Известные приемы ораторского выступления

Содержание:

Михаил Васильевич Ломоносов[править | править код]

Родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.
Мать Михаила Ломоносова — Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.
Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».
Счастливая случайность — вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля — химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.
Беспорядочная жизнь, кутежи, долги, переезды из города в город были не только следствием увлекающейся натуры Ломоносова, но и отвечали общему характеру тогдашней студенческой жизни. В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, присланных им из-за границы в Академию наук в 1738 году — «Ода Фенелона» и в 1739 году — «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Эти две оды, несмотря на их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время напечатаны и послужили только для Академии наук доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии.
Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, М. Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям, связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии — как высокого.
Значительный вклад в развитие риторики в России внес Ломоносов, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748).

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

«О изобретении»,

«О украшении»,

«О расположении».

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

Он выделяет:

собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;

ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;

поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

Oratorus

Онлайн тренинг от профессионального журналиста. Вы узнаете, что такое ораторское искусство и как овладеть этим мастерством.

Вы поймете разницу между волнением, страхом и стыдом. Узнаете о пользе позитивного волнения и научитесь эффективным рабочим техникам, чтобы преодолевать негативные эмоции перед выступлением.

Вы узнаете: как правильно готовиться к любому выступлению, с чего начать подготовку, какие психические и физические действия приводят Вас к успешному выступлению, как работать с информацией.

Вы узнаете из каких сегментов строиться публичные речь. Каковы законы построения выступления. Как организовать части выступления в единое целое, достигая результата. Узнаете основные законы захвата внимания, при помощи голоса, пластики, вовлечения, пространства, построения речи и других составляющих выступления и возможностей спикера.

После каждого урока вам будет предложен тест, пройдя который вы сможете попасть к следующему уроку. После последнего урока вам предлагается записать выступление длительностью от 5-10 минут и отправить преподавателю.

Ораторское искусство

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества. Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад.

Что такое риторика

Риторика – искусство правильно говорить и мыслить. Раздел риторики включает в себя множество различных дисциплин – социологию, лингвистику, филологию и философию.

Риторика позволяет оратора говорить убедительно, используя пышные и красивые слова. В таком рассказе всегда присутствует логика, последовательность рассуждений и доказательная база.

Риторика делится на несколько разделов:

  • ораторика – речевое выступление перед публикой;
  • спор – для достижения истины;
  • беседа – умение поддерживать и вести любой разговор;
  • повседневная риторика с эмоциональными и речевыми сигналами;
  • этнориторика – речевые аспекты различных народов.

Риторика учит оратора красноречию, быть убедительным, чтобы в дальнейшем доказать свою точку зрения и позицию, которую должен принять оппонент. Этот раздел помогает обрести дар убеждения и манипулирования.

Основные типы

В зависимости от аудитории и преследуемой цели различаются несколько видов ораторской речи. Современная классификация насчитывает 6 разновидностей.

  1. Общественно-политическое. Выступления на социальные и политические темы, агитации и митинги.
  2. Академическое. Искусство оратора подразумевает использование строгого стиля, научных фактов и специальной терминологии.
  3. Судебное. Характеризуется аргументированностью, объективностью, точностью.
  4. Социально-бытовое. Юбилейные поздравления, тосты, поминальные слова тоже требуют соблюдения определенной стилистики.
  5. Богословское. Это церковные проповеди и молитвы. Их специфика отличается отсутствием аргументов и логики. Тяготеет к возвышенному и пафосному стилю.
  6. К отдельным видам ораторской речи, предполагающих наличие собеседника, относят полемику, дискуссию, диалог. Особенности построения ораторского искусства здесь связаны с необходимостью воздействовать на собеседника.

Полезные упражнения

Способности к красноречию редко бывают с рождения. Большинству людей умению придумывать оригинальные обороты речи придется долго учиться. Для самостоятельного обучения можно использовать следующие упражнения:

  1. Нужно выбрать любой текст и вычеркнуть в нем разные слова карандашом. Затем отрывок следует прочитать вслух, и сразу менять перечеркнутые слова синонимами.
  2. Выбирается любая тематика и в течение 4-5 минут нужно говорить только по данной теме. Рассказ должен быть ровным и без запинок.
  3. Для развития красноречия следует выполнять упражнение на креативность. Для этого следует выбирать необычные и фантастические темы. При ответе необходимо полностью раскрывать тему с мельчайшими подробностями.
  4. Подбираются слова из толкового словаря. Можно начинать с самых простых и самостоятельно давать определения разным словам.
  5. Выбор прилагательных. Нужно взять какое-то слово и подбирать к нему прилагательные, не менее пяти.

Все эти упражнения помогут развить речь. Кроме того, нужно каждый день вычитывать значение нового слова. Также подбирать к случайным словам синонимы и записывать речь на диктофон.

Важно увеличивать свой словарный запас. Для этого нужно как можно больше разговаривать

Следует выбирать какой – то определенный предмет и описывать его как можно ярче. Можно начать с формы, а затем перейти на удобные размеры и вес. Основная задача рассказа – это увеличение времени повествования.

Из речи нужно убрать слова-паразиты, такие как «э-э-э», «н-у-у-у» или «как бы». Их следует убирать из повседневной речи. Их употребление свидетельствует о спешке, неуверенности и неумении выстроить разговор.

Виды ораторской речи

Современная риторика выделяет 5 основных видов ораторского искусства, знание которых необходимо, чтобы уметь подстроить свои высказывания под конкретную ситуацию:

  • Социально-политическое ораторское искусство подразумевает изложение главной мысли по форме доклада кратко и четко на экономические, социальные, политические темы. Сюда же относится агитаторская и митинговая речь, разные политические обозрения и обсуждение злободневных тем.
  • Академическое ораторское искусство подразумевает использование в речи специальных терминов, выдержки строго стиля изложения мыслей, логичность и соблюдение последовательности повествования. Это специфическая научная речь в жанре лекции, обзора, доклада или сообщения.
  • Судебное ораторское искусство необходимо адвокатам, обвинителям, истцам и прочим участникам судебных процессов. Судебная речь должна изобиловать аргументами, доказательствами, разъяснениями, подтверждениями и нередко оценками (какой-либо ситуации). Риторика и ораторство разделяет судебную речь на защитную и обвинительную.
  • Социально-бытовое ораторское искусство — это поздравительная, похвальная или поминальная речь. Сюда же относятся тосты, семейные советы и т. д. Социально-бытовую речь от других видов отличает присутствие в ней большой доли красноречия. Она всегда отражает какие-либо семейные, дружественные и социальные отношения.
  • Богословско-церковное ораторское искусство проявляется в любых церковных речах: пении или проповеди. Этот вид можно назвать самым свободным. Она должна быть доступной и убедительной. Аргументы, подтверждения и логика здесь будут лишними. Ораторы этого вида часто являются богословами.

Свойства ораторской речи

Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

  1. Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
  2. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Причины плохих выступлений ораторов

Вредные советы правильному оратору.

Если вы правильный спикер и желаете правильных советов

Есть люди, которые хотят (и даже требуют) правильных советов. В этой главе собраны «правильные» советы по ораторскому искусству «правильным» ораторам. Просьба не принимать близко к сердцу юмор, используемый в этой главе книги. 

  • Как не совершить никаких ошибок в публичных выступлениях?
  • Вредные советы оратору. Или… Как провалить свое выступление.
  • Правильное дыхание оратора.

Почему так мало хороших ораторов? Ответ на этот вопрос есть в этой главе книги

  • Сколько необходимо репетиций перед выступлением с речью?
  • Можно ли копировать других ораторов?
  • Почему нет хороших ораторов?
  • Почему наши политики не являются ораторами?
  • Три главные причины плохого выступления оратора.
  • Уважение к публике.
  • Сколько времени нужно оратору для подготовки речи?

Волшебные слова

Это моя любимая книга.

Написал ее лет десять назад в виде отдельных статей на заказ газеты «Вечерний город». Так же, с моего разрешения, эти статьи публиковались на различных сайтах по психологии и интернет- газетах.

  • Волшебные слова.
  • Комплименты творят чудеса!
  • Как общаться с трудным собеседником.
  • Спор. Как нужно спорить?
  • Как нужно критиковать. Критикуем грамотно.
  • Учимся отказывать: «Спасибо, нет»!
  • Эффективный телефонный разговор.

  • Ложь. Кто виноват во лжи?
  • Обиды. БезОБИДная жизнь.
  • Кто кому и что должен?
  • За что мы боремся в личных отношениях?
  • Кому хорошо вдвоем?
  • Принятие реальности.
  • Не бойтесь бояться
  • Полюбите свои ошибки.
  • Тревожность. «Как бы чего не вышло»
  • Как полюбить себя?
  • Что делать с недовольством собою?
  • Самоуверенность и неуверенность начинаются с чего?
  • Как научиться «заставлять» своих собеседников слушать с открытым ртом?
  • Обучая людей — мы меняем Мир!

Аргументация в ораторском искусстве

В ораторском искусстве, аргумент — это факты, данные исследований, события, практические примеры, направленные на доказательство тезиса.

В античной риторике Аристотель выделял три типа аргумента: этос, пафос, логос.

  • Этос – этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово.
  • Логос – та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне.
  • Пафос – это соответствующая ситуации, цели высказывания, форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания. 

В современной риторике Николай Овчаров определяет три формы аргументации:

Теоретическая – общеизвестные факты, исследования, научные публикации, статистика.

Практическая – практические примеры на своем или чужом опыте.

Визуальная – сравнение с известным образом или событием.

Какой должна быть правильная ораторская речь?

На сегодняшний день лучшие ораторы выделяют несколько основных качеств, которые должны присутствовать в успешной речи:

  1. оратор обязан хорошо знать свою целевую аудиторию;
  2. необходимо обращаться к собравшимся людям с полезной для них информацией;
  3. уметь построить свое выступление таким образом, чтобы выполнялась побудительная часть диалога;
  4. уметь не только доносить информацию, но и побуждать их на ответную реакцию. Она может выражаться в виде определенных действий;
  5. очень часто речь имеет агитационный характер, что удается получить только в случае, когда сам оратор увлечен темой и знает ее в совершенстве;
  6. не лишним будет авторитет и известность оратора;
  7. специалист должен уметь создавать особое психическое состояние для всей аудитории;
  8. оратору следует самому показывать результативность своих слов и побуждений. Это может выглядеть в виде комментариев от людей, которые воспользовались советами и рекомендацией, и получивших положительный результат.

Теперь вы знаете об особенности работы оратор кто это, что должен знать и уметь, чтобы быть профессионалом.

Возможно вам будет интересна статья: Мемуарист. Значение слова, что означает

Аристотель и его значение в становлении риторики как науки

Античная риторика не представляется без имени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который развил и обобщил всё, что сумели достичь ораторы Греции. Он автор трактата «Риторика», который включил в себя 3 книги:

  • 1 – рассказывает, какое место занимает риторика в системе античных наук, какими родами речей она представлена;
  • 2 – описывает способы убеждения слушателей;
  • 3 – изучает проблематику стиля и построения речи.

Философ чётко отделял художественную литературу от риторики, первой он посвятил трактат «Поэтика». Это учение разбирает теорию драмы. В первой части философ даёт характеристику термина «поэтика». Здесь можно читать, как он рассуждает о сущности искусства, считая, что оно помогает понять людям жизнь. В то время как Платон и Сократ не придавали риторике функции познавательности. «Поэтика» подводит итог всем существующим литературным теориям. Труд написан простым и конкретным языком. Трактат «Поэтика» выразил теорию поэзии Аристотеля, а в «Риторике» сформулирована теория художественной прозы. Работы «Поэтика» и «Риторика» повлияли и на развитие философии.

Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:

  • 1 – отправитель речи;
  • 2 – речь;
  • 3 – получатель речи.

Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.

Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.

Ораторские приемы

Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.

наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.

Теоретического материала достаточно? А теперь — самое интересное.

Влияние психики на качества ораторской речи

Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность», необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера, главная задача оратора — иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это.

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют специальные упражнения. Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.
Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая громкость голоса.
Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат.
Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их

Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом.
Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Советы начинающему оратору

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Оглавление книги «Самоучитель по ораторскому искусству»

  • Глава 1. Как научиться выступать перед людьми?
  • Глава 2. Секреты обучения
  • Глава 3. Взгляд. Самый важный навык оратора
  • Глава 4. Как удалить мусор из речи
  • Глава 5. Практика. Готовые выступления. 
  • Глава 6. Пауза — главный инструмент оратора
  • Глава 7. Как увеличить словарный запас
  • Глава 8. Привлечение внимания публики
  • Глава 9. Как правильно читать текст перед публикой
  • Глава 10. Психологические ошибки начинающих ораторов
  • Глава 11. Что не является ошибками оратора

Приложение к самоучителю по ораторскому мастерству

  • Как защитить диплом на отлично
  • Как говорить комплименты
  • Другие главы книги, полезные для обучения ораторскому искусству

Владение ораторским искусством — важный навык современного человека.

Еще несколько мыслей об обучении риторике

Читать это не обязательно — нажимайте на следующую страницу.

Есть тезис, с которым я полностью согласен:

Успешный человек — это, прежде всего, оратор.

Потому что речь – это необходимый инструмент СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО человека.

Пример:

Каждый из вас, уверен, приобретает телефон с максимальным количеством полезных функций. Да? Чтобы он мог не только звонить, но и фотографировать, снимать видео. Так?

И это уже не кажется излишеством. Согласны?

На работу принимают сотрудников с максимальным количеством полезных функций.

Умение выступать — полезная функция работника, согласны?

И, если будет альтернатива:

  • сотрудник, закончивший курсы ораторского мастерства
  • сотрудник, не умеющий выступать

Кого, как вы думаете, возьмут на работу?

Как научиться ораторскому искусству — нужно выступать, пусть даже виртуально.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Инструменты оратора

В каждом искусстве есть свои техники, свои инструменты. В ораторском искусстве тоже есть свои инструменты. И этими инструментами оратор должен владеть в совершенстве.

Паузы

Паузы — один из главных инструментов оратора. Именно — «инструментов». Но мало кто из ораторов «уважает» паузы, и использует их с должным умением. Жаль. Крайне необходимо научиться пользоваться паузами каждому выступающему оратору.

Когда выступаете – не говорите лишних слов!

Паузы оратора — важный элемент речи оратора.
Пауза для привлечения внимания публики.

Разделение текста паузами.
Пауза — время отдохнуть и подумать.

Для подчеркивания важности информации.
Пауза — показатель уверенности оратора.

Мусор в словах, и как с этим бороться.
Осмысленная речь. Лаконичность.. Взгляд оратора

Взгляд оратора

В ораторском искусстве самое важное — взгляд. Оратор должен видеть людей, перед которыми выступает. Он должен видеть, доходят ли его слова до ушей публики

  • Взгляд оратора. Куда нужно смотреть во время выступления перед публикой.
  • Чтение вслух — давно забытый навык. Публичное чтение. Как правильно читать.

Жесты оратора

Немаловажную роль в ораторском искусстве играют жесты. Жесты — это тоже речь, невербальная речь. В этой главе нет всей-всей информации о жестах оратора, потому что проще показать, нежели описывать словами. Но я планирую дополнять книгу новыми статьями на тему жестов.

  • Жесты. Жесты в ораторском искусстве. Как научиться делать жесты.
  • Обязательно ли нужны оратору жесты?
  • Что такое невербальная речь?
  • Свободные жесты.
  • Заполняем паузы жестами.
  • Такие разные жесты. 100 фотографий.
  • Язык жестов.
  • Упражнения для развития жестикуляции.
  • «Правильные и неправильные» жесты оратора.

Выступление перед публикой экспромтом

Нужно уметь выступать, как с подготовленной речью, так и — экспромтом. В ораторском искусстве принята, как подготовленная речь, так и речь экспромтом.

  • Что делать, если оратору нечего сказать?
  • Как увеличить словарный запас?
  • Выступление экспромтом.
  • Линейность речи и нелинейность мысли.
  • Можно или нельзя оратору повторять одни и те же слова?

Ораторское искусство и публика

Хорош оратор, или плох — об этом судить публике. Но, почему-то, именно этой публики часто боятся плохие ораторы. А почему?

Оратор и публика.
Выступление оратора перед публикой.

Где выступать легче, перед большой или маленькой аудиторией?
Выступление оратора в неблагоприятной аудитории.

Сказка о «Храме с тысячью зеркал».

Невербальный диалог с публикой.
Как лучше выступать – за трибуной или около трибуны?

Оратор и внимание публики. Что для оратора может быть важнее внимания публики?
Как скучный доклад превратить в интересную речь?

Ораторское искусство и энтузиазм.

Сколько должно длиться выступление оратора?
«Читать презентацию» или «Проводить презентацию»? Как точнее?

Презентации. «Следующий слайд, пожалуйста!»

Положительная реакция оратора на аплодисменты аудитории.

Критерии искусного оратора

Если вы стремитесь к тому, чтобы ваша речь была красивой, понятной и доступной людям, то вам будет полезно знать, каким критериям должен соответствовать искусный оратор:

Четко поставленный, внятный голос и хорошее произношение. В этом кроется залог красивой речи выступающего. Каждое слово должно четко выговариваться, каждое предложение должно нести смысловую нагрузку. Научиться этому сложно, но возможно.
Отказ от сленговой речи и жаргонизмов. Насколько бы ни была свежа, актуальна и злободневная ваша речь, она теряет в цене и качестве, если вы разбавляете ее жаргонами.
Громкая, плавная и медленная речь. Она способствует расположению аудитории к вам и помогает слушателям лучше впитать полученную от вас информацию.
Отсутствие лирических отступлений. Истинные ораторы говорят четко и емко. Чем больше вы будете отклоняться от темы, тем больше будут скучать ваши слушатели. Развивать качество краткости необходимо тщательно.
Умение участвовать в дискуссиях, дебатах, спорах. Это неотъемлемая часть ораторского мастерства. Любому оратору приходится вступать в дискуссии и споры со своими слушателями

Здесь крайне важно сохранять хладнокровие, нейтралитет, строго придерживаться своей позиции и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Развить этот навык можно только путем постоянных обсуждений.
Исключение агрессии

Какая бы реакция на спикера ни произошла в зале, он должен сохранять спокойствие и дипломатично решать сложившуюся ситуацию. Если в зале появится желающий высказаться, то оратор обязан его дослушать и только после этого высказать свою точку зрения.
Использование языка жестов. Признанные ораторы часто применяют этот навык, чтобы сделать акценты на какие-либо детали в своей речи, попросить тишины и др.

К личностным качествам истинного оратора относятся:

  • внутреннее спокойствие, собранность и уверенность в себе;
  • хорошая память и воображение;
  • проницательность;
  • коммуникабельность.

Сильный оратор — это человек, который всегда выглядит ухожено, аккуратно, в меру строго одет и причесан. У него хорошая осанка, ясный взгляд и широкий спектр знаний. Большое значение придается психологической устойчивости, поскольку настроения в толпе всегда непредсказуемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector