Произношение звука «р»

Содержание:

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука поэтапно начинается с выработки правильной артикуляторной позы. Для того чтобы мышцы могли ее удерживать, их постепенно развивают с помощью специальных упражнений. Все они должны выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. В статичном положении упражнение выполняется на счет до пяти, при динамичных упражнения на счет до десяти.

Важно приучать ребенка правильно выполнять все действия. От этого зависит как скоро новый звук войдет в речь

Обязательно развивайте навыки самоконтроля.

Детям с дизартрией помогите почувствовать каждое движение (например, предложите пальцем найти бугорки за верхними зубами, кончик языка и т.п.)

Логопедические упражнения на звук Р

Первое упражнение называется «маляр». При его выполнении кончик языка упирается в альвеолы и медленно скользит по нёбу вглубь рта

Важно не отрывать его ни на секунду. Повторить действие нужно несколько раз.
Второе упражнение «грибок»

Рот широко открыт, плоский распластанный язык прижимается к нёбу. Получается нечто похожее на грибок. Эту позу удерживают несколько секунд.
Третье упражнение «гармошка». Рот широко открыт, распластанный язык присасывается к нёбу. Нижняя челюсть опускается. Важно в этот момент не отрывать язык.
Четвертое упражнение «чашечка». Рот широко открыт, язык положен на нижнюю губу. Нужно поднять его боковые края. Получится нечто похожее на чашечку. Эта поза удерживается несколько секунд.

Посмотрите видео, где опытный логопед показывает самые лучшие способы постановки звука Р у детей:

Постановка от звука

Существует множество способов постановки звука поэтапно. Самый распространенный — заведение моторчика от звука . Делать это лучше лежа, так как в такой позе ребенку будет проще снять мышечное напряжение.

На этом этапе пригодится механическая помощь. Для нее нужен постановочный зонд (палочка с шариком на конце) либо его заменитель (соска, ватная палочка, коктейльная палочка с шариком на конце).

Ребенок лежит, голова его на коленях у взрослого. Он широко открывает рот, прислоняет кончик языка к альвеолам и произносит звук . Взрослый в этот момент делает колебательные движения зондом и раскачивает кончик языка. В итоге на сильном выдохе получается «Дддддрррррр».

Постановка от звука

Обычно не используется этот способ постановки, так как у звука отличная артикуляция. Но бывают дети, с которыми классические способы никак не идут. Тяжелее всего переучивать с горлового произношения. Поэтому можно попробовать небольшую «обманку». Ребенку предлагается поиграть в игру с неправильным «звоном». При произношение звука , язык поднимается немного к альвеолам. На него нужно сильно дуть. В какой-то момент появится одноударный . Со временем он перерастет в вибрант.

Постановка от звука

Для этого способа постановки у ребенка должна быть корректная группа свистящих звуков. Ребенка просят произнести длительно звук , потом немного вдохнуть ртом и прижать язык к альвеолам, выдохнуть. Послышится короткий звук . Особенностью этого способа является постановка на вдохе, а не на выдохе.

Постановка с механической помощью

Некоторым детям, особенно если они страдают дизартрией, нужна механическая помощь. Ее применяют не только для вызывания изолированного звука, но и для произношения слогов. Помимо зонда и зондозаменителей используют соску. Ее надевают на шпатель. Полученной конструкцией раскачивают язык, прося ребенка с силой дуть на его кончик. Получается тарахтящий звук, который называют «моторчик».

Иногда вместо соски используют палец ребенка. Его приставляют к напряженному языку и взрослый раскачивает ладонь ребенка, показывая ему как правильно выполнять упражнение. В дальнейшем он это делает самостоятельно.

Когда в идеале ребенок должен начать выговаривать букву «Р»

Многие родители начинают бить тревогу, когда их малыш в год не может выговорить букву «Р». Но вам стоит понять, что до трех лет такой сложный звук ему очень трудно освоить. В таком возрасте ребенок только начинает осваивать речь, поэтому буквы могут просто проглатываться.

Отец и сын делают упражнения на правильное произношение букв

А вот если он в 4 года напрочь игнорирует все рычащие звуки, то тут следует принимать меры. Для этого можно заниматься с ним дома самостоятельно, а можно обратиться к логопеду. Если же ребенок уже достиг школьного возраста, то тут просто необходима помощь специалиста.

Ход занятия.

1) Организационный момент. (Психогимнастика).

* Стоя на ковре.

Логопедобращается к ребенку:

— Я очень рада, что ты пришел на занятие. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.

Далее ребенок присаживается за стол).

2) Постановка цели занятия.

Логопед говорит ребенку:

— Посмотри, кто нарисован на картинке?

-Правильно, это тигр.

— Покажи, как рычит тигр? (р-р-р).

— Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук в слогах, словах, предложениях.

3) Артикуляционная гимнастика. (с картинками).

*Сидя за столом.

— Сейчас мы будем делать зарядку для языка. Помогать нам будут картинки.

(Упражнения: «Почистим верхние зубы», «Накажем непослушный язык»,

«Лошадка»). Расскажи, что делают губы, зубы, язык, горло, когда мы произносим звук

4) Развитие речевого выдоха.

* Стоя около стола.

— А теперь возьми вертушку и подуй на нее.Не забудь: при вдохе дышим носом, плечи не поднимаем; при выдохе дышим ртом, щеки не раздуваем.

-Молодец.

5) Пальчиковая гимнастика.

*Стоя около стола.

-Сейчас поиграем с пальцами. Большой палец будет здороваться с остальными с помощью слогов.

Ра-ро-ра-ры,

Ру-ры-ра-ро,

Ры-ро-ра-ру.

(Упражнение сначала выполняется правой, затем левой рукой).

6) Игра «Поймай звук».

*Стоя на ковре.

-Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные звуки,а ты хлопнешь в ладоши, если услышишь звук

п, т, к, м, р, л, с, р, п, т, р, д, р…

7) Игра «Найди звук».

*Сидя за столом.

— Перед тобой лежат картинки. Ты должен сказать, где в названии картинки находится звук : в начале, в середине или в конце слова.

8) Физминутка «Комар».

*Стоя на ковре.

-Ар-ар – вот комар! (Руки на поясе, повороты головы из стороны в сторону)

-Ар-ар – злой комар! (Руки на поясе, поморщить лоб, показать злость)

-Ра-ра – не боимся комара! (Руками отпугнуть комара)

9) Игра «Будь внимательным».

*Сидя за столом.

-Сейчас ты будешь повторять предложения. Слушай внимательно и запоминай их.

Тигры громко рычали.

У верблюда горб.

Сегодня морозное утро.

Шофер управляет грузовиком.

Рая сорвала ромашку.

Утром бывает роса.

Захар покупает розы.

10) Игра «Составь предложение».

*Сидя за столом.

-Я тебе раздам картинки, на них нарисованы разные предметы. Ты должен составит предложения с названиями этих предметов.

Помидоры…

Расческа…

Ворона…

Мухомор.

-Молодец! Интересные предложения у тебя получились.

11) Итог занятия.

-Какой звук мы сегодня повторяли?

-Какие слова с этим звуком ты запомнил?

-Какие игры тебе понравились?

-Что было для тебя трудным?

Как научиться выговаривать букву Р

Важным условием постановки звука является систематичность. С ребенком необходимо заниматься по 15-20 минут ежедневно. И это не только занятия с логопедом.

В домашних условиях родителям следует использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка. Гимнастику нужно проводить каждый день, однако следите, дабы ребенок не уставал. Идите от более простых упражнения к сложным, сначала выполняйте их медленно, и постепенно увеличивайте количество повторений. Все упражнения лучше делать перед зеркалом, пока малыш не научиться делать их уверенно. Также советуем делать их вместе с ребенком, чтобы он вам подражал.

Можно попытаться самостоятельно вызвать звук Р. Для этого поднимите язык и часто произносите ДДД, при этом не закрывайте рот. В это же время нужно делать колебательные движения пальцем под языком поперек него. Через время у вас должен получиться звук, который очень похож на Р.

Самогон

Отклонения в звуке «р»

Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.

Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.

При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:

  • Подмена р=л: ыба=ыба, выос=выос, саха=саха.
  • Подмена р=в: ыба=ыба, выос=выос, саха=саха.
  • Подмена р=г: ыба=ыба, выос=выос.
  • Подмена р=й: ыба=иба, выос=выос, саха=саха.
  • Подмена р= ыба=ыба, выос=выос, коова=коова.
  • Горловой или гортанный , свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
  • Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
  • Редкие случаи: когда вместо малыш произносит или глубокое , использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой .

Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.

Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.

Логопедические занятия дома

Если нет возможности посещать логопеда, можно проводить логопедические занятия дома

Но очень важно предварительно проконсультироваться с врачом. Родителям следует помнить, что начинаются логопедические занятия с разминки для языка, только после этого можно переходить к более сложным заданиям

Поставить звук Р можно с переходом от звуков Т, Д. Закрепляем это в слогах, словах и предложениях. Упражнения обязательно обыгрывать

Важно также почаще хвалить ребенка и повторять постоянно упражнения, стараясь их разнообразить новым речевым материалом. Можно придумать стишки с буквой Р самим вместе с ребенком

На дворе лежат дрова.

Марина любит мандарины.

Логопедические упражнения на звук Р обычно проводятся с 5 лет, потому что произношение его считается наиболее трудной задачей и в речи ребенка этот звук появляется последним.

Условия хранения и срок годности

Советы логопедов по организации домашних уроков

По мнению многих логопедов, постановка звука «р», является достаточно сложной. Решать проблему плохого произношения буквы следует комплексно. Рекомендуется дополнять уроки логопедов домашними упражнениями. Иногда бывает достаточно занятий родителей с ребенком.

Преимущества домашних логопедических уроков:

  • родители проводят с ребенком больше времени;
  • кроха находится в привычной для него обстановке. Благодаря этому он не переживает, не боится и не стесняется. Тренировка проходит более продуктивно;
  • отсутствие необходимости посещать поликлинику, в которой работает логопед. Особенно это актуально при плохой погоде, сильной занятости родителей, а также когда повышен риск заражения вирусными заболеваниями.

Но важно уметь правильно организовать домашние уроки, специалисты дают следующие советы:

  • проводить занятия в игровой форме. Пытаться заинтересовать, замотивировать ребенка;
  • придерживаться систематичности в решении проблемы;
  • во время занятий включать приятную музыку;
  • не ругать кроху, если у него долго что-то не получается. При этом следует проявлять настойчивость в обучении;
  • не стоит заниматься с ребенком, если он заболел и плохо себя чувствует;
  • при общении с крохой родителям следует четко и правильно выговаривать слова. Не рекомендуется делать сокращений.

Важные моменты

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

  • лексика;
  • грамматика;
  • речевой слух.

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Причины

Предрасполагающими факторами к неправильному произношению «Р» могут оказаться следующие:

  1. Короткая подъязычная уздечка. Она способна ограничивать движение кончика и передней части спинки языка вверх.
  2. Недостаточный напор воздушной струи при произношении данного звука.
  3. Ограниченная подвижность мышц языка, которая приводит к невозможности занять правильную артикуляционную позицию и выполнять произвольные движения языком.

Короткая уздечка языка

Если у ребенка короткая уздечка, не требующая подрезания, то необходимо проводить работу по ее растягиванию. Она включает массаж и артикуляционную гимнастику. Производить массаж вполне можно в домашних условиях. Вам нужно ухватить уздечку большим и указательным пальцами в самом низу под языком и растирать давящими движениями. Разминать уздечку необходимо по всей длине, стараясь ее растянуть. Но будьте осторожны, не повредите её. Совершайте несколько таких движений. Через некоторое время вы увидите, что уздечка увеличилась.

В качестве примера артикуляционных упражнений по растягиванию уздечки предлагаем вам следующие:

  • «Дотянись языком до носа». Нужно улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять вверх к носу, а затем опустить к верхней губе. При этом язычок не должен сужаться, а челюсти должны оставаться неподвижными.
  • «Дотянись до подбородка». Улыбнуться и открыть рот. Стараться дотянуться широким языком до подбородка. Следить за тем, чтобы челюсти были неподвижны.
  • «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка погладить неба от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.

Есть правила, о которых необходимо помнить родителям, чтобы не навредить своему ребенку во время выполнения упражнений:

  1. Нужно максимально широко открывать рот, но при этом ребенок должен дотягиваться до альвеол.
  2. Все упражнения должны выполняться медленно, близко к пределу возможного. Помните, во время выполнения упражнений язык может уставать, уздечка может начать болеть, поэтому необходимо давать ребенку отдохнуть.

Недостаточная сила воздушной струи

Как говорилось ранее, причиной в нарушении произношения звука «Р», может быть недостаточная сила воздушной струи. Предлагаем вам упражнения, направленные ее увеличение:

«Надуть шарики». Надуть две щеки и удерживать в них воздух.

Слабые мышцы языка

Укрепления мышц языка и развитию артикуляционной моторики способствуют упражнения, при которых язычок поднимается вверх, к нёбу. Вот некоторые из них:

  • «Лошадка» — щелкать языком, растягивая подъязычную связку.
  • «Индюк» — нужно быстро касаться верхней губы концом языка и сопровождать эти движения, звуками, похожими на бл-бл-бл
  • «Гармошка» — притянуть язык к небу. Удерживать его в такой позиции при этом то опускать, то поднимать нижнюю челюсть.

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
Обязательно хвалите малыша

Ему важно ощущать свои достижения.

Буква «Р»

Для начала скажем, что причины картавости, когда не выговаривают букву «Р», связаны с неправильной артикуляцией (неправильное взаимодействие языка и нёба), физиологические проблемы (проблемы со слухом или патология развития), наследственность на генном уровне (если мама или папа картавят, то ребёнок с большой вероятностью унаследует эту особенность). А также — педагогическое невмешательство, двуязычие и другие.

ru.freepik.com

С виду картавость не опасна, но морально она очень давит на человека, особенно с неокрепшей психикой.

kakprosto.ru

Как исправить ситуацию с картавостью?

С 4-5 лет необходимо начать водить ребёнка к логопеду, не упуская самый важный возраст для исправления дикции, если вам видны проблемы с произношением, или вы сами картавите.

Если упустили время, то вы можете воспользоваться следующими упражнениями.

oziloo.com

Гримасничать в ежедневных 10-20-минутных упражнениях придётся часто и это нормально:

  1. Нужно издавать звуки цоканья, скручивая язык в «трубочку»;
  2. Старайтесь дотягиваться языком до кончика носа (не получится сразу, не мечтайте), растягивая уздечку языка;
  3. Положить указательный (стерильный) палец под язык и водить из стороны в сторону, стараясь рычать, вычленяя букву «Р»;
  4. С открытым ртом произносить звук «з-з-з» (гримаса тут получится серьёзная);
  5. Язык нужно сделать в форме «чашечки», прижимая его кончик к нёбу очень сильно и при этом произносить звук «д-д-д».

Логопедические занятия дома на букву «р»

В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда.

Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.

Артикуляционная гимнастика дома

Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать

Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.

Логопедические занятия дома:

  • Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
  • Затем следует разминка языка.
  • И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.

Советы логопеда

Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.

Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух

Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.

Как быстро научиться выговаривать букву р

Правильно и бегло произносить букву Р, весьма сложная задача, и распространённая. Для работы с ребёнком, упростят помогающие действия родителей, но взрослым придётся самостоятельно решать эту проблему. Выполняйте ежедневно следующие рекомендации:

  1. Как и детям, советуется проговаривать скороговорки, при этом, особый акцент отдаётся словам, с частым использование буквы Р.
  2. Частой ошибкой, полученной в детстве, когда воздух остаётся в горловине и не выпускается наружу. Тем временем, происходит нужного дрожания конца языка, что является обязательным критерием при произношении звуков «Р». В устранение изъяна, улыбнитесь, поднимая язык к нёбу, выпуская воздух, раскройте рот.

Для улучшения подвижности кончик, также, натяните рот в улыбке, выпустите язык, легко покусывайте его кончик. Выполняйте данное упражнение в течение десяти секунд, затем отдых, снова повторите. Эту разминку необходимо повторять четыре раза в неделю, в день, а вообще, чем чаще, тем лучше.

Упражнения на дыхание

Звук Р – достаточно сложный для детского произношения, поэтому правильно поставленное речевое дыхание существенно ускорит и облегчит основную работу по постановке и автоматизации звука. Именно с дыхательной гимнастики стоит начинать каждое логопедическое занятие. С этой целью отлично подходят следующие упражнения.

«Играем в футбол». На столе устанавливаются два кубика – это ворота. В качестве мячика – небольшой ватный шарик. Задача ребёнка – вытянув губы трубочкой, на длинном выдохе дуть на мячик, загоняя его в ворота.

«Волшебные пузырьки». Перед ребёнком – стакан с водой и коктейльная трубочка. Для большего интереса в воду можно добавить любой пищевой краситель. Малыш дует в трубочку, создавая бурю из пузырьков в стакане.

«Снежинка на носу». В роли снежинки – маленький ватный шарик на кончике носа ребёнка. Задача – сдуть струёй воздуха ватку с приоткрытым ртом и кончиком язычка, закреплённым на верхней губе.

Почему не получается звук «р»?

Здесь мы рассмотрим возможные причины возникновения проблемы с произношением:

  • Прононс. Буква проговаривается как-бы в нос, будто при рините. Это происходит из-за отсутствия тонуса мягкого нёба, которое должно перекрывать поток воздуха в нос.
  • Окрик ямщика. Здесь звук «р» деформируется с помощью губ в кучерское понукание «тпру!». Хвала Авиценне, этот дефект речи довольно редкий.
  • В произношении участвуют боковые части языка.

При попытке проговаривания вредной буквы «р» человек выпускает воздух не прямо перед собой, а сбоку.

  • Английский одноударный «R». Язык один раз касается твердого нёба, вместо раскатистого многократного треньканья.
  • Французское произношение. Картавое горловое произношение. Это возникает из-за вибрации маленького горлового язычка или же самого мягкого нёба.
  • Полный игнор этого противного звука. Например, вместо «кровать» выходит «ковать».

Мягкий «р» — [р’]: [р’]аба, [р’]ис, слова[р’]

Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного

Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе

При произнесении мягкого немного изменяется положение языка — спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение лучше с буквосочетаний и слогов.

  1. Начните со слогов в порядке усложнения: , , , , . Для детей с хорошими музыкальными данными вполне можно эту последовательность петь в гаммах.
  2. Закрепите результат. Кратное повторение на скорость одного слога — отличная игра для развития дикции дошколят: ри-ри-ри, ре-ре-ре.
  3. Найдите слова. Попросите ребенка подобрать слова с этими слогами, например: рифма, репка, рябчик, рева, рюша.
  4. С парными согласными: д/т, б/п, г/к: дрема, дряблый, три, тряпка, трюм, зарядка.

Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной — твердый — звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».

Упражнения для закрепления навыка

Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.

Разминка

Для разминки вспомните все слоги: , , , , , , , , , . Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!

Применяй рычащие слова

Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:

  • Без тда не вытащить и бку из пда.
  • Где тонко, там и тся.
  • ка с чейка начинается.

Скороговорки

Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?

Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе».

Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:

  • Пепелка пепелят птала от бят.
  • Т соки-татки татили на гке.
  • Хитю ску поймать — мка, а ск ск — ск мк.

 Чистоговорки

В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:

  • Жует псенок мковку спсонок. Башек банку гзет спозанку.
  • Во дв на ту т пожки совали. Замла вна: «К! зсован ту!»

Влияние на плод и как часто можно делать УЗИ…

Когда стоит обращаться за консультацией к логопеду

Некоторые родители считают, что звукопроизношение должно быть полностью сформировано к трем годам. Но такое бывает редко, потому что для сонорной группы артикуляционный аппарат должен быть подготовлен. Кроме того, должно быть сформировано речевое дыхание, поэтому данная группа звуков появляется в возрасте 4-5 лет.

Если у малыша не возникает сложностей с произношением фонем, в которых язык поднят вверх, то со звуком Р проблем возникнуть не должно. Обычно первым из сонорной группы в детской речи появляется Л. Не стоит волноваться, если ребенок говорит мягкий вариант Р. На его основе ему будет легче усвоить произношение этой фонемы в твердой позиции.

Но если дошкольник в 5 лет искажает данный звук или он отсутствует в его речи, обратитесь за консультацией к логопеду. Особенно нужно быть внимательными, если в его речевом анамнезе есть отставание от нормы или были трудности с усвоением другой группы звуков. Р – один из самых непростых для малыша звуков, поэтому чем раньше вы начнете проводить коррекционную работу, тем быстрее вы исправите произношение малыша.

Виды и механизмы нарушения звука Л

При верном артикулировании звука губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.

Нарушенное произношение звука носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:

  • Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
  • Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание .
  • Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на , или английский . При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
  • Губно-зубной. Звучание, сходное с . Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
  • Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
  • Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким . Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.

Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:

  • Замена на . Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
  • Замена на . Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
  • Замена на . При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
  • Замена на . В артикулировании вместо языка задействованы губы.
  • Замена на . При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.

Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы , возможно ее полное отсутствие.

Неправильное произношение

Неправильное произношение ребенком буквы «р» может проявлять себя по-разному. Малыш может произносить букву, но делать это нетипично для русского языка, то есть с акцентом. Эта проблема актуальна для детей, которые с раннего возраста учатся говорить сразу на двух языках. В этом случае при выговаривании буквы ребенок может картавить, гнусавить или делать это с повышенной вибрацией.

Малыши могут просто «глотать» нужную букву произнося слова. Это происходит на подсознательном уровне. Дети не заморачиваются над тем, чтобы выговаривать букву или не произносить слово вовсе, они ее просто пропускают.

Самым распространенным случаем является то, когда карапуз заменяет невыговариваемый звук на похожий по звучанию. Чаще всего букву «р» дети заменяют на «й», «л» или «ы».

Если карапуз не умеет выговаривать букву «р» не стоит ждать шести лет и надеяться на то, что он выговорится. Начиная с пяти лет ему нужно помогать в этом сложном деле или хотя бы подготовить его к правильному выговариванию. Однако, чтобы избежать лишней нервотрепки, лучше всего заранее проконсультироваться с логопедом.

Специалист проведет диагностику карапуза и определит нет ли у него физиологических отклонений, мешающих речевому аппарату ребенка нормально развиваться. Если проблемы имеются, врач подберет методы по их устранению, а если их нет, то расскажет, как правильно научить ребенка говорить «р». В этом деле родителям могут помочь и нижеописанные упражнения.

Занятия дома – учимся вместе

Придумайте увлекательную игру для детей, которая станет не только тренировкой речи, но и возможностью близкого и приятного общения с мамой или папой. Отлично, если такие упражнения вы будете делать всей семьей, что создаст благоприятный психологический посыл и ускорит результат.

Картотека картинок


Береза, тарелка, вертолет, зебра, черепаха, аквариум, виноград, кормушка, орехи, орел, морковь, страус, ящерица, сирень, трамвай, грабли.

Общие советы родителям:

  • подготовьте тематические картинки с изображением животных, птиц, овощей, фруктов, предметов обихода, знакомых ребенку, и используйте их во время занятий;
  • постепенно подключайте картинки с более сложными словами, а затем и с незнакомыми – так вы будете учить правильно говорить и поможете познавать окружающий мир в форме увлекательной игры;
  • произносите слова спокойным и ровным голосом, не раздражайтесь из-за неудачи. Недовольством вы спровоцируете у ребенка страх и нежелание продолжать упражнения;
  • место для занятий должно быть светлым, уютным и комфортным для всех занимающихся;
  • запаситесь необходимым количеством зеркал или разместитесь возле одного большого так, чтобы не мешать друг другу;
  • и главное – четко произносите все звуки, чтобы также поставить их детям.

Психологическая подготовка к занятиям и место проведения играют очень важную роль для достижения конечного результата.

Упражнения для закрепления

Когда у малыша получится произнести долгожданную букву, обязательно продолжайте тренировки на закрепление. Они должны проводиться минимум 3 раза в день.

Что нужно делать:

  1. Произносить слоги с участием «р». Например: «ра-ра-ра», «ру-ру-ру», «ро-ро-ро», «ры-ры-ры». Далее соединяем разные слоги: «ру-ра-ры», «ра-ре-ро» и т. д.
  2. Для усложнения задачи используются чистоговорки:
    • «ра-ра-ра, ра-ра-ра, у ребят я был вчера»;
    • «ре-ре-ре, ре-ре-ре, все играли во дворе»;
    • «ру-ру-ру, ру-ру-ру, мыша вырыла нору»;
    • «ро-ро-ро, ро-ро-ро, потерялось вдруг перо»;
    • «ур-ур-ур, ур-ур-ур, мы вчера гоняли кур».
  3. Играйте в животных. Например, можно рычать, как собака и тигр, мурчать, как кошка, каркать, как ворона.

Упражнения для выработки произношения звука Р

На сегодняшний день существует целый ряд упражнений для постановки звука Р, которые выполняются перед зеркалом. Самыми популярными и действенными являются:

1. При широко открытом рте произносится звук Д. При этом для разработки подвижности кончика языка нужно сильно ударять языком в район спрятанных за верхними зубами бугорков.

2. При широкой улыбке легкое покусывание кончика языка для активизации его мышц.

3. Выгибание языка при широко открытом рте так, чтобы кончик его касался неба, а средняя часть – расположенных за передними зубами бугорков.

4. Широким языком «барабанят» в области за верхними зубами, произнося при этом звук Д. При этом посредством указательного чистого пальца необходимо как бы расшатывать язык в ротовой полости. Это обеспечит особый рокочущий звук. По прошествии некоторого времени упражнение можно начинать выполнять уже без помощи рук.

Для того чтобы любые логопедические упражнения имели должный эффект, выполняют их не спеша, но ежедневно

При этом ребенка важно поощрять за малейшие успехи, сдвиги в положительном направлении

В любом случае, от взрослых потребуется терпение и внимание. Как только нужный звук встанет, можно переходить к произношению различных слов с его участием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector