Лучшие терапевтические сказки для детей: полный список

Сказки для сказкотерапии

Сказкотерапия – это лечение особой атмосферой, в которой проявляются потенциальные, ранее нереализованные элементы личности. Во время сеансов используют пять видов терапевтических сказок для детей и взрослых (ниже их можно прослушать и просмотреть онлайн), согласно классификации Т. Зинкевич-Евстигнеевой:

  1. Художественные. Эта группа представлена коллективными и авторскими рассказами. В семейном консультировании часто используют русскую народную сказку «Кто заговорит первый». Для психотерапии семей с приемными детками и людей с заниженной самооценкой подходит «Гадкий утенок» Андерсена. А если клиент теряет последнюю надежду и желание жить, на него окажет положительное воздействие произведение «Две лягушки» Пантелеева.
  2. Дидактические. В этих рассказах оживают цифры, буквы, овощи, предметы. Знания и умения, которым обучают такие сказки, многообразны. Например, это может быть рассказ о внимательности на дороге, о вежливости в общении. Скучное для ребенка действие можно превратить с помощью сказки в «живое», тем самым наполнив его волшебным смыслом.
  3. Медиативные. Они преследуют цель создать положительный настрой (перед сном), минимизировать ощущение усталости, напряжения, возбуждения. Повествование сопровождается комфортной обстановкой и обязательным отсутствием в сюжете конфликтов и отрицательных персонажей.
  4. Психотерапевтические. В яркой метафорической оболочке история влияет на личность слушателя. Примером послужит любая авторская сказка, содержащая вымысел для того, чтобы научить уважать родителей, ценить друзей, беречь свою жизнь и т.д. Психологи рекомендуют обращаться к малоизвестным сказкам Андерсена или к буддийским джатакам.
  5. Психокоррекционные. Нужны для оказания мягкого влияния на отклоняющееся поведение или неправильные установки клиента. Такие сказания вначале представляют непродуктивный образ мыслей или действий, а затем презентуют эффективную альтернативу. «Бредет Волк по лесу и плачет. На пути он встречает Зайчика, который спрашивает его: «Почему ты плачешь, Волк?». Тот отвечает: «Никто меня здесь не любит, пойду в другой лес». «А свои ужасные зубы с собой возьмешь?» — уточняет Зайчик»… История заканчивается дискуссией, терапевт и клиент придумывают окончание, которое нравилось бы обоим.

Терапевтические сказки, предложенные выше, можно прослушать онлайн прямо сейчас:

Кто заговорит первым:

https://youtube.com/watch?v=TTIVyDa3BJg

Гадкий утенок:

«Две лягушки» Пантелеева:

Дидактическая сказка о частях слова:

Медитативные сказки на ночь:

https://youtube.com/watch?v=QSGKRgxhClk

Буддийские джатаки:

Как написать сказку

Для того чтобы любая история обрела нужную волшебную силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее сочинения.

1. Она должна отображать страх ребенка, (зайка боится оставаться один в темной норке).

2. Предлагать тот опыт, услышав который ребенок смог бы найти выход из сложившейся ситуации (мама подарила ему волшебный фонарик или на помощь приходит любимая игрушка). Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, то можно предложить ему свои варианты решения проблемы.

3. Придумывая сказку вместе с малышом, старайтесь придерживаться определенной последовательности:

  • Начало сказки, встреча с героями различными и любимыми персонажами или животными, игрушками.
  • Затем герой сказки встречается с тем страхом, которого боится малыш.
  • Персонаж показывает ребенку различные способы борьбы с проблемой.
  • Победа, конец сказки, страха нет, жизнь налаживается.

В конце сказки можно для окончательного избавления от страха, можно придумать с ребенком противострашное заклинание.

Помните, как три поросенка из сказки подбадривали себя, прогоняя свой страх.

Нам не страшен серый волк

Злой волк, серый волк

Где ты ходишь, глупый волк

Старый, хмурый волк.

Получается, что волк хоть и страшный, но глупый и старый, и бояться его нечего.

Можно найти любое другое заклинание. Здесь подойдут и странные сочетания Сим сабим, ахалай–махалай. Главное, чтобы ребенок знал, что эти слова прогоняют страх и дают силу.

Чтобы он был работающим для ребенка, его нужно сделать своими руками. При изготовлении могут быть использованы бусинки, камешки, пуговки, бумага, лоскутки ткани, фантики, природный материал — все, что окажется под рукой. Пусть малыш на свое усмотрения или носит его на шее, в кармане или под подушкой, главное — чтобы он выполнял свою защитную функцию и дарил спокойствие и уверенность ребенку.

Виды сказок для занятий

Известный детский психолог Зинкевич-Евстигнеева выделяет основные виды сказок для малышей:

Художественные – сказки, дошедшие до нас от предков, созданные мудростью народа за многие века. В них присутствует художественное описание, пополняющее пассивный словарь дошкольников названиями чувств, поведения, предметов. Эти сказки отлично используются как психокоррекционный, дидактический, психотерапевтический материал.
Народные – древние притчи, мифы. Раньше сказки строились на основании одной идеи – единстве человека и природы. В таких историях для терапии важны сюжеты: о взаимоотношении людей и животных, общении в быту и другие. В народных сказках встречается преобразование и трансформация – таких сказок мало, но самой яркой из них является история «Гадкий утенок». Также бывают страшные истории – сказки-страшилки применяются не для всех. Взрослый, который читает сказку, должен быть уверен в стрессоустойчивости ребенка. Здесь срабатывает эффект «самотерапии»: прокручивая в мышлении страшную историю про ведьм, нечистых духов, дети моделируют выход из тупика, чем освобождаются от тревоги

Внимание! Эти сказки рекомендованы для старших детей. Обязательным условием окончания истории является ее неожиданная и смешная концовка.
Авторские – это художественные истории, необходимые для проработки внутренних переживаний

Хорошие отзывы имеет сказка Л. Пантелеева «Две лягушки», она подходит для выявления ресурсов ребенка или взрослого.
Дидактические – это еще одна разновидность сказок, призванных стимулировать детей к выполнению учебных заданий.
Психокоррекционные – эти сказки особенные, так как должны быть регламентированы правилами чтения и подбора к конкретной проблеме дошкольника.
Психотерапевтические – истории, позволяющие увидеть ситуацию по-другому. Эти сказки не всегда отвечают на вопрос, чаще они оставляют человека с открытым вопросом. Это и является основой для личностного роста. Истории затрагивают такие экзистенциальные темы, как любовь и жизненный путь, потери и приобретения, жизнь и смерть. Их не часто используют для дошкольников, но это отличный способ объяснить данные философские темы, если ребенок столкнулся с ними в жизни.

Типы сказок

Различают несколько типов сказок в зависимости от их цели, способа создания, их функций. Всего выделяют пять основных типов:

Художественная

Сюда относят авторские повествования, а также повести, передающиеся из поколения в поколение. Придуманные народами мира в различные временные промежутки, на сегодняшний день они с успехом используются психотерапевтами в психологической коррекции.

Народные сказки

Издавна их принято называть мифами, легендами. Это могут быть как истории об отношениях между животными и человеком (для детей), о бытовых ситуациях в отношениях семьи, сказки о перерождении и изменении (например, для людей с низкой самооценкой или детей, попавших в незнакомую, совершенно новую обстановку, например, новую семью), сказки страшилки (для переживания напряжения внутренне и подготовке к стойкому перенесению внешних тревог), сказки о волшебстве и чудесах (духовное развитие).

Авторские сказки

Как правило, применяются для тех, кто духовно устал, потерял силы и надежду на что-либо (победу над тяжелой болезнью, примирение с очень важным человеком и другое).

Дидактические

Используют для подачи учебного материала школьникам.

Психокоррекционные сказки

Обычно имеют определенную последовательность, план развития событий. Сюжет, как правило, немного схож с жизненной ситуацией клиента. В конце рассказ должен иметь мораль, подведение итога.

Психотерапевтические сказки

Такие рассказы направлены на жизненные ситуации, чувства, взаимоотношения, имеют глубокий смысл и заставляют задуматься над ним. Это могут быть как самостоятельно сочиненные авторские, так и старинные народные сказания.

Методы

Сказкотерапия, как и любое направление арт-терапии, имеет свои методы. Специалист сам выбирает определенный метод для каждого конкретного случая, а также может их компоновать по своему желанию:

Рассказывание и сочинительство. Это самый простой и распространённый метод. Пациент может сам рассказывать сказку (уже существующую или придуманную им самим), а врач наблюдает за его поведением. Золотой правило психотерапии: «Чтобы пациент не говорил, он всегда говорит о себе». И здесь оно актуально как никогда. Также врач и пациент могут придумывать историю вместе, но ведущая роль все равно принадлежит больному. При работе с детьми, особенно дошкольного возраста, этот метод помогает выявить их эмоциональную нестабильность или внутренние проблемы;

  • Рисуем сказку. Этот метод включает в себя также другой компонент арт-терапии. Пациент с помощью красок, пластилина, глины или других подручных материалов выражает свои эмоции, расставляет акценты. Таким образом, он может полностью выразить свое беспокойство, передать чувство тревоги или страха;
  • Сказкотерапия также предполагает создание кукол. Это также медитативное занятие, ведь в данном случае на первый план выходит процесс, а не результат. Пациент в кукле реализует свои тайные мысли и желания, что отвечает основному постулату теории Зигмунда Фрейда.В процессе изготовления куклы пациент с помощью специалиста может увидеть проблемы и попытаться найти ее решение. Также такое времяпрепровождение способствует снятию нервного напряжения;
  • Диагностика. Сказкотерапия направлена не только на решение проблем, но и их уточнение. Такой способ психодиагностики отлично подходит для детей. Можно использовать гибких кукол, фарфоровых красавиц, разнополые игрушки. Данные игры позволяют определить проблемы с аутоидентефикацией, неполадки в семье или окружающем мире. Беседа и игры могут производиться как в присутствии родителей, так и без них.

Сказкотерапия имеет в своем арсенале множество других интересных методик. Опыт и навыки специалиста позволяют определить тот из них, какой лучше всего подойдет для решения проблем данного пациента. Ведь сказкотерапия в первую очередь является индивидуальной методикой.

Как подбирать сказки для метода

Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.

Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях

Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги. Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании

Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью. Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.

Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.

Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.

Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.

Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.

Сказкотерапия для взрослых — преимущество

Не знаете с чего начать саморазвитие?

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.

  • Сглаживание барьеров между психологом и клиентом. Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу;
  • Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем. Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в сказке клиента придуманной им самим;
  • Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций. На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом;
  • Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов. Даже, если человек пытается скрыть от психолога беспокоящие его проблемы. Не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок;
  • Отображение внутреннего конфликта. Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.

Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Какие методы использовали психотерапевты вначале первых занятий?

Скажу сразу, что просто возвращали в детство. Так например, нарисовать свою сказку. Предлагали не торопится, в игре участвовало не более семи человек.

Многие удивляли своим воображением, а кто то просто мучился не умея рисовать. Кто то из специалистов все десять занятий заставляли просто рисовать или продолжать рисовать сказку которую он любил в девстве…

Может быть, это не лучший вариант, но тоже работает. Скорее это метод арт-терапии — творчество и рисование.

В сказкотерапии больше делается упор в разрешении конфликта или стресса в данный период времени. Очень эффективнее в методике самоопределения является методика сказкотерапии «маска».

Присутствующим предлагается нарисовать лицо героя любимого на весь лист. Этот рисунок, не обязательно, должен быть похож на героя.

Главное, это знать, что это тот самый герой. Когда закончили портрет, проделываем в глазках дырочки. Теперь надеваем эту маску на себя… в данный момент — эффект неожиданности.

Подсознательно, нам нравятся определенные герои. И мы хотим быть чем то похожими на них. Помню я тогда нарисовала себе «спящую царевну»… кто то даже Дракона рисовал, помню. Было забавно.

Далее предлагалось походить по комнате с этой приложенной маской — пообщаться с другими героями — очень сильная вещь.

Из многих методик мне лично понравилась методика «самоопределение».

В основном, сказкатерапия для взрослых по душе для уставшего от реальности человек. И, который, не ожидающего какого либо эффекта от занятия.

У него огромный груз проблем, а мы пришли тут его жизни учить — поэтому, сказкотерапия для взрослых, самый эффективный момент в первый день занятий — помогает расслабить и настроить испытуемого или клиента.

С детьми то проще, а сказеотерапия для взрослых — они хотят понять что же в их жизни пошло не так.

Разве рождается человек который будет мечтать о том, что будет жить в одиночестве, у него нет друзей, коллеги не понимают и семьи как таковой нет.

Время от времени, некоторые люди хотят побыть в одиночестве. Человек, как социальный адепт, долго один не может быть.

Маленький гном — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей

  Возраст: 5-9 лет. Направленность: Негативные чувства (ревность, обида и пр.), связанные с рождением младшей сестры (брата). Ключевая фраза: «Вы любите ее (его) больше, чем меня!»   В одной горной долине, где всегда лето, солнце, круглый год радуют глаз своей красотою цветы, а на деревьях растут фрукты, сладкие, как мед, стоял маленький домик, внешне похожий на тыкву. В этом домике жила семья гномов: папа-гном» мама-гном и маленький гномик, которого звали Шарли.   Мама и папа никак не могли нарадоваться на своего маленького сына. Они делали все, чтобы ему было хорошо. Папа — |покупал яркие красивые игрушки, из листьев пальмы смастерил ему люльку. Мама убаюкивала его, рассказывала интересные сказки и кормила разными лакомствами.   Шарли потихоньку рос и старался никогда не огорчать маму и папу. Он всегда их слушался, убирал за собой игрушки, учил буквы, цифры и собирался идти учиться в школу. Хотя иногда он шалил, как и все другие маленькие гномики. Родители всегда его хвалили и говорили: «Ах, какой у нас молодец Шарли! Самый лучший гномик во всей долине!»   И вот однажды за мамой приехала повозка, запряженная розовыми слонами, и куда-то ее увезла. Он ничего не понимал, а папа говорил: «Не переживай, мама скоро вернется и нас ждет сюрприз». Несмотря на его слова Шарли очень волновался и днями и ночами ждал маму у окна. Как-то раз глазки закрылись сами собой, и гномик уснул прямо там.   Утром его разбудил сильный крик. Долгое время Шарли не мог понять, что происходит, но все-таки набрался смелости и в щелочку заглянул в ту комнату, где раньше никто не жил, кроме его игрушек. Там он увидел маму и, радостно распахнув дверь, с криком «Мама!» побежал к ней. Мама обняла его и попросила не шуметь. Она взяла Шарли за руку и подвела его к люльке — к той самой, в которой когда-то спал он сам. Гномик заглянул в нее, увидел там малыша, вопросительно взглянул на маму и она сказала: «Радуйся, сынок, теперь у тебя есть младшая сестренка. Ее зовут Ляля».   С этого момента у Шарли, как он сам считал, началась новая жизнь. Он перестал быть самым лучшим. Мама уже не сидела с ним часами, а говорила, что он уже большой и сам может читать. Папа постоянно бегал куда-то и каждый раз приносил кучу пеленок, сосок и всевозможных бутылочек. А «сюрприз», который так ждал Шарли, постоянно орал.   И однажды на рассвете, после того как он не спал всю ночь, Шарли собрал свои вещи и ушел из дома. Он шел по узкой горной тропинке и думал: «Я вырос и стал не нужен своим родителям, они променяли меня на маленькую орущую ведьму (так он называл свою сестру). Теперь я плохой. Они меня больше не любят. Что же я сделал? Я ведь почти всегда их слушался и помогал». И стало ему так грустно от своей беспомощности и ненужности, что он сел на большое яблоко, валявшееся на дороге, и горько заплакал. Он так сильно плакал, что около него образовалось целое соленое озеро. По этому озеру на лодочке, сделанной из ореховой скорлупы, к Шарли подплыла мышка. Он поведал ей о своем горе и поклялся, что больше никогда не вернется в этот ужасный дом, пока там живет эта злодейка.   В ответ мышка рассмеялась и сказала: «Гномик, твоему горю можно помочь. Вот послушай. У меня есть младшая сестра. Когда она родилась, я во всем помогала маме. Я помогала пеленать сестренку, кормить, играть с ней и даже читала ей сказки. Я знала, что мама любит меня, если доверяет мне ухаживать за сестренкой. Просто настало время, когда я тоже должна ей помочь. Я поняла, что я — старшая, и мне стало от этого очень приятно».   После этих слов Шарли вскочил с места и быстро-быстро побежал в направлении к своему дому.   Он оказался у двери, когда было уже совсем темно. А мама сидела у окна и плакала. Увидев сына, она заплакала еще больше, но уже от радости: «Где же ты был так долго? Папа пошел искать тебя в лес. Мы думали, что ты убежал», Шарли только заулыбался и крепко обнял маму. Он понял, что родители его очень любят.   На следующий день он уже помогал во всем маме и папе. Ляля стала его любимой сестренкой. Шарли решил, что раз он старший, то должен быть примером для сестры и всегда будет ей во всем помогать

  Вопросы для обсуждения Почему Шарли не нравилась жизнь с маленькой сестренкой? Как Шарли рассказал бы о своих чувствах (связанных с сестрой) своим родителям? Что самое важное сказала мышка? Почему Шарли изменил свое отношение к сестре?  

Читать все терапевтические сказки

Возможности и результаты применения терапии сказкой

Сказкотерапия способна раскрыть личностный потенциал человека. Окунаясь в терапевтическую сказку, дети, подростки, взрослые накапливают энергию, открывают новые возможности для себя и, таким образом, меняют ситуацию в лучшую сторону.

Воздействие сказкой подходит как для разрешения трудностей в процессе обучения, так и для преодоления тяжелых личностных кризисов. Секрет универсальности методики в том, что здесь, прежде всего, важны последствия лечения, толкающие клиента на дальнейшее развитие без чьей-либо помощи

Для того чтобы максимально использовать возможности сказкотерапии, важно помнить о принципах уместности, дозированности и искренности

Лечение сказкой дает положительные результаты в сочетании с другими методами и техниками: песочной терапией, изо-, цвето-, игротерапией. Проследить за эмоциональным фоном ребенка можно с помощью используемых им красок, пластилина, аппликаций, песка.

Психотерапевтические сказки могут решить широкий диапазон проблем. Ниже можно ознакомиться с их перечнем:

  • потеря близкого человека или любимого животного;
  • сложности адаптации в социуме и принятие своей личности в нем;
  • депрессивные состояния;
  • детские капризы, страхи, фобии, ревность;
  • проявления агрессии, излишняя раздражительность;
  • заикание;
  • повышенная тревожность;
  • гиперактивность;
  • психосоматические расстройства.

Типы сказок

Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Для того, чтобы осознанно составить новую сказку, необходимо разбираться в их типологии.

Дидактическая сказка

Чаще всего именно этот вариант используется для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.

Спектр тем, которые могут быть обыграны, просто огромен

К ним относятся правила дорожного движения (как правильно переходить дорогу), важность поздравления родителей с праздниками, обучение самостоятельности и многое другое

Такую сказку можно не только рассказывать, эту же цель могут выполнять мультики и небольшие сценки с одним сюжетом.

«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.

Психологическая сказка

С помощью психологической сказки врач пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.

Задача, которая выполняется при помощи психологической сказки, несколько отличается от цели сказки дидактической. В этом случае действия специалиста направлены на то, чтобы развить и укрепить определенные личностные качества пациента. Например, зачем доверять, зачем заботиться, зачем беречь себя. Это те вопросы, ответы на которые и позволяют личности формироваться.

Психокоррекционная сказка

Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми. В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации. Для этого можно использовать как события повседневной жизни, так и абсолютно сюрреалистические ситуации.

При этом во время сеанса большое значение имеет обсуждение услышанного или прочитанного. В первую очередь свое мнение высказывает пациент, а потом уже, на основании этого, говорит специалист. Интерпретация данных может многое прояснить и более полно раскрыть внутренний мир и проблему клиента.

Психотерапевтическая сказка

Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику пациента, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.

Специалист с помощью психотерапевтической сказки старается вернуть веру пациента в себя, оказывает поддержку и помощь в определенной психологически трудной ситуации. В основе таких историй часто лежат притчи или буддийские сказания.

Медитативная сказка

Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов. Это наиболее сложный метод, который используется в сказкотерапии. Специалист, который берется осваивать эту методику, должен обладать не дюжим талантом рассказчика, уметь «уводить» словом и передавать точные образы.

Важно уметь создать правильное эмоциональное состояние у слушателей. Необходимо излагать материал так, чтобы любой мог четко увидеть передаваемый образ

Даже те, кто яблоко просто так не визуализирует! Медитативная сказка направлена на разговор с бессознательным, на передачу информации сразу на «подкорку». Поэтому важно уметь погрузить слушателей глубоко в рассказываемую историю.

Чтобы усилить эффект, необходимо в кабинете создать мягкую, спокойную обстановку. Для этого прекрасно подойдет приглушенное освещение, негромкая музыка, например, звуки природы. Голос рассказчика должен течь плавно, размеренно. История может не иметь четкого сюжета, но должна быть направлена на работу с архетипами.

Эффективность сказок

В психотерапии редко изолированно применяется какой-то один метод, поэтому сложно собрать чёткую статистику, в каком проценте случаев именно сказки дали положительный результат. Но несомненным является то, что эта работа всегда является для клиентов очень ресурсной. Для детей это просто родная стихия, а для взрослых — возможность соприкоснуться со своей детской частью и немного отдохнуть от рутины будней.

А сами сказки до сих пор будоражат умы учёных. Их исследовал Юнг, выявляя наборы архетипов. И многие его последователи, кто анализировал народные сказки, выявляя в них схожие сюжетные линии и психотипы персонажей. 

Берн также рассматривал сказки, как отличное подспорье в работе. Ведь именно сказки являются первыми сценариями, которые мы усваиваем ещё с детства и потом можем неоднократно проигрывать в течение жизни, даже не подозревая, откуда у нас такая модель поведения.

Пропп проанализировал множество сказок и выявил морфологическую структуру сказки. Он очень чётко описал, какой может быть состав персонажей, как развиваются события, какие должны быть этапы. Зная эти части сказки, можно легко написать свою сказку о любой жизненной ситуации. И это не только прояснит наше к ней реальное отношение, но и даст ответ, как её решать.

Нам остаётся только пользоваться всеми этими наработками и делать свою жизнь более творческой и интересной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector