Мнемотехника. с чего начать?
Содержание:
- Упражнения для развития памяти для школьников
- Приёмы наглядности
- Создание систем опорных образов
- Примеры практического применения
- Определение
- Что это такое?
- Некоторые техники для запоминания
- Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации
- Запоминание чисел
- Принципы и методы мнемотехники
- Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению
- Слово о важности повторения
- Упражнения
- С какого возраста используют?
- Способы запоминания и игры для детей
Упражнения для развития памяти для школьников
Для детей старшего возраста, которые уже примерили на себя портфели, подойдут способы сложнее.
Для работы с ребенком понадобятся дополнительные атрибуты: картинки, фломастеры, карандаши и карточки. Сделать их легко самостоятельно из бумаги и картона.
Попробуйте несколько методов для улучшения памяти школьников:
-
Последовательный ряд. Постройте из пяти карточек цепочку. Оставьте с ребенком, пусть он запомнит цветную последовательность в течение 15 секунд.
Через это время попросите ученика отвернуться, смешайте карты. Задача ребенка – повторить точную комбинацию. -
Оценка ситуации. Для метода можно взять обычную детскую книгу с яркими картинками. Откройте страницу, где происходит действия.
Дайте детям на изучение от 30 секунд. Попросите ученика рассказать подробности иллюстрации, задавайте вопросы, где находились важные и мелкие детали. -
Фигурные запоминания. На 5-6 листах бумаги нарисуйте различные фигуры, отличий между картинками должно быть не более двух.
Покажите изображение ребенку: он должен запомнить только одно, на которое вы укажите.
После изучения попросите ученика закрыть глаза, перемешайте все рисунки. Задача: найти первоначальную иллюстрацию.
Важно! Чередуйте упражнения, рисуйте на новое занятие другие картинки. Каждый раз задание должно усложняться.
Приёмы наглядности
При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка
Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.
- «Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
- «Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
- «Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
- «Сетка памяти». Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
- «Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
- «Фотопамять». Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
- «День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.
Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.
- Тактильные игры. Этот приём мнемотехники предназначен для самых маленьких карапузов, которые ещё не разговаривают. Суть его заключается в том, что картинки заменяются предметами. Например, для знакомства с разными круглыми предметами, положите в мешочек камешек подходящей формы, теннисный шарик, крышечку от бутылочки или тюбика с кремом и пр. Просите малыша достать из сумочки тот или иной предмет на ощупь.
- Звуковое лото. Включайте ребёнку звуки, под которые он должен подбирать картинки. Например, «Кто как разговаривает»: дайте прослушать мяуканье кошки, рычание льва и попросите малыша показать изображение зверя.
- Фланелеграф. Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача карапуза – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф.
Правила использования приёмов мнемотехники
Для занятий с малышом у вас обоих должно быть подходящее настроение
Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал:
- предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать;
- не прерывайте карапуза, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая;
- сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время;
- не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание;
- помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо застопорилось или идёт не в том направлении.
Создание систем опорных образов
Путем комбинирования описанных выше способов запоминания последовательности можно создавать систему опорных образов. Если вы ее будете применять, то она должна быть создана заранее. И предварительно ее требуется тщательно закрепить так, как описано выше. В принципе, они и сами хорошо закрепятся в памяти, если вы будете их использовать. Согласно пирамиде усвоения знаний 90% информации запоминается через действия. То есть, если мы что-то делаем с полученными знаниями, они наименьше забываются.
Вообще, вся мнемотехника, и системы опорных образов в частности, нужны для того, чтобы использовали информацию, пусть и в символической форме. Именно за счет этого и обеспечивается почти стопроцентное КПД.
Рассмотрим несколько способов формирования систем опорных образов:
- Самая простая система опорных образов – объекты, которые выделяются методом Цицерона. Помните, мы приводили в качестве примера остановку, цветочный ларек, два перехода? У вас могут быть свои образы, которые попадаются на дороге. Рекомендуется создать 100 образов, если вам приходится активно запоминать информацию. Но для начала достаточно 10-15.
- Метод Цицерона + выделение частей образа. Второе понятие вам незнакомо, но мы его уже рассматривали сегодня. Выделение частей образа – это пример с крышечкой от сока, которую мы приводили. Здесь последовательность действий проста. Сначала выделяем нужное количество образов по методу Цицерона, а потом в каждом из них находим еще по пять деталей, которые также можно использовать в качестве опорных. Например, представляем открытый холодильник. В таком случае, части будут следующие – дверь, верхняя, средняя, нижняя полки, морозильник. Если вы методом Цицерона выделили 100 объектов, то таким образом можно создать систему из 500 опорных образов.
- Все, описанное выше, плюс короткая цепочка из 5 произвольных образов, соединенных с каждым из опорных методов «Цепочка». В таком случае получается 12500 опорных образов, которые можно использовать для запоминания информации. Фактически у вас появляется внутренняя файловая система в голове.
Советуем подходить к созданию системы опорных образов творчески. Например, всю систему можно разделить на три блока. Первый используется для демонстрации фокусов с памятью, второй – для запоминания точной информации, которая может пригодиться в быту (телефонные номера, например), а третья – для запоминания учебного материала.
После того, как будет записана информация на опорном образе, новую записывать нельзя.
Примеры практического применения
Простым примером использования мнемотехники является детская считалка: «Каждый охотник жаждет знать, где скрывается фазан». Начальные буквы слов помогают запомнить цвета радужного спектра: красный и оранжевый, за которыми следуют желтый и зеленый, затем голубой, синий и фиолетовый.
Другой пример стоит использовать, когда необходимо запомнить в каких словах не нужно писать букву «т» между звуками «с» и «н». В этом поможет легко запоминающаяся скороговорка: «Не чудесно, а ужасно, не прекрасно, а опасно букву «т» вставлять напрасно». В скороговорке задействованы слова, орфографическое написание которых обычно вызывает затруднения
Занимаясь с самыми маленькими детьми, важно задействовать в процессе обучения визуальные стимулы
К примеру, чтобы ребенок запомнил букву «б», нужно показывать ему картинку, на которой изображен барабан, соответственно запоминание буквы «а» сопровождается представлением визуальных стимулов в виде арбуза или ананаса
Выбирая ребенку книги, нужно обращать внимание на количество и качество иллюстраций. От этих параметров зависит насколько хорошо ребенок поймет и запомнит прочитанный текст
Подготовка к ораторскому выступлению
Методика предусматривает формирование логических связей между отдельными фрагментами запоминаемых сведений
Чтобы подготовить устный доклад, важно наметить план текста, выполнив действия:
- Разбивка на смысловые блоки, группировка информации в общие смысловые абзацы.
- Выделение опорных тезисов, которые отражают основную мысль фрагмента информации.
- Включение в каждый блок наглядных пособий – таблиц, схем, диаграмм.
Используя указанные приемы мнемотехники, удастся запомнить большой по объему доклад, реферат и успешно выступить перед аудиторией, донеся до зрителей нужные сведения
Чтобы зафиксировать в памяти слово, важно наполнить его содержанием, связать с выразительными зрительными и слуховыми стимулами, вызвать ассоциации с яркими ощущениями
Использование при изучении иностранного языка
Мнемотехника пригодится для начинающих взрослых, которые хотят быстро выучить иностранный язык, выполняя упражнения дома самостоятельно. Рекомендуемые варианты:
- Упражнение 1. Метод логических связок. Выделение опорных слов в тексте, которые помогут запомнить весь текстовый материал.
- Упражнение 2. Рифмизация. Пример: Die Süffixe «-chen» und «-lein» machen alle Dinge klein, что в переводе означает, что суффиксы «-chen» и «-lein» уменьшают все вещи, делают их маленькими.
- Упражнение 3. Ключевые слова. Чтобы зафиксировать в памяти иностранное слово, подбирается похожее слово на родном языке, которое впоследствии используется как ключ, если нужно вспомнить термин на иностранном языке. Чтобы прием работал безотказно, необходимо мысленно создать сюжет с участием слов на родном и иностранном языке. К примеру, нужно запомнить слово Die Brille, которое переводится как «очки» и созвучно с русским словом «бриллиант». Примерный сюжет: вместо обычных линз в оправе очков мерцают бриллианты.
Чтобы быстрее и проще запоминать иностранные слова, нужно визуально представлять себе объекты. Фиксация в памяти чисел, знаков и слов осуществляется по общим принципам, описанным далее.
Определение
Мнемотехнические приемы – это доступные способы удержания в своей памяти масштабных сведений, к примеру, таблицы хронологии исторических дат, списка номеров телефона, словаря, состоящего из иностранных слов. Приемы мнемоники предполагают построение ассоциаций, которые задействуют в процессе запоминания визуальные и слуховые компоненты. Особенности применения методики:
- Замена абстрактных понятий реальными представлениями, которые могут восприниматься визуально (при помощи органов зрения), аудиально (при помощи органов слуха) и при помощи проприоцептивной системы (мышечное ощущение).
- Объединение новых объектов с имеющимися в памяти образами.
- Использование модификаций, позволяющих лучше запоминать информацию.
Приемы мнемотехники для улучшения процесса запоминания сводятся к акцентированию внимания на взаимодействии зрительных образов, которые отражают значимые моменты запоминаемых сведений. Обучение мнемотехнике проводится с выделением ключевых этапов:
- Трансформация новых сведений в зрительные образы.
- Объединение образов, формирование фрагментарных связок.
- Определение последовательности.
- Закрепление результата.
Люди, которые освоили уроки мнемотехники, могут воспроизводить выученную информацию в прямой и обратной последовательности. Основные методы и приемы мнемотехники, подходящие для начинающих взрослых и детей:
- Построение фраз из начальных букв каждого запоминаемого слова. К примеру, чтобы запомнить падежи в русском языке, заучивают фразу: «Иван (именительный) Рубил (родительный) Дрова (дательный), Варвара (винительный) Топила (творительный) Печку (предложный)».
- Рифмизация – создание стихов, зарифмованных двустиший и четверостиший, которые ассоциируются с запоминаемыми данными. К примеру, если нужно зафиксировать в своей памяти, что во множественном числе правильно пишется «туфель», а не «туфлей», можно воспользоваться двустишием: «Одна пара модных туфель стоит, как огромный трюфель».
- Использование созвучных выражений при усвоении иностранных слов и длинных терминов.
- Мысленное формирование ярких изображений, которые ассоциативно связываются с информацией, подлежащей запоминанию.
- Метод локусов (мысленное создание отдельных локаций, куда помещаются новые сведения в определенной последовательности, что позволяет при посещении конкретной комнаты «дворца памяти» находить нужную информацию).
Мнемотехники и способы развития памяти предусматривают мысленное создание параллельных образов. К примеру, чтобы зафиксировать в сознании, что во множественном числе в родительном падеже правильно говорить «чулок» и «носков», нужно представить, что чулки – длинный предмет одежды, поэтому слово нужно выбирать в противовес короткое – «чулок», а не «чулков».
Носки – короткий предмет одежды, поэтому слово нужно выбирать длинное – «носков», а не «носок». Еще одно двустишие, которое поможет справиться с запоминанием правил орфографии: «Колобок катиться мог без носков и без чулок»
Чтобы зафиксировать в сознании правило, когда выбирать слово «одеть», а когда «надеть», нужно сосредоточить внимание на фразе: «Одеть девочку Надежду, надеть на себя одежду»
Другой вариант: «На себя надену, Валечку одену»
Чтобы запомнить, когда выбирать «так же», а когда «также», стоит обратить внимание на выражение: «Я на ярмарку пойду, так же как в прошлом году. Там опять куплю корову, лошадь, также и козу»
В Древней Руси азбука олицетворяла собой наглядный пример применения мнемотехники для обучения начинающих детей и взрослых.
Начальные буквы азбуки звучат, как «аз», «буки», «веди», что буквально означает «я буквы ведаю (знаю)». Следующие буквы русского алфавита назывались «глагол», «добро», «есть», что буквально означает «речь – это есть добро». Мнемотехника для развития процесса запоминания базируется на визуальных, слуховых, тактильных стимулах, а также на ощущениях и эмоциях, которые ассоциируются с новой информацией.
Известная пословица гласит, что лучше увидеть 1 раз, чем услышать 100 раз, что отражает целесообразность преобладания визуального компонента в упражнениях по развитию материал. Пример широкого, повсеместного использования принципов мнемотехники – дорожные знаки.
Логотипы компаний отражают концепцию и направление их деятельности, что также обусловлено применением приемов мнемотехники. Если у компании продуманный логотип, потенциальные потребители легко запоминают сведения о ней и о продуктах, которые она предлагает на рынке.
Что это такое?
Эта развивающая технология получила своё название от древнегреческой богини Мнемозины, которую считали покровительницей памяти и интеллекта. В зависимости от сложности, упражнения рассчитаны для детей 3-4 лет, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. На сегодняшний момент существуют модификации данной обучающей системы, которые могут применяться и для взрослых людей.
Воспитатели, учителя и педагоги, используя методы мнемотехники, способствуют решению многих задач в обучении и развитии дошкольников и учащихся:
- улучшение навыков самоконтроля, повышение усидчивости и степени концентрации ребёнка на задании;
- эффективное развитие процессов запоминания, а также внимания, логического мышления и речевых навыков;
- достижение постановки речи, коррекция различных её дефектов;
- тренировка навыков обобщения информации;
- развитие творческого мышления у детей;
- обучение навыкам формулировки устного ответа.
Осваивая на занятиях упражнения из данной методики, дошкольники учатся запоминать стихи и небольшие рассказы, а также самостоятельно составлять простые предложения и небольшие тексты. Дети с увлечением окунаются в творческий процесс, путешествуют по сказкам, знакомясь с яркими персонажами в иллюстрациях.
В детских садах дети осваивают мнемотехнику, посещая кружок или занятия в подготовительной группе. Нередко проект развивающей программы дошкольного учреждения включает в себя занятия по методике во всех возрастных группах детского сада.
Некоторые техники для запоминания
Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать мнемические способности, то есть поработать над развитием процессов воспроизведения и запоминания информации. Наиболее яркие из них далее.
- Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в определённом порядке мысленно расположить и закодировать в знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.
- Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо — дождь — зонт — лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».
- Интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций». Берем два исходных слова, к которым подбирается цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод — метель.
- Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится так: подбираются два слова, следом к ним подыскиваются ещё несколько слов, подходящих по определённым признакам. Например, светлый и тёплый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.
- Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем со связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок – вода – земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.
- Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, «карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш — необычная ассоциация.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», — Ротшильд произнёс эту фразу еще двести лет назад, но она актуальна до сих пор и несет глубокий смысл в наше время — в век информации и высоких технологий.
Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации
- Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
- Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно). Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.
Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых. Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:
- Светлана – электрическая лампочка
- Валерий – школьный учитель
- Соня – грызун
- София – софа
- Павел – перо павлина
- Лилия – одноименный цветок
- Николай – кол
- Михаил – медведь
Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.
Запоминание чисел
Есть много мнемотехнических приемов запоминания цифр. Мы приведем самые, с нашей точки зрения, доступные. Если речь идет о датах и телефонах, то их надо заучивать наизусть методом прямой бесхитростной зубрежки, с возможным «положением на музыку». Если речь идет о других числах, старайтесь запоминать их по ассоциативному методу, памятуя сочинение Х.Л. Борхеса «Иринео Фунес, чудо памяти». Присвойте каждой цифре некий образ, запомните их (дело-то нехитрое, всего десять штук), и каждое число запоминайте как картинку, в которой в соответствующем порядке объединены общей ситуацией указанные образы. Проассоциируйте полученную картинку с тем, что измеряется данным числом, и дело в шляпе. Телефоны и даты так тоже можно запоминать.
При запоминании чисел широко применяются индивидуальные ассоциации с событиями и элементами вашей жизни, случайно оказавшимися связанными с теми же числами.
Принципы и методы мнемотехники
Обучение происходит последовательно, что позволяет гармонично развить творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребёнка
На занятиях применяются яркие увлекательные картинки, что очень важно для малыша и дошкольника. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они лучше всего запоминают то, что привлекает их визуально
Нередко родители приходят в замешательство, отчего их ребёнок помнит наизусть рекламный ролик или фрагмент мультфильма, но не может запомнить коротенький начитанный ему вслух стишок из книги
Дело в том, что картинка в телевизоре активировала непроизвольное внимание малыша. Благодаря этому он смог неосознанно сконцентрироваться на том материале, который был подан с экрана при помощи ярких образов
Того же эффекта для лучшего запоминания и удержания внимания во время занятий можно достигнуть при помощи красочных увлекательных картинок. Не зря ими сопровождается практически вся детская литература. Именно визуальные образы и лежат в основе приёмов и упражнений, которые применяются на различных этапах методики.
На начальном уровне происходит освоение упражнений с использованием так называемых мнемоквадратов. Такие задания наиболее актуальны для детей младшего дошкольного возраста. Малышу демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу.
В начале освоения данного этапа методики дошкольникам предлагаются готовые таблицы с рисунками. В случае успешной формулировки рассказа по картинкам, задание усложняется. Педагог предлагает детям уже самим сочинить короткую историю, изобразив последовательно этапы её развития в секторах таблицы.
Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению
Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.
Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).
Слово о важности повторения
Любая информация со временем стирается, если она не применяется в жизни. Особенно если она изучена только недавно. Мнемотехника – прекрасная совокупность приемов, позволяющая упростить запоминание. Но есть еще один процесс памяти, который идет параллельно с запоминанием – забывание. Это норма. Мозг забывает ненужную информацию, чтобы мы могли быть более гибкими и оперативно менять модели поведения и свое мировоззрение.
Учитывая наличие этого процесса памяти, выученную информацию нужно время от времени повторять, чтобы ее закрепить, а также чтобы предотвратить ее дальнейшее забывание.
Очень важный момент – повторять нужно активно. Это значит, что многократное восприятие информации очень неэффективно для запоминания. Повторение в мнемотехнике для эффективного запоминания осуществляется с помощью вспоминания нужного материала. После того, как вы выучили, предположим, билет на экзамен, его нужно повторять еще в течение трех дней.
Инструкция по правильному повторению в мнемотехнике:
- После запоминания любой информации методами мнемотехники нужно совершить контрольное припоминание: сверить изученный материал с первоисточником. Это нужно делать всегда, поскольку при кодировании информации могли быть совершены ошибки, особенно если вы новичок в мнемотехнике. Контрольное припоминание дает гарантию, что информация была заучена правильно. Без него вы не можете быть уверены, что правильно знаете материал. Подобные аналогии есть и в других сферах. Например, если человек плохо помнит мелодию, он даже не сможет сказать, что поет неправильно. Просто соответствующих связей нет в мозгу.
- Если были допущены ошибки, нужно повторно запомнить ту информацию, которая была заучена неправильно.
- И так повторять большое количество раз. Чем больше, тем лучше. Но даже если вы будете делать 5 повторений в день, то через месяц это будет 150 повторений. Информация будет закреплена очень прочно.
Видим, что ничего сложного. Активное повторение в мнемотехнике напоминает обычное повторение информации, которое мы знаем, но при этом главным становится воспроизведение данных, а не их восприятие.
Упражнения
Мнемотехника для развития памяти взрослым и детям предполагает выполнение упражнений, использование логических игр. Рекомендуемые варианты:
- Упражнение 1. Подобрать визуальные образы к разным словам, к примеру, таким как «быстрый» и «стремительный», «доверие» и «уважение» или к любым другим. Слова, которые являются определениями или отражают действие, хуже сочетаются со зрительными образами, чем существительные. К примеру, визуальным стимулом для слова «быстрый», может стать бегун, гепард или спортивный автомобиль.
- Упражнение 2. Запомнить несколько, не связанных друг с другом по смыслу слов, используя зрительные ассоциации. К примеру, чтобы запомнить список, состоящий из слов – Шляпа и Муха, Ракета и Лес, Мост и Телефон, Ворона и Гвоздь, Стол и Шум, нужно представить видео ряд, который обязательно отложится в чертогах памяти. Мысленно созданный видеофильм может быть таким: Муха надевает Шляпу, садится на Ракету, пролетает над Лесом, врезается в Мост, падает на Стол, от чего возникает большой Шум, на столе стоит Телефон, Ворона держит в лапе телефонную трубку и в клюве украденный Гвоздь.
- Упражнение 3. Развивает слуховое восприятие новой информации. Прогуливаясь по тротуару, дорожке парка, находясь в общественном транспорте, запоминать отрывки услышанных разговоров. Воспроизводить зафиксированные в памяти случайные диалоги на следующий день. Стараться узнавать людей по шагам и голосу.
- Упражнение 4. Учить наизусть и регулярно напевать слова любимых музыкальных композиций.
- Упражнение 5. Поможет запоминать длинные текстовые сообщения. Читать вслух текст, написанный в прозе, сложного, неэмоционального содержания, чтобы постепенно запомнить его. Многократное проговаривание вслух задействует , что позволяет быстрее усвоить информацию. Чтобы облегчить процесс запоминания, разбить текст на короткие смысловые абзацы. Ежедневно заучивать 1 абзац, пока не удастся запомнить весь текст.
- Упражнение 6. Развивает зрительное восприятие новой информации. Рассматривать изображения и пытаться зафиксировать их в сознании. Начинать от простых картинок, постепенно усложняя задачу и выбирая изображения с многочисленными мелкими элементами. Постепенно сокращать время визуального созерцания картинки до мгновенного взгляда.
- Упражнение 7. Запоминание многозначных чисел. Каждому однозначному числу присваивается согласная буква. Эту таблицу нужно выучить наизусть. Чтобы затем запоминать длинные цифровые комбинации, их разбивают на пары чисел – двузначные числа. Из букв, которым соответствуют эти 2 числа, составляют слова. К примеру, если речь идет о цифре «73», при этом цифре «7» соответствует буква «с», а цифре «3» соответствует буква «т», можно составить слова «сет», «соты», «сито». Если изначально фрагмент «73» является начальной частью комбинации из 6 цифр, то же самое проделывают с остальными 2 парами. Полученные в итоге 3 слова связывают в единый сюжет.
- Упражнение 8. Запоминание чисел. Мысленно сформировать визуальную ассоциацию однозначного числа и образа. К примеру, цифре «1» соответствует образ спортсмена, цифра «6» ассоциируется с образом фонаря. Чтобы запомнить число «15», нужно представить спортсмена, идущего с фонарем в руке.
В рамках мнемотехники слова и цифры для запоминания мысленно переводятся в схематическое яркое, эффектное изображение, которое впоследствии поможет быстро воссоздать в сознании нужные текстовые или цифровые данные. Основные правила формирования визуальных стимулов – образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными, тогда они лучше запоминаются и воспроизводятся повторно.
Чтобы запомненные комбинации слов и цифр переместились, перешли в долговременную память, их нужно повторять на протяжении 5 дней, что позволяет дальше при необходимости извлекать информацию из хранилища и воспроизводить ее. Если подкрепления запомненного материала не происходит, он автоматически удаляется из кратковременной памяти.
С целью закрепления усвоенного материала педагоги прибегают к выполнению тренировочных упражнений, которые подразумевают многократное проговаривание информации. Прием получил название дриллинг (дословно «зубрежка»). Дриллинг в отличие от мнемотехники вызывает скуку и психологическое напряжение у учащихся, что не способствует процессу обучения.
Мнемотехника – полезный навык, направленный на ускорение процесса запоминания новой информации любого объема и содержания.
Просмотров: 299
С какого возраста используют?
Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.
Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.
Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.
С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:
- пересказывать различные произведения;
- заучивать стихотворения и сложные слова;
- отгадывать и загадывать загадки;
- находить к словам рифмы;
- придумывать сказки или рассказы;
- распределять предметы в группы по определенным признакам;
- изучать числа;
- знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.
Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.
Способы запоминания и игры для детей
Существуют различные игры для детей, которые учат их запоминать слова или предметы. В детстве все учили стихи. Это основа.
Она показывает: легче запоминать то, что рифмуется. Многие детские стишки мы помним всю оставшуюся жизнь. Это пример работы мнемотехники для детей.
Помимо этого, есть много развлекательных игр, которые тренируют память и служат для малышей пособием по запоминанию.
Помогает развитию памяти игра с картинками. На каждой картинке изображено животное или предмет.
Ребёнку предлагают поговорить о каждом предмете. Замет картинки переворачивают, и малыш угадывает их местоположения.
Эта игра стимулирует зрительную память. Образы привязываются к конкретному месту. Рекомендуют использовать 9 картинок для начала. Для детей до 3 лет начните с 4 картинок, выложенных в квадрат.
Подобные игры практикуют в детских садах. Навыки пригодятся ребёнку на протяжении всей жизни. Игра разовьёт интерес к саморазвитию.
Занимаясь с детьми подобными упражнениями, вы поможете им стать успешными. Развивайте память, совершенствуйте процессы мышления.
Пусть на освоение техники уйдёт время и силы, но результат ещё не раз вас порадует. Саморазвитие — важнейшая часть жизни каждого человека.