Сенсорная интеграция

Когда видны первые результаты?

Скорость получения результата и результативность зависят от возможностей ребенка, тяжести дефекта и общего потенциала. Уровень умений ребенка с особенностями будет отличаться от «паспортного» возраста, а обучение новым навыкам и развитие проходит медленнее. Поэтому родителям придется набраться терпения.

У некоторых детей новые навыки и знания не формируются без специального обучения, поэтому не стоит преждевременно предъявлять «сверхтребования» к ребенку или занижать его реальные возможности.

Чтобы закрепить некоторые приобретенные навыки, необходим дополнительный домашний контроль. Специалист подробнее расскажет об этом, когда будет давать «домашнее задание».

Программа рассчитана на год в связи с коррекционной, развивающей направленностью. Необходимое количество занятий — 2–3 раза в неделю. Динамика развития детей отслеживается с помощью мониторинга социально-психологического развития ребенка 3 раза в год.

тип

Он был классифицирован Case-Smith (2005) и Miller et al. (2007) в 3 диагностических группах:

Тип 1: расстройство сенсорной модуляции

Это означает, что пострадавшие не реагируют на сенсорную стимуляцию, имеют реакцию ниже нормальной и даже ведут себя, пытаясь стимулировать свои чувства. То есть ваш мозг не может классифицировать или определять информацию, которая исходит от чувств по интенсивности, продолжительности, сложности или новизне.

Таким образом, они не могут адаптировать свое поведение к существующим ощущениям.

Те, кто представляет это, имеют тенденцию реагировать со страхом и негативным поведением, они оказываются погруженными в себя, и часто встречаются такие действия, как самостимуляция, такие как размахивание или удары. Все это создает им проблемы, когда дело доходит до взаимодействия с другими.

Внутри этого типа может быть несколько подкатегорий. Например, есть дети, у которых может быть сбой в компоненте сенсорной модуляции, такой как сенсорная регистрация

Проблемы в этой фазе восприятия влияют на внимание к сенсорным стимулам, что приводит к тому, что они не могут получить информацию, которую не воспринимают здоровые люди.

Другим типом изменения может быть гравитационная нестабильность, которая состоит из ненормальной реакции тревоги или страха при изменении положения головы. Это изменение касается проприоцептивной и вестибулярной сенсорных систем..

Тип 2: моторное сенсорное расстройство

Характерной чертой этого подтипа является то, что они представляют неорганизованные движения и двигательную неловкость, поскольку они не могут нормально обрабатывать сенсорную информацию..

Тип 3: сенсорная дискриминация

Проблема в этом случае сфокусирована на дифференциации информации, поступающей от органов чувств, что приводит к таким трудностям, как диспраксия или проблемы в постуральном контроле. Дети с таким дефицитом, как правило, имеют низкую успеваемость.

Когда стоит ожидать эффекта

Точных сроков, когда стоит ожидать эффекта от терапии сенсорной интеграции нет – все зависит от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Но для достижения результата занятия должны быть регулярными, а задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Иногда успехи могут появиться к концу первого месяца занятий – в зависимости от сложности задачи.

При коррекции сложных дефектов результат может появиться спустя 3 месяца после начала занятий. Для появления прогресса упражнения необходимо постепенно усложнять, а комплекс упражнений подбирать так, что они задействовали все органы чувств.

Сенсорная интеграция является одной из часто используемых методик в коррекционной работе. Это позволяет стимулировать работу органов чувств, чтобы в дальнейшем ребенок смог успешно овладел навыками письма и чтения, а также успешно социализировался в обществе. Преимущество данной методики в том, что ее можно использовать в домашних условиях.

Re: Сенсорная интеграция 1 год назад#3

Как понять, что у вашего ребенка проблемы с тактильными ощущениями.Характеристики тактильной дисфункции.Ребенок, у которого возникают трудности с тактильным различением, может:• Иметь плохую физическую осведомленность или совсем не знать, где находятся определенные части его тела и как они взаимодействуют друг с другом. Может показаться, что он находится «вне своих рук, ног» и других частей тела, как будто они являются незнакомым приложением к нему.• Не понимать, до какой части тела дотронулись, пока не посмотрит на это глазами.• Иметь трудности с тем, чтобы скоординировать движения своих рук и ног во время того, как он одевается.• Иметь трудности в том, чтобы определить, до какого предмета он дотрагивается, не смотря на него. В данном случае ребенку нужна дополнительная помощь органов зрения для того, чтобы найти предмет в кармане, коробке или на парте.• Не понимать разницы между похожими предметами, например между карандашом и фломастером.• Быть неряшливым, надевать обувь не на ту ногу, ходить со сползающими носками, развязанными шнурками, в не заправленной рубашке.• Избегать разнообразных тактильных ощущений, например собирать игрушки, камешки и предметы – то, что так часто привлекает других детей.• Иметь трудности в том, чтобы познавать физические свойства предметов, например их текстуру, форму, размер, температуру или плотность.• Бояться темноты.• Предпочитать стоять или сидеть для того, чтобы сохранять визуальный контроль над окружающим пространством. • Совершать глупые поступки в школьной среде, играя роль «шута горохового».• Иметь ограниченное воображение.• Иметь ограниченный словарный запас из-за недостатка опыта сенсорных ощущений.Ребенок, имеющий диспраксию, может:• Испытывать трудности в том, чтобы представить, организовать и выполнить какое-либо действие, требующее согласованных движений. Например, ему трудно резать, клеить, раскрашивать, составлять из множества кусочков единое целое или смешивать ингредиенты, красить ногти и т. д. Новые занятия, так же как и привычные действия, могут быть трудными.• Иметь плохой контроль крупной моторики, когда он бегает, лазает или прыгает.• Иметь плохую координацию рук и глаз.• Нуждаться в визуальном сигнале к тому, чтобы выполнить определенное движение, которое остальные дети могут выполнить не глядя. Например, застегнуть молнию, кнопку, пуговицу или одежду без пуговиц.• Надевать перчатки и носки необычным способом.• Иметь плохой контроль мелкой моторики пальцев при выполнении точных движений, например, держать в руках и пользоваться столовыми приборами или школьными принадлежностями: мелками, ножницами, степлером, дыроколом.• «Сражаться» с чистописанием, рисованием, заполнением рабочих тетрадей и другими подобными заданиями.• Иметь плохой контроль мелкой моторики пальцев ног при ходьбе босиком или в шлепках.• Иметь плохой контроль мелкой моторики мышц рта во время всасывания, глотания, жевания или говорения.• Быть неаккуратным во время еды.• Иметь плохие навыки самообслуживания или того, чтобы начать что-то первым, нуждаясь в том, чтобы окружающие помогли ему.Кэрол Сток Крановиц. Разбалансированный ребенок.

·   

ОТВЕТИТЬ ЦИТИРОВАТЬ

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Тактильная дисфункция

Низкая тактильная чувствительность

При низкой тактильной дисфункции необходимо использовать:

  • тяжелые одеяла;
  • спальные мешки;
  • массажные коврики;
  • растирание жёсткой мочалкой;
  • развитие мелкой моторики;
  • работа с материалами разной фактуры и плотности;
  • крепкий массаж, прием «Сэндвич» (ребенка кладут между больших подушек, при этом гладят ребенка ладонью, поглаживания должны быть крепкими и растирающими);
  • игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать;
  • ощупывание руками разных поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, крупой, водой разной температуры и т.д.). 

Высокая тактильная чувствительность

При высокой тактильной чувствительности

  • всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди;
  • помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;
  • постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами; приготовьте для этого коробку с различными по фактуре материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.);
  • учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)

Сенсорная терапия рассчитана на продолжительные занятия. Она воздействует на организацию мозга и не нацелена на достижение кратковременных результатов на поверхностном уровне. Между курсами занятий (периодами обучения) необходимы остановки, паузы. Это нужно для того, чтобы ребенок, получив порцию обучающего  материала, мог основательно усвоить данный материал. Нельзя упускать из внимания тот немало важный факт, что пауза равнозначна этапу работы со стимуляцией органов чувств. Мозгу нужно время, чтобы обработать воздействие раздражителей.

Наилучший результат также достигается в комплексном подходе, в сочетании сенсорно-интегративной терапии с другими методами и видами терапий (коррекция речи, АВА-терапия, физическая терапия (ЛФК), нейропсихологическая коррекция, иппотерапия, кинезиология, когнитивная терапия, игротерапия, сенсорно-интегрирующие виды спорта и т.д.)

Также одним из решающих факторов, помогающих добиться положительных изменений, является активное сотрудничество ближайшего окружения, поэтому очень важна роль родителей в данном виде терапии.

Оборудование для сенсорной интеграции при аутизме

Цветная панель для развития

Всемирно известное коррекционное оборудование, рекомендуемое психологами, специализирующимися на коррекции аутизма. Принцип действия панели основан на стимулировании зрительной и слуховой систем. Программа состоит из игр, основанных на поиске соответствий. Игры сопровождаются умиротворяющей музыкой, а экран панели покрыт матовым стеклом без раздражающих бликов.

Утяжеленное сенсорное одеяло

Одеяло, утяжеленное мешочками с пластиковыми гранулами, рекомендовано детям и взрослым с сенсорной гипореактивностью (сниженной чувствительностью). Благодаря утяжелению, одеяло обеспечивает ощущение защищенности и комфорта, способствуя быстрому засыпанию и крепкому сну. Некоторые утяжеленные одеяла состоят из нескольких фрагментов, которые можно носить в качестве поясов, шарфов, накидок, наколенников.

Успокаивающий вибрирующий карандаш

Карандаш, оснащенный вибрационным механизмом, помогающим удержать внимание ребенка на занятии по рисованию или правописанию. Прекрасно подходит для гипочувствительных аутистов

Использование карандаша способствует улучшению концентрации мышечной памяти и способности сосредотачиваться, повышает скорость письма и гибкость кисти руки, тренирует силу нажима.

Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:

  • качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
  • гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
  • качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
  • доски-балансиры, надувные балансиры;
  • фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
  • дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
  • горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
  • батуты;
  • тоннели, маты, под которыми можно проползти;
  • групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).

Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры. Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас — с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).

Обучение

Елена Юрьевна Петрова
Авторская программа
Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции

Участвовать

Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.

Как проходит занятие?

Прежде чем приступить к занятиям, специалист оценивает готовность ребенка к школе и проводит диагностику в рамках установленного диагноза.

На занятии ребенок овладевает следующими навыками:

  • мелкая и крупная моторика;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • восприятие формы, величины, цвета;
  • развитие зрительного восприятия;
  • восприятие особых свойств предметов — развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений;
  • развитие слухового восприятия;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

Мелкая и крупная моторика — это броски в цель, развитие и координация движений кисти рук и пальцев, пальчиковая гимнастика, нанизывание бус, завязывание узелков, обводка, штриховка по трафарету.

Тактильно-двигательное восприятие — дети на ощупь определяют объемные фигуры и предметы, занимаются с пластилином, тестом. Играют с крупной мозаикой. Используются контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Ребенок различает и сравнивает предметы по весу (тяжелый — легкий).

Кинестетическое и кинетическое развитие — формируются ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.

Восприятие формы, величины, цвета — ребенок учится различать форму, узнавать основные геометрические фигуры, классифицировать предметы и их изображения по форме по показу, сравнивать два предмета контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Малыша учат различать основные цвета и составлять целое из частей на разрезном наглядном материале.

Развитие зрительного восприятия — это обследование предметов, дифференцированное зрительное восприятие двух объектов: ребенка учат находить отличительные и общие признаки. В предъявленном ряду предметов нужно определять изменения, находить лишнюю игрушку, картинку.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) — работа с контрастными температурными ощущениями (холодный — горячий), различением вкусов (кислый, сладкий, горький, соленый), запахов (приятный и неприятный). Ребенок учится различать и сравнивать предметы по весу (тяжелый — легкий).

Развитие слухового восприятия — малыша учат различать звуки окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальные звуки. Специалист дает задание на различение речевых и неречевых звуков и подражание им.

Восприятие пространства — это ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) части тела; определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Малыш должен научиться двигаться в пространстве в заданном направлении (вперед, назад, в стороны), ориентироваться в помещении по инструкции педагога. Есть задания на пространственную ориентировку на листе бумаги.

Восприятие времени — специалист проговаривает с ребенком такие следующие понятия: сутки, части суток, последовательность событий (смена времени суток); вчера, сегодня, завтра; дни недели.

Коррекция аутизма у детей: реабилитационные программы

Большинство коррекционных программ, призванных помочь ребенку-аутисту, основаны на поведенческой терапии. Она подразумевает поощрение ребенка за правильное, желаемое поведение и игнорирование неверного или нежелательного поведения. Предполагается, что ребенок будет стремится повторять именно тот опыт (применять ту поведенческую модель), за которую его поощряют.

Наиболее известны сегодня такие программы, по которым осуществляется коррекция аутизма у детей:

  • Программа «АВА». При этом подходе все навыки, которые даются ребенку тяжело, разбиваются на мелкие действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Например, ребенку-аутисту дается инструкция: «Подними руку». При необходимости педагог дает пример (сам поднимает руку ребенка), поощряя за верное действие каждый раз. После нескольких попыток «задание – пример – вознаграждение» от ребенка требуется самостоятельное выполнение инструкции. Если он выполняет ее верно, то получает награду. Когда количество усвоенных ребенком навыков становится достаточно велико, происходит их усложнение и генерализация.

    Специалисты отмечают, что методика АВА, с ее пошаговым разучиванием огромного количества предметов и действий, требует колоссального времени и усилий (домашние занятия занимают 30 и больше часов в неделю). Самим родителям редко удается справиться с такой задачей. Поэтому коррекция аутизма с помощью программы АВА обычно требует привлечения к процессу нескольких специалистов, которые по очереди работают с ребенком. С финансовой стороны это доступно очень небольшому проценту семей, воспитывающих ребенка-аутиста.

  • Программа «Игровое время». В отличие от АВА, эта программа, по мнению автора, не требует от родителей обязательных многочасовых занятий с ребенком. Однако консультации супервайзера все-таки требуются. Методика основана на шести основных стадиях развития, через которые, по мнению автора, проходит здоровый ребенок. У ребенка-аутиста эти стадии частично или полностью пропущены, и задача состоит в том, чтобы их наверстать, помочь ребенку их пройти.

    Программа «Игровое время» не предполагает слишком жесткой «дрессуры», как при АВА-терапии. Изначально специалист или родитель, наоборот, подстраиваются к ребенку, имитируя его действия, чтобы установить первичный контакт.

  • Программа «РМО» (развитие межличностных отношений). Она основана на том, что у ребенка с РАС по неизвестной причине нарушена способность к эмпатийным связям, не возникает интерес к общению. Методика также опирается на некие вехи, стадии эмоционального развития, которые проходит здоровый ребенок (ответная улыбка, зрительный контакт, умение поддержать игру и т. д.). Задача – помочь ребенку с диагнозом ранний детский аутизм пройти эти стадии и восстановить интерес к общению с людьми.

    В отличие от АВА метода, здесь не используется никаких «наград» за выполненное действие. Подразумевается, что наградой становятся сами позитивные эмоции, которые ребенок научается испытывать от контакта с людьми.

  • Эмоционально-уровневый подход. В ее рамках детский аутизм рассматривается авторами как первазивное нарушение, в результате которого в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Поэтому, аналогично программе «РМО», эмоционально-уровневый подход нацелен именно на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-аутиста.

    Достигается это с помощью игр на эмоциональное заражение, осуществлять которые может как психолог, так и родитель ребенка.

  • Сенсорно-интегративная терапия. Основана на том, что детский аутизм часто сопровождается снижением у ребенка способности адекватно обрабатывать те потоки информации, которые он получает из различных сенсорных каналов. Это могут быть ярко выраженные сенсорные перегрузки (например, ребенок не переносит прикосновений, громких звуков или ярких цветов). А может быть и выраженный сенсорный дефицит (ребенок-аутист наблюдаемо пытается добрать недостающие ощущения через аутостимуляцию).

    При методе сенсорной интеграции может использоваться комната Монтессори, «сухой бассейн», игры с неструктурированным материалом, тактильные игры и т. д.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

лечение

Лечение зависит от характеристик, которые дает ребенок, но оно не лечится, а состоит в том, чтобы максимально улучшить жизнь пострадавшего в рамках его проблемы, способного получить очень хорошие результаты при правильном лечении..

Сенсорная интеграционная терапия

Это может быть полезно для многих из тех, кто пострадал, и в основном состоит в выявлении структурированным и повторяющимся образом различных сенсорных стимулов. Это можно сделать как игру, и ее цель заключается в том, что благодаря церебральной пластичности механизмы меняются и постепенно интегрируют больше информации..

Заставить вас чувствовать себя лучше

Наиболее распространенным является облегчение их дискомфорта с помощью различных методов. Обнаружив неприятные для человека вещи, они стараются избегать таких ситуаций, уменьшать их или постепенно сталкиваться с ними..

Например, ребенок с этой проблемой может ненавидеть определенный предмет одежды или тип ткани, поэтому эту одежду больше нельзя использовать..

Другим примером может быть ребенок, который не может чистить зубы из-за повышенной чувствительности его десен. Что-то, что может быть сделано против этого, должно привыкнуть ребенка к использованию зубной щетки, сначала с помощью резинового наконечника или салфетки. В аптеках есть несколько продуктов, которые могут быть полезны для массажа десен или рта.

Модель DIR

Его аббревиатура на английском языке («Развитие, индивидуальные различия, модель, основанная на отношениях», Стэнли Гринспен и Серена Видер) — это программа вмешательства для детей с нарушениями сенсорной интеграции, особыми потребностями или любым типом аутизма.

Основное внимание уделяется развитию или формированию у ребенка навыков правильного функционирования в жизни: как уделять внимание, как относиться к другим, как сообщать, что вам нужно, и достигать академических целей.. «Я»относится к индивидуальным различиям, защищая, что вы должны знать, как вы воспринимаете вещи, которые различны у каждого ребенка (поиск ощущений, гиперчувствительности или гипочувствительности …)

«Я»относится к индивидуальным различиям, защищая, что вы должны знать, как вы воспринимаете вещи, которые различны у каждого ребенка (поиск ощущений, гиперчувствительности или гипочувствительности …)

в то время как R рассказывает об учебных связях с другими людьми, которые приспосабливаются к их индивидуальным различиям, чтобы они могли этого достичь.

В этой технике эмоции и интересы ребенка используются для того, чтобы образовательные взаимодействия, которые запускают различные части мозга для совместной работы. Он также устанавливает задачи, которые нужно решать, постепенно, более сложные для детей, такие как изменения в окружающей среде.

Обычно включает в себя упражнения для решения проблем обучения.

Для достижения целей часто требуется совместная работа нескольких специалистов, сочетающая терапию для языка или кормления, трудотерапию, нейропсихологическую реабилитацию, образовательные программы и даже биомедицинские вмешательства..

ссылки

  1. О СПД. (Н.Д.). Получено 20 июля 2016 г. от Института сенсорных расстройств STAR
  2. Dunn, W. (s.f.). Контрольный список нарушений сенсорной обработки. Получено 20 июля 2016 г. из родительской зоны СПД
  3. Goldstein, M.L., Morewitz, S. (2011). Дисфункция сенсорной интеграции. При хронических расстройствах у детей и подростков. (стр. 125-130). Нью-Йорк: Springer Science & Business Media.
  4. Колева И., Эфе Р., Атасой Е. & Костова З. Б. (2015). Образование в 21 веке, теория и практика, издательство им. Св. Климента Охридского.
  5. Owen, J.P., Marco, E.J., Desai, S., Fourie, E., Harris, J., Hill, S.S., & … Mukherjee, P. (2013). Нарушение микроструктуры белого вещества у детей с нарушениями сенсорной обработки. Neuroimage: Клинический, 2844-853.
  6. Песке, Б. &. (2005). Сенсорный Контрольный список. Получено от сенсорных умов
  7. Что такое сенсорная обработка? (Н.Д.). Получено 20 июля 2016 г. с сенсорных умов
  8. Видер Г. &. (Н.Д.). Что такое модель DIR / Floortime ? Получено 20 июля 2016 г. от Стэнли Гринспена
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector