Как помочь ребенку выговаривать букву «р»?
Содержание:
- Общение с логопедом
- Особенности произношения звука «Р»
- Артикуляционная гимнастика
- Основные причины сложностей
- Советы логопеда
- Влияние на плод и как часто можно делать УЗИ…
- Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
- Самогон
- Как поставить звук Р
- Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»
- Неправильное произношение
- Почему важно говорить без речевых дефектов
- Упражнения для развития речи детей
- Важность упражнений для автоматизации буквы р
- Природа икоты
- Разминка артикуляционного аппарата
- Полезные игры
- Наиболее популярные вопросы
- Почему не получается звук «р»?
- Буква «Р»
- Упражнения для растяжения уздечки языка
- Артикуляционная гимнастика
- Самостоятельные занятия
- Способы постановки звука
Общение с логопедом
Родители должны понимать, что в их силах научить ребенка правильно произносить литеры, однако посещение логопеда также необходимо. Дело в том, что специалист сможет проверить уздечку, фонематический слух, горловой тонус, благодаря этой диагностике, он точно выявит причину затруднений в вашем случае. Также логопед сможет составить правильную индивидуальную систему упражнений, которая позволит Вашему ребенку обучиться четкой речи.
По показаниям специалиста родители должны будут заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой. Если у них на это не хватает времени или не получается выполнять занятия, то лучше договориться с логопедом о частных уроках
Важно не пускать ситуацию на самотек.
Нужно первый визит к логопеду планировать в возрасте после двух лет. Это может быть плановым обходом перед детским садом
Желательно, чтоб, кроме встречи с логопедом, ребенка осмотрел невропатолог, ведь необходимо исключить и патологии головного мозга.
Особенности произношения звука «Р»
Рассмотрим типичные для детей варианты неправильного произношения:
Advertisement
- Звук пропускается (пример: га_аж, а не гараж). Это может свидетельствовать как о нежелании ребенка справляться с трудностями, так и о проблемах с фонематическим слухом;
- Звук «Р» заменяется на «Л» (пример: лыба, а не рыба). Это может быть связано с малоподвижностью артикуляционного аппарата. То есть, необходимо укреплять лицевые мышцы;
- Звук произносится нехарактерным образом. Как будто ребенок говорит на французском или английском языке. Это может говорить о «нарушении» речевого дыхания.
Чтобы выявить некорректное произношение, достаточно попросить ребенка «порычать», как грозный лев, и затем произнести несколько слов с буквой Р в составе. В зависимости от результата, можно будет сделать вывод, что необходимо тренировать в первую очередь: звук сам по себе или произношение в слогах. И лишь в редких случаях проблемы со звуком Р могут быть связаны со строением уздечки. С этим действительно лучше обращаться к врачу за особой гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука поэтапно начинается с выработки правильной артикуляторной позы. Для того чтобы мышцы могли ее удерживать, их постепенно развивают с помощью специальных упражнений. Все они должны выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. В статичном положении упражнение выполняется на счет до пяти, при динамичных упражнения на счет до десяти.
Важно приучать ребенка правильно выполнять все действия. От этого зависит как скоро новый звук войдет в речь
Обязательно развивайте навыки самоконтроля.
Детям с дизартрией помогите почувствовать каждое движение (например, предложите пальцем найти бугорки за верхними зубами, кончик языка и т.п.)
Логопедические упражнения на звук Р
Первое упражнение называется «маляр». При его выполнении кончик языка упирается в альвеолы и медленно скользит по нёбу вглубь рта
Важно не отрывать его ни на секунду. Повторить действие нужно несколько раз.
Второе упражнение «грибок»
Рот широко открыт, плоский распластанный язык прижимается к нёбу. Получается нечто похожее на грибок. Эту позу удерживают несколько секунд.
Третье упражнение «гармошка». Рот широко открыт, распластанный язык присасывается к нёбу. Нижняя челюсть опускается. Важно в этот момент не отрывать язык.
Четвертое упражнение «чашечка». Рот широко открыт, язык положен на нижнюю губу. Нужно поднять его боковые края. Получится нечто похожее на чашечку. Эта поза удерживается несколько секунд.
Посмотрите видео, где опытный логопед показывает самые лучшие способы постановки звука Р у детей:
Постановка от звука
Существует множество способов постановки звука поэтапно. Самый распространенный — заведение моторчика от звука . Делать это лучше лежа, так как в такой позе ребенку будет проще снять мышечное напряжение.
На этом этапе пригодится механическая помощь. Для нее нужен постановочный зонд (палочка с шариком на конце) либо его заменитель (соска, ватная палочка, коктейльная палочка с шариком на конце).
Ребенок лежит, голова его на коленях у взрослого. Он широко открывает рот, прислоняет кончик языка к альвеолам и произносит звук . Взрослый в этот момент делает колебательные движения зондом и раскачивает кончик языка. В итоге на сильном выдохе получается «Дддддрррррр».
Постановка от звука
Обычно не используется этот способ постановки, так как у звука отличная артикуляция. Но бывают дети, с которыми классические способы никак не идут. Тяжелее всего переучивать с горлового произношения. Поэтому можно попробовать небольшую «обманку». Ребенку предлагается поиграть в игру с неправильным «звоном». При произношение звука , язык поднимается немного к альвеолам. На него нужно сильно дуть. В какой-то момент появится одноударный . Со временем он перерастет в вибрант.
Постановка от звука
Для этого способа постановки у ребенка должна быть корректная группа свистящих звуков. Ребенка просят произнести длительно звук , потом немного вдохнуть ртом и прижать язык к альвеолам, выдохнуть. Послышится короткий звук . Особенностью этого способа является постановка на вдохе, а не на выдохе.
Постановка с механической помощью
Некоторым детям, особенно если они страдают дизартрией, нужна механическая помощь. Ее применяют не только для вызывания изолированного звука, но и для произношения слогов. Помимо зонда и зондозаменителей используют соску. Ее надевают на шпатель. Полученной конструкцией раскачивают язык, прося ребенка с силой дуть на его кончик. Получается тарахтящий звук, который называют «моторчик».
Иногда вместо соски используют палец ребенка. Его приставляют к напряженному языку и взрослый раскачивает ладонь ребенка, показывая ему как правильно выполнять упражнение. В дальнейшем он это делает самостоятельно.
Основные причины сложностей
Проблемы с произношением «р» логопеды связывают со следующими особенностями.
Неправильный прикус зубов
Сложности с произношением «р» возникают у детей с глубоким прикусом, отсутствием передних зубов и патологическим сужением челюстей. При подозрении на неправильный прикус необходима консультация ортодонта.
Неправильное речевое дыхание
Многие дети используют верхне-грудным дыханием, во время вдоха поднимают плечи. Это затрудняет правильное дыхание во время разговора. Также нарушением речевого дыхания считаются:
- поверхностный вдох и выдох;
- неравномерный выдох;
- неправильное распределение выдоха по словам.
Чтобы перестать картавить, так как произносить букву «р» достаточно сложно, специалисты рекомендуют делать дыхательную гимнастику и учиться дышать, используя диафрагму.
Индивидуальное строение уздечки
Слишком короткая уздечка ограничивает движения языка, делая невозможным воспроизведение некоторых звуков. Таким детям желательно провести курс логопедической гимнастики и массажа для растяжения уздечки.
В сложных случаях ортодонты рекомендуют проведение хирургического вмешательства для исправления этой особенности.
Плохое развитие артикуляционного аппарата
Четкость речи зависит от корректной работы мышц языка и челюстей. Ослабленный или неправильно сформированный речевой аппарат не позволяет правильно произносить звуки. Часто проблемы с развитием речевого аппарата возникают из-за дыхания ртом.
Так как самостоятельно научиться не картавить букву «р» получается не у всех детей, кроме специальной гимнастики врачи рекомендуют массаж лица
Проблемы в речевом слухе
Речевой слух – способность различать фонемы языка, звуки. Для некоторых детей похожие звуки, например, «з» и «с» звучат одинаково. Это осложняет восприятие слов, в дальнейшем приводит к сложностям в учебе. В норме ребенок в три года уже должен понимать разницу между похожими звуками. Если этого не произошло, логопед рекомендует специальные упражнения, развивающие фонематический слух.
Советы логопеда
- Для того, чтобы добиться четкого произношения всех звуков, нужно натренировать речевой аппарат ребенка. Техника произношения сложного звука «Р» требует немалых физических и умственных усилий.
- Заниматься с ребенком нужно регулярно, каждый день. И желательно, чтобы малыш в это время был бодр, весел и сыт.
- Упражнения надо выполнять по нескольку раз в день, так можно добиться максимально быстрого результата.
- Все занятия следует проводить исключительно в игровой форме, чтобы малышу было интересно.
- Изучать сложные звуки надо постепенно. Сначала следует освоить более легкие буквосочетания: «Ра», «Ро», «Ар», «Ур». Позднее можно переходить на скороговорки и сложные фразы.
Влияние на плод и как часто можно делать УЗИ…
Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.
Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
Обязательно хвалите малыша
Ему важно ощущать свои достижения.
Самогон
Как поставить звук Р
Начинать рекомендуется с постановки других звуков, и только после этого переходить к букве Р.
Как закрепить полученный результат
Если ребенок начал проговаривать этот звук, необходимо закрепить это. Чтобы это сделать, существуют некоторые упражнения:
Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн
Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype
Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда
- громко сказать Р несколько раз;
- закрепить через произношения слов и слогов с буквой Р;
- убрать упражнения с «Д»;
- перейти к обратным произношениям, вместо РА-РО, говорить АР-ОР;
- использовать скороговорки.
Эти упражнения закрепят результат и доведут проговаривание буквы Р до автоматизма. На начальных этапах количество Р должно быть большим. Ребенок должен запомнить и привыкнуть к артикуляции этого звука. Р должно плотно зафиксироваться в его речи. Взрослый должен произносить его вместе с малышом, показывая правильное произношение. Затем ребенок должен активно употреблять слова с Р в своей речи.
Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»
Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.
Работа над правильным звукопроизношением
Возрастные нормы
Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).
Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение
Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»
К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.
Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях
Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.
Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом
Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»
Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .
https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y
Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»
Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.
Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью помочь ребенку укрепить мышцы языка
Физиологические причины картавости
Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.
Упражнения для растягивания уздечки
В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука . Однако не стоит спешить подрезать уздечку.
Уздечка языка до и после подрезания
Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».
Упражнения на дыхание
Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.
Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик»
Неправильное произношение
Неправильное произношение ребенком буквы «р» может проявлять себя по-разному. Малыш может произносить букву, но делать это нетипично для русского языка, то есть с акцентом. Эта проблема актуальна для детей, которые с раннего возраста учатся говорить сразу на двух языках. В этом случае при выговаривании буквы ребенок может картавить, гнусавить или делать это с повышенной вибрацией.
Малыши могут просто «глотать» нужную букву произнося слова. Это происходит на подсознательном уровне. Дети не заморачиваются над тем, чтобы выговаривать букву или не произносить слово вовсе, они ее просто пропускают.
Самым распространенным случаем является то, когда карапуз заменяет невыговариваемый звук на похожий по звучанию. Чаще всего букву «р» дети заменяют на «й», «л» или «ы».
Если карапуз не умеет выговаривать букву «р» не стоит ждать шести лет и надеяться на то, что он выговорится. Начиная с пяти лет ему нужно помогать в этом сложном деле или хотя бы подготовить его к правильному выговариванию. Однако, чтобы избежать лишней нервотрепки, лучше всего заранее проконсультироваться с логопедом.
Специалист проведет диагностику карапуза и определит нет ли у него физиологических отклонений, мешающих речевому аппарату ребенка нормально развиваться. Если проблемы имеются, врач подберет методы по их устранению, а если их нет, то расскажет, как правильно научить ребенка говорить «р». В этом деле родителям могут помочь и нижеописанные упражнения.
Почему важно говорить без речевых дефектов
В юношеском возрасте это создает немало трудностей при общении со сверстниками, особенно противоположного пола. Может даже послужить толчком для развития комплекса неполноценности. А иногда доводит даже до личностных трагедий.
Взрослому человеку этот речевой дефект может послужить серьезной помехой в продвижении по карьерной лестнице, а многие профессии будут просто недоступны для человека, чье произношение далеко не идеально. Ведь умение правильно говорить является главным во многих профессиях, таких как актер, диктор, журналист, адвокат и т.д.
Принято считать, что речевые дефекты следует исправлять в детстве. Это не совсем так. Да, действительно, чем раньше начать работать с таким ребенком, тем быстрее и лучше будет достигнут нужный результат. Но что же делать, если папа с мамой не доглядели за чадом и не устранили эту проблему в нежном возрасте? Неужели такому человеку навсегда оставаться в тени и отказаться от многих радостей жизни? Спешим вас утешить – вовсе нет. И в зрелом возрасте можно все исправить.
Упражнения для развития речи детей
Индюк
Приоткройте рот и широким кончиком языка попытайтесь быстро двигать вперед-назад по верхней губе, при этом произносите звук, который близок к “бл-бл-бл”. Данный звук необходимо тянуть 5-7 секунд, предварительно сделав глубокий вдох.
Грибок
Откройте рот и покажите зубы. Цокнув языком, присосите к небу плоский язык и в таком положении удерживайте 5-10 секунд. “Ножка гриба” – это уздечка языка, а “шляпка” – сам язык. Повторяйте упражнение 2-3 раза.
Лошадка
Приоткройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Начните языком медленно цокать, затем быстрее, быстрее и опять медленно. Это делать нужно с небольшими паузами. При этом старайтесь не двигать нижней челюстью.
Маляр
Широко откройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Кончиком языка двигайте по небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку), будто “красите потолок”. Язык не должен выскакивать за зубы, а также двигать вправо-влево или открываться от “потолка”. Также и нижняя челюсть не должна двигаться. Повторяйте данное упражнение по 5-6 раз в каждую сторону.
Вкусное варенье
Плоским широким кончиком языка оближите верхнюю губу сверху вниз. При этом нужно, чтобы были видны нижние зубы (нижнюю губу оттяните вниз, зубы не должны прикусывать язык). Повторяйте 3-5 раз.
Скороговорки для объединения звуков Л и Р
Лара и Валя играют на рояле. Пал град на пять гряд. Король – орел, орел – король. Враль клал в ларь. Малина – не Марина. Марина малину перебирала, а Арина грибы мариновала.
Скороговорки для постановки звуков Рь и Р
Добры бобры идут а боры. У редьки и репки корень крепкий. Три вороны на воротах. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пирог. Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге.
Важность упражнений для автоматизации буквы р
Помогающих научить ребенка выговаривать букву р упражнений много. Мы привели лишь несколько примеров. Не стоит забывать и о таких полезных занятиях по развитию речи, как разучивание скороговорок, декламация стихов, пересказ литературных произведений.
После того, как ребенок стал говорить букву р, полезно закрепить навык. Для этого следует выполнять с ребенком специальные упражнения для автоматизации. Они включают произношение прямых слогов со звуком р, потом – слов, словосочетаний и предложений. Например: «Я собираю помидоры на огороде. Ты собираешь помидоры на огороде. Вы… Они…». Таким способом правильное произношение доводится до автоматизма. Упражнения с ребенком лучше проводить в игровой форме, без принуждения и настойчивости.
Природа икоты
Для того чтобы понять причины детской икоты, необходимо вспомнить, почему этот процесс случается у взрослых людей и чем это грозит. Мы часто икаем, но это длится недолго, поэтому порой не замечаем начала и конца процесса, особенно если чем-либо увлечены на тот момент. Икота, по сути, являет собой судорожные сокращения диафрагмы, возникающие вследствие раздражающих факторов.
Причинами икоты могут быть:
• Переедание. Увы, но это наиболее частый раздражитель, вызывающий приступы.
• Охлаждение. Холод является довольно распространенной причиной икоты.
• Испуг. Да-да, испуг также может стать причиной судорожных приступов.
• Глотание воздуха. Случайно проглоченный воздух часто способен вызвать сию неприятность.
Однако всем известно, что икота – довольно быстро проходящая вещь, исчезающая буквально за несколько минут.
Разминка артикуляционного аппарата
Прежде чем приступать к логопедическим занятиям, необходимо провести разминку, чтобы разогреть мышцы, повысить их работоспособность и подвижность. Также разминка способствует и растяжению уздечки, если она укорочена.
- Нужно растянуть губы и открыть рот примерно на 2 пальца, после чего начать поглаживать небо языком, двигая его назад и вперед до упора.
- Открыть рот и растянуть в улыбке губы, а языком водить в стороны от одного уголка губ к другому.
- Растянуть губы в улыбке и открыть рот, прижав язык к небу. Не изменяя положения челюсти и языка, смыкать и размыкать губы.
- Растянуть губы в улыбке и открыть рот, при этом проводя языком по зубам с внутренней их стороны.
- Растянуть губы и открыть рот, а языком упираться в каждый зуб по очереди, будто бы пересчитывая их.
- Губы расслабить и высунуть наружу кончик языка. Фиксируя артикуляционный аппарат в этом положении, нужно попробовать произнести звук «з», после чего спрятать язык и снова произнести этот звук.
- Нужно высунуть язык как можно дальше и попытаться скрутить его в трубочку.
- Развитию артикуляционного аппарата способствуют и короткие стишки, и скороговорки, в которых содержится много звуков «р».
Во время занятий не нужно давить на малыша и тем более повышать голос, чтобы у него не развились чувство вины и неуверенность. Напротив, нужно всячески дитя поддерживать и хвалить даже за самые незначительные достижения.
С помощью подобной компьютерной программы ребенок в визуальной форме изучает буквы
Полезные игры
Поскольку любое обучение лучше воспринимается малышом в игровой форме, учить выговаривать букву «Р» лучше тоже играя. Существует ряд игр, направленных на изучение звуков, но вы можете придумывать их и самостоятельно.
Особой популярностью у детей и родителей пользуется игра в злого волка. В роли серого разбойника должен выступать ребенок, а родители должны быть трусливыми зайками. Помните, что детям очень нравится, когда вы их хвалите, а искренний испуг зайки (вас), услышавшего рык злого волка (ребенка), будет настоящей наградой и стимулом для продолжения обучения для вашего крохи.
Если малыш уже начал периодически правильно произносить «вредный» звук, займитесь произнесением скороговорок. Коротенькие и очень смешные стишки любят все дети. А если вы покажите ребенку, что тоже любите скороговорки и устроите с ним соревнования, то успех в обучении просто обеспечен.
Как научиться выговаривать букву «Р» — советы специалиста:
Наиболее популярные вопросы
До какого возраста невыговаривание «р» является нормой?
Малыши 3-4 лет должны освоить и выговаривать звуки родной речи. Но освоение самых тяжелых, в том числе «р», может затянуться до 5-6 лет (это норма).
Когда стоит обратиться к логопеду?
Если ребенок, несмотря на усилия родителей по его обучению, до 6 лет не научился выговаривать «р», то ему необходима помощь профессионального логопеда.
Почему некоторые дети картавят всю жизнь?
Картавость — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом возможно преодоление и полное исправление речи человека. Если она остается, значит, лечение отсутствовало.
Маленьким детям часто с трудом дается выговаривание различных звуков, особенно «р». Если у малыша возникает проблема картавости, его следует показать логопеду. Он определит причину и поможет разработать комплекс упражнений для преодоления дефекта речи. Родители также могут самостоятельно заниматься с малышом дома. Но это требует много усилий, времени и терпения.
Почему не получается звук «р»?
Здесь мы рассмотрим возможные причины возникновения проблемы с произношением:
- Прононс. Буква проговаривается как-бы в нос, будто при рините. Это происходит из-за отсутствия тонуса мягкого нёба, которое должно перекрывать поток воздуха в нос.
- Окрик ямщика. Здесь звук «р» деформируется с помощью губ в кучерское понукание «тпру!». Хвала Авиценне, этот дефект речи довольно редкий.
- В произношении участвуют боковые части языка.
При попытке проговаривания вредной буквы «р» человек выпускает воздух не прямо перед собой, а сбоку.
- Английский одноударный «R». Язык один раз касается твердого нёба, вместо раскатистого многократного треньканья.
- Французское произношение. Картавое горловое произношение. Это возникает из-за вибрации маленького горлового язычка или же самого мягкого нёба.
- Полный игнор этого противного звука. Например, вместо «кровать» выходит «ковать».
Буква «Р»
Для начала скажем, что причины картавости, когда не выговаривают букву «Р», связаны с неправильной артикуляцией (неправильное взаимодействие языка и нёба), физиологические проблемы (проблемы со слухом или патология развития), наследственность на генном уровне (если мама или папа картавят, то ребёнок с большой вероятностью унаследует эту особенность). А также — педагогическое невмешательство, двуязычие и другие.
ru.freepik.com
С виду картавость не опасна, но морально она очень давит на человека, особенно с неокрепшей психикой.
kakprosto.ru
Как исправить ситуацию с картавостью?
С 4-5 лет необходимо начать водить ребёнка к логопеду, не упуская самый важный возраст для исправления дикции, если вам видны проблемы с произношением, или вы сами картавите.
Если упустили время, то вы можете воспользоваться следующими упражнениями.
oziloo.com
Гримасничать в ежедневных 10-20-минутных упражнениях придётся часто и это нормально:
- Нужно издавать звуки цоканья, скручивая язык в «трубочку»;
- Старайтесь дотягиваться языком до кончика носа (не получится сразу, не мечтайте), растягивая уздечку языка;
- Положить указательный (стерильный) палец под язык и водить из стороны в сторону, стараясь рычать, вычленяя букву «Р»;
- С открытым ртом произносить звук «з-з-з» (гримаса тут получится серьёзная);
- Язык нужно сделать в форме «чашечки», прижимая его кончик к нёбу очень сильно и при этом произносить звук «д-д-д».
Упражнения для растяжения уздечки языка
При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.
Тянемся до носа
Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.
Как котенок
Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.
Легкий массаж
Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.
Артикуляционная гимнастика
Способствует правильному развитию мышц лица.
Упражнения постановки от звука Д
Барабан
Твердо и четко произносят «д», постепенно ускоряя темп. Во время непрерывного произношения добавляют голос. Получается «р».
Чередование
Произносят поочередно «д» и «т». После того, как язык привыкнет к движениям, получится«р».
Упражнения постановки от звука Ж
Произносят «ж», постепенно заводя кончик языка глубже в полость рта. После нескольких повторений получается слабовибрирующий «р».
Во время следующих упражнений стараются добиться большей четкости произношения.
Упражнения постановки от звука З
Необходимо много раз повторять «ззза». Многократное повторение заставляет язык вибрировать.
После того, как ребенок привыкнет, во время произношения необходимо поменять положение кончика.
Упражнения постановки от звука С
Малыш много раз повторяет звук «с». После чего на вдохе «заглатывает» язык, кончиком касаясь неба. Упражнения повторяют до 5 раз.
Постановка звука Рь
Твердый и мягкий звуки произносятся по-разному. При произнесении мягкого язык касается зубов.
Для постановки мягкого звука «р» ребенка просят прижать кончик языка к передним зубам, набрать как можно больше воздуха в легкие и резко его выдохнуть.
Сильный поток воздуха заставит язык вибрировать, ребенок произнесет мягкую «р».
Самостоятельные занятия
Лучший способ научить ребенка говорить букву «р» — увлечь его забавной, но полезной игрой. К занятиям нужно приступать в хорошем настроении, за малейший успех хвалите своего ученика. Ни в коем случае не раздражайтесь, избегайте критики. Сами подавайте пример, правильно произнося звук в словах. Возьмите зеркало, чтобы малыш следил за положением органов речи в процессе тренировки. При первых признаках усталости устраивайте перерыв. Артикуляционные упражнения чередуйте с дыхательными, чтобы язычок успел отдохнуть.
Постановка звука может занять не один месяц. Все это время тренироваться следует ежедневно, но недолго. Десяти-пятнадцати минут вполне достаточно. Не заставляйте ребенка повторять сложные скороговорки, которые выговорит не каждый взрослый. Начните с легких заданий. Если малышу не дается звук «р», отработайте его отдельно, затем переходите к слогам и простым словам. Только миновав этот этап, можно декламировать стихи про Греку и рака, цапнувшего его за руку.
Способы постановки звука
Постановка всегда звука происходит при достаточно строгой последовательности, без соблюдения которой эффективность может оказаться сомнительной, а конечного результата придётся ждать ещё долго. В связи с этим поэтапность профессиональной логопедической работы состоит из:
- развития и тренировки фонематического восприятия звука;
- дыхательной гимнастики;
- артикуляционной гимнастики;
- непосредственно постановки звука;
- автоматизации и дифференциации звука при произношении.
Логопедические упражнения на звук «Р»
Чтобы добиться от малыша правильной артикуляции Р, необходимы два вида подготовительных упражнений. Первый вид помогает развить необходимую подвижность языка, осознать его правильное положение и получить Р фрикативный – артикуляция та же, что и при полноценном Р, но пока без вибрации. А второй вид упражнений уже полностью направлен на выработку характерной вибрации.
К первому виду относятся следующие упражнения:
«Чистим зубки» – кончиком языка ребёнок тщательно чистит сначала верхние зубы изнутри и снаружи, а затем – нижние.
«Белим потолок» – кончиком языка ребёнок делает движения по нёбу вперёд-назад.
«Качели» – рот приоткрыт, кончиком язычка малыш ритмично старается максимально дотянуться сначала к носу, а затем – к подбородку.
«Весёлые часики» – острый язычок делает быстрые движения от левого уголка рта к правому и наоборот.
«Грибочек» – рот широко открыт, губы – в улыбке, кончик языка плотно присасывается в нёбу и удерживается в течение нескольких секунд. Упражнение требует 5-10 повторов.
«Гармошка» – положение языка то же самое, что и при упражнении «Грибок», с той разницей, что ребёнок, без отрыва язычка от нёба, максимально широко открывает и закрывает рот.
Постановка от звука Ж – упражнение эффективно, если Ж у малыша отчётливый и чистый. Ребёнок с усилием произносит длительный Ж, одновременно отодвигая язык назад, вглубь рта. Если всё идёт правильно, вскоре можно услышать короткий Р.
«Лошадка» – ребёнок озвучивает цоканье лошадки полностью расслабленным языком.
Упражнения для развития вибрации:
«Барабанщик» – рот приоткрыт, кончик языка крепко упирается во внутреннюю сторону верхних зубов. Ребёнок громко и максимально отчётливо на выдохе повторяет многократное д-д-д-д-д, не закрывая при этом рот. Необходимо контролировать, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась полностью неподвижной.
По аналогичному принципу, не меняя исходного положения губ и языка, к звуку д поочерёдно добавляем гласные: д-д-дда, д-д-дда, д-д-ддо, д-д-дду.
Постановка механическим методом
Для постановки звука таким способом понадобится логопедический зонд Шарик. Некоторые успешно его заменяют маленькими ложками, терапевтическим шпателем, всевозможными закруглёнными палочками и даже используют палец: собственный или палец ребёнка. Разумеется, в этом случае руки должны быть безупречно вымыты.
Язык ребёнка плотно прижат к внутренней стороне верхних зубов, и малыш произносит длительно з-з-з-з-з, одновременно перемещая язык назад к твёрдому нёбу. В это время по центру языка размещается зонд или его заменитель, и логопед делает быстрые движениям зондом из стороны в сторону, таким образом вызывая вибрацию.
В качестве других опорных звуков по аналогии можно использовать Д: на выдохе с достаточно приоткрытым ртом ребёнок многократно повторяет д-д-д-д-д-д, в то время как логопед зондом или пальцем совершает очень быстрые колебательные движения языка в разные стороны.