25 стихов про букву н для детей: изучаем алфавит

Содержание:

Историческая справка[править]

Лист азбуки с буквой Н

Происхождение буквыправить

Происхождение кириллической буквы — прописная уставная греческая буква ню (Ν, ν); глаголическую обычно возводят к одному из вариантов строчной курсивной формы этой же буквы. К XIV веку (хотя не повсеместно) перекладина в N-образной кириллической форме буквы Н несколько повернулась против часовой стрелки, и буква приобрела нынешний вид (с которым и вошла в гражданский шрифт, уподобившись латинской H). Поворот перекладины N → Н происходил одновременно с превращением H → И, так что конфликта из-за совпадения двух букв никогда не было; впрочем, в ряде почерков и даже типографских шрифтов различие между ними едва ощутимо. В остальном форма буквы Н была достаточно устойчивой, лишь в босанчице N-образное старое начертание «распрямилось», приобретя прямые углы вместо острых, и стало выглядеть похоже на ґ с верхним клювом столь же длинным, как и нижняя черта.

В диалектическом начертанииправить

Иногда в церковнославянских изданиях (особенно в вязи заголовков) и у южных славян (в стандартном рукописном шрифте сербов и черногорцев) сохраняется старое N-образное начертание.

Старославянская и церковная письменностьправить

В старо- и церковнославянской азбуках используется символьное наименование с соответствующим звучанию начальной буквы в слове «нашь» (ст.-сл.) или «на́шъ» (ц.-сл.). В кириллице является 15-й по счёту, выглядит как и имеет числовое значение 50; в глаголице по счёту 16-я, выглядит как и имеет числовое значение 70.

Что такое слоговые таблицы и как с ними работать?

Слоговые таблицы – это столбцы различных слогов:

открытых (на, ло, су), закрытых (тел, сун, лок) и сочетание 4-5 букв (слит, клынс)

Все сочетания букв не несут смысловую нагрузку, поэтому всё внимание ребёнка сосредоточено именно на правильном прочтении. При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:

При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:

  • Читать можно и по столбикам, и по строчкам или же вразбивку.
  • Желательно добиться равномерного прочтения слогов. Для этого можно использовать метроном или самим отстукивать, комфортный для скорости чтения вашего ребёнка, ритм.
  • От одной таблицы к другой переходим только тогда, когда отработана предыдущая.

Как правильно написать имя существительное

Чтобы не запутаться, выбирая правило, надо разобраться, от какого слова и как образовано разбираемое слово.

Имя существительное с НН

  1. Если образовано от существительного, корень которого заканчивается буквой Н, с помощью суффиксов, начинающихся на Н (-ник-, -ниц-), то пишем удвоенную согласную: дружиНа – дружиН-НИК, придаН-ое – беспридаН-НИЦ-а.
  2. Если образовано от прилагательного или причастия, в которых уже было НН: коНН-ый – коНН-иц-а, плеНН-ый – плеНН-ик, послаНН-ый – послаНН-ик.

Имя существительное с Н

Слова, образованные с помощью суффиксов –ИК-, -ИЦ-, ОСТ- от прилагательных (отыменных или отглагольных), имеющих в составе одну Н:

ветреН-ый – ветреН-ОСТь, ветреН-ИК, ветреН-ИЦа; дровяН-ой – дровяН-ИК, маслеН-ый – маслеН-ИЦа, смышлеН-ый – смышлеН-ОСТь, гостиН-ый – гостиН-ИЦа.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на меня,повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре

Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Немое кино» мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки — догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки)- дети их озвучивают: а, у, о, и, ы.

Логопед: Ребята, какие это звуки?

Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии? (м, мь)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2. Знакомство со звуками «Н», «Нь». Характеристика звука.

Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки):

Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)

Ребята отгадайте 2-ю загадку:

Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)

Логопед: А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)

Логопед: Можно пропеть звук Н? Что участвует в произнесении звука Н? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)

В слове слон, последний звук Н согласный, твёрдый. А в слове конь — какой последний звук? (Нь). Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.

3. Игра «Какой звук?». Определить твердость и мягкость звуков «Н», «Нь»в словах: нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове, зеленый-мягкий)

4. Звуковой анализ слова кони. Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

5. Знакомство с буквой Н. Показ и рассматривание буквы.

Логопед: На что похожа буква Н? Выкладывание буквы из палочек, спичек, мазаики (на выбор)

5. Чтение слогов.

НА, НО, НУ, НИ, НЫ

АН, ОН, УН, ИН, ЫН

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»

6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24

Задание №4 «Заполни клетки по образцу».

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу».

7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа «Нос».

Логопед: Послушайте интересную информацию о разных носах.

У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие — свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы — трюфели.

Логопед: Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон).

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв — это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев).

8. Итог занятия.

Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна

Фонетические процессы, связанные с согласными

По этим процессам я позже напишу отдельные статьи, пока что перечислю их списком и охарактеризую кратко:

  1. Оглушение – когда звонкий находится на конце слова и произносится как глухой: дуб – , нож – . Из-за оглушения часто появляются омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например, плод и плот произносятся как , луг и лук – . Значение этих слов при восприятии речи на слух определяется только в контексте.
  2. Озвончение – когда после глухого стоит звонкий, происходит обратный процесс – озвончение. В слове “пересдача” на месте буквы “с” произносится звук “з” из-за звонкого “д”. Транскрибировать надо так: . В вузе этот процесс называется ассимиляцией по звонкости.
  3. Смягчение или ассимиляция по мягкости – когда твердый произносится мягко из-за мягкости следующего за ним звука. Слово “трость” звучит как . Смягчение не всегда происходит последовательно. Одни люди произносят “дверь” с мягким “д”, другие – с твердым.

Обязательно подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить.

В каждой статье я рекомендую подборку книг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пособия ниже вы также можете использовать для повторения или систематизации знаний в любом классе обучения.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Недавно я опубликовал подборки курсов по русскому – посмотрите, цены вполне приемлемые, а преподают лучшие педагоги России:

  1. Подготовка к ЕГЭ.
  2. Подготовка к ОГЭ.
  3. Подготовка к ВПР.
  4. Курсы по русскому языку (общая статья, для детей и взрослых).

Ход ННОД:

Введение в тему

— Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Шляпа голубая,  
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном —
Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
 
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут …
(Незнайка)

Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.

Игра «Подскажи словечко»

— Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно, найдите подсказку в своих тетрадях и обведите картинку-подсказку.

А петух с колючим ежиком
Режут сало острым …
(Ножиком)

Кто один имеет рог?
Отгадайте!
(Носорог)

— Какой первый звук в словах «НОЖИК» и «НОСОРОГ»? («Н»).

Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»

— Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)

Игра «Определи место звука в слове»

— Назовите картинки, выделяя звук «Н». Незнайка не знает, где находится звук «Н» в слове «СЛОН». Давайте ему подскажем и нарисуем синий квадрат в соответствующем месте в схеме.

Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные дети — в тетрадях.

— Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением слона? (В конце, потому что звук «Н» слове слон слышится в конце).

— Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением зонта? (В середине, потому что звук «Н» слове слон слышится в середине)

— Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением насоса? (В начале, потому что звук «Н» слове «СЛОН» слышится в начале).

— Что мы делаем со звуками? (Произносим и слышим). Как на письме мы обозначаем звук «Н»? (буквой).

Знакомство с буквой «Н»

— На что похожа буква «Н»? Из каких элементов она состоит? (Из 3 палочек).

— Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей играть. Раз, два, три – в букву превратимся мы.

Дети делятся на пары и «превращаются» в букву, строят букву с помощью рук, пальчиков, выкладывают из кубиков.

Прописывание буквы, чтение слогов

— Незнайка увидел дом, в котором живут одни гласные буквы. Скучно им жить без соседей, и он предложил заселить пустые квартиры новыми жильцами – буквами «Н». Обведите букву «Н» по точкам, а затем пропишите перед гласными буквами.

— Причитайте слоги. (Хором, девочки, мальчики, индивидуально). Весело стало буквам и с каждого этажа полетели в небо шары. Соедините шарики с соответствующим слогом в домике.

Фонетический разбор слов «ЛУНА», «МЫЛО»

— Сколько слогов в слове ЛУНА? (Два слога).

— Назовите первый слог («ЛУ»). Назовите первый звук в слоге «ЛУ» («Л»). Какой это звук? (согласный твердый, обозначаем синим квадратом). Какой второй звук? («У», гласный звук, рисуем красный квадрат) и т.д.

— Сколько гласных звуков в слове «ЛУНА»? Сколько согласных? (Аналогичный разбор проводится со словом «МЫЛО»).

Подведение итога занятия

— Чему сегодня научился Незнайка у нас?

Воспитатель анализирует что детям удалось лучше всего, что вызвало затруднения.

Как часто работать со слоговыми таблицами?

Лучше каждый день. Хотя бы по полчаса. Регулярные ежедневные занятия дадут вам больший результат, чем многочасовые раз в неделю.

Расскажу вам как я оформляю слоговые таблицы при работе в 1 классе. Данный вариант очень удобен не только для распечатывания, но и для использования. Что для этого нужно:

  • Взять самый обычный небольшой фотоальбом.
  • Распечатать слоговые таблицы.
  • Разрезать на 4 части и вставить в фотоальбом.
  • Начать работать по получившейся симпатичной книжечке.

Мы еще с ребятами вставляем в этот же альбом, для удобства пользования, скороговорки.

Детям очень нравится такой вариант. Они с удовольствием читают и на занятии, и после занятия. Просто так, для себя.

Парные согласные

Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

Зв.
Гл.

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Частые ошибки

Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.

Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.

Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!

Что такое звонкие согласные звуки?

Наша речь состо­ит из закон­чен­ных по смыс­лу и инто­на­ци­он­но отрез­ков, кото­рые назы­ва­ют­ся пред­ло­же­ни­я­ми. Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся из отдель­ных слов, а сло­ва в свою оче­редь состо­ят из зву­ков. Звук явля­ет­ся мини­маль­ной еди­ни­цей речи, как сло­во и предложение.

Звуки по сво­е­му каче­ству быва­ют раз­ные. Те зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет толь­ко голос, так и назы­ва­ют­ся — глас­ные. Это зву­ки , , , , , , кото­рые про­из­но­сят­ся откры­тым голо­сом. Остальные зву­ки нашей речи явля­ют­ся шум­ны­ми. Но шумят они по-разному. Те зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, явля­ют­ся звон­ки­ми. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через голо­со­вые связ­ки на выдо­хе и застав­ля­ет их дро­жать, виб­ри­ро­вать. Эту виб­ра­цию голо­со­вых свя­зок мож­но ощу­тить, если поло­жить руки на гор­ло. Если заткнуть уши, то при про­из­но­ше­нии звон­ких соглас­ных воз­ни­ка­ет звон в ушах. При про­из­но­ше­нии глу­хих соглас­ных, кото­рые состо­ят толь­ко из шума, тако­го коле­ба­ния голо­со­вых свя­зок и зво­на в ушах не ощущается.

Определение

Звонкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки речи, в обра­зо­ва­нии кото­рых шум пре­об­ла­да­ет над голосом.

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка насчи­ты­ва­ет­ся 20 звон­ких зву­ков, кото­рые в пись­мен­ной речи обо­зна­ча­ют­ся 11 буквами:

  • бук­ва «б» — это зву­ки или
  • «в» — или
  • «г» — или
  • «д» — или
  • «ж» —
  • «з» — или
  • «й» —
  • «л» — или
  • «м» — или
  • «н» — или
  • «р» — или .

Большинство букв, обо­зна­ча­ю­щих звон­кие соглас­ные, нахо­дят­ся в нача­ле алфа­ви­та. Как видим, мно­гие звон­кие соглас­ные обра­зу­ют пары по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Буква Н

Звездной ночью, необщительная, невезучая буква Н выходила прогуляться по улицам городка нашей любимой страны Азбуки.

Ночью Н гуляет на свежем воздухе, ходит по парку и к маленькой речушке. ей очень нравится тишина и спокойствие ночи, возможность подумать и помечтать, не боясь, что кто-то прервет ее мысли.

Днем же Н, если не спит, то берет разноцветные нитки и вышивает маленьких носорожков, букеты нарциссов и настурций, необычных, придуманных ею самой персонажей.

Буква Н любила сочинять разнообразные небылицы, истории, которых не только не было, ни и быть не могло. И за это ее все высмеивали, из-за этого она и перестала выходить к другим буквам днем, перестала общаться. Она писала свои небылицы, рисовала к ним картинки, мечтая выпустить большую красочную книгу, чтобы получить мировое признание и стать знаменитой.

Другие типы согласных

Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.

Непроизносимые

В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – , лестница – , здравствуйте – .

Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.

Удвоенные

Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.

Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.

Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:

  1. Мама поставила в вазу розу.
  2. Под березой спит заяц.
  3. Стрекоза летает над розой.
  4. Тетя Зина подарила Зое розовый зонтик.
  5. Возле замка зеленый забор.
  6. На заборе замок.
  7. Незнайка катается на зебре.
  8. На березе гнездо.
  9. Грузовик везет арбузы.
1
2  
3  
4

тётя Зина

ЗОЯ

5  
 
6    
7  
8    
9    

     Занятие 14

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок.

3. Запомни, повтори.

ац-оц-уц-ыц                                         уц-ыц-ац-оц

оц-уц-ыц-ац                                         ыц-ац-оц-уц

4. Звуковой анализ слогов: АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ,

5. Проговори слоги и слова

ац-ац-ац-бац                           ец-ец-ец-конец

ац-ац-ац-заяц                          ец-ец-ец-отец

ац-ац-ац-паяц                         ец-ец-ец-певец

ац-ац-ац-боец                 ец-ец-ец-танец

6. Запомни, повтори

индеец-птенец-мизинец

мизинец-птенец-кузнец

кузнец-птенец-мизиниц

7. Заучи чистоговорку (проговри 5 раз).

Зиме коннец, летит птенец

И песню напевает:

-Идёт весна! Весна ясна!

На улице всё тает

            Занятие 15

1. Артикуляционная и пальчиковая (разминка).

2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок.

3. Проговори слоги и слова

ца-ца-ца-куница                                     цо-цо-цо-яйцо

ца-ца-ца-певица                                     цо-цо-цо-кольцо

ца-ца-ца-овца                      цо-цо-цо-лицо

ца-ца-ца-пуговица                                  це-це-це-цепь

ца-ца-ца-птица                                       це-це-це-цель

ца-ца-ца-спица                                       це-це-це-зацепить

ца-ца-ца-станица                                   цы-цы-цы-цыпки

ца-ца-ца-лестница                                   цы-цы-цы-цыпка

ца-ца-ца-мыльница                                  цы-цы-цы-цыплёнок

4. Запомни, повтори.

ца-цо-цу-цы                                 цо-цу-цы-ца

цу-цы-ца-цо                                 цы-ца-цо-цу

5. Звуковой анализ слогов: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ.

6.Игра «И Соня тоже».

Саня-умник — и Соня умница.

Саня-охотник — и Соня

Саня-писатель — и Соня

Саня-певец — и Соня

Саня-заднейник — и Соня

Саня-умодник- и Соня

Саня-воспитатель — и Соня

Саня-спутник — и Соня

7. Игра «1-9-5-2» со словами ПУГОВИЦА, ОВЦА, ПТИЦА.

8. Спряжение в настоящем времени

ЗАСТЁГИВАТЬ ПУГОВИЦА

(я, ты, он, она, мы, вы, они)

9. Заучи чистоговорку

Пусть метёт метелица,

По лесу снегом стелется.

Зайцы бегали в лесу,

Там заметили лису:

Под сосной стоит лисица,

На сосне сидит 

      Занятие 16

1. Артикуляционная и пальчиковая (разминка).

2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок.

3. Напечатай слоги в тетради: АЦ  ЦА  ЦО  ОЦ  УЦ.

4. Игра «И Таня с Катей тоже …».

Саня-умник — и Соня умница — и Таня с Катей-умницы.

Саня-охотник — и Соня 

Саня-писатель — и Соня 

Саня-модник — и Соня 

Саня-затейник — и Соня 

Саня-воспитатель — и Соня 

Саня-садовник- и Соня

Саня-законодатель — и Соня 

5. Игра «9-5-2-1» со словами ЗАТЕЙНИК, ЗАТЕЙНИЦА, ВОСПИТАТЕЛЬ.

6. ЗАУЧИ ЧИСТОГОВОРКУ (ПРОГОВОРИ 5 РАЗ).

ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП! ЦЫПЛЯТКИ!

ЕСТЬ ВОДИЦА В КАДКЕ.

КТО МЕНЯ БОИТСЯ,

ТОМУ НЕ ДАМ ВОДИЦЫ.

ВОТ БЕГУТ ЦЫПЛЯТКИ-

НЕ БОЯТСЯ нАТКИ.

ВОЗЛЕ КАДКИ БЛЮДЦЕ-

ВСЕ ОНИ НАПЬЮТСЯ!

7. Игра «Путаница» — составь предложения по образцу

птицы, земля, над, летать, низко-Птицы летают низко над землёй.

гнездо, сидеть, в, птенцы, и, попискивать-

акация, синица, куст, сидеть, на-

наседка, цыплята, ходить, за, гуськом-

цыплёнок, водица, блюдце, пить, из-

8. Спряжение в будущем времени

НАПОИТЬ ЦЫПЛЯТ ВОДИЦЕЙ ИЗ БЛЮДЦА

(я, ты, он, она, мы, вы, они)

9. ИГРА «ЭХО» — образуй слова по образцу

сухарь-сухарница

суп-

хлеб-

конфета-

мыло-

Занятие 17

1. Артикуляционная и пальчиковая (разминка).

2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок.

3. Напечатай слоги в тетради: АЦ  ЦА  ЦО  ОЦ  УЦ.

4. Запомни и повтори слоги

цва-цво-цву-цвы               цма-цмо-цму-цмы

цво-цву-цвы-цва                цмо-цму-цмы-цма

цву-цвы-цва-цво                цму-цмы-цма-цмо

цвы-цва-цво-цву                цмы-цма-цмо-цму

                    ацм-оцм-уцм-ыцм

                    оцм-уцм-ыцм-ацм

                    уцм-ыцм-ацм-оцм

                    ыцм-ацм-оцм-уцм

5. Послушай (прочитай) предложения, найди и запомни похожие слова (знакомство с родственными словами).

На лугу одуванчики и другие полевые цветы.

Саня подарил маме весенний цветок.

Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек».

На площади большая цветочная клумба.

Саня работает на огороде, а Соня — в цветнике.

Под окном школы куст цветущей сирени.

Проговори эти слова, подумай, почему эти слова называются родственными:

цветы         цветочек       цветник

цветок        цветочная     цветущая

6. Продолжи ряд родственных слов:

первоцветы, пустоцвет, соцветие, цветочница,

цветовод, разноцветный, цветоножка, цветной,

цветение, цветик-семицветик…..

7. Игра «9-5-2-1» со словами ЦВЕТНИК, ЦВЕТОК, СОЦВЕТИЕ.

8. Спряжение в будущем времени

ПОСАДИТЬ ЦВЕТЫ В ЦВЕТНИКЕ

(я посажу цветы в цветнике, ты…, он…., она…., мы …, вы …, они …).

9. Нарисуй и закрась карандашами обеими руками одновременно «Цветок».

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке, кро­ме рас­смот­рен­ных пар­ных соглас­ных, суще­ству­ют непар­ные звон­кие соглас­ные, кото­рые про­из­но­сят­ся с боль­шей долей голо­са, чем шума. Их назы­ва­ют тер­ми­ном «сонор­ные», кото­рый вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный». Как ста­но­вит­ся ясно из их назва­ния, сонор­ные соглас­ные в силу сво­ей при­ро­ды не име­ют пары по при­зна­ку звонкости/глухости. Эту груп­пу соглас­ных состав­ля­ют 9 зву­ков, обо­зна­чен­ных в пись­мен­ной речи буквами:

  • бук­ва «й» — это звук
  • бук­ва «л» — это зву­ки или
  • бук­ва «м » — это или
  • бук­ва «н» — это или
  • бук­ва «р» — это или .

Сонорные зву­ки, кро­ме , состав­ля­ют пары меж­ду собой по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Понаблюдаем:

  • лас­ка — лира
  • моло­ко — мет­ла
  • нор­ка — нер­па
  • рысь — ряс­ка .

Они не меня­ют сво­е­го каче­ства зву­ча­ния и не зави­сят от фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Остальные звон­кие соглас­ные под­вер­же­ны вли­я­нию глу­хих соглас­ных. Их каче­ство меня­ет­ся в зави­си­мо­сти от место­на­хож­де­ния в сло­ве. Рассмотрим эти фоне­ти­че­ские про­цес­сы подробнее.

выбор школы — экзамен для родителей

Ход занятия:

Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высокой берёзе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела. Что в нём. И вот, что я увидела. (Воспитатель достаёт записку с каракулями). Видите, ребята, какая-то бумажка с маленькими буквами. И одной большой, написанной внизу. А вы узнали эту букву?

Ребята, посмотрите, буква М приготовила нам сюрприз. Здесь стихотворение и задание. Слушайте внимательно. Я буду читать его. А вы если услышите твёрдый согласный (м) покажите синюю карточку, а если мягкий (мь) то покажите зелёную карточку.

На полу скребётся мышка. Убежала в норку мышка.

Спит в берлоге бурый мишка. Спать залёг в берлогу мишка.

Этот мишка очень мил, мальчик мал, но очень мил,

Только лапы он не мыл. Он водичкой руки мыл.

Молодцы ребята. Все справились с заданием.

А сегодня мы идём в гости к новому звуку (Н). И поиграем в игру «Кто внимательный». Вам нужно запомнить слова со звуками (н-нь), которые встретятся вам в сказке. Садитесь поудобнее, спины прямые. ноги на полу.

На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он — Буратино. Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился. — Надоело мне этот Буратиний нос делать,- бурчит Никита. — Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом. Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается! Надулся Никита. — Наклею его лучше прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился. — Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

(Новый, нарядиться, Никита, нос, намазать, Буратино, нарезал, ножницами, носище, надоело, буратиний, нитками, носорогом, наматывать, надулся, намазал, надоел, невидимка.)

Звуки (Н-Нь) рады, что вы назвали так много слов, в которых они живут. Они просят, чтобы я вам рассказала, как правильно их произносить

Губы разомкнуты, зубы на небольшом расстоянии, голосовые связки вибрируют. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (н) язык находится за верхними зубами, а при произнесении мягкого звука (нь) за нижними зубами.

Звуки (н-нь) согласные, бывают твёрдыми и мягкими.

У звуков н-нь сегодня новоселье. Они построили дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Это животные. В названиях которых есть звук (н). Давайте новосёлам поможем вселиться в дом.

У меня на столе картинки. Вам нужно заселить этих животных в дом, сопровождая свои действия словами. «телёнок будет жить на первом этаже в квартире слева.» и т. д.

Давайте ребята выберем подарки для наших новосёлов. Но раз мы в гостях у звуков (Н-НЬ, то подарки наши должны быть с этими звуками. Выбирайте, пожалуйста. (выставляются картинки с изображением предметов со звуками н-нь и без них: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Выбрав подарок вы должны рассказать, что кому подарите. Я подарю диван бельчонку, который живёт на втором этаже справа. и т. д.

Звуки (н-нь) хотят с вами поиграть в игру «твёрдый- мягкий». Если услышите в слове твёрдый согласный (н, поднимите синюю карточку, а если мягкий то зелёную. (сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина. Никита).

У звуков Н-НЬ есть буква Нн. Познакомьтесь. Она живёт на четвёртом этаже в квартире № 1.

Из каких элементов состоит буква Н? (из двух длинных и одной короткой палочки).

А теперь я предлагаю вам выложить букву Н из ниточек на карточке из бархатной бумаги.

Как правильно написать имена прилагательные

Правила для прилагательных, образованных от существительных и от глаголов, разные. Поэтому сначала надо определить, от какой части речи образовано слово и какой суффикс для этого использовался.

Отыменные прилагательные

Если от имени существительного при помощи суффиксов -АН-, ЯН, -ИН-, то пишем одну Н:
кожа – кож-АН-ый, лед – лед-ЯН-ой, серебро – серебр-ЯН-ый, песок – песч-АН-ый, дрова – дров-ЯН-ой.ВАЖНО помнить слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

мышь – мыш-ИН-ый, орел – орли-НЫ-й.ВАЖНО помнить, что слова бараний (баран), свиной (свинья) тюлений (тюлень), сазаний (сазан), фазаний (фазан) образованы по-другому, поэтому в них пишется одна Н. С помощью суффикса -Н- от существительных, основа которых заканчивается на Н, пишут с НН: тумаН – тумаН-Н-ый, истиН-а – истиН-Н-ый, стариН-а – стариН-Н-ый

Слова-исключения: юный, румяный, пряный и все образованные от них слова (юность, румяна, пряность) пишутся с одной Н. Слово юннат – сложное слово, образованное сложением частей слов юный натуралист. Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН
солома – солом-ЕНН-ый, искусство – искусств-ЕНН-ый, станция – станци-ОНН-ый, вентиляция – вентиляци-ОНН-ый.ВАЖНО помнить, что слово ВЕТРЕНЫЙ образовано от глагола (ветрить), поэтому пишется согласно правилу правописания отглагольных прилагательных с одной Н.-, пишутся с НН: Трудные случаи, когда написание определяется значением слова:
солёный – соляной: первое слово означает «с добавлением соли, содержащий какое-то количество соли» – образовано от слова солить, т.е. это отглагольное прилагательное; второе слово означает «состоящий полностью из соли» — отыменное прилагательное с суффиксом –ЯН.
серебрёный – серебряный: первое слово от глагола серебрить (покрывать слоем серебра), второе означает изделие из серебра.
ветреный – ветряной: первое слово, образованное от глагола ветрить, имеет прямое и переносное значение. В прямом – ветреная погода – сопровождается ветром. В переносном – ветреная девушка – с ветром в голове. Слово ветряной имеет значение «работающий от силы ветра» — ветряная станция, ветряная мельница.
масленый – масляный: первое слово имеет значение «в масле, с маслом» (руки, блины, каша), второе – «из/для масла, работающий на масле» (масляная краска, масляный двигатель).

Транскрипция

Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время фонетического разбора слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:. – данное обозначение называют квадратными скобками

Их обязательно ставят для обозначения транскрипции

– данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.

– это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.

– своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.

Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – . Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как ).

Подведем итоги

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

г — — звонкий, согласный и мягкий.

е — — безударная гласная.

р — — звонкий, согласный, непарный и твердый.

о — — ударная гласная.

й — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

Итого: 5 букв и 5 звуков.

2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

д — — звонкий, согласный и мягкий.

е — — безударная гласная.

р — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

е — — ударная гласная.

в — — звонкий, согласный и мягкий

ь —

е — — звонкий, согласный, непарный и мягкий и — гласный, безударный;

в — — глухой, согласный, парный и твердый.

Итого: 8 букв и 8 звуков.

Заключение

Сделаем шпаргалку:

  1. Согласные звуки – такие, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды (язык, зубы, губы).
  2. Бывают твердые и мягкие. Ж, Ш, Ц – только твердые, Ч, Щ, Й – только мягкие.
  3. Бывают звонкие (произносятся с голосом и шумом) и глухие (только с шумом).
  4. Только глухие: , , , . Только звонкие (сонорные): , , , , .
  5. Непроизносимые – не произносятся в словах (лесТница).
  6. Удвоенные – два согласных (осенний). Если в корне – слово заимствованное (тонна).
  7. Оглушение – звонкий стал глухим на конце слова (хлеБ).
  8. Озвончение – глухой стал звонким под влиянием последующего согласного: (Сдача).
  9. Смягчение – твердый стал мягким под влиянием последующего мягкого (троСть).

Видео по теме:

Если бы вы писали эту статью – какой материал вы бы добавили? Какой бы убрали? Почему?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector