не владеющий информацией, понял, о чём речь в книге, фильме или передаче.

В последнее время рецензии приобрели иронический характер. А это не допустимо и говорит лишь о непрофессионализме автора.

Рецензия должна быть написана грамотно и сохранять нейтральную оценку, чтобы мнение о произведении было объективным у каждого читателя.

Художественный стиль

Художественный стиль, как явствует из названия, это стиль художественной литературы. Все исследователи отмечают особую сложность его изучения и характеристики. Дело в том, что художественная литература крайне неоднородна, плюс, в ней могут использоваться языковые средства всех других функциональных стилей. Поэтому выделить какие-то общие признаки, присущие всем художественным текстам, практически невозможно. Пожалуй, единственное, что можно с достоверностью утверждать о художественном стиле: его главная функция – это эстетическое воздействие. Какие бы конкретные средства не использовались в конкретном тексте, все они работают именно на эту функцию.

При этом выразительные средства могут быть самыми разными. Во-первых, большое значение имеет форма текста. Художественная литература создала наибольшее количество жанров, у каждого из которых есть своя структура, свои особенности и правила построения. Причём форма в данном случае всегда несёт смысловую нагрузку. Во-вторых, в художественном стиле активно эксплуатируются различные типы лексики и эффекты их сочетания. В-третьих, художественный стиль отличается повышенной эмоциональностью и выразительностью благодаря использованию всевозможных тропов. Также как и в случае с жанрами, художественная литература разработала наиболее развитую систему тропов

В-четвертых, художественный стиль уделяет большое внимание эффектам синонимии, антонимии, коннотациям, языковым играм. Наконец, в художественном тексте могут использоваться совершенно разные синтаксические конструкции – от предельного упрощения до предельного усложнения

Допустима так называемая авторская пунктуация, в наибольшей мере передающая главную мысль.

Синтаксические признаки текстов

Особенностью раздела является яркое выражение воздействующей функции. Из разных форм выбираются конструкции, обладающие потенциалом влияния. Они берутся не из научно-популярной, а из разговорной речи. В то же время обеспечивается доступная структура для массового восприятия. К ним относят следующие признаки и примеры:

  • Специфические предложения текста и повторяющиеся или короткие и отрывистые, иллюстрирующие общую картину происходящего.
  • Вопросы риторического характера: Хотят ли русские войны?
  • Умолчание выражается многоточием, намекая на невысказанность: Хотели, как лучше…
  • В вопросно-ответном приеме, автор сначала задает вопросы, а затем сам отвечает. Благодаря этому, у читателя газет растет интерес к теме: Как относятся к переселенцам? Считают, что они поглощают основные части средств — пособий.
  • Предложения, в которых изменен порядок применения начала и конца: Исключение составлял научный блог, вместо: Научный блог составлял исключение.
  • Восклицательные типы: Вперед, на голосование!
  • Заголовки текста рекламного содержания: Лютый февраль — такое жаркое время для распродажи.

Заголовкам присуще отражать текст через эпитеты и метафоры. Благодаря этому, в сжатом виде раскрывается противоречивость того или иного явления.

Признаки сходства с другими стилями речи

Публицистический стиль не замкнут, в нем находят отражение черты других функциональных стилей.

Что объединяет научный и публицистический тексты? В основе композиции обоих – рассуждение. Сначала выдвигается важная проблема, волнующая автора. Затем даётся анализ, оценка возможного пути её решения. Публицист приводит примеры из жизни, факты, ссылается на авторитетное мнение, которое использует, подтверждая свою точку зрения. В заключение делаются выводы, обобщения. В таких текстах нет научных исследований, умозаключений, хотя им свойственна логическая последовательность, строгая обоснованность, общенаучная терминология — вот основная характеристика публицистического стиля.

На связь с деловым стилем указывают конкретные цифры, точные факты, которые используются для раскрытия тем, волнующих автора и общественность.

Итак, в отличие от других разновидностей речи, публицистический стиль не является строго регламентированным, ведь по сути, что такое публицистика? Ей свойственна эмоциональность, экспрессивность, слог публициста допускает вариантность норм, например, использование выразительных средств художественного, разговорного языка.

Синтаксические особенности публицистического стиля демонстрируют связь с художественной речью, что проявляется в употреблении тропов и стилистических фигур речи (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений, метонимии, гипербол, литот и др.), в отражении индивидуальности пишущего (говорящего). Посредством слова автор воздействует на воображение и чувства адресата, основываясь только на реальных событиях, не допуская вымысла.

Внимание! Знание сходства и различия стилей поможет избежать ошибок в определении стилистической направленности текста

Что такое текст

Текстом принято называть любую речь, которая записана на бумаге или в электронном виде, при этом он может быть художественным или публицистическим, в виде документа, письма и т.д. По сути, текст содержит не меньше двух предложений, при этом они обязательно должны быть объединены не только смыслом, но и грамматикой. Описание событий или предметов, судеб или действий в тексте всегда предопределено главной темой, посылом. Вне зависимости от стиля, тематика написанного должна быть очерчена четко.

Как правило, понять, о чем пойдет речь в тексте, не так сложно, ведь авторы выносят тему вверх, делая ее названием. Для удобства используются и промежуточные подзаголовки, которые дают направление, объясняют читателю, что же его ждет в той или иной смысловой части текста. Интересно, что одну и ту же информацию легко получится подать под разным «соусом», для диаметрально противоположных аудиторий или случаев. Итак, как определить правильно стиль текста?

Основные черты

Основы публицистики – это осмысление отдельных фактов социальной жизни как представление общественно значимых явлений. То есть, если хочется рассказать о бюрократии, то нужно не абстрактно рассуждать, а начать с частного случая, после все обобщить.

В публицистике журналистика тесно сливается с литературой: фактическое, актуальное содержание принимает художественную форму, что выражается в языке, средствах выразительности. Также имеет большое значение впечатление автора и его осмысление факта.

Главные функции публицистики – экспрессивная (воздействующая) и информативная.

Что это такое


Что такое публицистика? Это произведения литературы, журналистики, отражающие злободневные вопросы жизни социума. Прилагательное «публицистический» переводится с латинского как «общественный». Публицисты и журналисты пишут о том, что интересует большую часть общества. Поэтому главная задача авторов – влиять на мысли, чувства, поступки адресата посредством информации, побуждать к действию, воздействовать на формирование общественного мнения, нравственный выбор, духовное развитие читателей. В публицистике нет места вымыслу, условности, она ориентирует читательскую аудиторию на конкретный факт, размышление о нём.

Важно! Публицистический стиль используется в основном для насущных вопросов политической, социальной, бытовой, экономической, спортивной, культурной жизни общества. Признаки публицистического стиля

Признаки публицистического стиля

Сфера употребления СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио, интернет, собрания, митинги, съезды
Функции · коммуникативная (передача информации о событиях в стране, мире), · познавательная,

· побудительная (мотивация к действиям, размышлениям, сопереживанию),

· оценочная.

Подстили Газетный, художественно-публицистический, ораторский
Форма речи Устная, письменная
Виды речи Монолог, диалог, полилог
Тип речи Рассуждение с элементами повествования, описания

Характеристика публицистического стиля, текста:

  • проблематика сегодняшнего дня,
  • адресация массовому читателю,
  • передача информации,
  • разнообразие тем,
  • эмоциональность,
  • призыв к действию,
  • открытая авторская позиция,
  • логичность,
  • точность фактов,
  • образность.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль нашего повседневного общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках. Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Как бы то ни было, говорим ли мы об устной или письменной речи, основная функция разговорного стиля – это общение. Он всегда используется в неофициальной обстановке, и говорящие непосредственно участвуют в коммуникации. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность.

Что касается лексики, то для разговорного стиля характерно использование большого числа общеупотребительных и нейтральных слов. Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, то в нём преобладает конкретная лексика: автобус, магазин, колбаса, посуда, диван. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, имеющими значение ласкательности, неодобрения, уменьшения, преувеличения: котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш. Также для разговорного стиля является вполне приемлемым употребление ненормативной лексики. Кроме того, в нём часто используются идиоматические выражения, пословицы, поговорки, присказки. Помимо этого, в нём преобладают местоимения: «Так оно и есть, А этот что тут делает?» Также в нём присутствует много частиц и междометий, которые заполняют паузы в речи: ну, вот, ведь, ага, ух. В целом, можно сказать, что для разговорного стиля характерна лексическая избыточность, которая выражается в наличии повторов и необязательных с точки зрения смысла слов: «Ну, мне очень-очень нужно!, Этот твой ухажёр новый опять звонил».

В синтаксическом плане, в разговорном стиле преобладают простые предложения. Сложные предложения или предложения, осложнённые использованием причастных и деепричастных оборотов, встречаются крайне редко. Зато часто употребляются эллиптические и односложные предложения: «Кофе? – Мне без сахара, Пойдёшь? – Нет». Также часто используются восклицательные и вопросительные предложения: «Отстань!», «Да ладно?!», «Вот это да!» Для разговорного стиля также характерен свободный порядок слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector