Рубрика “лечение заикания”

Симптомы и виды

Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

Виды заболевания:

  1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
  2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
  3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
  4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
  5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
  6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.

При легкой форме болезни дети начинают заикаться только на фоне сильного стресса. Средняя степень характеризуется проблемами с речью при любом эмоциональном перевозбуждении. Тяжелая степень – ребенок заикается постоянно. Лечится ли логоклония? От болезни можно полностью избавиться, если начать лечение вовремя.

При заикании нарушается согласованная работа речевых органов, сбой возникает из-за сокращений мускулатуры, которая участвует в процессе произношения звуков. Иногда страдают и дыхательные мышцы, что приводит к постоянному ощущению нехватки воздуха.

Основные признаки заикания:

  • ребенок внезапно замолкает, иногда на сутки, после чего начинает говорить, но уже нечетко;
  • присутствие в речи большого количества лишних звуков;
  • отсутствие или длинные паузы;
  • затруднения с началом речи;
  • нарушение фонематического слуха и восприятия;
  • тики, спазмы, судороги в области лица и шеи;
  • нарушение дыхания.

Часто к заиканию присоединяются психологические расстройства – логофобия, скоптофобия. На фоне логоневроза меняется и поведение детей, они становятся робкими, застенчивыми, мнительными, отличаются мечтательностью и бурной фантазией.

Как отличить заикание от запинок

Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

Отличие логоклонии от запинки (итерации):

  1. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
  2. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
  3. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
  4. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

Как избавиться от заикания взрослому человеку самостоятельно упражнениями?

Прибегайте к некоторым хитростям, меняйте тембр голоса. Можете говорить очень тихо, потом басом, кривляниями, тем самым изменяя работу голосовых связок. Это позволит концентрироваться непосредственно на звуках, а не на психологической проблеме, которая чаще всего является причиной заикания.

Как избавиться от заикания взрослому человеку самостоятельно упражнениями:

  1. Обязательно вспомните негативные мысли, которые возникают во время разговора. Попытайтесь избавиться от негативных мыслей, успокаивая себя. Составьте список эмоций, которые вызывают у вас страх и заикания.
  2. Дикторы телевидения выполняют очень полезные упражнения, которые помогут избавиться от заикания. Для этого необходимо съесть перед зеркалом, предварительно выучив какой-то текст. Это может быть проза или стихи.
  3. Лучше всего, если это будет проза, она напоминает обычную речь в жизни. Теперь необходимо глядя на себя, контролируя эмоции, произнести отрезок, который выучили, сосредоточившись на губах и челюстях. Запоминайте, на каком звуке, как движется челюсть. Теперь точно в таком же порядке необходимо делать артикуляционную гимнастику, но при этом звуки теперь попытайтесь проговаривать быстро, потом медленно. Подобный самоанализ проводится в кабинете у психотерапевта. Ведь именно психотерапевт позволяет справиться и разобраться с психологическими причинами заикания. Он помогает контролировать свои эмоции, и не допускать их появления, чтобы не было заикания.


ДефектологМного интересных статей о здоровье можно найти на нашем сайте:

Таким образом, удается взглянуть на ситуацию стресса по-другому, успокоиться. Стоит обратиться к дефектологу. Сейчас на YouTube очень много занятий, позволяющих заниматься артикуляционной гимнастикой, развивать мышцы, а также контролировать дыхание. Взрослым помогает избавиться от заикания гипноз. Специалист помогает вытащить из подсознания воспоминания и негативные эмоции, которые спровоцировали развитие заикания.

Диагностика

Чтобы узнать, почему ребенок заикается, нужно записаться на прием к врачу-неврологу. В логопедии классификация патологии осуществляется с учетом причин возникновения, что выясняется при помощи диагностики, это позволяет эффективно бороться с речевыми расстройствами. Диагноз ставят на основании данных анамнеза и клинической картины. Основные инструментальные методы:

  • Электроэнцефалография.
  • Электромиография.
  • МРТ, КТ.

В ходе визуального осмотра оценивается состояние мышечных структур, тонкая моторика и двигательная активность в целом. Параллельно исследуется уровень слухового и зрительного восприятия. Показаны консультации офтальмолога и отоларинголога.

Виды нарушения речи

Существует разные виды заикания, которые разделяют по разным признакам :

Формальная классификация заикания:

  1. Тоническое заикание, для которого характерны паузы в речи, растягивания отдельных звуков. Это происходит из-за спазмов в области нижнечелюстной мышцы, гортани, губ, языка. Затруднения возникают из-за того, что заикающемуся проговаривать продолжение слова после остановки;
  2. Клоническая форма заикания, причиной которого является тик. В результате такой формы заикания у детей 3-7 лет наблюдаются повторения одного и того же слога, слова или даже целой фразы;
  3. Смешанные заикания — виды и клонических и тонических судоржных проявлений.

Классификация заикания по невротическим симптомам:

  • Неврозоподобное заикание, возникающие в результате особенностей функционирования нервной системы. Проявляется в 3-5 лет, когда ребёнок начинает говорить;
  • Проявление невротической формы заикания, появлению которой предшествует испуг или наличие постоянного психологического фактора травмирования.

Разделение на невротическое и неврозоподобное заикание — это скорее о природе возникновения, а не о форме проявления.

Медикаменты

Медикаментозная методика терапии заболевания считается вспомогательной и направлена на устранение неприятных симптомов, таких, как тревога, выраженный страх, депрессивное проявление. Это могут быть:

Успокаивающие (седативные) таблетки. Обладают общим успокаивающим действием на ЦНС, способствуют снижению реакции на любой внешний раздражитель. Такие препараты участвуют в усилении процессов торможения и ослабления возбуждения. Имеют мягкое воздействие на организм, в отличие от транквилизаторов и противотревожных средств. Сюда можно отнести Новопассит, Седасен, Корвалол и др.
Транквилизаторы. Такие психотропные препараты – хорошее средство для уменьшения тревожности, страха, успокоения

Несмотря на их эффективность, применять таковые нужно с осторожностью, ведь транквилизаторы имеют мощное действие и могут вызвать привыкание. В данную группу входят Афобазол, Феназепам, Тенотен и др.
Общеукрепляющие препараты

Их действие способствует повышению устойчивости организма к тому или иному неблагоприятному фактору. При этом наблюдается коррекция физического и психоэмоционального состояния, повышение работоспособности. Сюда можно отнести препараты валерианы, пустырника, витамины группы В, Магнелис и др.
Спазмолитики. Считаются эффективными при спастической форме заболевания. Спастическое действие обусловлено вмешательством в механизм мышечного сокращения. Купируется боль посредством воздействия на клетки гладких мышц или вследствие блокировки нервных проходящих к мышцам импульсов. В данную группу лекарств входят Мидокалм, Диафен, Сирдалуд и др.

Лечение от заикания клонической формы проводится с помощью препарата Пантогам в суточной дозировке 0,25-0,75 до 3 г в день. Примерная продолжительность терапии колеблется в пределах одного-четырех месяцев.

Причины патологии речи

Наиболее распространенные причины заикания у детей:

  • гипертонус и судорожные сокращения рецепторов мозга, управляющих двигательными функциями речевого аппарата;
  • синдром постстресса;
  • факторы генетики;
  • травма ЦНС при рождении;
  • реакции судорожные;
  • травматизация, последствия инфекции, отклонения функционирования эндокринной системы;
  • нарушения речевые и психомоторные (раннее развитие связной речи);
  • наличие в семье взрослого заикающегося человека, постоянно контактирующего с ребенком;
  • психогенная ситуация в семье (долгая разлука с одним из родителей, развод, скандалы, высокие требования к речи и др.).

Плохая семейная ситуация — частая причина появления заикания в раннем возрасте

Причины заикания у детей 3 лет сопряжены с неправильным развитием координационной артикуляции. В этом возрасте наиболее часто возникают первые симптомы болезни. Малыши легко перевозбуждаются, что приводит к судорожным сокращениям мышц. Особенностью этой возрастной категории является отсутствие стабильных тормозных реакций. У ребенка, часто плачущего, нервного, слишком восприимчивого эмоционально, больше шансов стать заикой, чем у флегматичного малыша. Лечение заикания может затрудняться ввиду частых инфекционных болезней, которые ослабляют работу ЦНС.

Малыш часто запинается, когда родители слишком сильно давят на него и перегружают информацией. У каждого отдельного ребенка развитие начинается по-разному. Одни более восприимчивы к математике, другие к чтению, третьи к письму. Принуждение к заучиванию длинных сложных фраз вызывает нарушения речи в результате нервного расстройства. Серьезной ошибкой является принуждение к засыпанию в темноте, когда ребенок панически этого боится. Начинаются энурезы, появляются фобические расстройства, малыш становится неуверенным в себе, раздражительным и плаксивым, т. к. его не сформировавшийся организм не имеет возможности нормально отдыхать и восстанавливать свои силы.

Проблемы речи могут быть спровоцированы нарушением функциональности мозговых центров. Часто это происходит еще во время родов

В момент, когда начинает проявляться заикание, патология уже носит остаточный характер, поэтому важно следить за состоянием младенца и вовремя пролечить его соответствующими препаратами еще до года, обратившись к неврологу. Последствия натальной травмы видны по поведению ребенка: он плохо спит (по 15 мин

днем и практически всю ночь), жадно ест, раздражителен, ручки во сне плотно сжаты, ступни ножек почти не реагируют на прикосновение, гиперактивен. Обычно таким малышам назначают курс специальных массажей, ЛФК, глицин и др. препараты, исходя из результатов УЗИ головы, симптоматической картины.

На ранних стадиях (3–5 лет) лечение логоневроза у детей проходит успешнее, чем в подростковом возрасте. Приступы чаще наблюдаются при переутомлениях, в период болезни. Существует также некая зависимость проявления симптомов от погодных условий, сезона, питания. Хронические заболевания не способны повлиять на появление отклонений речи, но усиливают существующие. Например, хронический аденоидит замедляет речь, т. к. носовые пазухи перекрыты, и дыхание осложнено.

Причины

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

  • наследственность;
  • внутриутробные инфекции во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • сахарный диабет;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

Рациональное лечение. Как проходит занятие с логопедом? Гимнастика речи

Какие этапы лечение заикания? Все зависит от тяжести, форм и особенностей заболевания. Логопеды разделяют пять этапов лечения:

  1. Профилактика;
  2. Упражнения на постановку речи (дидактическое лечение);
  3. Психотерапия и неврология;
  4. Медикаментозное и контрольное (динамическое) обследование;
  5. Излечиваемость заболевания дефекта речи.

В случаях когда профилактика не эффективна, ребенок требует лечения. Первый прием в доктора несет консультационно-диагностический характер. Логопед с ребенком познакомится, поговорит, проведет полный осмотр, ознакомится с историей болезней. Задаст вопрос родителям о заболеваниях генетического характера.

Логопед-дефектолог после осмотра ребенка, оценит его общее состояние, ход развития и непосредственно работу аппарата артикуляции. На основании этого подберет график корректировки нарушений развития речи. Составит план посещений занятий, и как ребенок будет поддаваться лечению, уменьшит количество или наоборот добавит занятия. По времени занятие продолжительностью от 30 до 40 минут.

Что представляет собой гимнастика речи? Комплекс специально разработанных механических упражнений для голоса и речи составляют гимнастику речи. При нормальном развитии, ребенок двух лет не должен бессвязно болтать и создавать звуки. Занятия направлены на овладения звуковых элементов: понимание части или полной речи.

В зависимости от этого упражнения бывают простые и сложные. Простые нацеленные на разработку дыхания, голоса и артикуляции. Сложные подразумевают технику чтения: чтение вслух и выразительное чтение на аудиторию, импровизация и диалог; повторное произношение, умственную и размерную речь, а также речь шепотную на исследование слуха.

Смотря на картину заболевания ребенка, логопед может подключить в работу психолога или невролога. Совместно с этими врачами и достигается максимальный результат лечения.

Важно, что бы логопед-дефектолог хорошо понимал все тонкости корректировки языка.Чтобы занятия ребенку нравились, проходили в игровой форме интересно и непринуждённо, тогда и будут видны результаты работы. Важно помнить, что помощь родителей, их поддержка очень важна как для ребенка так и для логопеда

Быстрая реабилитация ребенка-результат совместной работы.

Здоровый ребенок с правильно поставленной речью растет уверенным членом общества.

Виды

Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

В зависимости от причины:

  • патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
  • нервозное объясняется проблемами с нервной системой.

В зависимости от речи:

  • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
  • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
  • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.

В зависимости от формы протекания заболевания:

  • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
  • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
  • рецидивирующая форма — это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.

Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное — вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

Профилактика нарушения темпа речи

Профилактика дефекта речи представляет собой ряд довольно сложных мероприятий против появления болезни.

Защита от испуга:

  • Забота, отстранение и удаление от ситуаций, провоцирующих испуг;
  • Специальное воспитание, нацеленное на укрепление душевного волнения и восприятия страха;
  • Развитие в ребенке сильных чувств;
  • Формирование с помощью упражнений воли ребенка, и способности подавлять волнения и физические расстройства;

Другие меры:

Тщательное наблюдение за ходом развития речи как у здорового ребенка так и предрасположенного к заиканию

Целью является предупреждения ненормальностей в развитии малыша, которые сигнализируют о расстройстве
Если какие-то отклонения диагностируют, важно обратить внимание на правильное развитие речи, провести с ребенком необходимые упражнения на выговор звуков, постановку голоса и интонацию;
Важно следить за психическим состоянием ребенка. Что бы развитие умственное не преобладало над физическим
Когда малыш психически переутомлен, на этой почве возникает перевозбуждение, и неспособность сдерживать эмоции

Ребенок очень раним и даже легкий испуг может вызвать заикание.
К занятиям с ребенком включить игры и гимнастику на развитие произвольных движений, особое внимания уделять голосу и речи. Сюда входит пение, чтение, декламация, развитие разговорной речи, а также развитие груди. Все эти упражнения содействуют укреплению воли, придают уверенность.

Природа заикания

Этиология заикания до сих пор не ясна. Однако, медики утверждают, что причины заикания комплексные:

Генетическая предрасположенность

Частый вопрос родителей «передается ли заикание по наследству?»

В этом вопросе учёные разделились на 3 лагеря. Первые утверждают, что причиной заикания у детей может быть рецессивный ген, который проявляется, если оба родителя в детстве были заикающимися. Вторые говорят, что наследственность может передаваться в виде предрасположенности к заболеваниям нервной системы, которые и проявляются таким симптомом. Третьи предполагают, что могут передаться наследственные категории болезней, которые провоцируют судоржную готовность мозга.

Невротическое заикание, обусловленное психосоматическими причинами

Заикание у детей дошкольного возраста часто обуславливается напряжённой обстановкой в семье, травмирующими событиями в виде долгого отсутствия родителей.

  • Тяжёлая беременность, трудные роды, внутриутробные инфекции — всё это провоцирует проблемы с речью из-за нарушений в процессе передачи нервных импульсов от коры головного мозга к речевому аппарату. В таких случаях иногда говорят, что заикание могло передается по наследству, однако это не так, потому что нервная система ослаблена из-за особенностей вынашивания беременности, родов.
  • Иногда заикание у детей возникает по причине… подражания. Если в окружении у ребёнка есть дети или взрослые, которые заикаются, то это ничто иное, как подражание. Тогда коррекцию заикания у дошкольников можно проводить дома, поскольку лечение заикания у детей сводится к исправлениям речи, искоренению привычки.

Причины возникновения

Заикание – неврологическое заболевание, которое лечит врач-невролог, кто выявляет причину речевого расстройства. Чаще ключевой этиологический фактор – повреждение (чаще перинатальное) головного мозга. В результате нарушается взаимодействие между мозговыми структурами, обеспечивающими речевую функцию. Причины патологии, когда ребенок начал заикаться, связаны с повреждением мозговых структур – .

У таких детей параллельно часто выявляется (ММД). Другие сочетанные заболевания: нарушение мозгового кровотока (), церебральная гипертензия (повышение показателей внутричерепного давления). Провоцирующие факторы:

  • Соматические, неврологические заболевания в анамнезе.
  • Эмоциональные переживания, стрессы.
  • Физическое, умственное переутомление.

Одна из причин возникновения – наследственная предрасположенность. Патология выявляется у близких родственников с частотой 18%. У близнецов этот показатель достигает 77%. Риск развития нарушений у детей, чьи родители страдали от заикания, оценивается в 9-17% для девочек, 22-36% для мальчиков.

Что такое заикание у детей?

Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.

Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:

  • тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
  • клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанный.

В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:

  • неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
  • невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.

К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector