«осенние изменения в природе»
Содержание:
Мнемотаблица “Осень”
МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВВажным аспектом развития ребёнка – является обучение составлению описательных рассказов. Точное, лаконичное и образное описание ребёнком предметов способствует развитию его речи, мышления, памяти, улучшает коммуникативные качества и способности. Важным приёмом формирования умения составлять описательные рассказы – является использование мнемотаблиц. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребёнку видеть чёткий план описательного рассказа. Мнемотаблицы выступают планом-подсказкой, с помощью которого малыш может последовательно рассказать о предмете.Структура мнемотаблицы и работа с нейМнемотаблица состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы и короткие вопросы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте таблицы представлены объяснения содержания клеточек, т.е. развёрнутый план описательного рассказа. Также приведён примерный описательный рассказ на основе таблицы.Работу по мнемотаблице лучше проводить с использованием настоящих предметов, игрушек или картинных пособий. Таблицу также можно брать с собою на прогулку во двор, парк, лес.Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц должно проходить постепенно и последовательно, обычно в три этапа.На первом этапе необходимо показать ребёнку схему и объяснить содержание условных знаков. Закрепить знания на первом этапе можно в игровой форме, например с помощью игр «Расшифруй знаки-символы» (Взрослый показывает таблицу, а ребёнок объясняет значение символов), «Исправь ошибку» (Взрослый показывает таблицу и объясняет содержимое клеточек, заведомо пропуская некоторые, а ребёнок должен исправить ошибку), «Покажи правильно символ» (Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).На втором этапе взрослый даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, взрослый обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки. Пример плана и образец рассказа можно прочитать на обороте таблицы.На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ. Если взрослый считает необходимым пропустить ту или иную клеточку таблицы, он может прикрыть его листом бумаги. На первых порах, можно предложить малышу передвигать предмет от клеточки к клеточке. Ведь тогда ребёнку намного легче строить свой рассказ. Позднее можно размещать предмет на расстоянии от таблицы, ребёнок будет строить свой рассказ, лишь водя глазами по клеточкам.
ПЛАН РАССКАЗА «ОСЕНЬ»1. Какая погода:– солнце;– небо;– погодные явления (дождь, ветер, …)– температура2. Каков растительный мир:– деревья;– кустарники;– трава, цветы– листья3. Поведение животных:– впадают в спячку или нет;– как готовятся к зиме;– линяют или не линяют;4. Поведение птиц– улетают в тёплые края или остаются;5. Чем заняты люди:– в саду;– в огороде;– в поле;…6. Что одевают люди:– верхняя одежда;– головные уборы;– обувь.
Пример рассказаЯ хочу рассказать о времени года – осени. Осенью солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Становится холодно. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный. В лесу после дождя появляются грибы. Поздней осенью с деревьев и кустов опадают листья. Вянет трава, засыхают цветы. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. Люди надевают тёплую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки.
Источник
Осенью серенько утро, так жди красного денька
Народные приметы осени
В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Облака редкие — будет ясно и холодно.
Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.
Луна покраснела — жди ветра-пострела.
Осенний иней — к сухой, солнечной погоде.
Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой.
Коли 3 октября дует северный, сердитый ветер — будет стужа, южак подул — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к ведру.
Если Сергий (20 октября) снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
Кроты осенью тянут в норы много соломы – готовятся к суровой зиме.
Во время уборки льна встречается много мышиных гнезд – зимой будет много снежных сугробов.
Куры линяют в самом начале осени – зима ожидается теплая.
Звезды яркие — к хорошей погоде, тусклые — к дождю.
Перед дождем луна мутновата или бледна, перед ветром — чиста и ярка.
Толстые кучевые облака ходят низко — к ненастью, высоко — к вёдру.
Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепелям.
Закат желтый, золотистый или розовый — будет хорошая погода.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Сбежались жучки в одну кучку – быть ненастью.
Домашняя птица прячет голову под крыло – к холоду.
С какого числа в октябре пойдет година (хорошая, ясная погода), с того числа весна откроется в апреле.
Традиционно осень
на Руси – пора земледельческих праздников и жатвенных обрядов. В это время собирали урожай, что обеспечивало счастливую и сытую зиму, достаток и благополучие в семье.
Малые формы фольклора, такие как пословицы
, сохранили в речи и отразили важность плодоносного времени года в жизни человека, зависимого от природы. Посредством пословицы, в краткой, сжатой форме люди проводили аналогии между хорошим урожаем и богатством («В осень и у вороны копны хлеба»
), отмечали сезонные изменения в мире животных и растений
Важность погоды стала причиной разделения пословиц по фенологическим периодам, то есть по климатическим особенностям. Так выделяют раннюю осень
– светлый, радостный период, отражающий красоту и щедрость природы, золотую
– прекрасное время увядания листьев и путешествий перелетных птиц, и предзимье
– пора непредсказуемых ненастий, знак готовиться к зиме
Всем этим фазам тематически соответствуют свои виды пословиц. Каждый осенний месяц
тоже почтен особыми изречениями.
Пословицы про осень
выражают первостепенные интересы земледельца: здоровье скота, народные приметы
на погоду, которая может отразиться на хозяйстве, стремление к достатку и миру.
- Русские народные пословицы про осень (из сборника Даля),
- Пословицы — приметы про осень,
- Пословицы об осени для детей, школьников,
- Про осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Как рассказать об осени интересно?
Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.
Примеры:
-
- Дидактическая игра «признаки осени» с карточками. Для проведения необходимы следующие материалы: силуэт дерева, карточки с признаками разных времен года. Взрослый предлагает найти среди них осенние картинки и прикрепить их к дереву.
- Подвижная игра. Дети делятся на команды по 5-6 человек. Перед каждой командой ставится коробка с осенними и летними картинками. Игроки выстраиваются в шеренги, по одному как можно быстрее находят нужные карточки, бегут и прикрепляют их прищепками к натянутой веревке. Затем передают эстафету следующему игроку из команды – и так пока не сыграют все участники. Группа, которая справилась быстрее, поднимает руки. В конце дети обсуждают развешанные признаки осени и называют новые.
- На прогулке. На улице взрослый просит детей найти и показать признаки наступившей осени. Можно поделиться на 2 команды и обозначать найденные варианты яркими лентами (например, желтой для первой группы детей и красной для второй). Побеждают те игроки, которые отметят большее число правильных признаков.
- Игра «отметь признаки осени». Перед ребенком кладутся карточки с признаками разных времен года. Простым карандашом он помечает только те, которые характерны для осени. Пример:
В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!
Осенняя пора – веселится детвора
Ночи стали более прохладные, днём уже не так жарко, а утро пахнет осенью. Взрослые и дети устали от зноя и мечтают, чтобы хоть немножко стало прохладнее. Однако никто не хочет периода дождей или заморозков. Ведь от этого становятся серые унылые будни и тянутся до весны. Так и хочется окунуться в спячку, как медведь в берлоге, и проспать все тусклые дни. А если так не думать, а помнить о том, что осенью есть прекрасная возможность насладиться последним теплом. Только в эту пору можно увидеть разноцветные, причудливой формы листики. С ними ребята в детских садах и в школах делают замечательные аппликации. Сначала они ходят с педагогами в парк, где много ярких и красивых листочков, собирают из них букеты, делают гербарии, а потом поделки. Как же детвора любит прыгать в горы листочков или просто шуршать ими при ходьбе.
Кто-то считает, что именно осенью идёт расслабление организма после бурного и эмоционального лета. Как говорится, каждому своё.
Ход ООД
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Примечание
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может, это лучик солнца, Что щекотит мне лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку На окошко заманил?
-Ребята, не хотите узнать, от кого пришло письмо?Отгадайте загадку и узнаете ответ:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Я не касаюсь елочек и сосен, я… (Осень).
-Правильно, ребята. Вот что пишет нам осень: «Здравствуйте, ребята, решила я для своих друзей «Праздник урожая» устроить. А как на этом празднике играть я не знаю и не умею. Научите меня, пожалуйста, играть, а я за вами через окно наблюдать буду».
-Ребята, научим Осень играть? (Да).
Основная часть. Решаем поставленные задачи.
1.«Приметы осени»
Ход игры: Дети по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано, определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года — убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».
«Приметы осени» с низким уровнем, индивид. раб.
Ход игры: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления.
2. «Подбери действие»
Ход игры: Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)
3. «С какого дерева лист?»
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево
«Какой лист?» с высоким уровнем речевого развития
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.
4 «Две корзинки»
Ход игры: дети по очереди берут муляж, определяют, к какой группе относится, и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».
Активизация мыслительной деятельности, формирование мотивации.
-Самостоятельно организовываются;
— Подчиняются правилам;
-Контралируют выполнение правил дид. игры;
-Высказывают оценочные суждения;
-Закрепляют знания о приметах осени;
-Составляют предложения со словом «осенью»;
-Активно употребляют в словаре глаголы.
-Совершенствуют умение различать деревья по их стволам и листьям;
-Развивают внимание, наблюдательность, память, воображение. — Образовывают прилагательные,
— Образовывают прилагательные,
развивают устную речь.
— различают овощи и фрукты,
— используют в речи обобщающие слова,
-развивают устную речь, память, внимание. Дети заходят в группу
Дети заходят в группу
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук, игровое поле, разделённое на 8 клеток
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Атрибуты: две корзинки, муляжи овощей и фруктов.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Заключительная часть (рефлексия)
-Ребята, вы все молодцы, хорошо играли, помогали друг другу, и Осень научили играть. Но некоторым ребятам надо быть внимательней и выслушивать ответ, не кричать с места. И я думаю, что этому ребята научатся.
-Какая игра была интересной, познавательной?
А за то, что вы научили Осень играть, она вам принесла свои дары. Спасибо тебе, Осень.
-Подводят итоги
-Оценивают действия
Про осенние месяцы
Сентябрь:
В сентябре лето кончается, осень начинается В сентябре синица просит осень в гости. Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень. Сентябрь — пора мокропогодна и сверх прочих — плодородна. Август варит, сентябрь — к столу подает. Сентябрь птиц в дорогу погнал. Холоден сентябрь, да сыт (Холодно сиверко, да сытно) Сентябрь без плодов не бывает. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. В сентябре днем погоже, да по утрам негоже. В сентябре и лист на дереве не держится. В сентябре синица просит осень в гости.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает Батюшка – сентябрь не любит баловать. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой. Холодёнек батюшка – сентябрь, да кормить горазд. В сентябре лето кончается, осень начинается. Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме. Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме. Сентябрь — вечер года. Сентябрь — листопадник. С сентября огонь в поле и в избе. Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает. В сентябре шуба за кафтаном тянется. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. В сентябре лес реже и птичий голос тише. Холоден сентябрь, да сыт. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
Октябрь:
Октябрь – грязник. Знать осень в октябре по грязи. Октябрь – грязник: ни колеса, ни полоза не любит. Октябрь — месяц близкой пороши. Октябрь — зазимник. Октябрь землю покроет где листком, где снежком. В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: «Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем». В октябре до обеда осень, а пополудни зимушка-зима. В октябре до обеда осень, а после обеда зима. В октябре на одном часу и дождь, и снег. В октябре ни на колесах, ни на санях. Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит. Плачет октябрь холодными слезами. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень. В октябре гром — зима бесснежная, короткая и мягкая. Октябрь венчает белый снег с великой грязью. Октябрь — месяц близкой пороши. Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. Октябрь плачет холодными слезами. Октябрь развезет — ноябрь подберет.
Ноябрь:
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Ноябрь — ворота зимы. В ноябре снега надует — хлеба прибудет. В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь. В ноябре зима с осенью борется. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрь — сумерки года. Ноябрь – полузимник: и колесо, и полоз любит. Мужик с телегой прощается, в сани забирается. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. В ноябре мороз приосанивается. Холодёнек батюшка – октябрь, а ноябрь и его перехолодил. Ноябрьскими заморозками декабрьский мороз тороват. Ноябрь без топора мосты наводит. Декабрь без гвоздя загвазживает. Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом. В ноябре солнце сквозь слезы и «белых мух» улыбается.
В ноябре тепло морозу не указ. Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет. Комары в ноябре — быть мягкой зиме. Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет. Не диво в ноябре белые мухи (снег). Не сковать реку зиме без ноября — кузнеца. Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует. Ноябрь — бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег — ни колесу, ни полозу нет ходу. Ноябрь декабрю родной брат, сентябрев внук. Ноябрь полузимник: мужик с телегою прощается, в сани забирается. Ноябрьские ночи до снега темны. Ноябрь — ворота зимы. Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Ноябрь — сумерки года. Ноябрь пригвоздит — декабрь намостит. Ноябрьские ночи до снега темны.
Сентябрь — хмурень
В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит. Облака редкие — будет ясно и холодно. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая. Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Сентябрь без плодов не бывает. Сентябрь — вечер года. Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. Сентябрь — листопадник. Сентябрь побагрил болота — иней овес молотят. Сентябрь птиц в дорогу погнал.
В сентябре днем погоже, да по утрам негоже. В сентябре и лист на дереве не держится. В сентябре лес реже и птичий голос тише. В сентябре лето кончается, осень начинается. В сентябре одна ягода, да и та — горькая рябина.
Тихий полет журавлей к тёплой, хорошей осени
Приметы осени для школьников 1-2 класса
Запоздалый листопад предвещает тяжелую, голодную и холодную зиму.
Если листья падают с деревьев рано (особенно это касается дубовых и березовых листьев), то год обещает быть богатым на урожай и плодородие почвы.
Большинство опавших листьев лежат лицевой стороной кверху – урожай будет маленький; изнаночной – большой.
На березе листья начинают желтеть снизу – весна ожидается поздняя; если первой верхушка пожелтела – то ранняя.
Все листья облетели быстро – приближается суровая, вьюжная зима.
Листья не торопятся опадать и желтеют медленно и постепенно – сильных морозов не ожидается, и зима пройдет быстро.
Увидите в небе тихий полет журавлей, которые как бы общаются друг с другом, можете ожидать теплую хорошую осень.
Рябина дала хороший урожай – ожидайте свирепых морозов.
Когда скворцы улетать не спешат, а зайцы не торопятся менять серую шубку на белую, следует быть готовыми к длинной, ветреной и ненастной осени.
Когда осенью грибники идут с пустыми корзинами, зима ожидается суровой;
Если выпавший ночью снег остается на ветках деревьев, то и на земле не растает.
Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, — зима будет холодная; оставляют леток открытым — теплая.
Если в дождливую погоду сова часто ухает – хорошая погода.
Если лягушки выпрыгивают на берег и квакают, а рыбы выбрасываются из воды — будет дождь.
Пиявка спокойно лежит на дне — к хорошей, ясной погоде.
Мошки толкутся над прибрежными кустами – верный знак ясной завтрашней погоды.
Ход экскурсии
Педагог приглашает детей на прогулку по территории детского сада
По дороге он обращает внимание детей на то, что стало прохладно, хотя и светит яркое солнце, дует ветер, по небу плывут тяжелые облака. Дети отвечают на вопрос педагога, почему они стали одеваться теплее, чем одевались летом
На участке педагог собирает детей вокруг себя и читает стихотворение.
Педагог.
Листики-листочки
Кружатся, кружатся.
Листики-листочки
На траву ложатся.
Посмотрите, листочки лежат на траве. Они опали с деревьев, потому что наступила осень. Какого они цвета?
Дети. Листочки красные, желтые.
Педагог. Какие еще листочки? Какого они размера? Какой формы?
Дети. Листочки большие и маленькие, круглые и треугольные.
Педагог. Вот этот листик овальный, а этот листик — резной.
Педагог показывает детям лист ивы и лист клена.
Педагог. Поднимите головы вверх. Посмотрите на листочки. Что они делают?
Дети. Листочки дрожат на ветках, опадают, летят, кружатся, ложатся на траву, плавают в луже.
Педагог. Возьмите один листочек в левую руку.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько листочков у каждого из вас в левой руке?
Дети. Один листочек.
Педагог. Возьмите один листочек в правую руку.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько листочков у каждого из вас в правой руке?
Дети. Тоже один листочек.
Педагог. А на траве сколько листочков?
Дети. На траве много листочков.
Педагог. Летом было много листочков на деревьях, а теперь листочки пожелтели, покраснели и опадают. Много листочков лежит на траве, на дорожках, в лужах. Ветер кружит листочки над землей. Поднимите руки с листочками вверх и покружитесь вместе с ними.
Дети выполняют задание.
Педагог.
Если листья пожелтели —
Наступила осень.
Ветер листики метелью
В старом парке носит.
Педагог подводит детей к большой луже.
Педагог. Опустите листики на воду. Посмотрите, как они плывут. На что похожи листики?
Дети. На разноцветные кораблики.
Педагог. Как вы думаете, почему листики не тонут?
Дети. Листики легкие.
Педагог. Правильно, листики легче воды, поэтому они не тонут в воде, а плавают по ее поверхности. Соберем букет из самых красивых разноцветных листьев, а потом нарисуем его.
Дети вместе с педагогом собирают букет.
Педагог. А почему и дорожки, и трава, и листики мокрые?
Дети. Утром шел дождь.
Педагог. Верно, осенью часто идут дожди. Они уже не такие теплые, как летом. Иногда дождь может идти, моросить весь день. Давайте поиграем в новую игру, которая называется «Дождик».
Дети играют под руководством педагога.
Игра «Дождик»
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Тоненькие ножки.
(Дети стоят лицом в круг. Ритмично прыгают на обеих ногах. Произносят только повторяющуюся строку.)
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Намочил дорожки.
(Тянутся на носочках вверх.)
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Намочил осинки.
Дождик, дождик. Кап-кап-кап! Наклоняются.
Наклонил травинки.
Педагог обращает внимание детей на траву под кленом. Педагог
Давайте рассмотрим травку под деревьями. Какого она цвета?
Педагог. Давайте рассмотрим травку под деревьями. Какого она цвета?
Дети. Она и зеленая, и желтая.
Педагог. Правильно. Летом травка была зеленой и сочной, а осенью она желтеет и засыхает. Посмотрите, как много сухих травинок.
Дети рассматривают траву.
Педагог Давайте вспомним, что вы узнали об осени на сегодняшней прогулке.
Дети. Осенью становится холодно, солнышко светит, но почти не греет. Люди одеваются теплее. Идут дожди, желтеют и опадают с деревьев листья, трава желтеет и засыхает, в траве не видно цветов, на деревьях созревают плоды и семена, они тоже опадают с деревьев.
Педагог. Молодцы. Вы перечислили много признаков осени. На следующей прогулке мы будем наблюдать за птицами и поговорим о том, что делают осенью птицы и звери.