Эти-дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Виды дошкольных образовательных учреждений

В соответствии с законодательством выделяют следующие виды детских образовательных учреждений.

Детский сад общеобразовательного вида – предусматривает осуществление одного или нескольких приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Данный вид ДОУ реализуют основные программы дошкольного образования в соответствии с Государственными стандартами образования.

Цель детского сада общеобразовательного вида – реализация образовательных программ, направленных на полноценное и всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Детский сад компенсирующего вида – имеет приоритетное направление по оказанию необходимой квалифицированной коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в психическом и физическом развитии.

Данные детские сады являются специализированными и создаются для детей, которые имеют различные отклонения в развитии. Обязательным условием посещения коррекционного детского сада является наличие согласия родителей (опекунов) и заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Реализуемые в рамках коррекционного детского сада образовательные программы, разрабатывают педагогами индивидуально для каждого воспитанника, исходя из имеющихся у него отклонений.

Детский сад присмотра и оздоровления – осуществляют профилактические, санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия и процедуры. Данные детские сады рассчитаны на детей в возрасте до 3-х лет. Для детей проводятся разнообразные оздоровительные и воспитательные мероприятия.

Детский сад комбинированного вида – представлены системой детских садов. В систему могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы.

Центр развития ребенка (ЦРР) – детски сад, имеющий направление по физическому и психическому развитию детей дошкольного возраста, осуществление необходимой коррекционной работы и работы по оздоровлению детей.

Основное внимание в ЦРР уделяется организации индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Приоритетные направления – интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие дошкольников

Помимо воспитателей, в ЦРР с детьми занимаются психологи, логопеды и другие специалисты.

Замечание 2

Большинство ДОУ являются муниципальными или государственными. Однако, в последнее время все большую популярность приобретают частные ДОУ, которых с каждым годом становится все больше.

В том случае, если родители считают, что для развития ребенка не достаточно тех стандартных образовательных услуг, которые предоставляет муниципальное образовательное учреждение, то их ребенок дополнительно посещает частное ДОУ.

Кроме того, в последнее время востребованы частные детские сады, так как в муниципальные и государственные детские сады очень сложно попасть из-за больших очередей, либо такой детский сад находится далеко от места проживания, то имеет смысл поместить ребенка в частный детский сад

Также выбор частного детского сада обусловлен тем, что количество детей в группах такого детского сада значительно ниже, чем в муниципальных и государственных, соответственно и внимание воспитанию и развитию ребенка уделяется больше

В частных детских садах реализуются образовательные программы, в соответствии с Образовательными стандартами воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Чаще всего частные детские сады используют нестандартные или авторские методики развития детей, что естественно оказывает значительное влияние на принятие решение родителями при выборе детского сада для ребенка.

Однако все перечисленные выше услуги, а также дополнительные образовательные и педагогические программы теперь могут предлагаться на платной основе государственными и муниципальными дошкольными учреждениями, которые имеют право предоставлять дополнительные платные образовательные и другие услуги при условии их лицензирования. Что касается процесса обучения и воспитания, то практически в любом дошкольном учреждении за основу взята базовая комплексная образовательная программа, установленная законодательством.

Список школ, подходящих для детей с ЗПР

Город Название Координатор по инклюзии Адрес Контактный телефон

Москва

Средняя образовательная «Школа здоровья» №50 Самокиш Татьяна Хасановна Кропоткинский переулок, д.10 (499) 246-43-13
Средняя образовательная школа № 59 им. Н.В. Гоголя Борисевич Надежда Анатольевна Староконюшенный пер., д. 18 (499) 241-56-62
Центр образования № 2030 Колодяжная Нина Афанасьевна 2-ая Звенигородская ул., д. 8 (499) 795-19-20
Средняя образовательная школа №1060 Алхазова Анна Андреевна Стремянный переулок, д. 33/35 (499) 236-52-14
Средняя образовательная школа №661 Потапова Таисия Николаевна Ул. Покровка, д. 10 (495) 624-98-27

Новосибирск

Коррекционная школа-интернат №12 _ Искитим, Центральный микрорайон, 17а +7 (38343) 2‒49‒05
Специальная (коррекционная) школа-интернат №116 _ Новосибирск, Александра Невского, 40 +7 (383) 271‒35‒22
+7 (383) 271‒35‒55
+7 (383) 271‒35‒53
Специальная (коррекционная) школа-интернат №37 _ Прибрежная, 2 +7 (383) 209‒39‒51
Ростов-на-Дону Коррекционная школа-интернат №41 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья _ Днепровский переулок, 119 +7 (863) 223‒42‒55
Ростовская специальная школа-интернат №42 _ Леваневского, 34 +7 (863) 252‒97‒56
+7 (863) 254‒89‒33
Санкт-Петербург Школа-интернат №28 _ Герасимовская, 5 — 1-4 этаж +7 (812) 417‒53‒18
+7 (812) 543‒50‒26
Школа-интернат №9 _ Старцева, 7 +7 (812) 417‒64‒71
Омск Адаптивная школа-детский сад №76 _ 50 лет ВЛКСМ, 4г +7 (3812) 55‒33‒15
Адаптивная школа-интернат №7 _ Амурская 18-я, 1 +7 (3812) 61‒12‒07
+7 (3812) 61‒30‒81

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Виды коррекционных школ: специальные для детей, отстающих в развитии

Особенные младенцы появляются на свет довольно часто, что погружает родителей в депрессию. Некоторые мамы и папы, отойдя от первого шока, прилагают усилия, чтобы помочь малышу вырасти счастливым, другие, стремятся сделать вид, что у них обычное дитя.

Попадая в обычную школьную среду, особенный ученик не может выполнить требования программы. Учителя не имеют дополнительного образования и не знают, что им делать с малышом. Нередко такое дитя страдает от насмешек в классе и замыкается в себе.

В школе с коррекцией есть правильный подход и системное обучение. В классах 6–15 учеников. С учениками работают психологи-дефектологи, педагоги и врачи, которые регулярно повышают квалификацию. Программа направлена на развитие потенциальных навыков и адаптацию малышей.

Существуют несколько видов школ с учётом особенностей развития малышей. Некоторые из них работают в формате интерната, поскольку не всегда узкие специалисты доступны в отдалённых уголках страны. Выделяют следующие школы:

  • для глухих учеников;
  • для слабослышащих и потерявших слух в более позднем возрасте;
  • для слепых и с остаточным зрением;
  • для слабовидящих и потерявших зрение в более позднем возрасте;
  • для малышей с нарушениями речи;
  • для малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для детишек с задержкой психического развития;
  • для умственно отсталых детишек.

При некоторых тяжёлых заболеваниях, учителя приходят на дом. Для некоторых групп малышей подходят школы санаторного типа. Программы в таких школах ориентированы на развитие навыков общения, адаптацию и освоение знаний.

Методики позволяют развить остаточные возможности отсутствующих функций или заместить их другими. Слабослышащим ученикам дают возможность «услышать» звук музыкального инструмента с помощью вибраций, используя осязание.

Современные методы обучения позволяют аутистам наладить отношения с внешним миром через домашних животных: лошадей или собак. Педагоги используют арт-терапию, когда глухие ученики играют музыкальные спектакли или танцуют.

При правильном подходе малыши с ДЦП мало чем отличаются по своим возможностям от обычных малышей. Помимо этого, маленький человек попадает в доброжелательную атмосферу, где он не становится изгоем из-за своего отличия от других.

Отставание в развитии – это не всегда патология или умственная отсталость

Некоторая задержка может быть связана с прохождением беременности или невниманием к младенцу. Маленький человек не отличается от своих сверстников: ну речь похуже или говорить стал позже

Основные проблемы начинаются в школе.

Он катастрофически не справляется со школьной программой. Начинаются «двойки», возмущение педагогов и упрёки родителей. Малыш начинает чувствовать себя самым плохим. Порой, родители награждают маленького человека нелестными эпитетами: «тупица» и пр.

На самом деле, малыш просто не в состоянии справится с программой, ему нужен корректирующий класс. Психолог или педагог, разобравшиеся в ситуации могут предложить родителям перевести ученика в класс коррекции, но не все с этим согласны.

Коррекционный класс – это не «класс дураков», а место, где ученику помогут освоить необходимые знания. Преимущества такого класса:

небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
профессиональная подготовка педагогов;
возможность улучшить свои познавательные способности;
возможность получить среднее образование в доступной форме;
переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.

Последнее показывает, что класс коррекции предназначен для здоровых учеников, которым что-то помешало сформировать вовремя свои способности. Впрочем, ученик может закончить своё обучение и в корректирующем классе, что не уменьшит его прав на поступление в вуз.

Получить достойное образование имеет право любой ученик, вне зависимости от особенностей его развития. Для каждой группы особенностей есть свои школы или классы.

Куда пойти учиться особенному ребёнку?

Сегодня наше государство взяло на себя заботу об образовании «особых детей», которые не могут на общих основаниях реализовать предоставленное им право на обучение в простой российской школе.

Хоть родители и выбирают сами, где и как  учиться, однако любой здравомыслящий «предок» понимает и отдаёт себе отчёт, что отдав ребёнка с имеющимися  в развитии отклонениями в обычный класс – значит, обрести его на муки, не меньше.

Понимает это и наше государство, потому российское законодательство направлено на создание подходящих условий для обучения непростых детей. Для особых учеников коррекционные классы и целые учебные заведения – это как раз те самые условия, гарантированные государством.

Сегодня существует 8 видов коррекционных учебных заведений. Что радует, у них нет ранее режущих слух названий типа «для глухих», «для умственно отсталых» и прочих, позволяющих посторонним с лёту узнать о проблемах в здоровье Вашего ребёнка. Лишь сведущие могут по цифровой аббревиатуре понять, почему ребёнок ходит в такую школу.

Деятельность сцецшкол регулируется на законодательном уровне, и все они перечислены в письме Минобразования России № 48 от 04.09.1997. Принципы отбора в конкретное спецучреждение построены на характере отклонения в здоровье.

  • Образовательное учреждение 1-го вида предназначено для неслышащих детей. Их основная задача – научить лишённого слуха ученика общаться с окружающим миром, при этом дав возможность обучиться нескольким видам речи: устной, жестовой, письменной и тактильной.
  • Школы 2-го вида берут учеников слабослышащих с частичной потерей слуха либо недоразвитием речи в разных степенях, а также позднооглохших (в дошкольном либо школьном возрасте), сохранивших самостоятельную речь. Все усилия педагогов направлены на восстановление потерянного слуха, пробелы восполняются активными речевыми практиками и коммуникацией.
  • Коррекционные классы в школах 3-го и 4-го видов обучают тех, у кого установлены первичные и вторичные отклонения соответственно с нарушениями зрительных функций, то есть незрячих либо слабовидящих, деток с косоглазием либо таким заболеванием как амблиопия. При обучении педагоги и врачи пользуются специальным тифлооборудованием, помогающим читать слабовидящим и незрячим, а также особенными дидактическими материалами. Задача номер один – сохранить здоровье и развить органы чувств, на которые перекладывается компенсаторная деятельность.
  • 5-ый вид образовательных учреждений занимается коррекцией детей с тяжёлыми речевыми патологиями. Обучение разделено на 2 отделения: первое – для тех, кто имеет общее речевое недоразвитие в тяжёлой форме, во второе попадают заикающиеся ученики. Вся работа в такой спецшколе крутится вокруг развития речевых навыков.
  • Школы 6-го вида коррекции созданы для детей, имеющих нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, например, с такими диагнозами как ДЦП, параличи верхних и нижних конечностей, с врождёнными и приобретёнными деформациями. Здесь ставку делают на физкультуру и труд, как дисциплины, помогающие восстановить двигательные функции.
  • Спецкоррекционное образовательное учреждение 7-го вида берёт деток с задержками в психическом развитии, которые сохранили у себя интеллектуальный потенциал, но имеют отклонения в памяти, внимании, темпе психологических процессов, а также учат тех деток, что эмоционально неустойчивы. Здесь приучают жить по правилам и по времени, вырабатывают усидчивость и концентрацию, развивают познавательную деятельность.
  • Ну и наконец, 8-ой вид спецшкол предназначен для тех, кому вынесен врачебный вердикт «умственно отсталый». Здесь обучение носит больше характер трудовой подготовки, дисциплины все имеют практический смысл и даже экзамен сдаётся по труду. Всё, чтобы помочь такому ребёнку в дальнейшем «выжить».

Попадают дети с нарушениями в здоровье в нужный класс или школу по направлению от местного управления образования с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество

Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития

Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

Количество человек в классе небольшое (8-12 детей), что помогает учителям уделить больше внимания каждому ученику.
Учителя получили специальное образование или прошли профессиональную переподготовку для работы с особенными детьми.
Школьная программа адаптирована под особенности развития ребят с ограниченными возможностями. Так, например, в школах для глухих обучают языку жестов. Нет «лишних» предметов или тем, непосильных для особенных детей

Большое внимание уделяется развитию практических навыков: девочек обучают мастерству шитья, а мальчиков — столярному делу, чтобы выпускники могли получить профессию в будущем.
Поскольку требования к детям не завышены, а ориентированы на их возможности, ребята чувствуют себя комфортно: нет косых взглядов, насмешек, ощущения отсталости от остального класса.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?↑

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы- исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатсядети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, но сохранившие самостоятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путём создания слухо-речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением  детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В  процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности.И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector