Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

Содержание:

Способы постановки

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук , который можно автоматизировать.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.

Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его , так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».

Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.

Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде . Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук . Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».

Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.

Постановка звука при замене на эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.

Постановка с опорой

В некоторых ситуациях можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший , то можно попробовать от него

Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным

В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук .

После начинают тренировать ребенка изолированно произносить . Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.

Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.

Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.

Автоматизация звука «к» в словах

Заключительная фаза, автоматизация звука в речи, наступает после постановки изолированной фонемы . Работа коррекционного педагога начинается с неоднократного повторения прямых, обратных слогов, слоговых рядов. Например, учитель-логопед подготавливает следующие задания:

  1. Прямые слоги: «ку», «кы», «ко», «ка».
  2. Обратные слоги: «ак», «ык», «ок», «ук».
  3. Легкие и сложные слоговые ряды: «ка — кы — ко», «кло — кла», «квак — квук», «кны — кна — кно — кну».
  4. Короткие слова с одинаковым рядом: «бак — мак — ак», «бок — моток — ок», «бук — внук — ук».
  5. Слоговой ряд со словом: «ык — ык — бык», «ук — ук — паук», «ак — ак — табак», «ик — ик — веник», «ок — ок — сапожок», «юк — юк — курдюк», «як — як — бедняк».
  6. Короткие слова: «пик», «лик», «кот», «тук», «бук», «око», «кол».

Затем логопед подводит дошкольника к словам с заднеязычным согласным. Ребенок учится находить понятия на заданный слог, подбирать слова с несколькими рядом стоящими согласными:

  1. В начале слова: «кокон», «комок», «копейка».
  2. В середине слова: «акула», «полка», «гимнастика», «анкета», «бисквит».
  3. В начале и середине слова: «клубника», «коляска», «кадушка».
  4. В конце слова: «сок», «лук», «маяк», «как», «клок».
  5. В начале и конце слова: «кок», «колобок», «комок», «кабак», «каблук».
  6. Слог в начале, середине и конце слова (например, «ку»): «кубик», «кубок», «секунда», «миску».
  7. Слова со стечением согласных: «крыса», «класс», «тучка», «ручка».

Отработанные понятия учитель-логопед закрепляет в словосочетаниях, предложениях, связной речи. В частности, дошкольника просят сначала связать легкие слова, придумать предложения с заданной фонемой, а затем подобрать больше слов со звуком :

  1. Словосочетания: «атласные маки», «надевать кепку», «классное занятие», «купить куклу», «крутить маховик».
  2. Предложения: «На беленьких котят налетели озорные воробышки», «Индюк клюет песок, камни, гальку, насекомых».

С младшим дошкольником автоматизация звука невозможна без логопедических игр:

  1. «Один… а много…»: «один кролик, а много кроликов», «одна майка, а много маек».
  2. «Один-много»: «внук — внуки», «индюшка — индюшки», «кулич — куличи».
  3. «Найди ошибку»: «В подосиновик положили корзину», «Колбасой шестилетний кошку свежей кормил Кеша».
  4. «Порядковый счет»: «одна сумка, две сумки, три сумки…».
  5. «Один — два — пять»: «один крот, два крота, пять кротов», «одна арка, две арки, пять арок», «одно стекло, два стекла, пять стекол».
  6. «Прямой и обратный счет до 10»: «одна кровать, десять кроватей, две кровати, девять кроватей…».
  7. «Лишнее слово»: «колос, кукла, лотос, кефир, мешок», «кричу, клюет, учим, крапать».
  8. «Лишний звук»: «канат, компьютер, драка, климат».
  9. «Большой — маленький»: «курица — цыпленок», «корова — теленок», «конь — жеребенок», «коза — козленок», «утка — утенок», «кошка — котенок».
  10. «Назови ласково»: «куб — кубик», «чашка — чашечка», «кот — котик».
  11. «Ласковый звук»: «нос — носик», «глаз — глазик», «рот — ротик», «стол — столик».
  12. «Чье?»: «мой клубок», «моя кофта», «мое окно».
  13. «Раздели на слоги»: «ко-ло-коль-чик», «клип», «ка-би-нет», «клоп».
  14. «Выдели ударный слог»: «кро-кус», «крот», «ком-ната», «крик-нуть», «ка-мера».

На автоматизацию согласной фонемы, как и на закрепление новой физиологической привычки, уходит в среднем 1,5 месяца. Новые навыки ослабнут, если взрослые не будут контролировать правильную артикуляцию органов. Это приведет к нарушениям речи. Легче поставить ребенку звук с нуля, чем исправить дефект неправильного произношения.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях  родителей – основная причина неэффективности занятий. В  первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук .  Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв.  Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Диагностика произношения «Д» у дошкольников

Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.

Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее

Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением

Диагностику дома можно провести следующим образом:

  • Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
  • Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква «Д»;
  • Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.

С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика

  1.  «Наказать непослушный язычок».

 Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

  1.  «Блинчик». 

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

  1.  «Язык перешагивает через зубы».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 

  1.  «Почистим зубы».

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

  1.  «Горка». 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
6. «Катушка».

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.  
7. «Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. 
8. «Трубочка».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.
9. «Лодочка». 

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

После того как ребёнок научился выполнять правильно основные артикуляционные упражнения. Знакомлю малыша с артикуляционной позой с опорой на схематическое изображение.

  1. Губы улыбаются.
  2. Зубы на маленьком расстоянии.
  3. Язык, широкий, упирается в нижние зубки, посередине языка – канавка.
  4. Воздушная струя сильная и холодная.
  5. Горлышко не гудит.

 Затем учимся удерживать артикуляционную позу звука  и переходим непосредственно к постановке звука.

Данные способы постановки звука придуманы не мной, я только собирала и систематизировала наиболее эффективные, которые активно использую в своей работе.

Упражнения

«Язычок – борец»

Укрепляем мускулатуру языка.

Взрослый садится перед лицом ребёнка и объясняет ему правила игры, в которой язычок будет бороться с посторонним предметом во рту. Пусть посторонним предметом будет чистая ложечка, к ней малыш уже привык. Предмет упирается в верхнюю часть кончика языка и начинается «борьба». При этом рот должен быть достаточно открыт, чтобы язык был виден. Наш «борец» пытается вытолкнуть «чужака» со своей территории.

Преподаватель старается увидеть выгнутую спинку языка, стремящуюся к нёбу. При этом необходимо добиться того, что бы приподнялся корень языка. Данное упражнение следует делать в несколько ступеней, которые должны быть разделены во времени. Не перегрузите мускулатуру язычка, иначе потом придётся долго отдыхать. Задача взрослого — добиться нужного положения «борца» во рту малыша – подняться должна не только середина, но и корень язычка. В последующих уроках надо закреплять положение языка, чтобы ребёнок запоминал.

«Массаж»

Расслабляем мышцы языка, увеличивая кровоснабжение.

Приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд-назад, покусывая его зубками.

«Самомассаж»

Научится расслаблять распластанный на губе язык.

Улыбнуться, подать язык вперёд, приоткрыть рот. Язик слабо прижать к нижней губе. Пошлёпать язычок губами – на выдохе получится «пя–пя–пя». Данное упражнение ещё называют так — «наказать непослушный язычок».

«Блинчик»

Учимся удерживать язык в расслабленном состоянии.

Рот открыт. Язычок лежит и «отдыхает» на нижней губе. В таком состоянии улыбнуться, затем убрать улыбку с лица. Далее чередуем и меняем мимику лица.

«Мостик»

Учимся выгибать и удерживать язык дугой к твёрдому нёбу, тем самым развиваем мускулатуру язычка.

Открыть рот, упереть язычок остриём в передние нижние зубки и выгнуть горкой. Шпателем помочь малышу сделать дугообразный мостик во рту. Второе название этого упражнения — «горка».

«Мостик смело соберём и очень быстро разберём»

Связываем упражнения напряжения и расслабления.

Приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубки и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем.

«Лопаточка»

Расслабляем мышцы языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить расслабленный язычок передним краем на нижнюю губу. Отдыхаем несколько секунд.

«Ветер дует с горки»

Учимся гнать воздух по языку. Включаем в работу дыхательный аппарат.

Открыть рот и сделать «горку». Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по язычку наружу

Сосредоточить внимание малыша на «переход» вдоха к выдоху. В этот момент мягкое нёбо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа

Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук «к».

«Катание с горки»

Укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого нёба вместе с дыхательными органами.

На ладошку взрослого или ребёнка кладётся шарик, сделанный из ваты или бумаги. Малыш открывает рот и делает «мостик». Но наш язычок на мостике ещё и «борец», край языка отодвигается от передних зубок, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На «границе» вдоха-выдоха активно начинают работать мышцы мягкого нёба. Звук «к» должен «вылететь» изо рта.

Первые звуки «к» будут «напряжёнными». Если слышимость буквы будет недостаточная, то следует попросить ребёнка покашлять в процессе выполнения таких упражнений, как «мостик» и «язычок – борец». Впоследствии с ходом занятий ребёнок задействует работу своего мозга и поймёт, как ему надо активизировать мышцы во рту и буква «к» будет выговариваться спокойно

Особое внимание следует обратить на чередование упражнений по напряжению и расслаблению мышц. Уважаемые родители, не торопитесь и не ускоряйте процесс

Берегите мышцы языка малыша от перегрузок, и результат не заставит долго ждать.

Речевой слух

Для того чтобы ребенок успешно усвоил новое произношение, он должен отличать его на слух

Это важно и для дифференциации разных групп, например, звонких и глухих

Поэтому развитие начинают с использования неречевого материала. Например, ребенку показывают, как мнется бумага, стучит карандаш об стол, переливается вода из стакана в стакан. После его просят отвернуться и на слух он должен определить действие.

Нельзя давать дошкольнику возможность угадывать! Любые попытки наобум выдать ответ нужно пресекать. На вопросы логопед не отвечает, но можно наводить на мысль «как думаешь, что журчит?» или «что шуршит?».

Можно показывать картинки с изображением музыкальных инструментов и показывать образец их звучания. После отрывки включаются в случайном порядке, и ребенок должен показать правильный ответ.

Еще одно простое задание, которое легко осуществимо в домашних условиях. Дошкольнику предлагается закрыть глаза и прислушаться к окружающему миру. Он должен определить, что происходит вокруг него. Например, поехала машина, на кухне мама моет посуду, мяукает кошка и т. п.

Только после того, как начнет хорошо идти различение неречевых звуков, переходят к речевым. Для начала используют гласные звуки.

Дошкольнику объясняют, как произносится звук «А» (широко открыв рот) и показывают большой кружок красного цвета – он будет символом. После разбирают звуки «У» и «О». Предлагаются задания на определение звука при беззвучной артикуляции.

Понемногу учат выделять место звука. Например, называют ряд «О, А, О» и просят сказать какой звук первый. Для облегчения понимания показывают картинку поезда или машины (рассказывая, что есть начало, середина и конец).
Только после того, как этот этап идеально отработан, переходят к постановке звука «С» у ребенка с дизартрией и других.

Дифференциация звука Т

Когда ребенок начал свободно выговаривать Т, можно приступать к дифференциации – навыку отличать фонему от схожих. Работа проводится аналогично автоматизации – в 3 этапа: в слогах, в словах, в словосочетаниях.

Приведем задания для автоматизации звука Т, Д и К.

Логопед произносит в ряд слоги, а ребенок хлопает, только когда слышит заданный звук Т. Например:

  • Д и Т – «да-та-да-та», «до-то-до-до», «ди-ти-ти-ди», «де-те-де-те»;
  • К и Т – «ка-та-та-ка», «ко-то-то-ко», «ки-ти-ти-ки», «ке-те-ке-ке»;
  • аналогично – «док-ток», «дом-том», «кот-код», «дак-так».

Задание – проговорить парные слова 3 раза, к каждой паре подобрать соответствующие картинки:

  • копать-топать;
  • бот-бок;
  • сода-сота;
  • дом-том;
  • туча-куча;
  • удочка-уточка;
  • плод-плот;
  • кот-код;
  • молот-молод;
  • табак-кабак;
  • точка-дочка.

Словосочетания, включающие фонемы Т, Д, К, для четкого проговаривания:

  • по комнате летает комар;
  • Даша спит в постели;
  • тетя берет помаду;
  • Катя несет торт;
  • Таня и Коля играют в лото;
  • Тоня идет в кофте;
  • на окне стоит кактус;
  • старик несет тыкву;
  • Тома идет по мосту;
  • дед везет на телеге дрова;
  • кот гуляет в саду;
  • капитан ведет корабль;
  • Катя купила вату в аптеке;
  • Таня ставит на стол букет;
  • тетя надела платок;
  • конфеты лежат на тарелке.

Родители должны постоянно заниматься с ребенком. Постановка звуков – процесс продолжительный, требующий терпения, систематических тренировок. Применение артикуляционной гимнастики, логопедических упражнений и игр приблизит итог формирования четкой и грамотной речи у дошкольника.

Логопедические приемы коррекции при трудностях произношения

Нарушения произношения бывают разной степени. Рассматриваем самые распространенные, которые не касаются ОНР.

Звуки ,

Упражнения на артикуляцию:

  • улыбнуться (хорошо растянув губы), опускать и поднимать нижнюю губу;
  • приоткрыть рот и сделать «часики» языком в узком положении, проводить языком по зубам, опускать и поднимать язык то на нижнюю губу, то на верхнюю;
  • закрыть рот и надавливать на щеки узким языком.

Упражнения на дыхание:

  • втянуть щеки;
  • набрать воздух в рот (словно надувая шарик).

Зуки ,

Эти звуки считаются сложными, а постановка их длительная. Упражнения на артикуляцию заключаются в развитии подвижности и вибрации: поднимание языка (его кончика) к верхним губам или зубам и опускание его к нижним, «прикрепить» язык к верхнему небу, на кончик языка ложится небольшой кусок тонкой бумаги или ваты, которые необходимо сдуть.

Также используются упражнения «гармошка» («балалайка») и «комарик» («моторчик»).

Гармошка

Когда произносится звук Д или Ж пальцем, предварительно вымытым, или соской (натягивается шпатель или палец) делаются движения в горизонтальных направлениях под краем языка. В результате такого механического воздействия язык вибрирует.

Комарик

Звуки Т, Д или З произносятся часто.

Звук

Упражнения:

  • «чаша» («ковш»);
  • «лопата»;
  • «качали»;
  • «часы»;
  • удержание широкого языка возле верхних зубов, затем на нижней губе;
  • дуть на шарики из ваты;
  • надувать мыльные пузыри и тоже на них дуть.

Звук

Используются те же упражнения, что и для коррекции звука Ш. В начале звук отрабатывают в слогах, затем в начале слова, середине и конце. Самыми сложными считаются упражнения со словами с этим звуком в каждом слове фразы, предложения.

Звук

Чаще всего звук корректируется по подражанию (выполняются упражнения перед зеркалом). Если это сделать не удается, то звук К исправляют на основе звука Т при помощи механического приспособления (шпателя).

Малыш говорит «ТА» несколько раз, после логопед нажимает приспособлением на спинку языка (передняя часть) и удерживает ее в таком положении за нижними передними зубами. Ребенок произносит «ТА», но слышится «ТЯ». Далее нажим усиливается и получается «КЯ», после чего приспособление двигается немного дальше и получается звук «К».

Звук

Когда дошкольник верно произносит звук К, то его просят положить руку немного выше гортани и произносить К и Г. При этом логопед объясняет в чем заключается отличие глухого звука от звонкого. Затем ребенок повторяет слоги с парными звуками. Если исправить звук не удалось, то ставят звук Г от Д при помощи шпателя.

Звук

В начале произносятся слова, на месте которых должен быть звук Й, но осознанно говорится И (еж – иож, играю – играу, шью – шиу). Затем продолжительность гласного звука И уменьшается, слоговый звук становится неслоговым.

Если скорректировать звук не получилось, то ставят звук Й от З при помощи шпателя.

Звук

Работа над коррекцией звука Ц начинается после того, как ребенок будет верно произносить звук С. Малышу даются задания, на произношение ТС, при этом не должно быть никаких перерывов и посторонних звуков (если они есть, то нужно это сразу откорректировать).

Последовательность постановки звука Ц в логопедии

Затем ребенок повторят слова, в которых звук находится в конце слова. После этого упражнения усложняются – подбираются слова, в которых Ц стоит в начале слова. Самые сложные задания: фразы и предложения, во всех словах которых звук Ц присутствует.

Звук

Артикуляционные упражнения те же, что и при коррекции шипящих звуков. Звук С отрабатывается в начале самостоятельно. Затем его доводят до автоматизма, проговаривая слова (в начале, середине и в конце), фразы, предложения, стихи.

Работа над исправлением звука З должна быть только после того, как ребенок научился правильно произносить С (автоматически). Для понимания различия парных звуков С и З, необходимо приложить тыльную сторону ладони гортани. Длительно и поочередно произносятся данные звуки. Когда звук З будет произнесен верно, даются упражнения на автоматизацию.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации

Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков

Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.

Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:

  1. Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
  2. Ставят «Ш» – шипящий звук.
  3. Сонор «Л».
  4. Разбирают «Ж» – шипящий.
  5. Соноры «Р» и «РЬ».
  6. Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».

Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» – 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.

Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» – «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.

В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.

Автоматизация звуков

В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су …

В обратных слогах

Уч, ус, уз, цш …

Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

В начале слова

Сова, щука…

В конце слова

Укус, груз..

В середине

Колесо, тяжело..

В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.

Ста- сто – сту
Сна – сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

Комплексное лечение дизартрии

Для комплексного лечения дизартрии рекомендуется применение:

  1. медикаментозных препаратов;
  2. иглоукалывания;
  3. физиотерапевтических процедур;
  4. ЛФК;
  5. закаливания;
  6. занятий с логопедом;
  7. излечение хронических заболеваний.

При проведении коррекционной работы (например, при постановке звука при дизартрии) учитывается особенность иннервации артикуляционного аппарата и проводится вначале подготовительная работа в виде массажа, артикуляционной разминки, упражнений для органов полости рта, нижней челюсти, тренировки на дыхание и формирование воздушной струи. Постановка самих звуков ведется в соответствии с учетом онтогенетического принципа и принципа перехода от более простого к более сложному.

Особенности постановки звука у подростков и взрослых

Неправильное произношение у взрослых – следствие стереотипа, закрепившегося в детстве. Во взрослом состоянии требуется изменение навыка, который стал удобным, к тому же взрослым проще контролировать свою речь, так как это происходит сознательно.

Нарушенное произношение может быть обусловлено неправильным прикусом, не исправленным в детстве, укороченной подъязычной уздечкой, особенностями строения ротовой полости и др. Подробнее об этом можно узнать от врача ортодонта или стоматолога.

Можно попытаться исправить данный дефект самостоятельно, но гораздо эффективнее будет обратиться к квалифицированному логопеду. Необязательно постоянно ходить на занятия, достаточно 2-3, чтобы специалист объяснил и показал, как и что нужно делать, дал рекомендации и соответствующие упражнения. Затем можно запланировать контрольные встречи, на которых будут отслеживаться успехи и разбираться ошибки.

Этапность постановки звуков у детей и взрослых принципиально ничем не отличается, за исключением добавления дополнительного этапа – введения его в речь. Этому способствуют: заучивание стихотворений, пересказ различных произведений и составление собственных текстов, содержащих заданную букву.

Общая информация

Постановка любых звуков проходит в четыре этапа и ни один из них нельзя пропускать. Перед любой работой обязательно проводится полное обследование состояния речи ребенка. Логопед проверят все звуки и отмечает степень дефекта (замена, искаженность и т. п.).

После проверяется слоговая структура. Для этого ребенку показывают картинки, названия которых состоят из разных по сложности слогов. Например, «мама», «папа» и другие. Посложнее − «ветки», «санки» и т. д.

Следующий этап – изучение фонематической стороны речи. Для этого показывают дошкольнику разные картинки и просят назвать первый, последний звук или найти все картинки на заданный звук.

Следующий этап – обследование лексики, то есть словарного запаса. Показывают группу предметов и просят классифицировать ее. Например, «это мебель» или «это посуда».

На заключительном этапе просят составить рассказ по картинке. На основе полученных сведений логопед делает заключение и определяет цели коррекционной работы.

У дошкольников обязательно проверяют состояние органов речи. Отмечают тонус (повышенный или пониженный), особенности строения, а также длину подъязычной связки.

Особенность дизартрии в том, что при ней отмечаются разные проблемы с дыханием. Из-за этого речь бедно окрашена, почти лишена эмоций и выразительности.

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Как закреплять результаты занятий?

Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.

Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».

Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.

Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок

Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector