Шахматы для начинающих. обзор программ-тренажеров
Содержание:
Фигуры
Король
Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.
Ферзь
Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.
Ладья
Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.
Конь
Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).
Слон
Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.
Пешка
Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.
Чесифай: сканер, анализ, игра
Приложение может просканировать позиции на шахматной доске с другого устройства или носителя: экрана компьютера, планшета, телефона или фотографии, книги. Для анализа игры предлагают несколько движков (в основном, они отличаются по скорости). Можно посмотреть, как отсканированную партию проигрывает компьютер – так можно увидеть возможные сильные ходы. То есть программа даст вам подсказки для реальной игры с соперником.
Здесь можно и сразиться с компьютером, причем не только загрузить новую партию, а продолжить ту, что вы просканировали. На выбор – 5 уровней, от новичка и любителя до профессионала и гроссмейстера; цвет шахмат и счетчик времени.
Для тех, кто хочет научиться шахматам, отличная возможность анализировать любые варианты игры, учиться видеть ходы для себя и предугадывать планы соперника. Еще тут есть шахматные часы на одного и двух игроков. База данных с отсканированными досками.
Оценки: по 4,5 поставили за геймплей и графику, 4,4 за управление.
Скачать для Android.
Шахматы: правила для начинающих детей
Первое занятие следует со знакомства с фигурами. Малышу требуется запомнить их названия. Возможно он захочет поиграть с шахматными фигурами, как ему хочется. Позвольте ему сделать это. Если ваш малыш любит фантазировать, то можно придумать сказку о шахматной стране.
Второе занятие посвятите с того, что расскажите ребенку о том, у каждой фигуры есть положение на доске и ходят фигуры по определённым правилам:
Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед, а съедает фигурку противника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
Ферзь — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок. Его ход похож на букву «Г».
Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
Ладья вперед или в боковом направлении.
Все фигурки убираются с доски, а короля съесть нельзя. Можно только объявить мат.
Каждой можно посвятить отдельное занятие. Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Если малыш устал, то не нужно настаивать на занятии. Так можно отбить интерес к игре навсегда.
Не торопитесь, сопровождайте освоение правил различными играми:
- Чудесный мешочек, куда вы положите шахматные фигуры.
- Найди отличия: попросите ребёнка перечислить все отличия одной фигуры от другой.
- Что пропало: выставляете на стол всех представителей шахматных фигур и, когда ребёнок отворачивается, то убираете одну фигуру. Малыш должен отгадать, какую фигуру вы спрятали. Эта игра отлично развивает зрительную память.
- Лепка шахматных фигур из пластилина или глины.
На третьем занятии отработайте с ребёнком правильную расстановку фигур и простейшие шаги каждой фигуры по памяти.
Как только он запомнит, где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понять основные принципы:
- Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
- Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
- Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
- Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен.
- Желательно первым нейтрализовать ферзя противника.
Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:
- Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться ребёнку не стоит, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости.
- Играть только тогда, когда у ребёнка есть желание.
- Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
- Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными.
- Купите книгу с шахматными задачами для детей.
- Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за удачные ходы.
Учите своих детей играть в шахматы. Надеюсь, что советы, как провести с малышом первые шахматные уроки, помогут вам увлечь ребёнка этой замечательной и очень полезной игрой.
Также можете скачать для себя замечательную иллюстрированную книгу для детей
Ф. Халас, З. Геци «Приключения в шахматном королевстве». Желаю удачи!
Поэтапное обучение
По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.
Важные принципы организации занятий:
- Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
- Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
- Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.
Первое занятие – игра пешками
Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.
Объясните ребенку, как ходят пешки:
- могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
- при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
- если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
- белая ходит первой.
Второе занятие – пешки и слоны
После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.
В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:
- какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
- когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
- как использовать пешки, чтобы защитить слона;
- как заблокировать слона соперника своими пешками.
Третье занятие – пешки, слоны и ладьи
К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.
В процессе игры ребенок должен начать понимать:
важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.
Четвертое занятие – добавьте коня
Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.
Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.
Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки
Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.
На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.
Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками
Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.
На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.
Седьмое занятие – полная игра
Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
Chess for kids — Play & Learn
Рекомендуемый уровень подготовки: нулевой. В зависимости от навыков можно задавать более сложные уровни.
Программа от создателей популярного во всём мире шахматного сайта Chess.com предназначена в первую очередь для детей. У неё соответствующий интерфейс, обучающие ролики — мультипликационные и т. п. Правда, на английском, но даже если вы совсем не знаете иностранный язык, разобраться в опциях не составит труда, ведь заточено всё под маленьких пользователей и сделано максимально просто и понятно.
В Chess for kids есть возможность играть с роботами разных форматов, брать подсказки, в весёлой ненавязчивой форме обучаться базовым действиям. Если хотите играть с настоящими соперниками (такими же пользователями, как и вы, по всему миру), придётся приобрести платную подписку.
Правила хода каждой фигуры в шахматах
Теперь поговорим с вами о том, как ходят фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если шахматную нотацию можно не знать для игры, то уж как ходят фигурки надо знать 100%.
Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, так, например, как: пешка не ест назад и взятие пешки на проходе.
Для того, чтобы вы знали, как ходят фигуры в шахматах, то предлагаем вам почитать вот этот ряд статей, который мы для вас приготовили. Здесь все написано по каждой фигуре от А до Я, понятным и простым языком.
Кроме того, что вы теперь будете знать, как ходят фигуры, знайте еще и следующее:
- Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
- Король в шахматах не может быть съеденным
- При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
- Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.
То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.
Вернемся к нашим шахам, матам и патам. Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.
Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь, ставят королю шах.
Пример шаха ферзем:
Ферзь нападает на короля. Королю ходить некуда, потому что поле g8 бьет слон белых, стоящий на c4. Но конь черных может перекрыть дорогу ферзю и так сказать защитить короля своим телом. Да, бедный коник будет скушанным на следующем ходу и будет мат. Но сейчас пока только шах от ферзя.
Пример шаха ладьей:
Ладья ставит шах королю, но король может уйти на h7 или же слон, встав на f8 может закрыть короля своим могучим телом.
Пример шаха конем:
Королю возможен отход только на f8. Поля h7 и f7 бьет пешка белых. А поле h8 бьет ферзь. И коня скушать не чем.
Пример шаха слоном:
Единственная защита от этого шаха – только перекрытие атаки слона ладьей. Отойти королем на g8 невозможно, так как это поле бьет ферзь.
Пример шаха пешкой:
Пешка ходит на h7 и ставит королю шах. Отход возможен только на h8 так как поле f8 бьет слон белых. Но есть еще одна защита от шаха. Можно королем просто сесть атакующую пешку, так как она без защиты.
Пример еще одного шаха ладьей:
При таком варианте шаха у черных есть огромный выбор защиты. Королем можно уйти на поле d6, а можно защититься своими же фигурами, то есть перекрыть атаку ладьи. Можно закрыться и конем на e6 и слоном на ne же e6, а можно ферзем или слоном на e7.
Ну и в заключение давайте рассмотрим вариант двойного шаха:
Для того, чтобы сделать двойной шах королю черных, белые просто прыгают конем на f7. В итоге шах идет как от коня, так и от ферзя на h7.
Единственная защита от шаха – это отход королем на g8. Да, ферзь черных может съесть ферзя белых, но шах от коня остается. Так же черные могут съесть коня слоном, но тогда шах остается от ферзя. Выход один при двойном шахе – ходить только королем.
Теперь давайте рассмотрим варианты мата.
Пример мата ферзем:
Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.
Пример мата ладьей:
Мат ставят черные. Королю невозможно бежать на 2линию, так как ее пробивает ладья на f2. И закрыться не чем.
Пример мата конем:
Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.
Пример мата слоном:
Слон направлен на короля. Королю уходить некуда. Поля h7 и h8 пробивают конь с ладьей белых. Закрыться то же нечем. Да, стоит ладья на f8 и по идее можно прикрыться ей, но увы, если она уходит со своего места, то открывает другой шах от ферзя, стоящего на b2. Если в настоящей партии будет сделан такой ход, то он будет считаться не возможным. А при невозможном ходу игроку автоматически присваивается поражение.
Пример мата пешкой:
Король снова сдавлен и пешку скушать нельзя, так как ее защищает слон на d3.
Ну и давайте покажу последний вариант красивого мата:
Его ставит ферзь. Королю белых некуда ходить так как короли не могут стоять рядом друг с другом.
Теперь давайте рассмотрим пат.
Это первый пример пата. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.
Второй вариант пата:
Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля так как откроет шах королю от ладьи на c8.
Навигация по записям
Видеозаписи по теме
Шахматные нотации
Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.
На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.
Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:
Фигура |
Русское сокращение |
Английское сокращение |
Король |
Кр |
K (king) |
Ферзь |
Ф |
Q (queen) |
Ладья |
Л |
R (rook) |
Конь |
К |
N (kNight) |
Слон |
С |
B (bishop) |
Пешка |
п или ничего |
p (pawn) или ничего |
Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):
- Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
- Координаты стартового поля.
- Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
- Координаты поля на которое сделан ход.
- Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
- Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
- Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
- Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
- Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.
В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.
Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.
Расстановка фигур в шахматах
Название шахматных фигур
Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:
- Линии номер 2 и 7 – пешки. Восемь пешек, как бы прикрывают строй основных фигур.
- Углы доски – ладьи;
- Рядом с ладьями – кони;
- Рядом с конями – слоны;
- Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
-
Рядом с ферзем стоит король.
Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.
Пешки
Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.
Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.
Ладья (тура)
Ладья ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат. Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.
Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.Так может ходить ладья.
Конь
У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.
Ходы конем из начального положения.
То есть, даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).
Офицер (слон)
Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только клетки одного цвета. Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.
Шахматный слон ходит по диагонали.
Ферзь
Королева (ферзь).Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».
Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.
Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.
Король
Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.
Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.
Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.