Скороговорки со звуками р, рь при помощи мнемодорожек

Ребенок и взрослый картавят: что делать?

Ротацизм также может развиваться по пришествии времени. Если ребенок начал картавить, но ранее данный дефект отсутствовал, возможно, причина кроется в желании подражать стилю речи взрослых. Конечно, это не значит, что нужно изолировать ребенка от всех членов семьи и работников детского сада или школы, ведь вернуть правильное произношение поможет только комплексная логопедическая коррекция.

Кроме этого, существует ряд обязательных упражнений, которые можно выполнять самостоятельно без наблюдения у специалиста. Эти занятия направлены на:

  • Устранение дефектов речи.
  • Общее укрепление ротовой полости и речевого аппарата.

Нередко ротацизм проявляется у подростков:

  • Если вы задались целью, перестать картавить в 14 лет, необходимо знать о том, что чем быстрее вы предпримете комплекс процедур, тем выше шанс на избавление от дефектов речи.
  • Ведь невозможность произносить звуки не только создает массу комплексов, которые не без того приобретают дети в 13-15 лет, но и ставят крест при выборе множества профессий.

Поэтому придерживаясь следующих практик, вы сможете значительно улучшить свою речь уже за первые 2 мес. ежедневных выполнений. При этом не стоит забывать, что все методики необходимо делать перед приемом пищи или спустя час.

Поскольку при отсутствии выдержки данного временного интервала, занятия не будут иметь большой пользы на нейропсихологическом уровне. Также необходимо избегать любых вещей, которые смогут вас отвлекать:

  • Музыка.
  • Просмотр фильма и телепередачи.
  • Разговоры с семьей или по телефону.
  • Социальные сети.
  • Более того, вы должны четко понимать, что без вашего желания результат не появится. Именно поэтому к занятиям нужно относиться крайне внимательно и ответственно и делать все от себя зависящее.

Для того чтобы устранить дефект в детском и подростковом возрасте, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Получить консультацию и комплекс занятий у логопеда.
  • Трижды в день без выходных и пропусков выполнять упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.
  • Выполнять практику и соблюдать все рекомендации специалиста, не забывать о том, что занятия надо начинать по истечению часа после приема пищи или перед трапезой.
  • Регулярно посещать стоматолога во избежание деформации прикуса.

Для того чтоб определить существует ли данный дефект в речи вашего ребенка, внимательно проследите за тем, как он произносит звук «Р». Правильным считается:

  • Расслабленные губы.
  • Язык подымается на уровень верхних губ и принимает позицию арки.
  • При произношении звука чувствуется вибрация.
  • Язык двигается при речи.

Бывает, ребенку сложно начать выговаривать звук самостоятельно. В этом случае эффективны не только наблюдения у логопеда и регулярные занятия, но и постоянная практика. Скороговорки отлично развивают речевой аппарат, стимулируя малыша к тому, чтобы его язык всегда принимал правильное положение в процессе упражнений и при общении в повседневной жизни.

Для того чтобы увеличить эффективность и контролировать положение губ и языка, рекомендуется применять следующие методы, сидя перед зеркалом с хорошим освещением:

  • Поднимите язык к небу и найдите бугорки, расположенные над верхней частью зубов.
  • Произнесите звук «Д», одновременно стуча кончиком языка по данному месту.
  • Продолжая выполнять упражнение, сымитируйте звук мотора, добавив к звуку «Д» звук «Р».
  • Спустя пару секунд оставьте только звук «Р» и продолжайте выполнять упражнение в течение 2-х минут 3 раза в день.

Также эффективны следующие способы развития речевого аппарата:

  • По очереди попытайтесь растянуть губы в разные стороны.
  • Достаньте языком верхнее и нижнее небо.
  • Далее проведите языком по ротовой полости в разных направлениях, и повторите данное упражнение с открытыми губами.
  • Также с открытым ртом прижмите кончик языка к верхнему небу и, не останавливаясь, прислоните язык полностью.

Также развитие картавости у подростков может быть вызвано недостатком речевой практики в младшем возрасте

Поэтому для того, чтобы устранить дефект речи, важно не только увеличить количество вербальных контактов, но и применять следующие практики для постановки языка в правильную позицию при разговоре:

  • Подражайте звукам животных, пробуя рычать без остановки. При этом наблюдайте за положением губ и языка. Не нужно напрягать горловые связки и увеличивать голос, поскольку это может. спровоцировать травму. Если рычать пока не получается, применяйте звук «Т» в комплексе с «Р».
  • Выговаривайте скороговорки с содержанием буквы «Р», а также слова с содержанием этого звука. Но следите за тем, чтобы буква не была заглавной.
  • Учите сложные географические названия с большим содержанием буквы «Р».

Основы исправления произношения «р»

Как же мечтают родители, чтобы ребенок поскорее научился произносить «р». Просят, а порой настойчиво заставляют малыша сказать «рыба» или «рак». А непослушный язык отказывается работать. Из−за этого расстраиваются родители и дети. После множества неудачных попыток родители обращаются к «заговорщикам» или «чудо−специалистам», которые будто бы учат произносить трудный звук за пару сеансов. Но и в этом случае звук ребенок не произносит, а деньги потрачены впустую.

Что же делать? Во-первых, успокойтесь и не паникуйте. Нужно набраться терпения и если вашему малышу всего 3 года, значит, он в силу незрелости языка не может пока произносить «р». А вот если вы уже отметили пятый день рождения, а звука так и нет, следует забеспокоиться. Имейте в виду, что если вы сами «картавите» и убеждаете своего ребенка, что данное нарушение — это «семейный» рок, больших усилий для произношения «р» ваш ребенок не будет прилагать. Во-вторых, необходима сильная мотивация, потому что работа над произношением «р» достаточно трудная и длительная и требует немалых сил от ребенка. Но хотим вас обрадовать, что при правильно организованных занятиях, дети без труда справляются с произношением «р».

Упражнения, которые научат ребенка говорить «рыба» и не только

Мы расскажем вам приемы, которые помогут исправить неправильное произношение «р». Следует начать с гимнастики для языка. Только игровые моменты, интересные сюрпризы, активность родителей помогут ребенку выполнять ежедневно данные упражнения.

Предлагаем вам 2 комплекса упражнений. Один из них больше понравится мальчикам, а другой девочкам.

Упражнения для губ и языка для мальчиков

Отправляемся в дорогу, нужно нам убрать тревогу!

Мы ворота открываем и на машине выезжаем (широко открыть и закрыть рот).

Солнце светит ярко, стало очень жарко.

Для машинки вот бензин, а для водителей апельсин.

Вы на него нажимайте, и сок получайте (надуть−втянуть щеки).

Улыбаемся с машинкой, вместе едем по тропинке (улыбнуться с зубками и без них).

Направо есть широкая дорога (положить на нижнюю губу широкий язык),

А налево узкая тропа (высунуть узкий язык)

Куда нам ехать, не знаем мы пока.

Вот стучит машинка (поднять язык к верхним зубам и постучать «д» в «бугорочки» у верхних зубов).

Едем по тропинке!

Вот колеса закрутились (облизывать губы по кругу слева направо и наоборот),

У деревни остановились!

Дальше путь наш не прост,

Камней целый воз (толкать кончиком языка правую−левую щеки).

Вот и тучи набежали,

И машинку закачали (двигать языком вправо−влево и касаться уголков рта).

Солнышко вышло опять,

Путь домой пора держать.

В горку быстро поднялись, затем весело скатились вниз (поднять широкий язык к верхней губе, затем опустить к нижней).

Встретили табун лошадок, проскакали, видно надо (цокать языком)!

Экскаваторы в работе, у них важные заботы.

Ковш песка поднимают и яму засыпают (показать язык в виде «ковша», с ямкой в центре).

Поломались, неудача, как же быть, как капот нам открыть (присосать язык к верхнему небу, открывать и закрывать рот)?

Наконец, мы починились, и домой весело покатились (языком провести по верхним, затем по нижним зубам)!

Все ребята удальцы, молодцы!

Упражнения для губ и языка для девочек

Сказку слушать не ленись,

Язычком ты потрудись!

Рот пошире открывай,

В домик звуки ты пускай.

Фея улыбнулась,

Язычком потянулась,

Носик свой достала

Но играть не перестала!

Трубачи трубят,

В гости созывают всех ребят (вытянуть губы вперед)!

Золушке помочь решила,

Тыкву крупную купила (надуть щеки)!

А сейчас садись скорей

На волшебных ты коней (поцокать языком)!

Здесь ковер ты расстилай (показать широкий язык),

Иголку доставай (показать узкий язык).

Иголка вправо, иголка влево (двигать языком, касаясь уголков рта),

Сошьем платье, будешь словно королева!

Ночь наступает, прохлада подступает (стучать языкам по небу «д»)

Нужно чаю нам попить и вареньем закусить (показать язык в форме «чашки», облизать верхнюю губу).

Утром зонтик мы возьмем и гулять опять пойдем (присосать язык к верхнему небу)!

Выполняйте гимнастику для губ и языка каждый день, утром и вечером. Каждое упражнение повторяйте по 3−5 раз.

Особое место в подготовке ребенка к произношению «р» занимают дыхательные упражнения. Обычно детям очень нравится надувать резиновые игрушки, воздушные шарики, дуть на рыбок в игрушечном аквариуме.

Вариант на «Р» твердую и мягкую

У некоторых людей существует практически незаметная проблема с произношением мягкого звука «рь». Для таких случаев полезно будет подобрать скороговорки на букву «Р», где сочетаются и твердый, и мягкий звуки.

Несколько примеров представлены ниже:

Бобр добр до бобрят.

***

Пекарь Петр пек пирог.

***

Перед коровой короб корок.

***

Три вороны на воротах.

***

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

***

У редьки и репки корень крепкий.

***

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

***

Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.

***

По двору-подворью –
В добром здоровье.

***

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

***

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

***

Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.

***

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

***

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

***

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

***

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

***

В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

***

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

***

Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.

***

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Заниматься развитием речи следует не только в детском возрасте. Во взрослом возрасте нечеткое произношение может вызвать больше проблем при общении. В то же время, некоторым просто стыдно обращаться к специалисту со своей проблемой. В этом случае человек может самостоятельно улучшить свою речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.

Этиология возникновения и характерные признаки

Причины появления отклонения отличаются в зависимости от его видов. Наиболее часто дефект возникает под влиянием одного из следующих факторов:

  • на фоне длительной хронической инфекции, что приводит к физическому или нервному истощению;
  • в результате недосмотра в детском возрасте, ребенка не научили говорить правильно;
  • в случае смешанных браков, когда мама и папа общаются на разных языках;
  • как подражание близкому человеку;
  • неправильной артикуляции;
  • недоразвития фонематического слуха.

Отдельно рассматриваются причины органической картавости: нарушения прикуса, роста зубов, аномалии языка. Их классифицируют на наследственные и приобретенные.

Классификация причин ротацизма:

  • механические (неправильный прикус, твердое небо, гипердонтия);
  • акустические (ребенок путает созвучные «р» и «л»);
  • подражательные;
  • наследственные;
  • неврологические (связаны с патологическими процессами в головном мозге);
  • функциональные: недоразвитость мышц аппарата речи и короткая уздечка языка.

Каждый из видов дислалии характеризуется конкретными симптомами. Так, патология может заключаться в трудности произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизм и парасигматизм. Это могут быть фонемы , , , . Если трудности только с постановкой звука , — это ротацизм и параротацизм. Для патологии заднеязычных звуков , , , , , существует определение гаммацизм, каппацизм, хитизм и т. д. Одновременно с этими главными признаками человек может заменять звонкие звуки на глухие или смещать их. Аналогичным образом происходит замещение мягкого на твердый или перестановка.

Ротацизм – это отдельный вид картавости, который заключается в нарушении произношения звуков «р» и «рь». Он сложен для воспроизведения, потому что в процессе задействованы разные части языка. Ему не свойственно быть врожденным, поэтому избавление от патологии проводится с помощью регулярных занятий с логопедом.

Ротацизм бывает велярным и сопровождается вибрацией края мягкого неба; увулярным с колебаниями язычка неба. К причинам его появления относятся патологии слухового аппарата, частичный паралич мышц языка, слишком короткая уздечка языка и его слабые мышцы. При таком расстройстве фонема может быть полностью исключена из речевого оборота или искажена горловым («французским»), боковым произношением. Возможна ее замена на звуки л, й, ы, г, в.

Терапия подбирается в соответствии с жалобами пациента. Отличие горлового произношения от нормы можно услышать, попросив ребенка долго произносить этот звук с открытым ртом. Лечение ротацизма направлено на увеличение подвижности органа с помощью комплекса упражнений, укрепление мышц, ответственных за его амплитуду. Как быстро человек будет переставать неправильно произносить звуки, зависит не только от типа нарушения, но и добросовестного выполнения упражнений, подобранных специалистом.

Тексты для автоматизации звука Р:

На стройке

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

В огороде

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

В зоопарке

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц.  Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае — пёстрые зебры и жирафы.  Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке

Покормили птиц

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Друг

У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.

Юра и Рая

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая любят играть друг с другом.

Мечта таракана

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана

Как правильно применять скороговорки на звук Л в развитии речи детей дошкольного возраста

Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей: в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые малыш уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем  правильное произношение звука л и развиваем дикцию ребенка.

Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития

Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука Л в скороговорках и поправляет малыша в случае необходимости.

Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук Л. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно убыстрять ее темп.

Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения, то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:

— кто такой вол?

— страшен ли ему волк и его логово?

— с какой интонацией лучше прочитать эту скороговорку?

Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно. Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком Л! Вам поможет список заданий и игр, данный ниже.

Что представляет собой скороговорка

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

Причины

Чтобы знать, почему у малыша не получается

выговаривать звук,как ис чего начать коррекционную работу нужно иметь представление о возможных причинах:

  1. Неправильное речевое дыхание.

    Отклонение происходит из-за заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, аденоидов, запущенной формы ринита. Отрегулировать дыхательный ритм во время речи способен логопед.

  2. Слух. Недостаточно хороший слух оказывает прямое влияние на развитие связной речи. Если дефекты произношения присутствуют до 5 лет, то это свидетельствует о проблемах с фонематическим слухом. Кроха не распознает звуки, поэтому плохо их воспроизводит.
  3. Слабое развитие артикуляционного аппарата. Чтобы звук произносился правильно необходимо разрабатывать органы речи. Для этого существуют специальные упражнения (артикуляционная гимнастика ). Они помогают ребенку понять вкак расположены органы во время произношения фонемы.
  4. При короткой уздечке. Дефект ограничивает движения и положение языка , когда ребенок разговаривает. Для устранения отклонения используютпоэтапный комплекс упражнений или убирают проблему операционнымметодом .
  5. При горловом произношении. Такое воспроизведение фонемы «Р» принято называть картавостью. Дефект отличается сложным процессом постановки правильного воспроизведения буквы. Длякоррекции горлового произношения применяют артикуляционную гимнастику и учат кроху заново выговаривать звук совершенно по другому способу.
  6. Нарушения тонуса мышц. Дефект называется дизартрия тут. Для подготовки к воспроизведению звука используют логопедический массаж . Упражнения проводит только специалист с помощью специальных инструментов. Чтобы не навредить ребенку сначала определяют в каком состоянии пребывают мышцы (тонус или слабая подвижность). После проводят индивидуальный курс терапии.

Совет: среди причин важную роль играет желание подражать близким. Малыш может повторять за взрослыми неправильно произнесенные звуки, слоги, слова

Поэтому важно, чтобы окружающие люди высказывались при ребенке безошибочно, тогда и он(она) начнет стараться говорить без дефектов

Скороговорки на Р и Л

Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.

***

Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.

***

Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.

***

Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.

***

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.

***

Валин валенок провалился в прогалинок.

***

Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.

***

В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.

***

Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.

***

Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.

***

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.

***

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.

***

Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.

Скороговорки на Р и Л

  • Клара-краля кралась к Ларе.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Ел Валерик вареник,
    А Валюшка ватрушку.
  • Прибыл Клим из Клина в Крым.
  • Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  • Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.
  • Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  • Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
  • Шла бабка из клети, просыпала крупку.
    — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!
  • Роль лиры в мире мала. Тем не менее, мне лира мила.
  • Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.
  • Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  • Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  • Фрол подол у кафтана порол,
    Распарывал, распарывал —
    И подол не распорол.
  • — Карась, в лаз не лазь! 
    Застрял в лазе карась.
  • Лапти лыковые,
    Лыки липовые.
  • В палатке — лопатка.
  • Вале велики бальные туфли.
  • Еле-еле Лена ела,
    Есть из лени не хотела.
  • Колдун наколдовал Коле клад.
  • Коля купил Лике кило кильки.
  • Лилипуты пили пилюли и лопотали.
  • Полы мыла Алла,
    А Луша помогала.
  • Около Лондона — логово колдуна.
  • У клуба на клумбе клубок.
  • У Полкана под лапкой палка
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Для маленькой Алёнки 
    Галя гладила пелёнки.
  • Лев поднял лапу и дал волку по лбу.
  • Лилии не пилили,
    лилии не пололи,
    Лилии полили.
  • Лена искала булавку,
    Она упала под лавку.
    Под лавкой искать было лень —
    Искала булавку весь день.
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  • У крошки-матрешки пропали сережки,
    Сережки Сережка нашел на дорожке.
  • Парус наш на совесть сшит,
    Нас и шторм не устрашит.
  • Мышки сушек насушили,
    Мышки мышек пригласили.
    Мышки сушки кушать стали,
    Зубы сразу же сломали.
  • Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок,
    И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих
    Под листок собрал в кружок.
  • Слышен шорох в камышах,
    От него шумит в ушах,
    Сто бесстаршных лягушат
    Цаплю шепотом страшат.

Скороговорки на Ч

  • Течет речка, печет печка.
    Печет печка, течет речка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Были галчата в гостях у волчат.
    Были волчата в гостях у галчат.
    Ныне волчата галдят, как галчата.
    И, как волчата, галчата молчат.
  • В роще щебечут стрижи,
    Чечетки, щеглы и чижи.
  • Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой, шишечка — с дырочкой, в дырочку пар идёт.
    Пар идёт в дырочку, дырочка — на шишечке, шишечка — на крышечке, а крышечка — на чайничке.
  • У Танечки — тачка, а у Анечки — печенья пачка.
  • Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче. 

30.01.2020

Tonje

Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):

Егор, Егор! Покажи свой дворВот мой двор, зеленый забор.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Тарара-тарара — поднимайся, детвора!Тарара-тарара – в детский сад идти пора!Туруру-туруру – поднимаем детвору.Тырыры-тырыры – нету дома детворы!

Дал Макар Роману карамельку,А Роман Макару – карандаш

Рома Маше нарвал ромашек.

Брат продал брату паркет из граба.

Красной краскою ЕгорКрасит крышу и забор.

Три сороки–тараторкиТараторили на горке.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Макару в карман комар попал.Комар у Макара в кармане пропал.Про это сорока в бору рассказала:«В кармане Макара корова пропала».

Ворон Карлсону оторвал карман,Карлсон завёл моторчик и пропал.

На ярмарке Торговый ЯрПродавал товар Макар.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

У КондратаКуртка коротковата.

Дали карапузу кукурузу,А карапуз просит арбуз.

На горе АраратРвет Варвара виноград.

Кавалеры королевы плылиК ней на каравелле.

У корнета нет кларнета.Подари кларнет корнету.

У корнета – кларнет,У нас – контрабас.

На сцене корнет играл на кларнете,В партере сидела дама с лорнетом,Следя за дуэтом корнета с кларнетом.

Карл играл на черном кларнете,А на рояле Лара играла.

У Марфы – нет арфы,У Глафиры – кефира.

Хранитель храма хазар храпел.

У вдовы ВарварыДва вора дрова воровали.Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.

Открывай, Варвара, ворота,От Варвариных ворот – поворот.

Открывай, Варвара, ворота,У двора на траве коли дрова.

Открывай, Увар, ворота,Дров несём невпроворот мы.

Карп КарпычУ Карпа КарпычаКарпа купил.

На завтрак у ВарварыКрабы и омары.

Карл у Клары украл кораллы,А Клара у Карла украла кларнет.Если бы Карл у Клары не крал кораллы,То Клара у Карла не крала б кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Карл у Клары украл доллары,А Клара у Карла – квартальный отчет.

Матрос на корме кормит морских рыбок.На корме, кроме Ромы,Егор и Артем.На корме кроме Марка,Рая и Тамарка.

На горе АраратКараулила Варвара воронят.

На горе АраратКарл с Кларой рвали виноград.

В огороде у Федоры – помидоры.За забором у Федоры – мухоморы.

Подведем итоги

Проблема произношения «Р» встречается довольно часто. На это бывает множество причин, в основном, идущих из детства.В нашей статье мы расскажем, как можно научиться говорить букву Р, как разобраться в причинах картавости и дадим несколько полезных советов.

Если Вы не выговариваете букву Р, а Вам уже много лет, то не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно себя переучить. Конечно, чем Вы старше, тем дольше времени это займет. Но это никогда не помешает, ведь человек с правильной речью всегда лучше воспринимается, чем с дефективной.

Главное — регулярность упражнений, удачи!

Хотелось бы отметить, что у некоторых людей такая проблема появляется сугубо по физиологическим причинам — короткая уздечка под языком. Выяснить это можно у врачей. Выхода из положения может быть два: это мини-операция подрезание уздечки (она очень быстрая) и второй вариант — попробовать растянуть её. Для последнего варианта нужно выполнять различные упражнения для растяжки уздечки — например, пробовать кончиком языка дотянуться до носа и подбородка.

А если у Вас с языком все в порядке, то стоит попробовать следующую методику, чтобы научиться говорить букву Р:

Выберите несколько скороговорок, где очень часто выстречается буква р. Так как научиться выговаривать букву р можно только если на нее постоянно налегать. Например: Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Или можно взять выучить поэму Гумилева «Капитаны», там очень много слов с буквой р. И каждый день рассказывать себе их. В первое время будет очень сложно, но с каждым разом звук р будет получаться все лучше и лучше.

Главное — не бросать занятие на полпути. Также будут полезны слова «бронетранспортер», «крейсер аврора», «красноармеец». Если Вы будете записывать свои занятия, а потом прослушивать, то Вы сможете отслеживать прогрес. Вот так можно научиться говорить букву р.

Есть еще и такой способ:

  • В течении пары минут попробуйте медленно проговаривать Дэ Тэ Лэ без остановок.
  • Теперь прибавьте темп и в течение пяти-шести минут опять их проговаривайте, только быстро-быстро. Вы должны заметить, что при произнесении последнего звука Лэ, кончик языка начинает попадать на холмики над верхними зубами, и получается что-то похожее на р.
  • Теперь нужно проговаривать звуки Дэ Тэ Дэ, причем последнюю Дэ стараемся произносить не как обычно, а как Лэ (похоже на произношение англичан).
  • Потом медленно ДэТэДэ. Пять минут.
  • Теперь ускоряемся, пока не будем слышать Рэ.
  • Теперь, время слов: ДРОТ, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОСС, ТРОЛЬ, МЕТРО, БЕДРО, ХРОМ.

И, далее, любые слова с Р, какие вспомните.

Поделиться статьей с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector