Рост, вес и развитие ребенка в 2 года: как развивать мальчика и девочку

Социализация и взаимодействие со взрослыми

Основы будущей способности коммуницировать закладываются у ребенка двухлетнего возраста.

Ребенок в два года завязывает новые знакомства на детской площадке или в песочнице чаще без слов. Он рассматривает другого кроху, подходит и дотрагивается к нему, иногда берет за ручку. Учится взаимодействовать с детьми через игру и ссоры из-за игрушек. Молодым родителям особо делать ничего не нужно при этом, только наблюдать, успокаивать и объяснять.

Ребенок понимает просьбы родителей, состоящие из 2-4 последовательных действий. Например, «возьми мячик, отнеси его к игрушкам и положи в коробочку». Охотно их выполняет, различает интонации мамы и папы.

Освоенные новые навыки и умения

Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

  • Уверенная ходьба.
  • Бег.
  • Прыжки.
  • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
  • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
  • Удар ногой по мячу, броски мяча.
  • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Проходить сквозь обруч.
  • Удерживать равновесие на перекладине.

Умения

  • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
  • Листать страницы книжки.
  • Стоять на цыпочках.

В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.

Нормы веса

В таблицах представлены нормы веса для подростков разных полов в 14 лет.

У юношей:

Возраст Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
14 лет 34,3 38 42,8 48,8 56,6 63,4 73,2

Какой нормальный вес у девочек в 14 лет:

Возраст Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
14 лет 37,6 43,8 48,2 52,8 58 64 72,2

Важно понимать, что процент жира при одинаковом весе может кардинально различаться. У тех, кто постоянно занимается спортом и имеет развитую мускулатуру вес может оказаться больше, чем у пухленького одноклассника

Это не значит, что надо садиться на диету. Просто мышечной массы оказалось больше, внешне это может никак не проявляться.

Патологические случаи чрезмерного роста ребенка

Если же высокий рост обусловлен патологическими факторами, то на ситуацию можно повлиять при своевременной и правильной диагностике.К примеру, при лечении опухоли гипофиза, выделяющей гормон роста, проблема высокорослости уходит вместе с устранением проблемы.

Синдром Марфана и синдром Клайнфельтера практически не поддаются лечению.

Родителям следует насторожиться сразу, если ребенок  растет больше нормы, ведь своевременное выявление причины очень важно на этом этапе. Если же упустить момент проявления заболеваний, то проблема может стать постоянной, и изменить что-либо будет крайне сложно

Если же упустить момент проявления заболеваний, то проблема может стать постоянной, и изменить что-либо будет крайне сложно.

Правила хранения

Что происходит с ребенком в 12 лет: особенности возраста

В 12 ребенок взрослеет и формируется как личность. Психология его характеризуется тем, что появляется более устойчивое мировоззрение, тенденции в общении с окружающим миром, меняются с становятся осознаннее интересы в учебе. В это время ребенок усваивает моральные и культурные ценности, становится более осознанным и исследует себя.

Найти себя – непросто. Подростки начинают примерять на себя роли, которые видят в повседневной жизни, фильмах, в интернете.

В этом нет ничего плохого, пока тинейджер не копирует опасные для его жизни и здоровья модели поведения.

  • Главное место в жизни подростка занимают сверстники и значимые взрослые, на которых он стремится походить (чаще всего, это не родители)
  • Мальчик или девочка всё больше оценивают себя и сравнивают с другими, придают значение своим не объективным качествам
  • Многим становятся интересны вещи за гранью объективной реальности — время, жизнь и смерть, закономерности, любовь и все, что нельзя увидеть и познать полностью.

Подростки часто задают вопросы не взрослым, а самим себе, книгам и интернету. Этот путь познания мира теперь принадлежит только самому подростку.

  • К 12 годам развивается логическое мышление — младшие подростки учатся оперировать абстрактными понятиями и выстраивать цепочки. Мысли становятся более структурированными, ребенок вырабатывает навык выделять главное.
  • Сейчас повышена утомляемость. Это может вызывать раздражительность и возбудимость.

Не стоит давить на тинейджера, если он говорит, что устал – это не даст эффекта, только принесет дискомфорт всем.

Подростки переживают гормональный всплеск, он и является причиной основных проблем с поведением подростков. Эмоциональные перепады, вспышки агрессии и постоянные конфликты с собой и окружающими – типичные для этого возраста. для них. Здесь могут появиться отличия – девочки взрослеют быстрее, чем мальчики.

Подростком чаще всего управляют его эмоции, а не рациональность. Его могут задеть любые слова в его адрес, даже самые маленькие вещи могут стать причиной бури эмоций, злости и слез.

Важно поддержать девочку или мальчика, быть терпеливым и не обесценивать чувства

  • У подростка появляются более четкие личные границы, новые потребности в независимости, уважительном, доверительном и равноправном отношении со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя человеком, достойным того, чтобы с его мнением считались. Если этого не происходит, его поведение и отношение людям, которые привыкли видеть его ребенком, может сильно ухудшиться.
  • Существует риск формирования неадекватной низкой самооценки и повышения тревожности, что очень опасно для впечатлительных младших подростков. Частая причина — проблемы в общении со сверстниками.

Младшие подростки начинают действовать необдуманно из-за гормонов, влияния друзей и стремления быть “крутым” человеком, которому “не слабо”, особенно это характерно для мальчиков.

Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет

В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.

Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.

Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.

Нормальное соотношение показателей для детей 2 лет:

  • Мальчики: рост — от 84,5 см до 89 см, вес — от 12 кг до 14 кг;
  • Девочки: рост — от 82,5 см до 87,5 см, вес — от 11,5 кг до 13,5 кг.

 Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:

  • Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
  • Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.

Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.

А что же определяет рост и вес ребенка?

Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы

Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.

Слух и зрение ребенка

Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.

  • Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
  • До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
  • Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
  • Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.

Как развивается способность к познанию

В 2 – 3 года у малыша улучшается способность концентрировать внимание. Он умеет:

  • Называть цвета, величины, формы, группировать и различать предметы по признакам;
  • Формировать простые числовые представления (один, два, много, мало);
  • Запоминать расположение предметов в пространстве (близко, далеко); указывать место, где стояла убранная взрослым игрушка;
  • Узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические или другие фигуры; определять предмет по фактуре;
  • Воплощать в рисунке свои фантазии и рассказывать, что изображено; дополнять недостающими деталями нарисованное взрослым;
  • Понимать причины и следствия простых событий жизни и проводить аналогии («в прошлый раз я промочил ноги, гуляя после сильного дождя, значит, если сегодня лужи все еще не высохли, я опять могу промокнуть»);
  • Тренировать память и логику — в аналогичных ситуациях способен разглядеть систему и адаптировать к ней свое поведение;
  • Демонстрировать целенаправленность действий — теперь главное не манипуляция с предметом, а результат. Игрушкам малыш начинает предпочитать реальные предметы, в игре подражает увиденному и имитирует все, что усвоил из ближайшей внешней среды.

К 3 годам малыш входит в возраст «почемучки»: тысяча вопросов про все на свете — так развиваются познавательные потребности ребенка.

Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца

Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.Эмоционально реагирует на другого ребенка.Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.Легко поддается переключению внимания (отвлечению).Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть — «больно», дотронуться до батареи — «горячо»).Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.Удивляется, пугается неожиданного, нового.Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.Проявляет интерес к играм других детей.Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.Эмоционально напряжен при неумении.Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу.

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу.

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

«Нормальные» отклонения

Для того чтобы при каждом замере не бежать в больницу, обратите внимание на ряд факторов, влияющих на прибавку роста и веса мальчиков и девочек

  • Гендерные различия. Природой заложено, что в большинстве случаев представители мужского пола крупнее женщин по всем параметрам. Поэтому родителям девочек не нужно чрезмерно волноваться, если их дочь окажется дюймовочкой.
  • Наследственность. Немаловажную роль в этом вопросе играет рост родителей. Если мама и папа высокие, скорее всего, ребенок тоже будет выше среднего роста. У невысоких же родителей чаще всего дети с низкими показателями, если, конечно, не унаследовали рост от высоких дедушек и бабушек.
  • Показатели при рождении. Как упоминалось выше, если ребенок родился маленького роста, вполне нормально, если в 2 года он будет ниже своих сверстников.
  • Скачки роста детей. Развитие детей идет скачками: в 1 месяц после рождения, в 3, 6, 9, 12 месяцев, в 1.5 года и так далее. Но это не значит, что ровно в 18 месяцев ребенок поправится с 11 до 12 кг. Кто-то достигнет этого показателя в 1 год и 4 месяца, а кто-то – в 1.5 года и 3 недели. Поэтому если в 2 года ваш малыш не весит положенных 5 килограмм, стоит провести контрольное взвешивание через месяц-другой – вполне вероятно, что он к тому времени перешагнет эту цифру.
  • Активность ребенка. Как известно, одни малыши отдают предпочтение спокойным играм, например лепке из пластилина или рисованию, а другие ни секунды не усидят на месте, даже переодевает их мама, гоняясь по всей квартире. Соответственно, энергозатраты у таких детей будут разными, и гиперактивный ребенок окажется стройнее.
  • Условия жизни малыша. Для нормального развития ребенок должен получать достаточное питание и много гулять на свежем воздухе. Соответственно, дети, проживающие в районах с неблагоприятными погодными условиями (например, районы Крайнего Севера) могут отставать в росте из-за недостаточного пребывания на солнце.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:Ребенок 2 лет соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).Двухлетний ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные) у детей 2 лет:Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку. Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители. Ребенок в 2 года выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Развитие ребенка 2 лет позволяет ему играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Набор веса в первый месяц

Большинство новорожденных прибавляют вес в первый месяц жизни достаточно активно. В этот период интенсивно развивается нервная система малыша, растет и укрепляется его костная система. Также «грудничковый жир» способствует миелинизации нервных окончаний. Это означает, что нервное волокно покрывается миелином, который состоит из белков и жиров. В результате оно точнее и быстрее проводит сигналы, обеспечивая успешное развитие малыша.

Иногда бывают ситуации, когда набор веса в первый месяц недостаточен. В большинстве случаев это объясняется генетической особенностью ребенка. Если его родители не особенно крупные, то и он не будет отличаться большим весом и размерами. Вместе с тем, такое состояние может указывать на неправильно организованное грудное вскармливание или даже на болезнь ребенка. Поэтому в таком случае необходимо обратиться к педиатру.

Первое взвешивание

Обычно новорожденные дети на вторые-третьи сутки после рождения теряют вес. Такая потеря массы тела является физиологической. Она объясняется тем, что ребенок избавляется от мекония (первородного кала) и лишней влаги, которая в родах помогала ему пройти через родовые пути без повреждений. Норма физиологической потери веса – 5-8% от массы тела при рождении. В таком случае не требуется никакой коррекции состояния малыша. Нужно просто почаще прикладывать его к груди, и начинать это делать как можно раньше после родов. Если же потеря веса составляет более 8% или продолжается спустя 4-5 суток после родов, это может указывать на некоторые отклонения в здоровье и развитии ребенка. Как правило, в такой ситуации проводят докорм малыша под контролем доктора. Кроме того, проводится обследование ребенка.

Второе взвешивание

Следующее взвешивание новорожденного проводят через две недели, к этому времени его вес должен удвоиться. Некоторые мамы ошибочно полагают, что удвоиться должен вес, который был при рождении ребенка. Но это не так. За «отправную точку» принимают вес малыша, который был после физиологической потери массы тела.

Нормы

Набор веса в первый месяц должен составить около 600 г от минимальной массы тела. Если же младенец набрал меньше, нужно обратиться за помощью к врачу. Специалист рассмотрит возможные причины недостаточного набора веса ребенка, поможет их устранить. Достаточно часто причиной такого состояния бывает неправильно организованное грудное вскармливание. Во-первых, доказано, что малыша нужно кормить по требованию, а не по определенным часам, как еще не так давно утверждали педиатры. Во-вторых, нужно следить, чтобы ребенок правильно захватывал грудь и активно сосал ее. Иногда слабенький малыш не может долго сосать грудь, устает, засыпает. Нужно легонько его будить, принуждая продолжать процесс получения молочка.

В случае, когда прибавка в весе менее 500 г за первый месяц, младенцу вводят докорм. Опасно, если низкий набор веса сочетается с сонливостью, вялостью, частыми срыгиваниями и рвотой у новорожденного. Это могут быть симптомы заболеваний. Поэтому нужно обязательно показать малыша врачу.

Если же прибавка веса за первый месяц составляет менее 200 г, требуется немедленная госпитализация ребенка.

Основные навыки детей в год

Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально. Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью. Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.

Физическое развитие

Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам

Пол ребенка Масса, кг Рост, см
Средний показатель Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы
Мальчики 10,8 9,4-11,9 75,7 73-79
Девочки 10,1 9,0-11,3 74,8 72-77

Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.

Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному. Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам. Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.

Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки

Физическое развитие

Бытовые умения и навыки

Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.

Самостоятельно держит ложку

Психомоторное развитие

В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:

  • открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
  • выдвигать ящики;
  • переливать и черпать воду;
  • бросать мячик, пинать его ногой;
  • тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
  • играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.

Игра с мячом

Социальное поведение

Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:

  • с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
  • на расстоянии узнает своих близких;
  • рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
  • гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
  • способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
  • понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
  • в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
  • слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
  • знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
  • отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
  • встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.

Игра с телефоном

Моторика

Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры

  • постройка башни из кубиков;
  • сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
  • подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
  • игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
  • после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.

Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.

Сборка пирамидки

Центильная таблица роста девочек до 17 лет

Возраст Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
новорожденный 45,8 47,5 49,8 50,7 52,0 53,1 53,9
1 мес. 48,5 50,3 52,1 53,5 55,0 56,1 57,3
2 мес. 51,2 53,3 55,2 56,8 58,0 59,3 60,6
3 мес. 54,0 56,2 57,6 59,3 60,7 61,8 63,6
4 мес. 56,7 58,4 60,0 61,2 62,8 64,0 65,7
5 мес. 59,1 60,8 62,0 63,8 65,1 66,0 68,0
6 мес. 60,8 62,5 64,1 65,5 67,1 68,8 70,0
7 мес. 62,7 64,1 65,9 67,5 69,2 70,4 71,9
8 мес. 64,5 66,0 67,5 69,0 70,5 72,5 73,7
9 мес. 66,0 67,5 69,1 70,2 72,0 74,1 75,5
10 мес. 67,5 69,0 70,3 71,9 73,2 75,3 76,8
11 мес. 68,9 70,1 71,5 73,0 74,7 76,5 78,1
1 год 70,1 71,4 72,8 74,1 75,8 78,0 79,6
1 год 3 мес. 72,9 74,5 76,0 77,1 79,1 81,5 83,4
1.5 года 75,8 77,1 78,9 79,9 82,1 84,5 86,8
1 год 9 мес. 78,0 79,5 81,2 82,9 84,5 87,5 89,5
2 года 80,1 81,7 83,3 85,2 87,5 90,1 92,5
2 года 3 мес. 82,0 83,5 85,4 87,4 90,1 92,4 95,0
2.5 года 83,8 85,7 87,7 89,8 92,3 95,0 97,3
2 года 9 мес. 85,8 87,6 89,8 91,7 94,8 97,0 99,7
3 года 89,0 90,8 93,0 95,5 98,1 100,7 103,1
3.5 года 91,3 93,5 95,6 98,5 101,4 103,5 106,0
4 года 94,0 96,1 98,5 101,5 104,1 106,9 109,7
4.5 года 96,8 99,3 101,5 104,4 107,4 110,5 113,2
5 лет 99,9 102,5 104,7 107,5 110,7 113,6 116,7
5.5 лет 102,5 105,2 108,0 110,8 114,3 117,0 120,0
6 лет 105,3 108,0 110,9 114,1 118,0 120,6 124,0
6.5 лет 108,1 110,5 114,0 117,6 121,3 124,2 127,5
7 лет 111,1 113,6 116,9 120,8 124,8 128,0 131,3
8 лет 116,5 119,3 123,0 127,2 131,0 134,3 137,7
9 лет 122,0 124,6 128,4 132,8 137,0 140,5 144,8
10 лет 127,0 130,5 134,3 139,0 142,9 146,7 151,0
11 лет 131,8 136,2 140,2 145,3 148,8 153,2 157,7
12 лет 137,6 142,2 145,9 150,4 154,2 159,2 163,2
13 лет 143,0 148,3 151,8 155,5 159,8 163,7 168,0
14 лет 147,8 152,6 155,4 159,0 163,6 167,7 171,2
15 лет 150,7 154,4 157,2 161,2 166,0 169,2 173,4
16 лет 151,6 155,2 158,0 162,5 166,8 170,2 173,8
17 лет 152,2 155,8 158,6 162,8 169,2 170,4 174,2

Показатели роста указаны в сантиметрах.

Рекомендации по возрастам

Если вы видите, что ребенок не соответствует нормальному весу, ваши опасения подтвердил педиатр, то нужно не медлить, а приступать к коррекции показателя. В противном случае ситуация может усугубиться, кроме чрезмерной нагрузки на организм у ребенка появятся психологические проблемы: комплексы, неприятие себя, замкнутость, подавленное состояние.

При коррекции веса важно подходить к вопросу с учетом возрастных особенностей ребенка, а именно:

  • До 12 месяцев редко говорят об ожирении, однако дети на искусственном вскармливании хуже контролируют чувство голода, могут набирать больше, чем нужно. Контролируйте количество съеденной смеси, не перекармливайте малыша, без необходимости не давайте обогащенные составы.
  • До пяти лет формируются пищевые привычки, они зависят от подхода родителей. Предлагайте разнообразную здоровую пищу, легкие перекусы в виде фруктов, хлебцев, кисломолочных продуктов. Поощряйте активность детей, старайтесь найти для них спортивное увлечение по душе.
  • В школьном возрасте до 12 лет основные инструменты снижения веса – эта спортивные секции и правильное питание. Старайтесь отслеживать, что ребенок ест вне дома, занимайтесь его физической подготовкой, нагрузки должны быть ежедневными.
  • После 13 лет дети зависимы от социального мнения, они тянутся к прогулкам с фаст–фудом и газировкой. Попробуйте предлагать более полезную альтернативу, например, домашние сэндвичи или роллы, запеченную картошку и т. д.
  • В любом возрасте помните, что пример – это вы. Если вы занимаетесь спортом, едите здоровую и разнообразную пищу, мало времени проводите за компьютером или телевизором, ребенок переймет ваши привычки. А вероятность недостатка или избытка веса в случае правильного образа жизни минимальна.

При оценке веса помните, что все дети индивидуальны. Не следуйте слепо таблицам, ведь превышение нормы может объясняться наличием качественной мышечной массы, а не жира. Не давите на ребенка, корректируйте питание и привычки аккуратно, не обижая чадо, не прививая ему комплексы, связанные с весом. Правильный пример и здоровые привычки быстро дадут результат.

Нормальный рост по данным воз

За развитием детей следят не только педиатры страны, но и сотрудники ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). Данные немного отличаются, т.к. ВОЗ берет в расчет средний показатель всех детей независимо от расы и национальности (есть низкорослые и высокорослые расы). Педиатры же отталкиваются от среднего показателя на уровне государства или региона.

По данным ВОЗ:

  1. Средний рост мальчиков 2 лет составляет от 81,7 до 93,9 см и весят они примерно 13 кг.
  2. Размер головы ребенка мужского пола должен составлять в среднем 49 см.
  3. Средний показатель у девочек по данным ВОЗ составляет от 80 до 92,9 см, а вес – 12 кг.
  4. Окружность головы у девочек в 24 месяца равна 48 см.

Как измерить рост и взвесить ребенка

В первый год жизни педиатр ежемесячно следит за этими параметрами, за окружностью головы и обхватом грудной клетки, т.к

знать показатели крайне важно. Измерить ребенка можно и в домашних условиях, это просто

Для измерения нужно поставить ребенка возле стенки так, чтобы затылок, ягодицы и пятки были плотно прижаты к стене.

Нижний край глаз должен находиться на одном уровне с ушами, это самое правильное положение для измерения роста. Над головой ребенка делается пометка карандашом, а после измеряется при помощи сантиметра. Измерить вес младенца еще проще. Для этого понадобятся весы, которые есть практически в каждом доме. Двухлетний ребенок может сам встать на весы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector