Умственная отсталость (олигофрения) — причины и классификация (виды, типы, степени, формы)

Содержание:

Классификация

Существует четыре степени умственной отсталости:

  1. Легкая. Ранее легкую степень называли дебильностью, но из-за стигматизирующей окраски большинство медицинских специалистов отказались от использования этого слова и других (имбецильность — умеренная олигофрения, идиотия — глубокая). Коэффициент интеллекта у детей с этой степенью составляет 50-69. Интеллектуальный возраст находится в пределах 9-12 лет. Это означает, что, повзрослев, дети останутся на этом возрастном уровне развития.
  2. Умеренная. Коэффициент интеллекта составляет 35-49, а интеллектуальный возраст — 6-9 лет. Чем выше коэффициент интеллекта, тем больше возможностей для обучения и адаптации ребенка в обществе.
  3. Тяжелая. Коэффициент интеллекта составляет 20-34, а интеллектуальный возраст — 3-6 лет. Адаптация таких детей практически невозможна, особенно если IQ находится в нижних границах.
  4. Глубокая. Коэффициент интеллекта — менее 20, интеллектуальный возраст — до 3 лет. Адаптация невозможна, дети полностью зависят от родителей и не способны выполнять даже простые задания.

Ранние классификации также включали пограничную олигофрению, при которой IQ составлял 68-85 баллов, но в более современных справочниках эта разновидность отсутствует.

Если у ребенка есть нарушения, которые затрудняют процесс проверки интеллекта (например глухота, слепота), доктора выставляют диагноз «другие формы олигофрении».

Каковы причины аутизма у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Online-консультации врачей

Консультация специалиста по лечению за рубежом
Консультация педиатра-аллерголога
Консультация оториноларинголога
Консультация онколога-маммолога
Консультация генетика
Консультация кардиолога
Консультация эндокринолога
Консультация пластического хирурга
Консультация иммунолога
Консультация детского невролога
Консультация семейного доктора
Консультация косметолога
Консультация нейрохирурга
Консультация аллерголога
Консультация психиатра

Новости медицины

Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020

В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020

Щедрость продлевает жизнь,
07.09.2020

Универсальной диеты не существует, — ученые,
19.06.2020

Новости здравоохранения

Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020

Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020

Ученые выяснили, за какое время солнце убивает COVID-19,
28.05.2020

Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020

Дифференциальная диагностика (отличия) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников)

Умственную отсталость следует дифференцировать (отличать):

От аутизма. Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки

Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.

От деменции

Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.

От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости).

Умственная отсталость у детей с ДЦП

ДЦП (детским церебральным параличом)травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далееразрушениюиз-за нарушения двигательных функций

Дифференциальная диагностика алалии и олигофрении (умственной отсталости)

произношения звуков, слов, предложенийпри родовой травме, в результате интоксикации, кислородного голодания и так далеекогда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвестикогда человек не понимает услышанную им речьто есть, он нормально слышит речь окружающихто есть он не является умственно-отсталымглухотой

Отличие умственной отсталости от шизофрении

ребенок произносит бессвязные слова или предложенияребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроениидети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающимиособенно при атонической форме заболеванияоднако еще не была диагностированав возрасте 2 – 3 лет

Что это такое?

Умственная отсталость, также известная как олигофрения, является патологическим отставанием ребенка от своих сверстников во всех направлениях интеллектуальной деятельности. Существуют многочисленные признаки, позволяющие отличить обычную неуспеваемость из-за неусидчивости или плохого поведения от олигофрении.

Нарушения заметны уже даже по восприятию окружающего мира. Задачи, кажущиеся обычным людям простыми, для такого ребенка представляют настоящую сложность – например, малышу сложно различать в целом похожие предметы (компас и часы, кошка и белка), он не воспринимает объекты, видимые лишь частично, может не понимать разницы между светом и тенью и даже не уметь различать мимику других людей.

Двигательная активность не отличается грациозностью – в движениях нет плавности, они резкие и угловатые, им не хватает точности. Последнее означает, что у такого ребенка будут особые образовательные потребности, как минимум, на этапе получения профессионального образования, а если заболевание приобрело тяжелую форму, то не исключено, что работать человек, страдающий умственной отсталостью, не сможет вообще.

При олигофрении очень сильно страдает память, что не всегда позволяет проходить обучение в общеобразовательной школе – как из-за глобального отставания малыша в изучении дисциплин, так и из-за некорректной реакции на такую успеваемость со стороны одноклассников.

Олигофрену тяжело запомнить информацию с первого раза, но даже при многократном повторении она обычно забывается очень быстро. В целом, для памяти такого пациента характерен алогический принцип – больному тяжело запомнить то, что он пытается вбить себе в голову, но он может запомнить какие-то признаки явления или предмета как бы случайно. Особенно тяжело дается абстрактная логика, а вот с запоминанием механических движений ситуация обстоит немного лучше.

Олигофрения также очень заметна по мышлению, точнее, по его существенному отставанию. Ребенку тяжело прийти к каким-либо собственным выводам – в лучшем случае, он просто вспоминает, что ему когда-то говорили о подобной ситуации, а вот на некую новую мысль он не способен.

Если разница между предметами для детей, страдающих умственной отсталостью, еще сравнительно очевидна, то общих черт они обычно не видят даже в том случае, когда они весьма заметны; из-за этого они, в частности, не понимают смысла поговорок и других подобных фигуральных выражений, поскольку воспринимают их строго буквально. По этой же причине можно заставить такого ребенка выучить урок наизусть, но он не сможет применить полученные знания на практике, поскольку не видит в нем общего смысла.

Формирование базовых учебных действий дополнительно осложняется полным отсутствием критического мышления – малыш всегда уверен в собственной правоте, до него сложно донести как саму возможность того, что он ошибается, так и конкретную суть ошибки. Отмечается общая алогичность мышления и его функционирование по стереотипным схемам, оно в целом весьма ограничено и совершенно не предполагает какого-либо адекватного планирования или прогнозирования.

Неудивительно, что при всем вышеописанном страдает и речь. Только один из пяти олигофренов не страдает речевыми нарушениями, а у всех остальных отмечаются невнятная речь, неправильное произношение слов и построение предложений, общая гнусавость, иногда указанные симптомы дополняются еще и заиканием.

Для речи умственно отсталого человека характерна монотонность, полное отсутствие выражения, необходимых пауз, наигранных эмоций. Ученые пришли к выводу, что такие проблемы во многом вызваны плохим восприятием – ребенок и сам так слышит окружающих, потому ему сложно научиться говорить лучше.

Интенсивные занятия способны дать положительный результат, но, как правило, не выводят больного на уровень здоровых, а невозможность нормального общения только усугубляет общую картину отсталости.

Поведение олигофрена отличается нестабильностью, нормой для него является резкая смена настроения, а также неадекватная реакция на происходящее – восприятие серьезных событий как мелких неприятностей, и наоборот. Любые эмоции гипертрофированы.

Поскольку олигофрен всегда уверен в собственной правоте, ему приятны только те люди, которые его хвалят, тогда как даже аргументированную и дружескую критику он воспринимает как нападки.

Лечение

Полностью избавить малыша от олигофрении не удается. Однако, родителям и врачам под силу сделать коррекцию этого состояния при своевременном выявлении недуга.

Большую роль играют занятия со специалистами:

  • дефектологом, логопедом;
  • психиатром;
  • невропатологом;
  • ортопедом;
  • физиотерапевтом;
  • работникам социальной службы.

Может быть назначена симптоматическая терапия:

  • транквилизаторы, седативные средства, в частности Диазепам или Феназепам;
  • нейролептики, препараты антипсихотического действия, например, Релатин или Ноотропил;
  • гормональные средства, например, Тиреоидин или Гипофизин;
  • прием препаратов для нормализации деятельности центральной нервной системы, например, Пирацетам или Фезам;
  • витаминотерапия, в частности группа В;
  • глутаминовая кислота, которую принимают курсом с целью снижения симптоматики умственной отсталости;
  • психотерапия, психокоррекция, занятия с логопедом;
  • лечебная физкультура и массаж;
  • психомоторная гимнастика.

Способы обнаружения болезни

При этом вероятность вылечиться довольно высока. Если же тянуть с обращением к доктору и полагаться на самолечение, то шанс получить положительный исход значительно снижается.

Самостоятельно поставить корректный диагноз, просто полагаясь на симптомы, довольно сложно. Лишь квалифицированный доктор способен верно определить причины низкого уровня развития ребенка.

В постановке вердикта на помощь также приходят современные методы диагностики. Алгоритм постановки диагноза включает следующие пункты.

Разговор с ребенком (если он достаточно взрослый и себя контролирует) и его родителями

При этом важно составить точную модель поведения и общее состояние пациента.
Изучение сопутствующих заболеваний.
Использование таблиц на соответствие развития ребенка в соотношении его возраста.
Применение тестов для более старших детей и определение их уровня интеллекта.
Если у ребенка наблюдаются сбои в поведении, то стоит проконсультироваться с неврологом или психотерапевтом.
Лабораторные исследования крови и мочи, электрокардиограмма.. После проведения всех необходимых анализов и исследований, доктор может поставить точный диагноз

Опираясь на уровень интеллекта малыша, можно давать рекомендации для его дальнейшего развития

После проведения всех необходимых анализов и исследований, доктор может поставить точный диагноз. Опираясь на уровень интеллекта малыша, можно давать рекомендации для его дальнейшего развития.

Если родители будут четко выполнять предписания доктора, то лечения вскоре даст положительный эффект.

Если родители видят улучшения, то можно запросить повторное тестирование ребенка. По его результатам доктор может снять диагноз «умственная отсталость».

Адаптация в обществе

Социальная адаптация является крайне важной проблемой, которую решает каждая семья с ребенком-олигофреном, поскольку именно она обычно видится главной целью всего лечения. Олигофрен никогда не станет здоровым человеком, но его необычность может не бросаться в глаза или же восприниматься окружающими не более, чем странная причуда

Если родителям и педагогам удалось добиться такого результата, то их можно поздравить. Психологи настаивают, что, по крайней мере, в случае с дебилами такой результат возможен

Олигофрен никогда не станет здоровым человеком, но его необычность может не бросаться в глаза или же восприниматься окружающими не более, чем странная причуда. Если родителям и педагогам удалось добиться такого результата, то их можно поздравить. Психологи настаивают, что, по крайней мере, в случае с дебилами такой результат возможен.

При этом задача несколько усложняется тем, что фактически особое обучение должен пройти не только сам ребенок, но и его родители, чтобы знать, как правильно себя вести.

Некоторые родители отчаиваются и считают, что добиться какого-либо прогресса невозможно, поэтому не пытаются что-либо делать вовсе. Другие наоборот, гипертрофированно пытаются помочь своему ребенку, что тоже не совсем правильно, поскольку нельзя вырастить нормального ребенка, скрывая от него его очевидную особенность, равно как и постоянно указывая на нее.

Нередко родители винят себя за недуг малыша, причем обычно это происходит в тех ситуациях, когда их вина на самом деле косвенна. Это тоже далеко не выход, поскольку итог – в самобичевании, которое не приносит ничего хорошего, кроме общей неудовлетворенности жизнью и депрессии.

При таком отношении в большинстве случаев достойная социальная адаптация вполне вероятна.

Как составить учебный план для детей при умственной отсталости?

Обучение должно подбираться исходя из степени психологического расстройства. Они должны обучаться в специальных учреждениях с корректирующей формой образования.

На начальных этапах дети осваивают предметы через прикосновение и чувства. После этого педагог начинает постепенно вводить новые знания.

Выделяют несколько способов как можно обучать умственно отсталых детей:

Восприятие цвета. Здесь особое внимания уделяю с яркими цветами и оттенками. Занятия проводятся с использованием и ярких акварельных красок.

Словесные и наглядные уроки. В процессе обучения используют рассказы, инструкции и наглядная демонстрации. Это позволяет формировать фантазию у детей.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера также относится к первазивным расстройствам развития.  Ребенку трудно общаться, создавать социальные связи, у него имеется недостаток воображения. Дети с этим синдромом могут быть заинтересованы в общественной жизни, но для них проблематично понимание невербальной коммуникации. Они имеют особые интересы (изучение списков, расписания автобусов на память), могут долго говорить о своих интересах, не понимая, что окружению это не интересно, настойчиво доказывают свое мнение.

О синдроме Аспергера сегодня имеется мало данных. Вероятно, он возникает гораздо чаще, чем аутизм

Важно своевременно выявить расстройство, обеспечить ребенку правильную воспитательную и образовательную помощь еще в детстве, чтобы научить его управлять возникающими трудностями. Ребенок с синдромом Аспергера плохо реагирует на изменения, не понимает правил игры

Интеллект детей с синдромом Аспергера

Умственный интеллект – в норме, у определенного процента детей даже проявляются способности выше средних, но эмоциональный и социальный интеллект находится в значительном дефиците. Люди с синдромом Аспергера испытывают трудности в понимании социальных ситуаций, им тяжело понять чувства других людей, поставить себя на их место.

Общение в школьном коллективе

Дети с синдромом Аспергера часто неподобающе ведут себя ​​в классе, неадекватно реагируют на плохую оценку – кричат, плачут, бегают по классу, отказываются общаться с учителем. Из-за такого поведения другие дети могут их либо игнорировать, либо обижать.

Образовательное общение

В вопросе, как развить ребенка с нарушенным интеллектом, страдающим синдромом Аспергера, важен авторитет. Но достигать его следует не криком и силой, а любовью и пониманием. Нельзя использовать телесные наказания, прерывать деятельность ребенка без предупреждения. Спросите его, что помогает ему успокоиться. Важна похвала, отсутствие иронии, метафор.

Конкретный возраст для диагностики синдрома Аспергера

Первые симптомы не так однозначны, как при аутизме. Развитие речи не задерживается, как и психическое развитие (преимущественно), поэтому расстройство часто диагностируется позже. Средний возраст определения синдрома Аспергера – 11 лет.

Где искать помощь?

Как и при аутизме, целесообразно обратиться в детскую психиатрию, неврологию, специальный центр для расстройств аутистического спектра.

Классификация, формы и причины

УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:

Степень УО IQ Умственный возраст
Легкая 50-69 9-12 лет
Умеренная 35-49 6-9 лет
Тяжелая 20-34 3-6 лет
Глубокая <20 До 3 лет

По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.

Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения

Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.

Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:

  1. Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
  2. Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
  3. Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
  4. С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
  5. С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.

Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • Родовые травмы у новорожденных;
  • Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
  • Алкоголизм или наркомания родителей.

При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.

Деменция

Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:

  • Травмы головного мозга;
  • Менингит или др. инфекционные заболевания;
  • Шизофрения;
  • Эпилепсия, инсульт.

Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.

Классификация умственной отсталости и причины развития

  • Легкая форма характеризуется уровнем IQ в пределах от 50 до 69 пунктов. При этом уровень умственного возраста составляет 9-12 лет.
  • Пациенты с умеренной формой имеют степень IQ в пределах от 35 до 49 баллов. Умственный возраст равен 6-9 лет.
  • Тяжелая степень болезни характеризуется 20-34 баллами IQ. Умственное развитие равно ребенку 3-6 лет.
  • Наиболее опасная степень болезни – глубокая. IQ таких пациентов составляет менее 20 баллов, а степень развития умственных способностей равно ребенку до 3 лет.

В международной классификации болезней умственная отсталость имеет код F70. Легкая отсталость является наиболее распространенной формой болезни. При этом ее довольно сложно диагностировать.

Лишь наблюдательные родители смогут заметить отклонения в поведении малыша наряду со сверстниками.

Если ребенку уделять достаточно внимания, развивать его согласно возрасту, то отсталость будет практически незаметна. Малыш будет общительным, а повзрослев, может устроится на работу.

Специалисты выделяют две формы отсталости: олигофрению и деменцию.

Олигофрения

Олигофрения, в свою очередь, делится на подвиды: дебильность, имбецильность и идиотию.

Легкая степень умственной отсталости относится к дебильности и делится на несколько видов.

  • Неосложненная форма умственной отсталости характеризуется замедленностью умственного развития ребенка. При этом эмоциональная сторона остаётся в пределах нормы.
  • Осложненная форма умственной отсталости с нарушениями со стороны анализаторов. Так, наряду с умственной отсталостью, наблюдаются ухудшения со стороны органов чувств. Наиболее распространенными являются нарушения слуха или речи. По этой причине многие дети с умственной отсталостью долгое время не могут начать разговаривать.
  • Осложненная форма умственной отсталости с нарушениями нейродинамики. Для данного вида характерны нарушения в координации и быстрая утомляемость. Это происходит в результате серьезных нарушений в коре головного мозга.
  • Дебильность с ярко выраженной лобной недостаточностью. Характерными симптомами такой формы болезни являются дезориентация, отсутствие мотивации в поступках и неконтролируемые движения рук. Такие дети при общении копируют повадки собеседника.
  • Отсталость с психопатоподобными видами поведения очень раздражительны, часто поддаются истерикам и проявляют беспокойство. Дети с таким диагнозом не находят общий язык со сверстниками и часто участвуют в драках.

Умственная отсталость в форме олигофрении является врожденным заболеванием и развивается в первые три года жизни малыша. Диагностировать заболевание довольно тяжело

Зачастую родители обращают внимание на отклонения лишь спустя годы жизни ребенка. По этой причине болезнь прогрессирует и со временем все меньше поддается лечению

Причинами для прогрессирования болезни могут быть следующие факторы.

  • Перенесенные инфекции матери во время беременности.
  • Различные резус-факторы у матери и новорожденного.
  • Травмы во время родов.
  • Умственная отсталость как наследственность.
  • Алкоголизм или употребление наркотиков одним из родителей.

Если диагностировать заболевание умственная отсталость вовремя и использовать адекватное лечение, то шансы ребенка на нормальное общение со сверстниками и взросление являются довольно высокими.

Если причиной заболевания является наследственность, то отсталость проявляется, главным образом, спустя годы жизни ребенка.

Деменция

В результате заболевание развивается стремительно и проходит в более тяжелой форме. Легкая степень деменции также возможна, однако встречается довольно редко. Развитие заболевание возможно по следующим причинам.

  • Серьезные травмы головного мозга.
  • Перенесенные инфекционные заболевания, например, менингит.
  • Психические нарушения, такие как шизофрения.
  • Болезни сердечно-сосудистой системы, например, инсульт или эпилепсия.

Проявления у деменции являются аналогичными к олигофрении. Разница в типах отсталости состоит в течении болезни и первопричинах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector