Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок дерется с родителями

Как отучить ребенка кусаться в детском саду?

В первую очередь ребенку нужно дать больше пространства. Психологи утверждают что дети, которые кусаются, как правило, нуждаются в большем личном пространстве. Родители должны помочь найти малышу тот маленький, тихий уголок, в котором он может побыть один в те моменты, когда эмоции зашкаливают.

Дети в этом возрасте могут не совсем правильно понимать родителей или не понимать их вообще, кода речь заходит о столь глобальной теме социального поведения. Лучшая форма усвоения – игра. По этим причинам рекомендованы ролевые игры. Например, мама может аккуратно отбирать любимую игрушку, а ребенок должен научиться говорить «нет» или «нельзя», но не кусаться или проявлять др. формы агрессии.

Родители должны неустанно следить за малышом и стараться уничтожать конфликтные ситуации на корню. В случае если у ребенка есть «любимые жертвы», которые постоянно подвергаются укусам, то необходимо и с ними провести профилактическую беседу и научить быть более напористыми и не давать себя укусить.

В некоторых случаях будет необходима консультация психолога, который поможет в решении проблемы и даст универсальные советы. Чаще всего это создание условий для рисования – карандашом, фломастером и особенно красками. Кроме того,  успокоиться хорошо помогают строительные игры – кубики, конструктора.

Объяснить и пожалеть

Малыш бегал по комнате, играл с мамой в мяч или машинки, а потом неожиданно впился зубами в ее руку или ногу? Возможно, он устал. Дети, которым 2–3 года, только учатся говорить о своих чувствах и физическом состоянии. Ребенку сложно подобрать слова, чтобы сообщить родителю, что у него закончилась энергия, поэтому он кусается.

Если малыш выглядит измотанным и уставшим, мама сначала объясняет, что нельзя делать другим больно, а затем предлагает порисовать мелками или красками. Творчество успокаивает и расслабляет ребенка, помогает отдохнуть. Ребенка можно занять:

  • аппликациями из цветной бумаги;
  • лепкой из глины или соленого теста;
  • кинетическим песком;
  • пластилином.

Малыш сосредотачивается на процессе и отвлекается. С помощью рисунков или фигурок юный творец выплескивает накопившиеся эмоции

Но важно не только переключить внимание ребенка, но и донести до него, что кусаться – плохо

Мама делает несколько глубоких выдохов-вдохов, чтобы успокоиться, ведь первая реакция – накричать и отшлепать. Затем садится на корточки и обнимает ребенка. Смотрит в глаза и спокойным голосом говорит, что у малыша очень острые зубки, и когда он кусается, остаются синяки. Маме так больно, что она сейчас заплачет.

Желательно после этих слов положить ладонь на укушенное место и сделать грустное лицо. Ребенок обязательно захочет пожалеть любимую мамочку. Она предлагает помазать покрасневшую кожу прозрачным антисептиком, а сверху наклеить лейкопластырь. Затем малыш целует маму в щеку и обнимает, они мирятся и идут вместе рисовать.

Нужно, чтобы ребенок понял, что кусая кого-то, он делает человеку больно. Нежные и эмоциональные дети быстро усваивают урок и перестают проявлять агрессию.

Кусание у детей постарше

Если ребенок кусается в возрасте от 2 до 3 лет, вы должны определить для себя, насколько часто это происходит, и дать оценку поведению ребенка в целом. Если ребенок постоянно выглядит напряженным и недовольным и часто кусает других детей, это является признаком, что с ним что-то не в порядке. Возможно, его слишком часто наказывают и одергивают дома. Или же у него не было возможностей привыкнуть к обществу других детей и он считает, что они опасны и могут угрожать ему. Может, он испытывает ревность по отношению к своему младшему брату или сестре и выплескивает свой страх и обиду на других детей, считая их такими же соперниками.

Если кусание сопровождается другими агрессивными действиями, это симптом более серьезной проблемы, которая заслуживает куда большего внимания, чем само по себе кусание.

Обычно же вполне здоровый и нормально развивающийся ребенок вдруг может неожиданно укусить кого-нибудь. Это совершенно естественный этап развития, который не представляет собой никакой психологической проблемы. Однако многих родителей это беспокоит, поскольку они опасаются, что из их тихого и спокойного ребенка в будущем вырастет злодей. Кусание — это всего лишь определенная стадия развития, через которую проходят даже самые добрые и ласковые дети.

Чего нельзя делать

Обычно родители интересуются, что делать, если ребенок кусается. Но очень мало кто задумывается о том, чего делать не стоит.

Традиционное воспитание за такой проступок, особенно тогда, когда все произошло в саду получило продолжение с другими родителями, рекомендует наказание. Под наказанием обычно понимают запрет всего того, что ребенку мило, угол, а в некоторых случаях и порку (хоть она и запрещена законодательно). Психологи же говорят, что такое решение проблемы для ребенка не особенно действенно, т.к. отвечая насилием на насилие, вы только ухудшаете ситуацию, закрепляя у малыша аналогию: можно драться, можно бить, можно кусаться.

Особенно ужасно и неправильно такие методы воспитания выглядят на фоне того, что это ваша вина. Ведь именно родители должны научить крошку правильно выражать свои эмоции, не доводя ситуацию до рукоприкладства. И как можно наказывать ребенка за собственную недоработку. Поэтому решать задачу надо комплексно, активно общаясь с крохой и прислушиваясь к его желаниям, эмоциям и переживаниям.

Все это позволит вам выработать правильную тактику поведения и объяснить ребенку, как необходимо поступать и вести себя в разных ситуациях. Научите его решать проблемы словами и делами, а не битьем, криками и укусами.

Почему дети кусаются?

У карапузов первых двух лет жизни нередко возникает дурная привычка – они кусают родителей или других малышей. Подобное поведение может привести к конфликтам на детской площадке либо трениям в группе детского садика, а также стать неприятным фактом для самих родителей, которые могут пострадать от детских зубов.

Попытки разговоров зачастую в этих случаях не помогают, а телесные наказания – это не выход из ситуации, зачастую они могут провоцировать только усиление привычки. Как нужно поступать в таких ситуациях, почему у детей возникает подобный стиль поведения, о чем он свидетельствует?

Специалистами выделяется несколько причин подобного поведения детей, начиная от физиологических, заканчивая эмоциональными и психическими расстройствами:

  • физиологический возрастной период, когда возникает желание кусаться. Он возможен у детей после 5-6 месячного возраста, что связано с вполне объяснимыми обстоятельствами. У детей зудят десны и прорезываются зубы, что приводит к набуханию и дискомфорту. Облегчить его может прикусывание разных предметов, пальцев во рту, маминых рук или груди, прорезывателей и всего, что попадется под руку. Это желание на уровне инстинктов, и ребенок обычно не отдает себе отчета в своем поведении. В среднем, пик подобных проблем приходится на период от 9-10 месяцев до полутора лет, по мере того, как прорезывается большая часть зубов.
  • эмоциональные переживания у детей после года. Желание кусаться в этом периоде возникает уже вполне осознанным актом. Малыш еще маленький, чтобы словами высказать свои проблемы и переживания, при этом у него возникает целая палитра чувств по отношению к окружающим. Особенно обостряются попытки кусаться в периоды стрессовых ситуаций или переживаний, ярких впечатлений. Тогда ребенок использует самое доступное из своих «оружий» — зубы, чтобы спустить пар и продемонстрировать свои эмоции.
  • особенности поведения. В возрасте примерно полутора-двух лет дети могут реагировать таким образом на сильные стрессы и травмирующие ситуации. Это могут быть резкая смена обстановки, начало посещения садика, переезд на новое место, появление в семье новых членов. За счет подобного поведения дети обычно прощупывают дозволенные границы, пробуют манипулировать другими людьми – детьми или взрослыми. Зачастую попытки ребенка кусаться в детском саду – это своего рода борьба за лидерство, установление своих порядков в коллективе.
  • расстройства психики. В некоторых случаях упорные попытки кусаться, которые не устраняются и после 2-3 лет, могут быть одним из симптомов психических патологий. При таких проблемах дети не перестают кусаться и в старшем дошкольном возрасте. В таких случаях необходим совет невролога и психиатра.

Важно

Дети кусаются не потому, что им это доставляет удовольствие, они пытаются своим поведением донести до окружающих имеющиеся у них проблемы. Кусаться пробуют все малыши, но для многих слово «нельзя» быстро очерчивает рамки дозволенного. Если ребенок, зная о запретах, продолжает так делать – ищите проблемы!

Если ребенок делает это еще и с негативными эмоциями, яростью или злостью – возможно, нужна помощь психолога, это могут быть очень глубокие и травмирующие ситуации и причины.

Как искоренить вредную привычку

Оцените эмоциональную обстановку в семье. Психологи утверждают, что в семьях, где царят скандалы и выяснение отношений на повышенных тонах, чаще всего младшие становятся неуравновешенными и агрессивными. Сведите все конфликтные ситуации на нет и посмотрите, как изменится поведение вашго малыша.

  • Проблема многих родителей в том, что они не уделяют должного внимания. Старайтесь как можно больше посвящать времени ему, узнайте, как прошел его день, чем он занимался и чему научился.
  • Обязательно хвалите за новые достижения, обнимайте и дарите свое тепло. Тактильные ощущения важны для установления связи между малышом и мамой. Во время поцелуев вырабатываться гормон «окситоцин», он отвечает за привязанность между людьми. Обласканный и любимый малыш просто не имеет оснований для укусов.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Почему кусаются маленькие дети

Кусание и щипание – травмоопасные привычки. Чтобы определиться, как отучить ребенка кусаться и щипаться, нужно понять причину такого его поведения. А их существует несколько, в зависимости от возрастных особенностей развития малыша.

Кусание в 1 года

Обычная потребность физиологического характера. Присуща детям с 5 месяцев. Потребность грызть легко объяснима: идет процесс прорезывания зубов, чешутся набухшие десна. Кроха снимает напряжение, прикусывая как можно сильно все, что попадает в рот. Пик таких десенных мучений продолжается до года, а иногда чуть дольше. Подробнее по данной теме читайте в статье Прорезывание зубов у детей>>>

Чуть постарше могут проявляться психологические причины кусания: малыш перевозбужден, он переиграл, а как сказать об этом или расслабиться – не знает.

Кусание в 2 года

Если ребенок в 2 года начал кусаться, это часто связывают с причинами эмоционального характера. С годовалого возраста малыш начинает кусаться осознанно. Его словарный запас маленький, а эмоций предостаточно, особенно, когда произошло перевозбуждение или малыш получил яркие эмоции. Кусая, он снимает напряжение.

Особенности поведения – еще одна существенная причина присущая этому возрасту. До 3-х летнего возраста ребенок сильно кусается из-за стрессовых потрясений. Смена обстановки, расставание с мамой, посещение детского сада – это нагрузка на маленькую психику. Кусая, он избавляется от стресса, пытается контролировать ситуацию. В коллективе кроха старается защитить свои границы или дать отпор.

Чтобы адаптировать малыша к детскому саду мягко, смотрите интернет-курс Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику>>>

Часто кусая, малыш высказывает свой протест, что может быть связано с ранним началом кризиса 3-х летнего возраста.

Кусание в 3 года

В таком возрасте начинает проявляться индивидуальность, кроха показывает свой характер. Начинается намеренное отрицание правил, часто это связывают с кризисом 3-х летнего возраста. Кроме того, как и в 2-х летнем периоде, он пытается проявлять свои лидерские качества через силу, авторитет.

Низкая адаптация, педагогическая запущенность, неспособность контролировать эмоции. Могут быть и неврологические проблемы: отставание развития, травмы мозга, головные боли, неуравновешенность нервной системы, испуг, страх, коммуникативные проблемы, проблемы речевого развития. О самых распространенных страхах читайте в нашей рубрике Страхи ребенка>>>

Психологические нарушения – более серьезная причина. О ней стоит говорить тогда, когда ребенок продолжает кусаться в 4, 5 лет, а то и старше в 6-7. Кроме приступов агрессии, заметны другие отклонения в развитии. В таких ситуациях нужна консультация психолога.

Видео по теме

Что делать, если ребенок кусается и дерется:

Случается, что родителям не под силу самостоятельно справиться с возникшей проблемой. В таких случаях следует воспользоваться услугами квалифицированных специалистов в области детской психологии, которые помогут докопаться до сути нарушений в поведении и приложат максимальное количество усилий, чтобы исправить их.

Закрывать глаза на проблему нельзя! Со временем такое занятие может перерасти в более агрессивное поведение и спровоцировать асоциальное поведение у школьника или подростка.

Первые действия родителей после инцидента

После того как родители узнали, что их ребёнок укусил сверстника в детском саду, в первую очередь нужно сделать следующее:

  • Не поддаваться эмоциям, вести себя спокойно.
  • Поинтересоваться у воспитателя, нет ли в группе плохого примера для подражания. Может быть, другой ребёнок кусает детей, а ваш малыш решил повторить его поведение.
  • Попросить работающий персонал понаблюдать за ребёнком, чтобы выяснить, когда и при каких обстоятельствах происходят такие ситуации.
  • Если инцидент произошёл впервые, нужно проанализировать, какие изменения в жизни малыша произошли в последнее время.
  • Не допустить, чтобы кроха из-за неприятного инцидента чувствовал себя подавленным, угнетённым и не таким как все.

Почему дети кусаются в детском саду

Вы узнали, что ваш ласковый и спокойный ребенок в детском саду кусается, почему это происходит и как с этим бороться? Для начала необходимо спокойно поговорить с ребенком и выяснить, как было дело, а уж потом вырабатывать стратегию воспитательных работ. Причин, почему дети кусаются, много и все они крутятся возле одного – неспособности контролировать свои эмоции и выражать их другим способом. Но если ребенок начал кусаться только когда пошел в сад, причинны, могут быть несколько иные.

Первым делом родители, дети которых начали кусаться в саду начинают утверждать, что ребенок попал под плохое влияние, ранее такого не случалось. Действительно, одной из причин такого поведения может стать плохой заразительный пример, если в группу попадает малыш с проблемами воспитания или самовыражения и кусает детей, остальные поступают так же, поскольку малыши учатся плохому, быстрее, чем хорошему. И даже ребенок, которому не присуща агрессия может пойти на поводу у толпы, чтобы не выделяться. Только дети, уверенные в себе, те которых много хвалят или талантливые дети всегда будут отстаивать свое мнение, не поддаваясь влиянию большинства.

Если вы заметили что кусается ваш ребенок, что делать в первую очередь? Выявить в группе агрессора и обратить внимание воспитателей и родителей. Далее можно рассказать детям сказку, в которой все персонажи перессорились из-за того, что кусали друг друга

Провести отдельную воспитательную беседу с малышом, в которой объяснить что это некрасиво, больно и негигиенично.

Что делать если ребенок кусается один в группе и сам становиться образцом для подражания? Причиной такого поведения, которое стало неприятным сюрпризом для родителей, может быть защита малыша. Возможно, ребенок не уверен в себе, не имеет авторитета в кругу сверстников и единственным способом отстоять себя или свою игрушку является укус. В этом случае необходимо попытаться пересмотреть свой способ общения с ребенком, не критиковать его, давать право выбора, больше хвалить.

Если ребенок кусается без причины, агрессивно нападает на детей, что делать? Если в первом случае укус был как способ защиты, то здесь на лицо явное нападение. Причиной тому могут быть педагогические упущения, наложенные на тяжелый характер малыша. При таких обстоятельствах, справиться самостоятельно, не получиться и даже если прекратятся укусы, могут возникнуть другие конфликты зачинщиком которых станет ваш ребенок. Лучшим выходом будет консультация у детского психолога. При этом нельзя делать из ребенка изгоя, он должен продолжать ходит в дошкольное учреждение, а родители должны стать защитой и помощью малышу, а не «карательной комиссией».

В любом случае, как бы ни случилось, и кто бы ни был виноват в инциденте с укусом, не ругайте ребенка при посторонних, этим вы унижаете его и теряете доверие в его глазах. Не придавайте малыша, выясните все обстоятельства, поговорите дома в спокойной обстановке.

Кусается ребенок — почему? Как отучить ребенка кусаться?

В возрасте примерно 6 месяцев у нашей дочки начались резаться зубки. Приходилось давать ей погрызть прорезыватели, твердые сушки. Очень она любила погрызть соску. Настало время, когда в ход пошла мамина грудь, что вызывало у мамы безконтрольный вскрик. Часто на такую реакцию ребенок бросал грудь и даже плакал. Время шло, появились первые зубки и вот — наша дочка начала кусать не только неодушевленные предметы и не только с целью почесать десны. Ребенок кусал грудь, руки мамы и папы, одеяло, свои ручки. В годик она могла укусить детей на площадке, если те отобрали игрушку. Чаще всего ребенок кусался, когда был чем-то недоволен (злость, обида).

А в чем причина того, что ребенок кусается?

Представьте себя маленьким ребенком, ….. совсем маленьким! У Вас ужасно зудят, а может и болят десны от того, что режутся зубки. Вам дают пластмассовый прорезыватель и Вы можете «почесать» только, что прорезывающиеся зубки

Приятно! Вас нежно покусывает мама и папа, когда Вы вместе играетесь — они проявляют внимание. Приятно!

Но, когда Вы хотите доставить такое же ощущение своей Маме, то она вскрикивает, отбирает грудь, даже может накричать. Вы узнаете, что кусаться это то, что приятно Вам, но и то на, что реагируют другие!  У вас кроме того, что Вы плачете, писаетесь и какаетесь, появляется еще один инструмент привлечения внимания.

Как отучить ребенка кусаться?

Если Вас укусил маленький ребенок (до 1.5 лет), постарайтесь прекратить ту совместную деятельность, которую Вы проводили совместно — перестаньте кормить, снимите ребенка с рук, уберите его с колен, можно встать и уйти в другой конец комнаты или в другую. Своими действиями вы должны  показать, что укус повлечет прекращение приятного действия (кормления), общения. Родители должны реагировать на укус одинаково, члены семьи должны быть едины в поведении. Старайтесь не различать силу укуса, настроение, в котором были Вы или ребенок — не должно быть выборочного поведения.

Чего нельзя делать и, что нужно, если ребенок кусается.

Нельзя кусать ребенка. Представьте ситуацию — Вы запрещаете ребенку кусаться, а сами делаете это. Для взрослых это парадокс, а как понять ребенку?

Постарайтесь игнорировать укусы, в ситуациях, если кто-то укушен или кусается

Укус — способ, которым ребенок пользуется, чтобы привлечь внимание

Ваш ребенок может добиться того, что он хочет, другими способами, не обязательно для этого кусаться. Ребенок может не знать других способов, так почему бы ему не показать как? Быстро ли он научится?  Нет. Но если вы последовательны и непоколебимы в своем поведении, то результат будет. Не сомневайтесь!

Если ребенок заснул на груди и прикусил ее, то не нужно выдергивать сосок, будет только больнее. Постарайтесь вставить мизинец, там, где коренные зубки, и разжать сомкнутые зубки. Некоторые мамы зажимают носик, тогда ребенок рефлекторно разжимает зубы.

Можете прочитать длинную лекцию о вреде кусания. (В начале нам это помогало 🙂 Ребенок этого все равно не поймет, а Вы успокоитесь. Маленькие дети не в состоянии оценить силу укуса, а тем более представить себя на Вашем месте. Меньше слов!

А как вы справлялись с тем, что ребенок кусается. Поделитесь своим опытом.

Кусается ребенок дошкольного возраста

Что не работает?

Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.

Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.

Что работает?

Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.

Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.

Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится

Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом

Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.

Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.

 

Подбирайте подходящее подкрепление

Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына

Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно

То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.

Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.

 

Как разговаривать с маленьким ребенком?

У восприятия малышей есть некоторые особенности:

  • ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.

  • не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.

  • на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.

Например:

«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»

Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.

«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»

«Я позову маму»

«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»

«Нет»

Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.

Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии,

   

Автор

       

Научный редактор Мария Гантман

Ссылки на источники:
  1. «Behavior or Conduct Problems in Children»;

  2. Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;

  3. «Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector