Приучить ребёнка к чтению нужно до 8 лет, но рано учить читать

Содержание:

Поиск причин и нужных ответов

Давайте разбираться по порядку. Зададим вопросы прежде всего себе:

  • Для чего ребёнку читать быстро?
  • Почему и для чего любить чтение?
  • Для чего читать самостоятельно?
  • Что читать и в каком количестве?

Наши честные ответы помогут разобраться с нашей личной мотивацией и ожиданиями от ребенка, а также дадут понимание, как двигаться дальше и как объяснить ребенку важность чтения

Хочу еще раз напомнить, что речь пойдет о категории детей, которые уверенно читают предложения

Детей, которые только освоили механизм чтения, вышли в слово или даже в словосочетание, я пока не беру во внимание. Считаю, что именно на этом нежном периоде следует оставить «новичков-читателей» в покое и дать им возможность оценить новый навык по достоинству, наслаждаться умением прочитать вывески, рекламу, названия продуктов, книг, имена кассиров, названия журналов

Пять принципов быстрого чтения

Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником

Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами

Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

Как заинтересовать ребенка и научить читать:

Как правильно создавать нехватку?

  • Читать интересную книжку не каждый день, а раз пять в неделю, не по расписанию, а случайно, мол, не получается сегодня. Причем читать так, что чуть ли не спектакль разыгрывать! Нет никакого толку в чтении заскучавшего папы или безмерно уставшей мамы. В ожидании совместного чтения у ребенка будет возникать мысль, что, если бы он умел читать сам, не нужно было бы пропускать тот день, когда мама не может, и попросит сам научить его читать.

  • Если не возникает такой мысли, то постепенно, мягко наводить его на эту мысль. Например, сказать при нем папе (не явно, а так, чтобы было подслушано), что «представляешь, дочка у тети Маши уже читает сама». И тогда ребенок будет понимать, что есть дети, которые умеют читать, и что он тоже мог бы научиться.

  • Когда ребенок сам попросил научить его читать, не делайте это сразу, скажите, что вот «в эти дни не могу , потому что… давай в воскресенье!». А потом напоминайте ему, мол, «представляешь, всего три дня осталось, и мы будем учиться читать». Потом два, потом уже завтра! Создавайте нетерпение, предвкушение.

  • По-хорошему — зрительного малыша можно за один день научить читать — максимум за два. Конечно, ребенок не сумеет сразу читать быстро и без ошибок, но навык правильного чтения — быстрого и осмысленного — отрабатывается уже в ходе практики, когда ребенок читает сам!

  • Необходимо очень внимательно и вдумчиво подбирать книги для первого самостоятельного чтения ребенка. Значение имеют и объем текста, и сюжет, и чувственное наполнение. Конечно, все эти составляющие правильно усложнять постепенно.

  • Просите ребенка пересказать историю, которую он прочитал, — маме, бабушке, младшему братику, друзьям во дворе. В этом случае ребенок сможет ощутить себя обладателем уникальной информации, побыть в центре всеобщего внимания и потренироваться в проявлении артистизма.

  • Поступление в школу может стать прекрасным мотивом для обучения чтению! К 1-му классу ребенок должен читать бегло, правильно и понимать 80 % из прочитанного.

Читая ребенку и предлагая ему книги для самостоятельного чтения, важно максимально пропитать ребенка классической литературой, задать это направление намного легче до 6 лет. Потом начнется школа, новое окружение, и если не дать ему самое главное до этого, потом может нахвататься, чего не следует

И вот почему…

Судьба ребенка зависит от навыков чтения

Научить ребенка читать это не просто требования современного мира — это судьбоносный для него навык. Ведь погружая ребенка в чудесный мир литературы, добрых и злых героев, правильно подобранные книги учат на чувственном уровне отличать добро и зло. Классическая литература — это лучшее, что мы можем дать ребенку. В 6 лет у него появится своя свобода выбора в школе — с кем сидеть, с кем дружить в школе. Он выберет себе лучших друзей, будет тянуться к тем, кто более развит.

И когда ребенок впервые попадает в новое окружение в школе, он уже имеет прививку от плохой судьбы. У него всегда есть «запасная дверь в Нарнию»: через чтение окружить себя самыми умными, благородными, честными и храбрыми людьми.

«Помню гордость за своего сына-первоклассника, когда директор привел его к лучшей в школе учительнице и сказал: «Ты посмотри, кого я к тебе привел, как он читает!!!!» А перед этим проверял в кабинете: что бы дать ребенку почитать… У него лежала газета на столе. Я говорю: «Да хоть что, вот эту газету можно». Удивился, как сынишка бегло, правильно прочел ему несколько абзацев… и бегом повел нас в лучший класс к лучшей учительнице в школе… Мы даже не просились.»

(из обсуждений на форуме 1 уровня)

В домашних хлопотах и заботах трудно найти время, чтобы научить ребенка читать правильно, и мы отдаем его в центры развития. Но маме следует иметь в виду, что в этом случае у ребенка возникнет чувственная связь с преподавателем, а не с мамой — так было у Александра Сергеевича Пушкина с няней Ариной Родионовной.

Если время упущено и ребенок не получил к 6 годам опыта совместного чтения в семье и самостоятельного прочтения книг, то зачастую не он будет выбирать окружение, а они его. То есть будет часто возникать ситуация «куда ветер, туда и листочки»: ребенок будет гораздо более подвержен влиянию других, и не всегда это влияние будет хорошим. Так происходит, когда у ребенка нет нравственного стрежня, нет ориентиров. А формируется это в домашних условиях и только через правильно подобранную классическую литературу.

Результаты участников тренинга просто поражают:

Обучаем чтению, играя

Научиться чтению проще всего в игровой форме

Дети не любят обучение, проходящее из-под палки или в виде принудительных занятий. Учить читать можно играя, ребёнок даже не поймёт, что это задание или очередная проверка. Как это сделать:

  1. Играя с малышом в настольную игру, попросите, чтобы он прочитал вам инструкцию к ней. Пусть он поможет вам на кухне: в его обязанность будет входить оглашение пунктов рецепта, по которому вы готовите блюдо.
  2. Поиграйте с ним в поиск сокровищ. Вы прячете «клад», а ваш маленький кладоискатель ищет его по составленной вами заранее письменной инструкции.
  3. Сочините вместе сказку или какую-то историю. Запишите её в альбом печатными буквами. Пусть теперь другие члены семьи попросят его перечитать, что получилось. Обычно дети очень гордятся своим творчеством и с радостью выполняют подобные задания.
  4. Гуляя на улице, проходя по магазину, пребывая в гостях, читайте с малышом всё, что попадается на глаза – будь то большая вывеска, яркая реклама, небольшая открытка и другие подобные вещи. Составляйте из букв-магнитиков на холодильнике короткие фразы, если это войдёт в привычку, ребёнок будет с нетерпением ожидать нового сообщения.
  5. Используйте детскую привязанность к компьютеру – покажите, что с его помощью можно читать электронные книги.
  6. Предлагайте прочитать произведения, по которым созданы любимые детские мультики или киноленты.
  7. Заинтересуйте ребёнка теми книгами, которыми вы увлекались в таком же возрасте.
  8. Побольше читайте сами, чтобы ребёнок видел, что это интересно. Если вы отдаёте предпочтение телевизору или компьютеру, то доказать малышу, что книга – это интересно, будет весьма сложно.
  9. Покажите свою книгу, расскажите вкратце, о чём в ней написано.
  10. Объясните, что такое библиотека, покажите, где она находиться, если возраст позволяет – запишите в неё ребёнка, дайте возможность самому выбрать книгу.
  11. В вашем доме должны быть разножанровые книги и журналы, пытайтесь заинтересовать ими малыша и объяснить различие между ними.
  12. Дарите к праздникам книги близким и ребёнку в том числе, говорите об их ценности и значении.

6 советов, как заинтересовать ребенка чтением

1.    Совмещайте чтение с актерской игрой

Когда вы читаете ребенку книгу, постарайтесь отказаться от невнятного бубнежа и невыразительных интонаций. Такое чтение навивает скуку, хочется зевать и поскорее сменить занятие на что-нибудь более увлекательное. Делайте паузы, ударения, выделяйте слова голосом. Озвучивайте героев, говорите то тонким голоском, то внушительным басом. Проявите актерские способности! Незачем стесняться ребенка. Такое чтение действительно заинтересовывает ребенка и одинаково хорошо работает на детях любого возраста, от дошкольников до пятиклассников.

2.    Используйте распространенный художественный прием – клиффхэнгер

Если вы когда-нибудь с интересом читали книгу, или смотрели сериал, то наверняка знакомы с таким понятием, как клиффхэнгер. Глава, или серия сериала заканчивается напряженным событием, неожиданным поворотом, хочется как можно скорее узнать, что же будет дальше. Так создатели сериалов подогревают интерес к следующей серии, а авторы книг заставляют читателей перелистывать страницу и начинать следующую главу. Используйте этот прием, когда читаете ребенку. Чувствуете, что повествование подходит к кульминационному моменту, вот-вот, произойдет что-то, что изменит судьбу персонажа? Перестаньте читать. Отложите книгу, скажите ребенку, что дальше читать вы будете завтра. Как правило, детям настолько интересно узнать, что же будет дальше, что они пытаются начать читать самостоятельно. В педагогике такой метод называется методом Кассиля.

3.    Предоставьте право выбора ребенку

Сегодня дети читают не так охотно, как читали дети 10-20 лет назад. Это проблема не только родителей, но и книжных издательств

Поэтому, со своей стороны они делают все возможное, чтобы привлечь юных читателей: иллюстрации на страницах, яркие, привлекающие внимание обложки. Дайте ребенку выбрать книгу самостоятельно

Сходите в книжный магазин, а затем не подгоняйте, дайте возможность походить между книжными рядами, все разглядеть, подержать понравившиеся экземпляры в руках. Либо посетите библиотеку, возможно, ребенку понравится особенная атмосфера и красота бесчисленных книжных рядов.

4.    Покажите, что читать можно с любимого гаджета

Современные дети привыкли всегда держать в руках телефон или планшет. Их уже почти не привлекает шелест страниц, запах типографии, и это совершенно нормально. Научите ребенка пользоваться мобильными приложениями для чтения, возможно, так читать будет комфортнее и привычнее. В конце концов, какая разница, обычная книга или электронная книга, если ребенок ее читает?

5.    Подогревайте интерес и развивайте фантазию, проводя параллели и задавая вопросы

Некоторым малышам бывает сложно сопереживать героям, а значит, и интересоваться в полной мере сюжетом. Это все какие-то непонятные, далекие от него персонажи, почему ему должно быть интересно? Пока вы читаете книги, в процессе чтения попробуйте задавать ребенку вопросы: нравится ли ему персонаж? На кого он похож из родственников или друзей? Чтобы сделал ребенок, окажись на месте героя повествования? Проявите инициативу, попробуйте провести параллель между персонажами и людьми, которых ваш юный читатель знает. Как только ребенок поймет, что персонажи книги намного ближе к нему и людям, которые его окружают, читать станет интереснее.

6.    Выбирайте книги с красочными иллюстрациями

Нет, это вовсе не значит, что ребенок будет рассматривать картинки в книге вместо того, чтобы заниматься чтением. Маленькому читателю намного проще погрузиться в сюжет или атмосферу книги, если он может подсмотреть, как все выглядело. Ребенок видит места, главных героев, пейзажи, ему проще представлять, что же происходит. Как мы уже говорили, книжные издательства сегодня заинтересованы в привлечении маленьких читателей, поэтому даже если речь идет о Гарри Поттере, возможно найти издание с красочными, изумительно проработанными иллюстрациями.

Вам должно нравиться то, что вы читаете ребёнку

Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читая книгу, искренне увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги. А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребёнку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев. Яркие интонации вовлекут малыша в процесс чтения, а монотонный текст может только усыпить.

Рекомендации для родителей

Далее мы дадим несколько дополнительных и действенных рекомендаций тем мамам и папам, кто всерьез решил приучить своего дошкольника к чтению:

  • Хорошо, если дома ведутся разговоры не только о политике, но и о книгах. Желательно показывать свои эмоции во время обсуждения – что было смешным, а что – грустным. Взрослые должны давать понять, что говорить о недавно прочитанных книгах можно и нужно. Такие разговоры будут мотивировать младших членов семьи тоже поделиться своими мыслями о том, что читали.
  • Хорошие родители знают, что нужно стараться всегда отвечать на вопросы маленького почемучки. Однако взрослые не всегда могут сходу вникнуть в сложные или специфические темы. В таких случаях есть смысл объяснить малышу, что ответ на его вопрос можно найти в книге. Обязательно помочь разобраться и поискать вместе с ним нужную литературу.
  • Перед тем, как начинать читать новую книгу, можно постараться заинтриговать ребенка описанием ее сюжета. Пусть он сам захочет узнать продолжение.
  • Периодически нужно выбирать многостраничные сказки и повести. Читать их можно по частям, обещая малышу продолжение в следующий раз. Это довольно сильный способ, который может помочь разжечь интерес чада к чтению.
  • Некоторые мамы и папы настаивают на том, чтобы ребенок обязательно прочитывал книгу от начала и до конца, даже если ему не интересен сюжет. Таким образом, они стремятся воспитать в ребенке упорство и усидчивость. Однако в данном случае эти действия принесут только вред. Лучше отложить неинтересную историю и попытаться подсунуть ее позже, когда ребенок станет старше.

По возрасту

Если вы читаете 2-х летнему ребёнку «Сказку о царе Салтане», искренне желая пораньше приобщить его к творчеству гения русской поэзии, не сокрушайтесь, что для ребёнка её смысл останется тайной за семью печатями.

Хотя слушать мелодику идеального двухстопного ямба Александра Сергеевича Пушкина, конечно, полезно даже для новорожденных. Но для привлечения внимания и участия в процессе чтения в этот период нужны короткие, яркие тексты — прибаутки, потешки, образные четверостишия.

Маленькие хитрости

Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение — это награда, которую нужно заслужить.

Показывайте детям всеми средствами, что книги — это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать — вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.

Чтение как развлечение

Приучать ребёнка к чтению можно и с помощью игры.

  • Книгу надо давать в руки, когда малыш ещё только учиться хватать – пусть он запомнит это ощущение.
  • С более взрослыми детьми можно проводить другие игры, Например, попросить найти какое-то слово в произведении, угадать, откуда этот персонаж. В общем, придумать то, что подтолкнёт его открыть книжку.
  • В старшем возрасте можно попросить ребёнка сделать презентацию по литературным героям или писателям, или найти в интернете видеоролик про жизнь интересного автора. Таким образом, используя современные средства, гаджеты можно существенно расширить литературное поле.

Как заинтересовать ребёнка чтением книг

1. Начинайте читать ребёнку с самого раннего детства

Чаще всего малыши очень любят стихи, вероятно, за их ритм, простоту для восприятия, краткость. Выбирая первую книжку для своего малыша, позаботьтесь не только о том, чтобы она имела красочную притягательную обложку (переплёт лучше всего брать твёрдый), но и качественные иллюстрации с чётким изображением героев, пейзажей, отдельных предметов. Они должны быть узнаваемыми и понятными ребёнку.

2. Читайте малышу в определённое время, например, перед сном

В остальное же время книга или книги могут находиться в поле зрения ребёнка, чтобы он мог попросить вас почитать, если у него возникнет такое желание. Это если ребёнок ещё не разговаривает и объявить о своём желании может только указанием на предмет его желания. Когда ребёнок подрастёт его библиотеку можно перенести на отдельно выделенную для него полочку в пределах досягаемости. Если ребёнок просит вас почитать книгу, то не отказывайте ему и не ссылайтесь на занятость, на одно-два стихотворения из детской книжки не уйдёт много времени.

3

Обязательно обращайте внимание на то, как ребёнок ведёт себя во время чтения. Не затягивайте этот процесс и не заставляйте малыша елозить в ожидании скорейшего окончания произведения

Разбейте длинную сказку на несколько частей, но в начале чтения новой части обязательно поинтересуйтесь, чем закончилась предыдущая. Так ребёнок не только учится говорить, пересказывать, но и развивает память

Не затягивайте этот процесс и не заставляйте малыша елозить в ожидании скорейшего окончания произведения. Разбейте длинную сказку на несколько частей, но в начале чтения новой части обязательно поинтересуйтесь, чем закончилась предыдущая. Так ребёнок не только учится говорить, пересказывать, но и развивает память.

4. Как только ваш сын или дочь проявят желание учиться читать самостоятельно, обязательно «услышьте» их

Начните учить буквы, можете записать ребёнка к репетитору, которых сейчас очень много (предварительно хорошенько узнайте о будущем педагоге, его методах работы), можете потихоньку учить малыша сами, но опять-таки очень важно не переусердствовать, потому что отбить тягу к чтению очень и очень просто. Если у ребёнка отметилось желание научиться читать самостоятельно, то такое желание нужно поощрить

5. Как только ребёнок начнёт читать самостоятельно, нужно очень чутко отнестись к выбору первых книг и к самому процессу

Здесь будут уместны «любимая мамина детская книжка», «нелюбимая папина, которую он так и не смог дочитать», «книжка, которую мама очень хотела прочитать» или другие варианты стимулирования. Давать за высиженные и вымученные десять-пятнадцать минут чтения шоколадку или столько же времени за компьютером неправильно. Ребёнок должен привыкать просто читать, читать для интереса, а не ради того, чтобы что-то за это получить.

6. По ходу чтения ребёнком какой-то книги обязательно интересуйтесь, как «обстоят» дела у главных героев, что случилось на сей раз с главной героиней, за кого переживает и волнуется ваш маленький читатель

Обсуждайте с ребёнком прочитанное, учите его сопереживать и фантазировать (ведь в случае если книга закончилась грустно или неинтересно, можно предложить малышу придумать другую развязку произведения). Запомните — механическое вычитывание пяти или пятидесяти страниц, причём под неусыпным надзором и покрикиваниями никогда не станет для ребёнка любимым занятием

Показать пользу чтения

Этот момент часто упускается из виду тогда, когда родители задаются вопросом о том, как приучить ребенка читать. Весьма полезным будет продемонстрировать ему преимущества этого занятия. Например, если чадо увидит, что благодаря новой привычке у него улучшились показатели по учебе, отношение к книгам может измениться в лучшую сторону. Обязательно следует стремиться раскрывать систему персонажей, помогать осознавать суть прочитанного. Так развивается память, мышление, воображение, задействуются все познавательные процессы. Чем более яркую картинку ребенок сможет составить у себя в голове, тем лучше. Помните о том, что любовь к книгам не возникает мгновенно. Скорее, это внутренняя потребность, которую еще нужно сформировать. Часто взрослым приходится прилагать немало усилий, чтобы это произошло.

От «Колобка» до Достоевского

Никакая мотивация не поможет, если малышу не интересно

Как заинтересовать ребёнка чтением, если ему необходимо всё время двигаться, бегать и гулять и сидеть спокойно нет никакой возможности? Очень важно, при выборе литературы учитывать возраст юного читателя. Конечно, четырёхлетнему ребёнку не подойдёт роман о приключениях Робинзона Крузо, и наоборот, восьмилетке будут уже не интересны «Курочка Ряба» и «Репка»

Поэтому выбирая книгу для чтения необходимо не только учитывать возраст, интересы, но и пол читателя. Так, например, мальчикам, скорее всего, будут интересны рассказы о рыцарях, храбрых воинах, драконах и роботах. Девочек, наверняка, больше заинтересуют книги о принцессах, животных и сказочных феях и волшебницах.

Ответы на частые вопросы

За сколько можно научить ребенка читать?

На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.

Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.

Как научить читать, если ребенок не хочет?

Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.

При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.

Может ли ребенок научиться читать сам?

Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.

Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.

Должны ли воспитатели учить ребенка читать?

В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.

Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.

Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?

По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.

Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.

Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Действия взрослых: помочь или навредить?

Взрослым, выросшим в то время, когда чтение превалировало над другими способами подачи информации, трудно смириться с тем, что их дети не любят читать книги. К тому же школьная программа не отменяла чтение, и уроки литературы все еще присутствуют в расписании учеников. От навыков чтения напрямую зависит хорошая успеваемость. Вот почему родители ищут способы, как заставить ребенка читать.

Следует заметить: если ставить вопрос ребром, можно только навредить. Любой психолог скажет, что заставлять читать нельзя

Важно развивать любовь к чтению уже с малых лет, для этого нужно заинтересовать ребенка. Невозможно заставить полюбить чтение

Агрессивные методы приведут к обратному результату – ребенок возненавидит этот процесс.

Какие книги любят читать дети?

“Волшебное слово” – одна из любимых книг многих поколений юных читателей

Детям младшего школьного возраста нравятся книги о приключениях, о жизни сверстников, их дружбе и переживаниях. Может, вашему ребёнку пора познакомиться с «Денискиными рассказами» Драгунского, «Волшебным словом» Осеева или «Ванькой» Чехова? Список может быть длинным, если сами не помните, что читали в детстве и не знаете современных авторов, посоветуйтесь с детским библиотекарем.

Иногда даже при наличии приличной библиотеки в доме дети не хотят читать. Начинается скандальный процесс усаживания сорванца за книгу. Если это ваш случай, предлагаем вспомнить, когда лично вы последний раз читали. Говорите ли вы с малышом о книгах, советуете ли ему что-то по этому поводу? Делитесь ли вы с ним своими детскими воспоминаниями о полюбившихся литературных героях? Выводы делайте сами.

Видео о том как научить ребенка читать:

Просто читать – этого мало?

Чтобы все ученики так или иначе освоили главные произведения, педагогам надо изловчаться. У мамы тоже есть свои хитрушки. «Один из ключевых отрывков произведения я задаю выучить наизусть, по другому устраиваю изложение с творческим заданием, чтоб школьник не просто машинально восстановил текст, но и показал, как его понял, – рассказывает она. – И, конечно, выразительно читаю ученикам самые важные отрывки из текста. Читаю всегда с удовольствием, и дети это чувствуют, слушают внимательнее. Я слежу за реакцией класса, комментирую, объясняю, если вижу, что ребята что-то не поняли. Через какое-то время задаю уточняющие вопросы, проверяю, запомнили ли они главное. Если прослушали, возвращаюсь к нужному месту. Такое чтение, с оглядкой назад, с остановкой на отдельных отрывках, называется статарным

Важно, чтобы дети и дома читали именно так, вдумчиво. Ведь бывает, что они и вправду прочтут книгу, а потом (даже отличники) не могут вспомнить ни имен героев, ни основных событий»

Правило №6

В процессе чтения ведите диалог. Если это стихообразное произведение, например, «Мойдодыр», то вы не заканчивайте фразы сами со временем. Давайте ребенку самому досказать какое-то слово. Этим вы будете развивать ему память, и малыш будет лучше развиваться сам.

Такие произведения в стихах стоит читать как можно больше раз, чтоб ребенок выучивал их на память. Это можно делать с самого маленького возраста: до двух лет начинать и пока ему это будет интересно.

Если говорить о прозе, то тоже делайте остановки: «И тут пришел…». Пускай ребенок попытается угадать, кто пришел, кто зашел в этот момент, что может случиться дальше. Сделайте загадку, заинтересуйте ребенка.

Время от времени, можно немного притворятся, подыгрывать и переспрашивать у малыша: «Что там было? Как ее звали? Что случилось? Как назывался город? Разве было так?». Задавайте такие вопросы, чтоб бутуз понимал, что ему надо слушать, так как потом он покажет себя компетентнее мамы или папы

Заинтересовывайте его таким образом, вводите в ситуацию, держите его внимание

Также будет хорошо, если вы прочитали часть произведения или до конца рассказ, и оговориваете то, что уже было вместе. Выключив свет, вы ложитесь спать, и вы вместе оцениваете поступки главных героев. Обговариваете то, как бы вы поступили в этой ситуации. Спрашиваете у ребенка, что он думает о чьем-то поступке.

Будет интересно и для вас, и для ребенка, это будет поддерживать интерес к чтению.

Основные ошибки при обучении чтению

Отсутствие педагогического образования и недостаток знаний в специфике обучения зачастую приводит к тому, что родители, желая научить ребенку всему и пораньше, совершают много ошибок и не получают никаких положительных результатов от трудоемкого процесса.

Типичными ошибками родителей при обучении чтению являются:

попытка обучить буквам и звукам одновременно, маленькие дети не могут осознать разницу;
предоставление слишком больших объемов информации в короткие временные промежутки;
изучение букв без контекста не создает никаких логических цепочек в памяти детей, и они их быстро забывают;
отсутствие достаточного количества повторений материала, пройденного накануне;
попытка пропеть согласные, что приводит к их некорректному заучиванию;
применение разных шрифтов и цветов букв, что путает малыша;
избыток наглядных материалов, отвлекающих внимание от самих слогов;
сложные предложения в процессе обучения, они тяжело воспринимаются малышом.

Запомните!Постарайтесь избегать вышеперечисленных ошибок в процессе изучения, и малыш охотнее включится  в процесс. В детском возрасте обучать лучше всего, играя.

Как научить читать — делаем первый шаг к пониманию своего малыша

Можно пытаться применять разные методики и даже водить по разным центрам развития ребенка. Но самое главное в развитии любого малыша — это эмоциональный контакт с мамой. Если мама читает сама, увлечена этим, то она сумеет вовлечь и увлечь чтением своего ребенка. Тогда он быстро научится читать.

Правильно подобранный подход к ребенку во время обучения чтению станет залогом успеха, поможет стать ему настоящим ценителем художественной литературы, значение которой в развитии и воспитании ребенка остается важным во все времена.

Когда вы понимаете, что стоит за словами, действиями, капризами ребенка, научить его читать очень легко. Вы легко поддерживаете ребенка на уровне его бессознательных желаний и действуете, исходя из его природных задатков. Уважаете его интересы и желания.

Понять, как правильно научить ребенка читать, не сложно, гораздо сложнее занимать этим регулярно и соблюдать ту самую волшебную атмосферу. Как лучше понять своего малыша, как легко вовлечь его в мир сказок и чтения, можно узнать на ближайшем бесплатном онлайн-тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Заключение

Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

  • Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
  • Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector