Основные методики раннего развития ребенка — что выбрать?

Советы для родителей

Коротко представим основные моменты, которые должны учитываться родителями, решившимися на раннее развитие своего крохи.

Каждая методика имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Постоянно заниматься по какой-то из них не просто сложно, но и вредно – дает о себе знать однобокость подхода

Поэтому лучше всего брать отдельные элементы из разных методик, которые в наилучшей степени подходят именно вашему малышу.
Смелые эксперименты и перепрыгивания с одного метода на другой недопустимы, для детей это сильнейший стресс, поэтому каждое «нововведение» следует включать осторожно.
Не стоит скупать все игровые пособия, вполне достаточно нескольких, чтобы кроха хорошо их знал и использовал различными способами. В противном случае ребенок может растеряться и запутаться.
Занятия по РР не должны напоминать школьные уроки и проходить в определенное время

Упражняться лучше всего тогда, когда кроха в наилучшей степени готов к этому.
Использовать для развития нужно каждую свободную минуту. Отправляясь на прогулку, можно поделиться с крохой своими знаниями о тех животных и птицах, которые встретились на пути. Работая на кухне, мама может дать малышу понюхать и попробовать различные продукты, чтобы сформировать у него представление о запахе и вкусе.
Если малыш болен, то занятия следует отложить.

И последнее – обязательно хвалить кроху даже за самые незначительные успехи, а ругать его не следует.

О пользе раннего развития

В чем же преимущество раннего развития малыша? Прежде всего, он общается со своими родителями, что оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое становление.

Кроме того, отмечены такие полезные эффекты:

  • развитие речи;
  • улучшение мыслительной деятельности, логики, памяти;
  • развитие творческого начала;
  • постижение мира всеми органами чувств;
  • улучшение пространственного мышления;
  • развитие умения анализировать, обобщать, находить общее и отличия;
  • появление новых интересов.

Если не делать из РР преждевременного, то есть не пытаться обучить ребенка тому, что он пока понять не в состоянии, то такое развитие, несомненно, принесет огромную пользу. Нельзя ставить знак равенства между «развитием» и «обучением» – РР отнюдь не предполагает, что с рождения ребенок будет получать теоретическую информацию. Нет, он будет именно развиваться, познавать мир, попутно получая знания и формируя навыки.

При всех плюсах есть достаточно много минусов

  1. Допустим, вы научили ребёнка читать в 3-4 года. А что дальше? Читать книги ребёнок вряд ли будет самостоятельно. До поступления в школу ещё куча времени, а любой навык для того, чтобы им полностью овладеть, должен быть проработан и доведён до автоматизма. Проведём понятную для большинства взрослых аналогию. Возможно, среди ваших знакомых есть люди, которые получили права задолго до того, как приобрели автомобиль. Большинству из них приходится учиться водить транспортное средство заново, для “освежения” навыков вождения. Представьте, что ребёнку перед школой не только необходимо учиться читать заново, а переучиваться.
  2. Школьная программа ориентирована на традиционный метод обучения чтению.  Поэтому существенный недостаток методики – отличие, и весьма значимое, от общепринятого способа обучения. Ребёнок, освоивший чтение по складам,  не понимает принципов слого- и словообразования – как из букв, звучащих определённым образом, получают слоги, звучащие по-другому. Ему тяжело раскладывать склады на буквы. Возникают проблемы с морфемным разбором слов.
  3. Ещё один минус –  проглатывание окончаний и неправильное произнесение слов многими детьми, обученными чтению по этому методу. Это отмечают многие логопеды и психологи. Обычно первой фразой опытного специалиста, к которому обращаются родители с такими проблемами, является вопрос: “А вы по Зайцеву читать учились?”.

Подводя небольшой итог, можно констатировать следующее: метод не идеален, обладает существенными недостатками, влияющими на дальнейшее изучение русского языка. То, чего малыш избежит на начальной стадии (навык соединять буквы и слоги), всё равно придётся освоить позже, при этом переучиваясь! А знаете ли вы, что это гораздо тяжелее, чем учиться с нуля?

Согласно постулатам этого способа, дети осваивают принципы складывания из букв слога, а из слогов слова.

Проблема данного метода состоит в том, что нет пошаговой инструкции, учитывающей основные механизмы обучения ребёнка. Стандартно родитель берёт один из многочисленных букварей и пытается обучить ребёнка читать, зачастую не зная и не понимая принципов обучения детей.

Полезные советы, которые рекомендуется учитывать при проведении занятий

Для того, чтобы добиться успешных результатов, недостаточно просто уделять много времени для игр с 6-месячным малышом

Важно уметь делать это правильно. Советы специалистов, которые приведены ниже, помогут вам добиться желаемого результата:

Все предметы, находящиеся в пределах досягаемости малыша и используемые при проведении игр, не должны быть содержать мелких деталей;
Игрушки, используемые для занятий малышом, должны регулярно подвергаться тщательному мытью

С большой осторожностью следует относиться к мягким игрушкам, ведь их очень сложно содержать в чистоте, а в ворсе могут скапливаться миллионы бактерий;
Шестимесячного ребенка можно на некоторое время пустить ползать по полу: в этом возрасте он или уже освоил этот навык, или вот-вот научится. При этом необходимо застелить пол чистой тканью (старый пыльный ковер для занятий не подойдет), а также обезопасить малыша от острых углов и предметов домашнего обихода, представляющих для него опасность;
Можно пригласить в гости родителей с малышом приблизительно такого же возраста

Знакомство ребенка с другими детьми будет весьма полезным и познавательным для него;
Если вашему малышу не больше 6 месяцев, вы должны уделять время на игры 5-15 минут ежедневно. А если ребенку больше 6 месяцев, то время игр увеличивается вдвое;
Не забывайте усложнять задачи. Не стоит повторять всегда одно и то же. Ребенок должен развиваться. Если он научился делать определенную вещь на 100%, усложните эту задачу;
Во время игр, забудьте на некоторое время о других серьезных вещах. Побудьте ребенком. В противном случае, все игры будут казаться для вас очень глупыми и простыми;
Занятия нужно проводить только тогда, когда ребенок сыт и выспался
Если же он болеет или чувствует себя не важно, то лучше дайте ему отдохнуть;
Ни в коем случае не ругайте малыша за его ошибки. Напротив, вы должны хвалить его даже тогда, когда у него все равно не получилось
В таком возрасте, дети обращают особое внимание на лицо человека и на его мимику
Поэтому, всегда улыбайтесь
Дайте ему понять, что все хорошо, что у него обязательно получится. А если у него получилось, обязательно похвалите его каким-нибудь ласковым словом. Благодаря этому, он будет чувствовать себя уверенней, и добьется дальнейших успехов;
Во время игр, необходимо находиться рядом с ребенком. Ему будет не комфортно, если вы будете постоянно отвлекаться на другие вещи;
Идеальное время для игр, требующих физической активности – утро, а для спокойных игр – вечер;
Выбирайте правильное место для игр. Следует отнестись к этому очень серьезно. Не стоит играть там, где опасные для ребенка предметы, лежат в открытом доступе. Идеальное место для игр – детская комната или спальня. Также, не забывайте проветривать комнату. Играть в душной комнате будет не комфортно.

Если вы будете ежедневно пользоваться всеми играми, которые мы перечислили, то результат не заставит долго ждать. Уже через несколько недель или месяцев, вы почувствуете, что:

  • Кроха имеет полный контроль над своими руками. Он может самостоятельно достать маленький предмет из коробки, будь то шарик или другая игрушка, и также самостоятельно положить их в любое место;
  • Малыш умеет правильно использовать свое зрение, слух и речь. Он умеет фокусироваться на определенных предметах, движениях. Также он научился произносить простые слова с выражением;
  • 6-месячный ребенок уже может ползать, и теперь пытается встать на ноги. Это определенно плюс;

Также не забывайте фотографировать или снимать на видео интересные моменты, связанные с поведением малыша. Наверняка повзрослевший ребенок с удовольствием и изумлением посмотрит видео- и фотоархивы своего раннего детства.

А подводя итоги, хочется отметить самое главное – все получится. Даже если сначала, ребенок часто допускает ошибки и не понимает, как устроена даже самая простая вещь – не стоит сдаваться, и тем более ругать его за это. Поверьте, так вы сделаете только хуже. Вы должны хвалить его за любое достижение. Так, он будет чувствовать вашу любовь и одобрение, и будет стараться становиться лучше. Не стоит говорить, что он обязан научиться этому сегодня, или на этой неделе, так как ребенок подруги уже это умеет. Дети развиваются по-разному, у всех организм индивидуален. Кто-то начинает ходить и разговаривать очень рано, кто-то с опозданием. Главное – относиться к этому спокойно, и помогать ребенку преодолевать все трудности. И запомните – все получится!

Методика Зайцева

Николай Александрович Зайцев – петербуржский педагог, который придумал популярную систему обучения чтению по слогам. По его мнению, именно слог является элементарной частью речи, а не слово или буква. Когда ребенок только начинает говорить, он произносит слоги «ма», «да», «ка», «ба». Искусственное разделение слогов на буквы закрепощает речевые навыки детей, вызывает трудности с чтением.

В основе системы развития ребенка до года лежат наглядные пособия – кубики и карточки. Она также предполагает разучивание веселых, коротких песенок, распевание которых помогает быстрее усваивать материал. Основной принцип развития – игра, как основной вид деятельности детей раннего возраста.

Оптимально начинать работать с детьми по программе Зайцева после 1.5-2 лет. Можно заниматься раньше других детей, но как показывает практика, чем старше малыш, тем быстрее он учится читать. Например, если двухлетний кроха начинает читать через 6 месяцев, то пятилетний – через 2 недели.

Хотя слогов в 7 раз больше, чем букв, учить их совсем несложно. Вместе с чтением дети осваивают грамотное письмо. Например, они сразу запоминают, что «жи» и «ши» пишется через «и». Более того, при классическом обучении чтению по буквам, дошкольники часто отвлекаются на рисунки. Кубики содержат исключительно буквы, без отвлекающих элементов.

В данной методике на развитие ребенок получает такие преимущества:

  • Учиться писать без ошибок;
  • Избегает логопедических недостатков;
  • Учится говорить чисто;
  • Расширяет запас слов;
  • Развивает логическое мышление;
  • Тренирует зрительную память.

Заниматься по методике раннего развития Зайцева очень просто. Нужно приобрести готовые кубики и организовать короткие занятия в удобное ребенку время. Он должен быть здоровым, в хорошем настроении, отдохнувшим. Не должно быть принудительного обучения

Важно заинтересовать малыша, тогда система обучения даст наилучшие результаты. После изучения слогов, можно учиться читать вывески

Назначение методик индивидуального развития ребенка

Согласно с данными, доказанными опытным путем, существует множество вещей, которые в младенчестве даются очень легко. По мере взросления ребенка подобные навыки вырабатывать уже сложнее. При достижении определенного возраста, создается риск полного непонимания того или иного действия. Методики раннего развития позволяют не упустить тот важный момент в детстве, который уже будет невозможно восстановить. Даже если малыш и не станет гением, подобный подход позволит по максимуму использовать его стартовый потенциал.

Помимо этого, современные системы воспитания и развития позволяют рассчитывать на следующие результаты:

  • Происходит постепенное формирование уверенной в себе личности. Если с раннего детства научить ребенка преодолевать трудности и использовать сильные стороны натуры, со временем это войдет в привычку.
  • В развитии человека одну из важнейших ролей играют гены. Но они могут оказаться совершенно беспомощными без необходимого стимулирования умственной деятельности. Исследования военного врача Гленна Домана, педагога-новатора Зайцева, практика Масару Ибуки и других выдающихся ученых доказали эффективность развивающих методик при воспитании одаренных детей.
  • Статистика доказывает, что своевременное введение развивающих методик действительно способно обеспечить малышу счастливую, полную и обеспеченную жизнь. Это своеобразная возможность для родителей выбрать для ребенка судьбу, которую они считают оптимальной.

Для того чтобы подобрать оптимальную методику или систему не обязательно обращаться к специалистам. Техники настолько просты и доступны, что с ними очень легко разобраться самостоятельно.

Основное назначение методик — всестороннее развитие ребенка

Сравнение с другими методиками

Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:

Методика Отличия
Зайцева Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают.
Глена Домана Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет.
Никитиных В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно.
Сессиль Лупан Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный.

Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.

Особенности исследований Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский доктор медицины, разработавший уникальный подход к обучению, как ослабленных, так и абсолютно здоровых малышей. Основа системы Монтессори очень проста – для ребенка должны быть созданы идеальные условия, которые помогут ему развиваться и обучаться самостоятельно

Такой подход обеспечивает раннее приобретение важного жизненного опыта, формирует необходимые для определенного возраста сенсорные и моторные навыки

Используя в качестве отправных точек впитывающее мышление и повышенную возрастную чувствительность, Мария Монтессори построила схему воспитания, ориентированную на развитие индивидуальности и личности маленького человечка собственными силами.

Базовые рекомендации системы Монтессори:

  1. Построение обучения вокруг игровой практики.
  2. Введение занятий по развитию письма, чтения, правильной речи, повседневных навыков, сенсорных показателей.
  3. Провоцирование подключения собственного мышления ребенка, а не механическое выполнение заданий.
  4. Мария Монтессори предложила использовать игрушки с большим количеством мелких деталей, что положительно влияет на мелкую моторику детей.

Согласно системе Монтессори, можно выделить следующие закономерности формирования навыков:

  • До шестилетнего возраста происходит сенсорное развитие детей.
  • До 3 лет формируется восприятие порядка.
  • В 1-4 года закладываются движения и действия.
  • До 6 лет формируются основы речи.
  • После 2,5 и до 6 лет закладываются социальные навыки.

Как утверждает учение Монтессори, потерянное время невосполнимо. Если в один из указанных периодов с малышом не проводить соответствующую работу, то возможность развить важную способность уйдет навсегда.

Как проходят занятия по методике Железновых

Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:

  • танцы;
  • прослушивание музыки;
  • пальчиковую гимнастику;
  • пение;
  • игру на музыкальных и шумовых инструментах;
  • различны виды игр.

Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.

Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом «в ход» могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку «азбуку-потешку», где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.

Обращаем Ваше внимание, что авторы методики рекомендуют чередовать динамические музыкальные занятия с более спокойным времяпрепровождением (например, рисованием, лепкой или игрой с конструктором).

Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).

Метод Сесиль Лупан

С. Лупан – автор бестселлера «Поверь в свое дитя». По сути, ее система является продолжением наработок Г. Домана.

Чтобы достичь успеха в развитии по методике Сесиль Лупан до года, нужно следовать таким принципам:

  • Если ваш ребенок проявляется интерес к чему-либо, помогите ему получить новые знания;
  • Не стройте преграды на пути познания окружающего мира;
  • Обучайте ребенка через игру, но заканчивайте ее того момента, как малыш устанет;
  • Не надо устраивать проверки знаний;
  • Чтобы поддерживать любознательность, активно предлагайте новую информацию к изучению.

Ребенок в год – индивидуальность. Не обязательно следовать абсолютно всем советам программы

Важно почувствовать, что работает именно с вашим малышом. Главный учитель ребенка – его родители

Не стоит придерживаться строгого графика в обучении. Нужно наблюдать за малышом и постепенно развивать врожденные способности.

В этой методике развития ребенок не находится под постоянной опекой. Чрезмерный контроль притупляет творчество. Навязчивая помощь родителей – это нарушение личного пространства малыша. Обучение должно вызывать радость, интерес. Запоминание осуществляется легко и непринужденно.

По мнению автора системы, ранее развитие будет эффективней, если общение с ребенком будет строиться на любви и терпении. Лупан считает, что первый год жизни – самый важный этап, поэтому роль родителя сводиться к выполнению 4 задач в этот период:

  1. Помочь крохе сформировать позитивное отношение к себе и миру. В период раннего развития нужно максимально проявлять свою любовь: физически, словесно.
  2. Стимулировать зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
  3. Поощрять двигательную активность.
  4. Заложить основы речи.

Предлагая данную методику своему ребенку, вы даете ему такие преимущества:

  • Малыш растет в любви и гармонии;
  • Система охватывает все стороны становления его личности: физическую, умственную и психоэмоциональную.
  • Заниматься по методике можно раньше, чем по другим системам – с первого дня рождения.

Выбирая методику ребенку, ориентируйтесь на его темперамент и интересы. Нельзя навязать конкретную систему обучения. Занятия будут эффективными только в том случае, если они будут ему интересны.

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать «развивающие пособия»: паззлы для самых маленьких (по 2–4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, «Противоположности», «В зоопарке», «Цвета и формы», «Изучаю себя»). Затем настал черед «фотоальбомов».

«Фотоальбомы» — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная «по складам» — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими («овощи», «одежда», «мебель», «музыкальные инструменты», «дорожные знаки», «породы собак» и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой «Как дать ребенку энциклопедические знания». Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но… жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три

Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки… Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире

Я бегала за ней с альбомами: «Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим»… Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то… неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения «не растите гения», «не гонитесь за рекордами», «не нагружайте ребенка». Но установка «не ждите реакции и результата» как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь «ранним развитием» своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что «так надо», «полезно» и «правильно».

В чем важность раннего развития?

Все без исключения системы раннего развития следует внедрять с появления на свет, так как чем меньше будет кроха, тем лучше он усвоит материал. Ученые давно доказали, что именно в первые три года после рождения происходит самое активное формирование мозга, по этой причине специалисты рекомендуют в этот временной промежуток закладывать базу, которая положительно скажется на личностных качествах карапуза в будущем.

Кроме того, это время является определяющим в том, насколько будет ребенок адаптирован к социуму. Если в этот период ребенок не получит необходимых навыков, то во взрослой жизни ему будет сложно общаться с людьми, разрешать возникающие проблемы, отличать реактивность от энтузиазма и реалии от вымышленного мира.

Правила занятия с ребенком

Приступая к занятиям с карапузом по той или иной методике, нужно учитывать следующие правила:

  • Малыша следует знакомить со всем новым и интересным с рождения. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы сделать досуг карапуза максимально разнообразным. Его можно обучать игре на музыкальных инструментам, заниматься с ним спортом, рисованием, читать интересные книги, слушать классическую музыку и прочее. Пусть все это поначалу не будет интересно карапузу, но через некоторое время ребенок начнет проявлять интерес ко всему, что предлагают ему родители и выберет то, что нравится ему больше всего. Опыт, который карапуз получит в первые годы своей жизни, станет крепким фундаментом для дальнейшего развития его как личности.
  • Малыша нужно уметь правильно стимулировать и начинать это следует с окружающей обстановки. Если комната крохи будет тусклой, скучной, серой, не выразительной с однотипными игрушками, то карапуз вырастит замкнутым и угрюмым. Комната, где растет ребенок должна напоминать яркую сказку, полную интересных деталей. В этом случае малыш будет расти и развиваться счастливой и гармоничной личностью и без воздействия на него взрослых.
  • Вне зависимости от возраста ребенка, он должен иметь свободу передвижения и личное пространство.
  • Чтобы развить у карапуза коммуникативные навыки, родители должны сделать все для того, чтобы он общался с различными людьми, среди которых обязательно будут и дети.

Не нужно забывать о том, что поведение взрослых является основной ролевой моделью для крохи. Поэтому прежде чем заниматься воспитанием и развитием своего чада, нужно проанализировать свой характер и отношения со второй половиной.

Вот оно, раннее развитие!

…Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся «зверский аппетит». Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер… Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое «старинное» озеро — наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

Одновременно с альбомами ребенок «подсел» на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в «забавную пирамидку». Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями «больше-меньше».

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой «логический куб» с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

«Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?»

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять «логический куб» на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним «зарядкой».

Принципы

Занимаясь ранним развитием ребенка в домашних условиях, следует придерживаться следующих принципов.

  • Каждый малыш индивидуален, поэтому и темпы занятий должны учитывать его особенности.
  • Предлагаемые задания должны соответствовать и возрасту, и специфике ребенка. Так, если кроха с легкостью выполняет то, что полагается ему по возрасту, можно безбоязненно предложить ему что-нибудь потруднее.
  • Все, что ребенок делает, должно быть ему интересно. Уроки не надо выстраивать в форме «лекций» и «семинаров», родителям нужно заранее продумать увлекательную игровую форму, которая доставит малышу удовольствие.
  • Развитие должно носить всесторонний характер. Не следует учить малыша музыке, забыв о других сферах искусства, физической активности, познании окружающего мира.

Кратко о других авторских методиках раннего развития

Прочие образовательные системы успешно применяются частично и в дошкольной, и в школьной программе, помогая развить нужные способности и взращивая разносторонних личностей.

Наиболее популярные методики:

  • Книга японского бизнесмена, который, как заботливый и любящий отец, захотел поделиться с остальными родителями своими наблюдениями и способами развития детей — «После трех уже поздно».
  • Динамическая гимнастика от М. Трунова и Л. Китаева, сборник древнерусских гимнастических упражнений, которые, по мнению авторов, помогут родителям эффективно развивать физическую активность и корректировать мышечный тонус, исправлять косолапость, кривошею и т.д.
  • Гмошинская предлагает метод прививания детям художественных задатков, то есть учит рисовать с пеленок ладошками, пальчиками, ножками и мягкими фломастерами. Необычайно интересный материал.
  • Благодаря музыкальной программе Виноградова и Железновых детки с младенчества знакомятся с классическими произведениями и учатся эмоционально реагировать на нее (Виноградов), а также слушают потешки, колыбельные, музыку для подвижных игр, театральных сценок, массажа, что помогает в изучении алфавита, обучении счету, чтению, всесторонне развивает и т.д. (Железновы).

Список методик далеко не полный и каждая по-своему интересна и полезна. Самый удачный вариант – совмещать их друг с другом, применяя наиболее удачные моменты.

Игры для малышей от 7 до 9 месяцев

Этот квартал отличается любопытством – дети уверенно ползают, а к 9 месяцам уже встают на ноги. Круг занятий тоже расширяется.

Седьмой месяц

Большинство ребят в 7 месяцев чаще сидят, поэтому задействовать нужно их руки.

Пальчиковая игра – знакомый всем стих «сорока-ворона», в которой детям по очереди загибают пальчик. Это нужно для моторики и подготовки к манипуляциям руками.

Мешочки с крупами – также для мелкой моторики в разные тканевые мешочки сыпят разные крупы. Мешочков должно быть несколько, например, с фасолью, с рисом, с гречкой, с горохом. Такое упражнение должно быть под присмотром родителя, если малыш начнет есть крупы, это не смертельно, но крайне нежелательно.

Молоток с пищалкой – им ребенок стучит по всему, до чего дотягивается. Это полезно для координации движений.

Еще в 2006 было доказано, что математические способности есть у детей 7 месяцев. Поочередно 2 или 3 женщины говорили одинаковое слово, после чего грудничку предлагали выбрать один видео кадр из двух – с двумя и соответственно с тремя женщинами. Дети безошибочно выбирали кадр с тем количеством женщин, которое совпадало с количеством голосов.

Восьмой месяц

Большой интерес к животным, поэтому нужно показывать ребенку картинки или игрушки, живность на улице, и показывать, какие звуки издает то или иное животное

Очень важно, чтобы игрушечные и нарисованные звери при этом внешне были больше похожи на настоящих, а не на фантастических несуществующих

Изучение состояний – берется обычная пластиковая прозрачная бутылка, в которую насыпают крупу или наливают воду. Малыш трясет, переворачивает бутылку, крутит ее и рассматривает, как себя при этом ведет то, что внутри, и как это звучит.

Для тех, кто еще плохо ползает – недалеко от ребенка кладется яркая игрушка, до которой он должен доползти. В дальнейшем игрушка постепенно кладется все дальше и дальше. Вместо игрушки можно играть в прятки. Например, мама прячется за угол, ребенок видит это и ползет искать.

Девятый месяц

Игры в ванной с водными игрушками – уточки, кораблики, мельницы и фонтаны, сегодня выбор очень большой.

Матрешка, разборная пирамида с кольцами – развитие моторики, понимание разных размеров, синхронизация действий.

Для моторики хороши также любые игры, где нужно бросать или складывать разные предметы в одну емкость, коробку, бутылку. Избегайте слишком мелких предметов, особенно если оставляете ребенка без присмотра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector