Задержка речевого развития (зрр) у детей 2-3 лет: симптомы, диагностика, лечение, коррекционные занятия
Содержание:
- Проявления
- Диагностика и лечение задержек речевого развития
- Диагностика задержки речевого развития
- Нормы развития речи у ребенка
- Нормы развития речи
- Сроки лечения ЗРР
- Признаки явной задержки развития речи у детей
- Диагностика ЗРР
- Как помочь ребенку с ЗРР
- Исправление темповой задержки речи
- Задержка речевого развития
- Лечение
- Причины задержки речевого развития
Проявления
ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:
- Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
- Повышенная возбудимость.
- Заторможенная мыслительная деятельность.
- Плохая память.
- Замкнутость, избегание общения.
И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:
- С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
- С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
- 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
- 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
- 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.
При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра. Встречаются также другие проявления:
Встречаются также другие проявления:
- Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
- Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
- Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.
Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.
Диагностика и лечение задержек речевого развития
Вначале необходимо обратится на консультацию к логопеду и к врачу-психиатру. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевой задержки может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).
В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая (МИМ-терапия) и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.
Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы
Диагностика задержки речевого развития
При полном обследовании пациентов с задержкой речи может понадобиться проведение следующих мероприятий:
- оценка сурдологом способностей ребенка слышать и, если имеются какие-либо нарушения, выявление их;
- проведение возрастного тестирования на определение степени психомоторного развития, исходя из показателей раннего речевого развития и шкалы Бейли, которая используется для определения степени развития младенцев;
- проведение беседы с родителями для оценки их стиля общения с ребенком;
- оценка моторики лицевых мышц в случае, если имеются трудности с вскармливанием грудью и ребенок не может повторять движения языком;
- оценка воссоздания и понимания речи;
- выяснение врачом, каким образом родители стимулируют речевое развитие ребенка, как они его воспитывают, как они и окружающие люди учат малыша говорить.
Во время диагностики заболевания важно найти фактор, который его спровоцировал. Для этого придется дополнительно обследоваться у детского психолога, а также у таких врачей, как невропатолог и психиатр
Также может понадобиться проведение исследований, показывающих особенности функционирования головного мозга ребенка — ЭКГ, ЭХО-ЭГ и МРТ.
Нормы развития речи у ребенка
Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов
Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим. Главная задача родителей — вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности
Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.
Нормы развития речи
Самая первая “речь” ребёнка – это плач, как только он появился на свет. Здесь участвуют самые главные органы речевого аппарата: артикуляционные, дыхательные и голосовые
Уже здесь опытный врач неонатолог сможет определить всё ли в норме, он обратит внимание на время первого крика, он должен быть в течении первой минуты после рождения, также громкость и звучание крика
Дальше идёт самый важный период – подготовительный (предречевой) – это первый год жизни малыша. Здесь малыш проходит несколько этапов :
- Гуление: в норме наступает примерно в 1,5 – 2 месяца
- Лепет : в норме в 4-5 месяцев у малыша начинается лепет
- Лепетные слова : с 8 месяцев
- Первые слова : у девочек обычно в 9-10 месяцев, а у мальчиков ближе к году.
Если все эти этапы были в порядке, то в норме малыш в 1 год может говорить примерно около 10 односложных слов (мА-мА, па-па, и т.д.).
Дальше идёт период с 1- 2 лет, здесь ребёнок активно накапливает свой пассивный словарь, всё больше понимает, но сказать пока не всё получается
Поэтому так важно в этот период, как и в любой другой, очень много с ретенком разговаривать, обо всём что он видит
В возрасте 1,6-1,8 г., у ребёнка начинают появляться двухсложные слова (пока, вода, деда и т. д.). Поэтому этом периоде малыша может “прорвать” на слова, то что он так копил в своём пассивном словаре, начинает появляться в его активном словаре, и малыш начинает активно пользоваться этими словами. “Прорвать” на слова может и чуть позже, примерно в 2 года ,в этом ничего страшного нет, в этом возрасте детки очень быстро догоняют своих сверстников, и даже перегоняют.
В 2 года у ребёнка начинает появляться фразовая речь. Для фразовой речи нужны обязательно глаголы, поэтому в норме, к 2 годам появляются в речи ребёнка и глаголы (мама дай, папа ди(иди), дай воды и т. д.). Активный словарь ребёнка насчитывает примерно 50 слов.
В 2,5 года ребёнок уже может составлять предложения, состоящие из 3-4 слов, использует примерно 250 слов в своём активном словаре.
С 3-х до 4-лет ребёнок говорит развёрнутыми предложениями, усваиваются грамматические формы, использует слова с изменением по числам и родам, употребляет правильно прилагательные, местоимения, наречия. Активный словарь к 4 годам состоит из 1500 тысячи слов.
Сроки лечения ЗРР
Прогнозировать точные сроки лечения этой патологии невозможно. В большинстве случаев логопедическая работа при ЗРР имеет не меньшее значение, чем участие невролога. Если оба специалиста успешно координируют свои действия друг с другом, удается добиваться заметных результатов уже через 1,5-3 месяца лечения.
Невролог при ЗРР старается устранить нарушения в деятельности ЦНС. Логопед при ЗРР правильно выстраивает учебный процесс, подбирает понятный и простой в усвоении материал, использует специальные развивающие методики. В большинстве случаев, если в ГМ не произошло необратимых изменений, удается нормализовать процесс становления речи у ребенка.
Признаки явной задержки развития речи у детей
Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:
- В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
- В 9 месяцев не лепечет.
- В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
- В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
- В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.
Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.
Диагностика ЗРР
Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее обследование у логопеда и детского невролога имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов окажется, что никаких проблем нет, оценка может облегчить ваши переживания.
При проведении оценки логопед будет рассматривать речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Помимо наблюдения за вашим ребенком, логопед будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.
Логопед также оценит:
- то, что понимает ваш ребенок (называется рецептивным языком)
- то, что ваш ребенок может сказать (называется экспрессивным языком)
- если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая, качая головой, жестикулируя и т. д.
- развитие звука и ясность речи.
- орально-моторный статус вашего ребенка (как у ребенка рот, язык, небо и т. д., работать вместе для речи, а также есть и глотать)
Если логопед обнаружит, что ваш ребенок нуждается в логопедической терапии, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в этом процессе. Логопед также будет давать домашние задания, которые необходимо будет выполнять дома с ребёнком. Только при совместной работе логопеда и родителей можно добиться хорошего результата.
Оценка, проведенная логопедом, может обнаружить, что ваши ожидания просто слишком высоки. Учебные материалы, описывающие этапы и этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.
Как помочь ребенку с ЗРР
Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.
Медицинская помощь
Работа с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Бывает так, что на ваш взгляд на приеме не происходит ничего необычного. Но специалист может заметить незначительные отклонения даже в 6-9 месяцев и вовремя назначить лечение.
Ноотропные препараты бывают двух видов действия: стимулирующие и успокаивающие, назначает их только врач. Никогда не покупайте детям лекарства, которые помогли вашим знакомым.
Различные терапии, логопедический и общий массаж помогут ребенку заговорить в одно время со сверстниками. Это поможет ему не отставать от них.
Социальная помощь
Для лечения ЗРР у детей в домашних условиях очень важно решить вопрос влияния окружения. Нужно начать больше времени уделять детям, общению с ними
Родителям нужно адекватно оценить внутреннюю обстановку в семье.
Ребенок нуждается в счастливой гармоничной семье. И только от вас зависит каким он вырастет.
Также хорошим подспорьем будет найти логопеда, специализирующегося на вашей проблеме. А также, возможно, и записаться на консультацию к семейному психотерапевту.
Запишитесь в группы по логоритмике, индивидуальные развивающие занятия, которые помогут “разговорить” малыша.
Плодотворное сотрудничество родителя с неврологом и логопедом разовьют коммуникативные навыки ребенка. Чтобы запустить речь, нужно создать условия, в которых ребенку придется что-то требовать, просить и высказываться.
Не предугадывайте его желания, проговаривайте вместе с ним все действия. Выполняйте рекомендации специалистов. Больше хвалите малыша и успех вам будет гарантирован.
Исправление темповой задержки речи
Терапия отклонения может быть традиционной и альтернативной. Схема лечения включает прием медикаментозных препаратов: витаминов, ноотропов, лекарств для стабилизации процессов нервной системы и нормализации церебрального кровотока. В качестве физиотерапии используют магнито- и электрорефлексотерапию для стимуляции с помощью передачи импульсов участков головного мозга, ответственных за развитие речи. Схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших отставание от нормы. При социальных причинах стимуляция осуществляется через создание благоприятных для развития условий, подбор материалов для правильной речи и проговаривание всех действий.
Хороших результатов в развитии навыков речи добиваются с помощью рисования, лепки, вышивания. Большую роль в психологической и социальной адаптации играет катание на лошадях, плавание с дельфинами. В зависимости от возраста ребенку подбирают комплекс логопедических занятий для коррекции произношения звуков.
Профилактика задержки речи начинается еще в период беременности и заключается в поддержании здоровья будущей мамы и плода, создании оптимальных условий для его развития
В период до 3-х лет необходимо уделять внимание формированию речи ребенка и покупать ему развивающие игрушки, подобранные с учетом возраста. В 2–2,5 года нужно запланировать посещение логопеда
Успех лечения зависит не только от раннего обращения к специалистам, но и от готовности родителей уделять время ребенку вне лечебного кабинета. Комфортная обстановка в семье является залогом развития здорового психологически и адаптированного к общению в социуме малыша. Чтобы не допустить задержки речи, необходимо больше времени проводить, общаясь с ним и наблюдая за его реакцией.
Задержка речевого развития
ЗРР у ребенка (расшифровка диагноза) — это заболевание, диагностируемое в раннем возрасте (до 3 лет), связанное с задержкой в овладении разговорной речью. Чаще всего страдают мальчики. Диагноз ЗРР проявляется количественно (недостаток запаса слов) и качественно (не умеет связно излагать свои мысли). Отрицательно сказывается на психическом развитии, поэтому диагнозы ЗРР и ЗПР часто сопутствуют друг другу.
Признаки ЗРР
Предварительное определение задержки речевого развития возможно по следующим признакам:
- на раннем периоде лепета или гуления наблюдается однотипность произносимых звуков, их недостаточность или полное отсутствие;
- отсутствует реакция на внешние звуки;
- неспособность к двум годам произносить полностью слова;
- в три года малыш не может составить простую фразу, предложение;
- полное отсутствие речи к трем годам;
- для выражения своих чувств и желаний предпочитает использовать мимику и жесты, но не звуки.
Наличие хотя бы одного признака требует тщательного обследования у врачей.
Причины ЗРР
После того, как диагноз невролога ЗРР у ребенка подтверждается, необходимо полное обследование, чтобы выяснить причины отклонений. Именно характер первопричин определяет дальнейшее лечение. К сожалению, в 30% случаев, выяснить, что же привело к нарушению, не удается.
По Хватцеву М.Е. все существующие причины ЗРР можно объединить в 4 группы:
Органические |
|
Функциональные |
|
Психоневрологические |
|
Социально-психологические |
|
Огромное значение для формирования речи имеет семья. Недостаток общения, внимания, гиперопека — все это может привести к ЗРР.
Как показали исследования, негативно влияет также избыток внешней информации. Ребенок, привыкший к шумной обстановке (постоянно включенный телевизор, музыка), начинает воспринимать внешние звуки как «белый шум».
Но наиболее часто ЗРР возникает по биологическим (органическим) причинам. Это могут быть: минимальная мозговая дисфункция, перенесенные менингиты и энцефалиты, различные травмы и инфекции.
Минимальная мозговая дисфункция с ЗРР
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) с ЗРР — диагноз невролога, который означает патологию ЦНС, приводящую к нарушению речи и эмоциональной сферы. Дети с диагнозом ММД с ЗРР обладают повышенной возбудимостью, активностью, им трудно усидеть на одном месте. Однако, нарушения в работе подкорковых структур мозга при этом диагнозе минимальны и хорошо поддаются лечению.
Терапия при диагнозе ММД с ЗРР включает в себя:
- прием медикаментов (к сожалению, без них терапия не даст положительного результата);
- методики с применением нейроакустики (технология, разработанная А.Томатисом);
- занятия с логопедом и психологом;
- контроль режима дня и уровня физической нагрузки.
Энцефалопатия с ЗРР
Задержка речевого развития может быть следствием поражения клеток мозга (энцефалопатии). С диагнозом и последствиями энцефалопатии с задержкой речевого развития сталкиваются многие родители. На сегодняшний день это наиболее частый диагноз у годовалых детей, которые попадают на прием к неврологу. Энцефалопатия может возникнуть как в период внутриутробного развития (перинатальная или ПЭП), так и позже, как следствие травмы, отравления, инфекции. Диагноз ПЭП с ЗРР чаще всего ставится на первом году жизни ребенка.
Резидуальная энцефалопатия развивается вторично, как следствие другого заболевания или ПЭП. При диагнозе РЭП с ЗРР необходим комплексный подход в лечении: коррекционные занятия у логопеда, прием лекарственных препаратов, массажи, лечебная физкультура, рефлексотерапия.
Прогноз ЗРР
В случае если диагноз поставлен не вовремя, последствия могут быть очень серьезными:
- отставание в общем развитии, которое будет усугубляться с возрастом;
- проблемы с учебой;
- сложности в социализации;
- формирование комплексов, заниженной самооценки, проблемы с самореализацией.
Но при своевременном определении ЗРР и комплексном лечении уже 6-7 годам ребенок догоняет своих сверстников (при условии, что устранены первопричины и правильно выстроена терапия). В данном случае, усилия врачей без поддержки родителей не дадут результата
Очень важно, чтобы дома соблюдались все требования и рекомендации специалистов
Лечение
Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.
Медикаменты
Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.
Могут быть назначены:
- Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
- Когитум
- Мексидол
- Винпоцетин
- Церебролизин
- Глицин
- Фенибут
Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.
Коррекция
Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.
- Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
- В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
- Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.
В домашних условиях
Занятия на развитие мелкой моторики:
Пальчиковые игры:
Квиллинг
Лепка из пластилина:
Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол
На улучшение памяти и внимательности:
- Чтение
- Игра в города, предметы
- Поиск отличий
- Квесты с поиском клада
- Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.
Прочие методы
- Остеопатия
- Иглорефлексотерапия
- Электрорефлексотерапия
- Магнитотерапия
- Иппотерапия
- Дельфинотеапия
Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.
Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.
ЗПРР и приучение к горшку
Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:
- Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно. - Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
- Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками – не здорово.
- Если в какой-то момент все получилось – не скупитесь на похвалу.
- Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.
Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.
Причины задержки речевого развития
Факторы, которые могут вызывать задержку развития речи у ребенка, подразделяют на 2 категории:
- Физиологические – связанные с болезнями или врожденными аномалиями развития.
- Социальные – причиной задержки становится неправильное воспитание и неудовлетворительные условия жизни.
Физиологические
Врачи называют несколько групп причин, которые способствуют ЗРР у детей:
- заболевания органов чувств – снижение слуха или глухота, отсутствие зрения;
- аномалии строения речевого аппарата – недоразвитие губ, языка и лицевых мышц, из-за чего ребенок не может произносить звуки;
- неврологические проблемы – опухоли ЦНС, ДЦП, травмы головного мозга;
- генетические и врожденные заболевания, которые сопровождаются задержкой психомоторного развития;
- осложнения во время родов – гипоксия и асфиксия, перинатальная энцефалопатия, повреждение шейного отдела позвоночника.
Немаловажную роль играет наследственность. Если ребенок в 10 месяцев–1 год не говорит слоги или слова, то зачастую у его родителей в детстве были такие же проблемы. Речевое развитие запаздывает на несколько месяцев из-за конституциональных особенностей, никаких органических причин этому нет. В дальнейшем дети развиваются нормально.
К медицинским факторам относят психологические травмы. Зачастую задержка речи у ребенка связана с сильным испугом, перенесенным в раннем возрасте.
Социальные
Сюда относят проживание в неблагополучной семье, когда ребенком и его развитием не интересуются. На задержку речи влияет несколько факторов: плохое питание и бытовые условия, которые не дают грудничку нормально развиваться, асоциальное поведение родителей.
В таких ситуациях возникают тяжелые формы ЗРР, например, когда 1,5-годовалый ребенок не говорит даже слогами.